timelapse

НЛТР разработают концепцию «Технополис МетМаш» в районе Грайвороново

Темы в материале

На базе ВНИИМетМаш в Юго-Восточном округе столицы планируется создать современный Технополис. Разработкой концепции займутся «Новые лидеры территориального развития».

На базе ВНИИМетМаш в Юго-Восточном округе столицы планируется создать современный Технополис. Разработкой концепции займутся «Новые лидеры территориального развития».

Проект должен обеспечить экономическую устойчивость производства, эффективное управление недвижимостью и модернизацию комплекса в целом. Территорию планируется трансформировать путем объединения и группировки образовательных функций, фундаментальных и прикладных исследований и производства.

Технополис будет развиваться в промзоне между Рязанским и Волгоградским проспектами, в районе Грайвороново. Его базу составят работающие подразделений института ВНИИМетМаш, который в течение десятилетий занимается исследованиями, разрабатывает и изготавливает технику и оборудование, используемое в металлургии, машино- и приборостроении, атомной энергетике, космосе и «оборонке».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Дальнейшая судьба промзон не всегда подразумевает застройку жильем. Сегодня у города в приоритете - развитие делового и промышленного сегментов. Строятся технопарки, медицинские и производственные кластеры, характерным является повышение сложности проектов в плане их многофункциональности, ведь город - это смесь функций, а не полигон одной из них. Любая монофункция в больших объемах порождает ограниченные возможности. И я считаю, Москва, благодаря политике мэра Сергея Собянина, очень вовремя встала на путь комплексного развития территорий. Сегодня никто не строит без изначального понимания того, какие рабочие места возникнут в районе, как будет формироваться транспортная инфраструктура, что будет с образовательной, социальной, культурной, спортивной составляющей».

При довольном большом числе современных проектов редевелопмента промзон, проектов модернизации предприятий без изменения производственной функции пока единицы. Эта, на несколько порядков более сложная задача, до сих пор не имеет стандартных рецептов и бизнес стратегий. Одним из недавних примеров стал прошедший в 2014 году конкурс на модернизацию облика кондитерско-булочного комбината «Простор», в настоящее время успешно реализующийся. 

Но проект Технополиса на базе «МетМаш» - задача более комплексная, требуется сделать само предприятие рентабельным, не растерять его научно-производственный и исследовательский потенциал, обеспечить преемственность наработанного интеллектуального и практического капитала. Концепция нацелена на то, чтобы в одном месте объединить профильные машиностроительные производства, бизнес, науку, образование, культуру, искусство, инвестиции и высокие технологии, что будет способствовать формированию инновационной среды для комплексного развития города. Руководство ВНИИМетМаш ожидает, что в Технополисе объединятся «опыт и молодость для развития наукоемкого бизнеса в области машиностроения и металлообработки».

Проектировщикам НЛТР предстоит определить место предприятия «МетМаш» в структуре района, функциональное наполнение этой производственной площадки и создать альтернативные планы развития для повышения социально-экономической и культурной капитализации этого места. Так, помимо производственных и офисных площадей, в проекте предусмотрено создание научно-учебных подразделений и комфортной многофункциональной зоны с социальной инфраструктурой и возможностями для отдыха и творчества. Здесь будет сформирована полноценная городская среда с ландшафтным парком, уютными кафе и тематическими клубами.

Кроме того, авторы проекта предлагают объединить промзону «МетМаш» в единый технокластер с соседней территорией «МосСпецЖелезобетон». Сейчас площадка, принадлежавшая ранее заводу железобетонных изделий, представляет собой набор сооружений складского и производственного назначения, которые сдаются в аренду.

Значительным тормозом в развитии ВНИИМетМаш является ограниченная транспортная доступность. Сформировавшаяся с 1930-х по 1970-е годы промзона № 54 изолировала друг от друга жилые части районов «Текстильщики» и «Рязанский». Частично эту проблему поможет решить Адресная инвестиционная программа Москвы, согласно которой рядом пройдет хордовая магистраль, соединяющая Волгоградский и Рязанский проспекты. Перенос путевых дворов за городскую черту и ликвидация грузовых железнодорожных веток высвободит землю для прокладки новых дорог. Новые транспортные развязки обеспечат территорию ВНИИМетМаш дополнительными подъездными путями. Еще одним драйвером развития этого района Москвы может стать открывающаяся рядом с территорией НИИ в 2018 году станция метро «Стахановская».

Директор ОАО АКХ ВНИИМетМаш Александр Пироженко и директор академии НЛТР Алекс Столярик уже подписали соглашение о намерениях сотрудничества в целях создания на базе предприятия современного «Технополиса МетМаш», который станет драйвером развития как для российской машиностроительной отрасли, так и для городской среды Юго-Восточного округа столицы. В работе над проектом также примут участие специалисты дизайн-завода «Флакон». В целях поддержки молодых лидеров директор «Флакона» Николай Матушевский учредил денежный грант и официально стал партнером академии НЛТР.

 

 

Другие материалы по теме