timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин представил пространственную стратегию развития Москвы

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллин в рамках IV Московского урбанистического форума представил актуальную пространственную стратегию развития Москвы. По его словам, город сегодня имеет большой потенциал для развития. Принципами градостроительного развития должны стать полицентричность, повышение мобильности населения и стабилизация застройки в срединной части города путем развития существующих депрессивных территорий.

В своем докладе заместитель мэра отметил, что сегодня Москва является крупнейшим городом и одним из стратегических центров развития Российской Федерации и входит в число шести глобальных городов Европы, находясь в «двадцатке» мировых глобальных городов. Сегодня здесь проживает более 12 млн человек населения, создано более 6 млн рабочих мест, совершается около 10 млн пассажирских перевозок в день - Москва является крупнейшим исторически сложившимся транспортным узлом страны. При этом город имеет большой потенциал развития.

К текущим градостроительным проблемам столицы Марат Хуснуллин отнес несбалансированную городскую застройку, перекос в балансе размещения мест проживания и мест приложения труда, серьезный недостаток транспортной инфраструктуры, усугубляемый постоянным увеличением числа личного автотранспорта москвичей. В этой связи городские власти делают акцент на полицентризм (создание новых центров притяжения на периферии города), повышение мобильности (наращивание темпов строительства и модернизации транспортной инфраструктуры, акцент на общественном транспорте), стабилизацию застройки срединной части города и развитие существующих депрессивных территорий (прежде всего промзон).

Значимым шагом для полицентрического развития города стало присоединение в 2012 году к Москве 148 тыс. га новых территорий, что увеличило ее территорию почти в 2,5 раза. По сути, мы создаем еще один новый полноценный город. Уже построены свыше 4 млн кв. метров недвижимости, объекты транспортной и социальной инфраструктуры, сформированы условия для создания 70 тыс. новых рабочих мест. Всего здесь планируется создать более 1 млн новых рабочих мест и обеспечить постоянное проживание до 1,5 млн человек.

Реализация всего проекта может занять 20-30 лет. Уже разработаны и в начале следующего года будут вынесены на публичное обсуждение территориальные схемы Троицкого и Новомосковского округов. Последние два года здесь идет активное формирование точек роста, которые возьмут на себя часть деловой активности и ежедневной маятниковой миграции. Среди новых точек роста - административно-деловой центр, международный финансовый центр, логистические парки (рядом с аэропортами «Внуково» и «Домодедово»), инновационный центр «Сколково», деловой центр, медицинский и научно-образовательный кластеры, технопарки. Эти точки уже активно развиваются.

Активно формируется и транспортный каркас: предусмотрено строительство трех веток метро. В Саларьево метро придет уже в первой половине следующего года, что обеспечит транспортную доступность кластера «Румянцево» и даст толчок развития территорий вокруг ТПУ «Саларьево». Другая важнейшая ветка - от ул. Новаторов до ст. «Столбово», поскольку она обеспечивает транспортную доступность точки роста в Коммунарке.

Запланирована реконструкция Калужского шоссе, призванного стать центральной магистралью новых территорий, которая завершится к 2017 году. Будут развиваться Киевское и Курское радиальные направления железной дороги, формироваться дополнительные поперечные дорожные связки между магистралями, две из которых введены в этом году.

«В рамках повышения мобильности населения приоритет отдан развитию транспортной инфраструктуры - на это направлено 70% бюджета, заложенного в адресной инвестпрограмме. Основной акцент сделан на строительстве метро, поскольку это основной вид общественного транспорта, которым пользуются москвичи. Ключевыми шагами на этом направлении являются формирование Третьего пересадочного контура, призванного изменить пассажиропотоки, сняв перегрузку с центральных участков всех радиальных линий и обеспечив возможность прибытия к месту назначения, минуя центр, интеграция в единую систему нескольких видов общественного транспорта через транспортно-пересадочные узлы, наращивание объемов и темпов строительства», - сказал заммэра по градостроительной политике Марат Хуснуллин.

Программа включает около 160 км линий и 75 станций, которые расширят сеть скоростного подземного транспорта в 1,5 раза к текущему положению. За прошедшие три года уже построено 26,2 км линий, 12 станций и три депо. С 2010 года объемы строительства выросли в четыре раза. В этом году мы формируем большой задел для ввода объектов в последующие годы. В предстоящие три года мы построим в 2-2,5 раза больше. «Сегодня это крупнейшая стройка в мире - по объемам и по темпам (с учетом интеграции с модернизируемой Московской железной дорогой мы входим в лидеры инфраструктурного строительства наряду с Китаем», - подчеркнул Хуснуллин.

