timelapse

Школьная архитектура как инструмент развития личности

Темы в материале

14 февраля в деловом квартале «Романов двор» прошла открытая экспертная дискуссия Urban Talks «Школьная архитектура как инструмент развития личности». Мероприятие организовано АНО «Московский урбанистический форум» совместно с международным холдингом RD Group.

Участники дискуссии на конкретных примерах как реализованных, так и строящихся проектов обсудили современные архитектурные концепции, способы создания комфортной образовательной среды для школьников и ее влияние на развитие личности. Мероприятие прошло на фоне масштабной программы по строительству школ в России: в ближайшие 10 лет должны появиться тысячи новых учреждений на 6,6 миллионов мест.

На мероприятии выступили главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович. В дискуссии также приняли участие российские и международные эксперты: глава британского архитектурного бюро Tim Flynn Architects Тим Флинн, директор школы-пансиона «Летово» Михаил Мокринский, директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин, руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова. Модератором выступил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал о необходимости создавать больше школ с индивидуальными архитектурным концепциями. По его словам, Москомархитектура с сентября 2012 года оформила 68 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений образовательных учреждений, среди них есть интересные примеры: столичная «Хорошевская прогимназия», «Летово» в Новой Москве. По словам Сергея Кузнецова, сегодня особенно важен конструктивный межведомственный диалог с участием архитекторов и представителей сфер образования.

«Московские школы согласно международным рейтингам входят в лидеры образования, но удержать эти позиции, как говорит мэр Москвы Сергей Собянин, можно только постоянно стремясь вперед, не только оснащая их технически, но и наполняя новыми методиками. Все это требует, безусловно, и новых проектных решений, учитывающих специфику постоянно развивающейся образовательной среды, в которой все большую роль играют информационные технологии», — отметил Сергей Кузнецов.

Начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович в свою очередь рассказала о масштабных планах Москвы по строительству школ. По ее словам, только в этом году планируется реализация нескольких десятков проектов.

Одним из примеров современных концептуальных школ стала международная UWC Dilijan в Армении, построенная холдингом RD Group и открытая в 2014 году. Архитектор проекта глава британского бюро Tim Flynn Architects Тим Флинн рассказал о создании проекта и о том, какие идеи легли в его основу.

«Прежде чем начать работу над UWC Dilijan я посетил больше 40 школ по всему миру в поисках лучших архитектурных решений. При этом из всего многообразия необходимо было выбрать те, которые сработали бы в данном месте, поскольку всегда нужно учитывать локальные особенности и окружающую среду, чтобы органично вписать здание в существующее пространство. Архитектурная концепция UWC Dilijan помогла нам достичь нескольких целей – сделать школу центром притяжения региона, вписать ее в окружающий горный ландшафт Дилижана, а также сделать процесс обучения более гибким и эффективным благодаря многофункциональности пространств внутри школы и за ее пределами», -- сказал Тим Флинн.

Директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин рассказал о способах создания актуальной образовательной среды, которая готовит учеников к жизни в современном динамичном мире. А также о различных форматах обучения, которые используются в Международной школе в Казани, чтобы сделать образование максимально эффективным.

На мероприятии также выступил Михаил Мокринский, директор школы-пансиона «Летово», которая откроется в 2018 году. Школа-пансион «Летово» расположена между станциями метро Саларьево и Бунинская аллея в Москве и нацелена на соединение лучших традиций российского и зарубежного образования. Михаил Мокринский отметил, что школа – это не просто образовательное пространство, она выполняет функции по формированию управленческой и культурной среды.

В свою очередь директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова рассказала о необходимости и дальше создавать школы, соответствующие эпохе и ее требованиям. Она отметила, что при работе над концепциями образовательных учреждений архитекторам необходимо учитывать то, что их посещают дети с различными особенностями и приоритетами. Например, если одним нужно больше открытого пространства, прозрачных перегородок и панорамных окон, то другим в таком случае может не хватать места для уединения.

В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что каждая школа сегодня должна отвечать таким ключевым требованиям, как многофункциональность, гибкость и адаптивность к быстро меняющимся условиям.