timelapse

«Виктория» достроила последний тоннель Некрасовской линии метро

Темы в материале

Объекты по теме

ТПУ «Рязанская»

Готов последний тоннель Некрасовской линии метро. Гигантская тоннелепроходческая машина прошла 1395 метров под землей от станции «Стахановская» до «Нижегородской», построив двухпутный тоннель. 16 июля щит, названный женским именем «Виктория», финишировал.

 

Чтобы уменьшить «облако» пыли на выходе проходческого щита используется жидкость. В этот раз она была символично окрашена в розовый. Поскольку такой цвет выбран для обозначения на карте метрополитена Некрасовской линии

 

 

«Нижегородская» – станция мелкого заложения с двумя островными платформами, между которыми проложили пути Некрасовской ветки, а по бокам от платформ – пути Большой кольцевой линии (БКЛ).

Одна из особенностей будущей станции – кросс-платформенная пересадка между БКЛ и розовой веткой, она будет такой же как на «Китай-городе». Поэтому к «Нижегородской» проложили сразу три тоннеля.

Два по бокам – однопутные, их построили щиты с традиционным диаметром шесть метров. По ним будут ходить поезда Большой кольцевой. Третий тоннель между платформами, двухпутный, проложен с помощью щита-гиганта «Виктория», диаметр которого – 10 метров.

 

Цитата
«Щиты такого диаметра позволяют строить двухпутные тоннели, где пассажирские платформы – берегового типа, то есть они находятся по бокам, а поезда едут в одном тоннеле в разных направлениях. Строительство метро по этой технологии дает экономию до 30% по сравнению с традиционными проектами и существенно сокращает время строительства», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Кстати, при строительстве однопутного тоннеля финишировавшие щиты разбирают, перевозят на следующий участок, снова собирают и запускают в работу. При строительстве двухпутных тоннелей щит при необходимости пробивает торцевые стены станции, проходит ее насквозь и движется дальше – прокладывать следующий участок.

 

Метод строительства двухпутных тоннелей метро в Москве называют «испанским». В Мадриде с помощью такой технологии построили 199 км тоннелей и 156 станций метро за 12 лет. Двухпутные тоннели метро есть в таких городах, как Берлин, Гамбург, Токио, Сидней, Филадельфия, Буэнос-Айрес, Торонто, Осака, Гамбург, Вена, Будапешт, Афины, Мадрид, Рим, Неаполь, Копенгаген, Брюссель, Осло, Нью-Йорк, Чикаго, Бостон и др.

 

Станция «Нижегородская» спроектирована с двумя вестибюлями. Из одного можно будет попасть в пешеходный переход под Рязанским проспектом, из другого – к станции «Нижегородская» Московского центрального кольца (МЦК) и платформе Карачарово Горьковского направления железной дороги.

 

 

«Нижегородскую» строят по системе top-down (сверху вниз). Обычно сначала выкапывается котлован и к нему прокладывают тоннели, здесь же – все наоборот.

Дело в том, что «Нижегородская» расположена в плотной городской застройке, рядом с эстакадой на Рязанском проспекте. Здесь пройдет и Юго-Восточная хорда. Поэтому стройплощадку для станции пришлось сделать компактной, а подземную часть строить «сверху вниз».

Технология top-down позволяет снизить влияние стройки на прилегающие районы. После возведения плиты перекрытия на поверхности внизу продолжаются строительные работы.

 

 

«Нижегородская» готова почти на 80%, сейчас там ведется отделка. Дизайн станции будет напоминать конструктор «LEGO» из-за больших панелей желтого, оранжевого, зеленого и голубого цвета. Они визуально разделят станцию на несколько зон. Это поможет пассажирам сориентироваться в навигации.

 

 

Потолки соберут из металлических алюминиевых панелей со встроенными светодиодами. Стены облицуют керамогранитом и натуральным камнем серого цвета, а полы вымостят полированным и шлифованным гранитом.

Освещение станции тоже будет контрастным. Свет варьируется от теплого желтого до холодного синего.

 

 

Стены переходов, вестибюлей и платформ также облицуют керамогранитом и натуральным камнем.

На «Нижегородской» установят эскалаторы и лифты для маломобильных людей.

 

 

На базе «Нижегородской» появится крупнейший в Европе транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Рязанская». Здесь будут пересекаться две линии метро - Некрасовская и Большая кольцевая, МЦК и Горьковское направление МЖД. 

Здесь появится подземный вокзал, где пассажиры разных видов транспорта смогут пересаживаться с одного направления на другое. Его площадь составит около 20 тыс. кв. метров.

Для удобства пассажиров ж/д станцию Карачарово «перенесли» на 550 метров ближе к МЦК. В будущем для некоторых поездов Карачарово станет конечной. Это позволит частично разгрузить Курский вокзал. 

 

Также ТПУ «Рязанская» снизит нагрузку на Рязанский проспект, Нижегородскую улицу и прилегающие дороги, улучшит транспортную ситуацию в районах Лефортово и Нижегородский.

 

Цитата
«Транспортно-пересадочный узел «Рязанская» является самым уникальным, самым интересным и самым сложным. Для строителей и инженеров – это градостроительный вызов. К концу года планируем все это запустить как единое целое. Это очень непростая задача, она требует концентрации и усилий строителей, метрополитена, Российских железных дорог», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В составе ТПУ «Рязанская» планируется построить башню с офисами и апартаментами. Ее площадь составит около 60 тыс. кв. метров. Строительство высотки планируется завершить до конца 2022 года.

Частью ТПУ станет и наземная перехватывающая парковка для водителей, которые хотят попасть в город через Рязанский проспект.

По предварительным подсчетам транспортно-пересадочным узлом будут пользоваться около 400 тыс. пассажиров в сутки.

Напомним, Некрасовская линия – 15-я по счету в московском метро. Ее длина превысит 15 км. Розовая ветка соединит районы Некрасовка и Нижегородский.

Благодаря новой линии метро транспорт станет доступнее почти для 1 млн москвичей – жителей районов Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский, Некрасовка, Кузьминки и городского поселения Люберцы Московской области. Она разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию столичной подземки.

Некрасовскую строят поэтапно. Первый участок длиной порядка 7 км из четырех станций в июне 2019 года запустил мэр Москвы Сергей Собянин.

 

Для пассажиров открыты «Косино» (пересадка на «Лермонтовский проспект» фиолетовой ветки), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».

Как выглядят новые станции метро – также можно посмотреть в нашем видеосюжете.

Строительные работы на станциях «Нижегородская» (с пересадкой на Большую кольцевую линию метро), «Стахановская» «Окская», «Юго-Восточная» продолжаются. Станции планируется сдать в конце 2019 года.

На базе станций Некрасовской линии появится пять транспортно-пересадочных узлов: «Некрасовка», «Улица Дмитриевского», «Лермонтовский проспект» («Косино»), «Юго-Восточная», «Рязанская» (станция метро «Нижегородская»).

Строительство Некрасовской линии метро

 

Как строится БКЛ

Мария Купцова

Связанные объекты строительства