Также за последние четыре года было построено 237 км дорог, порядка 70 искусственных сооружений, более 100 пешеходных переходов, введены после реконструкции первые пять вылетных магистралей. До конца года будут введены Можайское шоссе, шоссе Энтузиастов и большая часть объектов по Рязанскому шоссе. Спроектированы и планируются к строительству новые хордовые внутригородские направления - Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, Южная рокада, ЦКАД и сеть дорог на присоединенной территории. Еще на 400 км дорожных объектов разработана проектная документация: к 2017 году планируется достигнуть общей протяженности дорог в 443 км и  произвести реконструкцию 158 км дорог.

Было принято решение об открытии пассажирского сообщения по существующему 54-километровому малому кольцу железной дороги и ее фактической интеграции в систему внутригородских пассажирских перевозок путем формирования 32 транспортно-пересадочных узлов. На шести приоритетных радиальных направлениях железной дороги будут построены и реконструированы порядка 250 км главных путей и более 80 железнодорожных переездов.

Формируется система транспортно-пересадочных узлов Московского региона - это 390 ТПУ в Московской области и 273 ТПУ на территории Москвы, 192 из которых являются капитальными объектами. Транспортно-пересадочные узлы формируются на станциях метрополитена и железной дороги, а также наземных видов транспорта (автобус, трамвай, троллейбус). В настоящее время активно ведутся работы по проектированию ТПУ и разработке механизмов привлечения средств  инвесторов.

«В рамках стабилизации застройки срединной части города и развития существующих депрессивных территорий акцент сделан на реновации промзон: общая площадь промышленных зон в границах Москвы около 18 тыс. га,  проекты потенциалом 4 млн кв. метров уже начали реализовываться. Исходя из сбалансированного подхода к развитию территорий 7,8 тыс. га промышленных территорий планируется реорганизовать с сохранением функции. Ряд крупных территорий уже проработан, например территория ЗиЛа, потенциал застройки которого - 4,8 млн кв. метров недвижимости», - рассказал Марат Хуснуллин.

На территории около 67 га технополиса «ЗиЛ»  будет построено более 1,5 млн метров недвижимости различного функционального назначения, в первом полугодии следующего года будет открыт крупнейший Ледовый дворец «Парк легенд», где под одной крышей будут объединены три ледовых поля. Другие хорошие примеры комплексной реновации промзон - Тушинский аэродром, где уже построены и введены стадион «Спартак» за счет инвесторов и одноименная станция метро. Здесь предполагается реализация многофункционального спортивного кластера. В планах также - реконструкция завода «Серп и Молот». Всего в прошлом году на территории промзон введено 1,3 млн кв. метров недвижимости, за 11 месяцев этого года - свыше 1,6 млн кв. метров.

Среди находящихся в работе крупных инфраструктурных проектов Москвы Марат Хуснуллин назвал реконструкцию БСА «Лужники» в рамках подготовки к проведению в 2018 году в Москве Чемпионата мира по футболу,  создание парка «Зарядье», где на 14 га, в самом центре Москвы, рядом с Кремлем, будет организована туристическая природная зона, и планируемую реконструкцию Мневниковской поймы, где на 650 га будет создан крупнейший  парковый кластер, объединяющий парковые территории Филевского, Мневниковского и Крылатского парков. Еще один градообразующий проект - комплексное развитие прилегающих к Москве-реке территорий. Вчера были подведены итоги соответствующего конкурса, победителем которого стало Архитектурное бюро «Проект Меганом».

СПРАВОЧНО

Сегодня через Москву проходит 62% всех пассажирских перевозок железных дорог России, 35% всех грузовых перевозок, 87% всех авиаперевозок, почти треть всего автомобильного парка страны, а доля транзита экспортно-импортных грузопотоков через Москву составляет 60%.

Благодаря реализуемым принципам градостроительного развития столицы в последние несколько лет обеспечен положительный тренд по строительству и вводу объектов: в транспортном строительстве прирост дорог и метро в четыре раза, в недвижимости превышен уровень 2008 года: в этом году планируется ввести не менее 8,7 млн кв. метров недвижимости, в т.ч. 3,15 млн кв. метров жилья; за 11 мес. введено 7,29 млн кв. метров, в т.ч. 2,77 млн кв. метров жилья).

За последние четыре года мы приняли градостроительные решения, которые позволяют строить новые объекты совокупной площадью свыше 130 млн кв. метров, разработаны более 200 проектов планировки территории (потенциал строительства - более 30 млн кв. метров), 95 проектов планировки по линейным объектам (совокупной протяженностью 446 км) и 22 проекта планировки по внеуличному общественному транспорту (метрополитен и трамвай), разработаны порядка семи тысяч ГПЗУ на строительство объектов общей площадью свыше 60 млн кв. метров.

На сегодняшний день в городе - 6668 объектов, по которым выданы разрешения на строительство с общим потенциалом застройки в 40,4 млн кв. метров (в т.ч. на новой территории - 4694 объекта с потенциалом в 29,389 млн кв. метров).

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы