timelapse

Станция метро «Нижегородская»: три тоннеля, технология top-down и конструктор «Лего»

Некрасовская (Кожуховская) ветка метро станет одной из самых протяженных среди строящихся сейчас линий подземки в Москве. Ее длина превысит 15 км.

На ней расположится восемь станций: «Нижегородская», «Стахановская» «Окская», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».

В строительстве «Нижегородской» используется несколько уникальных для Москвы технологий.

 

 

Станция расположится между ул. Верхняя Хохловка и шоссе Фрезер на пересечении с Рязанским проспектом.

Одна из ее особенностей – кросс-платформенная пересадка между одноименными станциями Большой кольцевой и Некрасовской линий метро (как на станциях «Китай-город»). Поэтому к «Нижегородской» прокладывают сразу три тоннеля.

Два из них – однопутные, их строят щиты диаметром 6 метров. По ним будут ходить поезда БКЛ. Третий тоннель, двухпутный, будет построен с помощью щита-гиганта диаметром 10 метров.

 

Цитата
«Щиты такого диаметра позволяют строить двухпутные тоннели, где пассажирские платформы – берегового типа, то есть они находятся по бокам, а поезда едут в одном тоннеле в разных направлениях. Строительство метро по этой технологии дает экономию до 30% по сравнению с традиционными проектами и существенно сокращает время строительства», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Это будет единственная подобная станция не только в России, но и в Европе. Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) по имени «Виктория» уже проложил тоннель от «Окской» до «Стахановской». Теперь гигантская машина пойдет к «Нижегородской».

Не разбирая, щит протащат через всю платформу по специальным лоткам, и он стартует дальше. Это будет уже третий двухпутный тоннель на розовой ветке. Раньше так построили участок от «Косино» до «Юго-Восточной».

Таким образом, на «Нижегородской» на две платформы одновременно будут приходить четыре поезда.

 

 

Еще одна особенность станции – строительство по системе top-down. Обычно сначала выкапывается котлован и к нему прокладывают тоннели. «Нижегородская» расположена в плотной городской застройке, рядом с эстакадой на Рязанском проспекте. В дальнейшем здесь пройдет и Юго-Восточная хорда. Поэтому стройплощадку для станции пришлось сделать компактной, а подземную часть станции строить «сверху вниз».

Технология top-down позволяет минимизировать влияние стройки на окружающие районы. После возведения перегородки на поверхности внизу продолжатся строительные работы. 
Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/stantsiiu-mietro-nizhieghorodskaia-ulitsa-postroiat-po-tiekhnologhii-top-down-khusnullin?from=cl

 

 

 

Сейчас на станции круглосуточно работают около 1 тыс. человек. Строительство второго участка Некрасовской линии от «Косино» до «Нижегородской» планируется завершить в конце 2019 года.

 

 

Так будет выглядеть «Нижегородская» после завершения всех работ. В дизайне отразится образ конструктора «Лего». Станцию визуально поделили на части с помощью разных цветов, это  послужит пассажирам удобной навигационной системой.

 

 

Концепция «Лего» будет подчеркнута простыми формами и большими однообъемными цветными элементами, которые создадут настроение подземного пространства станции.

В отделке применят современные материалы, в том числе крупноформатный серый керамогранит (имитация бетона), металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цвета.

Потолок отделают алюминиевыми панелями с ультрастойким покрытием. Стены и карнизы украсит современная графика. Комбинированное освещение дополнит цветовые акценты в отделке станции: свет будет прямым и отраженным. 

 

 

Стены переходов, вестибюля и платформ облицуют керамогранитом и натуральным камнем. На полу будет шлифованный и полированный гранит серых и коричневых тонов из месторождений: Каменногорский, Кашина гора или аналогичных.

Фасады вестибюлей остеклят и обрамят металлокерамическими или цветными керамогранитными панелями.

На базе метро «Нижегородская» планируется построить крупнейший в Европе транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Рязанская». Он объединит две линии подземки, станции Московского центрального кольца и радиального направления железных дорог. Для удобства пассажиров ж/д станцию Карачарово «перенесли» на 500 м ближе к МЦК.

 

 

На станции будет подземный вокзал, где пассажиры разных видов транспорта смогут пересаживаться с одного направления на другое. Его площадь составит около 20 тыс. кв. метров.

По предварительным оценкам, ТПУ «Рязанская» будут пользоваться более 400 тыс. человек в сутки. Сейчас узел активно строится, запустить его планируется вместе со вторым участком Некрасовской линии метро.


 

Новая ветка улучшит транспортное обслуживание горожан, проживающих на юго-востоке столицы, и разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию.

После завершения строительства БКЛ от «Нижегородской» протянут еще одну радиальную линию метро на восток города.

 

Готов тоннель метро от «Окской» до «Стахановской»

 

Строительство Некрасовской линии метро

 

Шесть ТПУ появится на Кожуховской линии метро

 

Как будут выглядеть станции Кожуховской линии метро

 

ТПУ «Рязанская» откроется в 2019 году

 

Шесть участков выделено для строительства ТПУ «Рязанская» 

 

Каким будет ТПУ «Рязанская»

 

Как строится Большое кольцо метро

Екатерина Борисова