timelapse
Все темы

В рамках «Открытого города» презентовали исследование о моделях обучения в РФ и за рубежом

Темы в материале

Знаете ли вы сколько человек считают, что качество платного образования хуже бесплатного, и какой процент родителей готов оплачивать обучение своих детей? Найти ответы на эти и многие другие вопросы поможет исследование, представленное в рамках проекта Москомархитектуры «Открытый город».

28 сентября в Музее Москвы при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы и главного архитектора Сергея Кузнецова проходит конференция-выставка «Открытый город», посвящённая архитектурному образованию.

«В настоящее время, в мире информационных технологий и клипового мышления, ни одна профессия не может существовать, если ее ценность недостаточно артикулирована для общества. Мы регулярно видим статьи «1O профессий, которые исчезнут в ближайшее время», и наша задача — как Москомархитектуры, так и всего профессионального сообщества — своими проектами, своей деятельностью доказать, что профессия архитектора не может исчезнуть, не может быть заменена машинными технологиями. При этом ни одна профессия не может находиться в стагнации — современное общество и технологии развиваются в геометрической прогрессии, поэтому на архитектора всегда будет возлагаться задача визионера — человека, способного предугадывать темпы и направления развития и своими проектами отвечать на задачи даже не современности, а 5–1O–15-летней перспективы», — отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Как воспитать такого профессионала — преданного профессии, непрерывно стремящегося улучшить свои навыки, расширить знания, узнать больше о городе и людях, его населяющих? По мнению экспертов, эту задачу нельзя возлагать на кого-то одного — на вузы, органы исполнительной власти, девелоперов или именитых архитекторов. Ответственность должны нести и сами горожане: архитектору нужен запрос на проектирование качественной городской среды непосредственно от ее будущих пользователей.

Ежегодная конференция «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры» выводит диалог о профессии и воспитании архитектора на новый уровень, каждый раз охватывая все новые и новые вопросы, и приближаясь к решению насущных проблем. Специально для этого под руководством урбаниста Пётра Кудрявцева, партнера бюро Citymakers, было подготовлено исследование под названием «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики», которое частично дает ответы на вопросы об образовании в сфере архитектуры и градостроительства.

Авторы попытались показать весь спектр возможных карьерных преломлений для молодых архитекторов, чтобы дать возможность абитуриентам, студентам и выпускникам понять все разнообразие профессии и наметить собственный про- фессиональный путь в зависимости от перспективы и цели. Для сбора данных были использованы основные методы социологического исследования: фокус-группы; глубинные экспертные интервью, контент-анализ, в частности, иностранных практик; сравнение объемов инвестиций в архитектурное образование в России и за рубежом; анализ экономических эффектов от инвестиций в обучение.

Так, было выявлено, что, несмотря на высокую оценку необходимости получения высшего образования, 7O% респондентов не одобряют возможность получения платного образования. Причем есть четкая корреляция между возрастом опрошенных и их мнением о возможности получения платного высшего образования. Если 79% старшего поколения (5O лет и более) не одобряют подобное решение, то среди молодежи (18–35 лет) 36% опрошенных готовы оплачивать собственную учебу. При этом доля тех, кто считает, что платное образование хуже бесплатного, более чем вдвое превышает долю тех, кто готов согласиться с обратным утверждением.

В США, где соотношение стоимости обучения и средних доходов также высоко, развита система образовательных кредитов — по статистике, ими пользуются 66% студентов. В России же этим механизмом оплаты обучения пользуется меньше 1% студентов платных отделений вузов.  Что касается непосредственного самого выбора профессии, многие студенты рассказывали о субъективных факторах, которые способствовали их выбору архитектурной специальности. Среди таких факторов часто называлось желание самоутвердиться через выбор наиболее сложного карьерного пути. Распространенный в обществе стереотип о том, что на архитектурные специальности тяжело поступить, мотивирует студентов на поступление в наиболее престижные вузы.

Приход в профессию также может быть следствием расширения визуального опыта, накопленного в путешествиях. Чем больше человек путешествует, тем больше визуальных образов ему открывается, тем больше различных типов архитектуры он анализирует, интересуется архитекторами, воспитывает таким образом вкус и любовь к эстетике. Путешествия расширяют кругозор, помогают найти ориентиры и вкусовые предпочтения. Таким образом, любовь к путешествиям может повлиять на профессиональный выбор.

К сожалению, поступив в вуз, молодые люди часто сталкиваются с трудностями прихода в профессию. Российское архитектурное образование существует в отрыве от практики — об этом говорят и студенты российских архитектурных вузов, и выпускники. Институт, по их словам, дает важную теоретическую базу, общее представление об архитектуре, но практическим навыкам и реальному проектированию там не учат. Студенты как можно раньше стараются получить опыт работы в архитектурном бюро. Желание устроиться на работу на ранних этапах развития обусловлено конкурентным преимуществом студентов и выпускников с опытом работы в сравнении с теми, у кого такого опыта нет. Даже частичная занятость позволяет привыкнуть к рабочей атмосфере, к тонкостям работы в архитектурном бюро и специфике работы с проектами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лишь немногие из выпускников готовы открыть собственное бюро. Большинство предпочитает работать по найму, ссылаясь на то, что боятся неизвестности, не имеют представления, каким образом можно начинать свое дело, и что для этого нужно. Что же делать будущим архитекторам в данной ситуации? Надеемся, что ответы подскажет исследование «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики».

Теги