Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

«Марина» снова на старте: второй тоннель строят между БКЛ метро и электродепо «Замоскворецкое»

Темы в материале

Началась проходка левого перегонного тоннеля соединительной ветки между электродепо «Замоскворецкое» и Большой кольцевой линией метро. Щит по имени «Марина» начал прокладывать свой путь длиной почти 800 метров. Как проходил запуск тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) – рассказываем.

 

«Марина» – это тоннелепроходческая машина диаметром 6 метров.

 

Цитата
«Щит приступил к проходке тоннеля длиной 777 метров от площадки вблизи электродепо «Замоскворецкое» до демонтажной камеры между станциями «Каховская» и «Варшавская» Большой кольцевой линии метро», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Перед стартом «Марины» о борт тоннелепроходческого механизированного комплекса по традиции разбили бутылку шампанского – на удачу.

 

 

Генеральный директор АО «Мосинжпроект»(инжиниринговый холдинг выступает управляющей компанией по строительству новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов уточнил, что трасса тоннеля пройдет в суглинистых грунтах и обводненном песке под Варшавским шоссе и Чонгарским бульваром на глубине от 5 до 22 метров.

 

 

Он отметил, что ранее ТПМК «Марина» был задействован на строительстве правого перегонного тоннеля этого участка длиной 824 метра. С работой щит справился за шесть месяцев: проходка началась в июле 2020 года, а закончилась в декабре.

 

 

Строительство тоннелей на этом участке имеет стратегическую цель.

 

Цитата
«После завершения проходки обоих тоннелей перегона по новой соединительной ветке из депо «Замоскворецкое» будет осуществляться подача подвижных составов для обслуживания Большой кольцевой линии», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»
Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2022 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Этот перегон входит в состав реконструируемого участка из трех станций: «Каширская», «Варшавская», «Каховская» Каховской линии, которые откроются уже в составе БКЛ.

 

 

По словам генерального директора АО «Мосметрострой» (компания-подрядчик) Сергея Жукова, сегодня на всех трех станциях ведутся отделочные работы,замена инженерных систем, переустройство верхнего строения путей.

 

 

Цитата
«Реконструкция станций в основном связана с переоблицовкой камня. Практически вся архитектура, которая была создана в 1969 году, останется неизменной», –
Сергей Жуков
Генеральный директор АО «Мосметрострой»

Станции «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» Каховской линии метро были закрыты в 2019 году для реконструкции и интеграции в Большую кольцевую линию.

Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв отмечал, что самая высокая готовность сейчас у станции «Каховская».

 

Цитата
«Планируем открыть эту станцию уже в этом году в составе южного участка БКЛ», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Напомним, проект Большого кольца станет крупнейшим в истории московского метростроения. Длина БКЛ составит 70 км. Новая линия столичной подземки объединит периферийные районы города и сократит время в пути в два раза.

Какие станции метро построят в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.

 

Также спешите поучаствовать в конкурсе «Жду БКЛ».

 

Все о строительстве БКЛ метро

 

Реконструкция станций Каховской линии метро

 

Тоннель между БКЛ метро и депо «Замоскворецкое»

Булгакова Ника