timelapse
Все темы

Реформы в градостроительстве продолжатся

Темы в материале

За 2010-2018 гг. Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка по показателю «Получение разрешений на строительство» на 131 позицию благодаря оптимизации процедур в градостроительной сфере, развитию онлайн сервисов и электронных услуг, исключению требований от заявителя документов, имеющихся в распоряжении органов власти.

С. Лёвкин: Ключевая стратегическая задача – сократить количество взаимодействий участников строительства и органов власти в ходе реализации строительного проекта в несколько раз.

Вчера на пресс-конференции о результатах рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса» по направлению «Получение разрешений на строительство»в ТАСС заявил руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.

Участники:

Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин; руководитель группы экспертов Всемирного банка по показателю «Получение разрешений на строительство» рейтинга «Ведение бизнеса» Джаяшри Сринивасан.

Лёвкин: «За 2010-2018 гг. Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка по показателю «Получение разрешений на строительство» на 131 позицию благодаря оптимизации процедур в градостроительной сфере, развитию онлайн сервисов и электронных услуг, исключению требований от заявителя документов, имеющихся в распоряжении органов власти».

Результаты рейтинга

31 октября были опубликованы результаты рейтинга «Ведение бизнеса – 2019», согласно которым в 2018 году Россия заняла 31 место в рейтинге, поднявшись за год на 4 позиции с 35 места. По направлению «Получение разрешений на строительство» Российская Федерация поднялась на 67 позиций со 115 на 48 место. При этом по остальным 10 направлениям такой же существенный рост не зафиксирован.

В данном рейтинге Правительство Москвы участвует в оценке по двум направлениям: по электроснабжению и по строительству.

Согласно данным рейтинга Всемирного банка, по сравнению с предыдущим годом срок получения разрешительной документации сократился на 44,5 дня и составил 194,5 дня, а стоимость снизилась на 0,2% и составила 1,3% от стоимости объекта.

Реформы строительной отрасли, учтенные экспертами всемирного банка в 2018 году 

1. Основным фактором повышения позиции в рейтинге в этом году стали реформы в области контроля качества и безопасности во время и после завершения строительства.

Обеспечен переход на риск-ориентированный подход в сфере государственного надзора за строительством. Категории риска: высокий, значительный, умеренный. В зависимости от категории объекта формируется программа проверок объекта на основе принципа: чем выше риск строящегося объекта, тем чаще он подлежит проверке органами государственного строительного надзора. Такой подход позволил повысить качество проверочных мероприятий и эффективность работы органов строительного надзора, а также избавить низкорисковые объекты от избыточного контроля.

В отношении низкорисковых объектов государственный строительный надзор не осуществляется, при этом повысить качество контроля за данными объектами строительства также удалось за счет внедрения современных технологий на этапе завершения строительства. Для таких объектов после строительства все работы по контролю качества проводятся неразрушающими методами и позволяют оценить в том числе и качество скрытых работ.

В результате для низкорисковых объектов обеспечен уровень контроля, сопоставимый по качеству с контролем за строительством объектов с более высокими уровнями риска, при этом застройщики таких объектов избавлены от избыточного контроля.

2. Оптимизация инженерных изысканий (сокращение общего срока процедур на месяц)

За счет применения информационных ресурсов, содержащих архивные данные по инженерным изысканиям, сокращен срок проведения инженерных изысканий.

Сводный план подземных коммуникаций и сооружений города Москвы в электронном виде. Для его создания оцифрована информация из более чем 300 тыс.документов, описывающих подземное пространство Москвы, накопленных с 1944 года. Электронный архив геологических изысканий содержит информацию обо всех ранее проведённых инженерных изысканиях. ПДФ-файл по результатам бурения и анализа проб грунта можно получить в личном кабинете на Официальном портале Мэра Москвы. Использование таких архивных материалов снижает сроки и стоимость проведения изысканий. Также это позволяет подготовить программу инженерных изысканий гораздо быстрее.

3. Обеспечено сокращение срока выдачи разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию с 10 до 7 рабочих дней.

Применение передовых технологий при предоставлении услуг в строительстве:

1.  Создан замкнутый контур электронных административных процедур, обеспечивающих строительный процесс от начала до конца: с момента выдачи ГПЗУ и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию (всего 19 услуг предоставляется в электронном виде).

В 2018 году около 95% заявлений подано в электронном виде.

2. Москва - первый регион России, в котором в ГПЗУ стала включаться информация о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и подземных коммуникациях и сооружениях. В 2017 году успешный опыт был закреплен в Градостроительном кодексе РФ.

3. Две услуги – по одной заявке. В 2016 году Москва стала первым регионом, в котором была реализована реформа по объединению процедур выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию и кадастрового учета объекта. Заявителем при постановке объектов на учет является орган, выдавший разрешение на ввод в эксплуатацию – Мосгосстройнадзор, он направляет в Росреестр заявление о постановке объекта на кадастровый учет без участия со стороны застройщика.

Реформа в завершающей стадии реализации: подключение ко всем видам ресурсов по единой заявке

Во второй половине декабря этого года столичные застройщики смогут подать единую заявку через портал Mos.ru на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения 6 компаний: ПАО «МОЭСК», АО «ОЭК», ПАО «МОЭК», АО «Мосводоканал», АО «МОСГАЗ», АО «Мособлгаз».

Реформы 2019 года и перспективы дальнейшего развития

Работа продолжается, планируется:

а) включение в состав ГПЗУ архивных материалов инженерных изысканий,

б) сокращение сроков заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями в отношении отдельных видов объектов с небольшим объемом нагрузок,

в) завершение перевода в электронный вид всех услуг сетевых организаций.

Дальнейшее реформирование в сфере предоставления услуг в строительстве будет осуществляться посредством внедрения принципиально нового подхода к организации взаимодействия участников строительства и органов власти, основанного на реализации комплексных услуг.

Такие услуги предполагают группировку отдельных услуг по этапам строительства. Застройщик подает единую заявку, которая рассматривается одновременно несколькими органами власти для формирования согласованной позиции о возможности реализации соответствующего этапа строительного проекта.

Ключевая стратегическая задача – сократить количество взаимодействий участников строительства и органов власти в ходе реализации строительного проекта в несколько раз, что позволит значительно улучшить деловой и инвестиционный климат в строительстве.