timelapse

Заседание правительства Москвы. Подведение итогов четырехлетней работы Стройкомплекса. С. Собянин, М. Хуснуллин

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе. Сегодня заслушаем предварительные итоги работы Комплекса градостроительной политики за прошедший год, а также итоги реализации программы градостроительной политики за последние четыре года в целом. Также послушаем готовность городских служб к проведению праздничных новогодних мероприятий (речь идет о готовности транспорта, коммунальных служб, здравоохранения, культуры, торговли).

Первый вопрос, касающийся работы градостроительного комплекса. По итогам последних лет Москва вышла на первое место по динамике развития среди мировых городов, таких как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Берлин, Пекин, Шанхай и целый ряд других. Москва занимает первое место по динамике развития инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в первую очередь, строительства офисов, жилья, торговли и так далее. Итоги проходящего года в этом отношении не исключение, они являются позитивными, лучшими за последние пять лет.

Марат Шакирзянович (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин), пожалуйста, доложите.

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Сегодня мы подводим итоги года уходящего и оцениваем основные результаты градостроительной политики за последние четыре года.

С какими градостроительными проблемами столкнулся город в период своего бурного развития в последние 15 лет? Это, во-первых, огромная диспропорция в территориальном развитии. Все основные рабочие места сосредоточены в центре города, а основная масса населения живет на его периферии. И, как следствие, перегрузка транспортной инфраструктуры, прежде всего общественного транспорта, низкие темпы его развития. Каждый пятый москвич тратил на дорогу более трех часов в день, перегрузка общественного транспорта достигала 20-30 процентов от нормативной. Основной вид общественного транспорта, метро, был недоступен для 22 процентов москвичей. В центральной части 40 процентов от всей сети метро было перегружено на 30 процентов. При этом в московском метро самый напряженный в мире пассажиропоток, а протяженность уступает другим крупным городам мира, сопоставимым с Москвой по численности населения. Темпы строительства метро в 2000-2010 годах в среднем равнялись примерно трем километрам в год и двум станциям в год, а электродепо для обслуживания и ремонта подвижного состава не строилось с 1996 года.

Следующая серьезная проблема - это постоянный прирост личного автотранспорта. Буквально по последним данным ГИБДД, 250 тыс. автомобилей добавилось за 2014 год. При этом у нас одна из самых низких обеспеченность улично-дорожной сети.

Сергей Собянин: По обеспеченности личным транспортом мы уже догнали ведущие города мира, и эта динамика продолжается, в то время как в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк, по крайней мере, статистика видит не увеличение, а снижение количества личных машин. Это связано с разными факторами, тем не менее это так. А такие города, как Сан-Паулу и другие развивающиеся, особенно южноамериканские, - они демонстрируют, как и мы, бурное развитие личного транспорта, несмотря на то что ситуация с трафиком достаточно сложная.

Марат Хуснуллин: Половина жилья в городе требует капитального ремонта, 15 процентов жилищного фонда имеет износ более 45 процентов. Проекты инвесторов по жилой застройке в большинстве случаев не обеспечивали новые жилые районы ни транспортной доступностью, ни детскими садами, школами и поликлиниками. Во многом интенсивная застройка исторического центра привела к утрате историко-культурного наследия столицы. Принятый в 2010 году Генеральный план к моменту утверждения уже по многим позициям потерял актуальность, в том числе по количеству автомобилей, как Вы говорили, Сергей Семенович. Мы только к 2025 году планировали 380 машин на 1000 жителей, но превысили этот показатель уже в 2012 году.

Соответственно в Москве стало некомфортно жить и работать. Темпы экономического роста (соответственно и привлечение инвестиций) оказались под большой угрозой, нужно было полностью пересмотреть наши планы градостроительного развития. Тем более что бюджет города Москвы один из самых социально ориентированных в мире. Для поддержания его уровня соответственно нужно было принять новые планы развития города, чем мы активно занимались.

Исходя из этого Вами, Сергей Семенович, была поставлена задача сделать город комфортным и удобным для проживания. Для этого были определены базовые градостроительные принципы. Это стабилизация застройки исторического центра, интенсивное развитие инфраструктуры общественного транспорта и соответственно улично-дорожной сети. Это сбалансированная застройка городских территорий, то есть обеспеченность территорий необходимой инфраструктурой, увеличение пешеходной доступности. Вовлечение в экономическое развитие неиспользуемых и депрессивных территорий, в том числе промзон. И главный принцип - это полицентрическое развитие, то есть создание новых центров деловой активности на периферии города, чтобы сократить маятник трудовой миграции с окраин в центр и обратно. Для решения этих задач, Сергей Семенович, Вами была утверждена Градостроительно-земельная комиссия, где все градостроительные решения принимаются коллегиально.

Хочу коротко отметить итоги работы комиссии. За четыре года Градостроительно-земельная комиссия отменила градостроительных решений на 21 миллион квадратных метров. Это колоссальная цифра. Были отменены проекты, во-первых, точечной застройки, проекты застройки исторического центра, проекты, которые мешали транспорту, создавали дополнительные транспортные проблемы, и проекты, где было массовое недовольство жителей города. Остальные проекты, которые были утверждены в Генеральном плане, с учетом новой территории были пересмотрены, были отработаны вопросы транспортно-социальной инфраструктуры и запросы москвичей. Соответственно мы пересмотрели и утвердили новых, с учетом неиспользуемых территорий и «новой Москвы», проектов на 161 миллион квадратных метров. Из них 43 миллиона было проработано за последний год. То есть все крупные неиспользуемые территории города были проработаны с точки зрения развития на ближайшую перспективу.

Была полностью ограничена точечная и дальнейшая офисно-деловая застройка центра. В рамках комиссии по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия за прошедший период сохранены планировавшиеся ранее к сносу 189 строений. Это те, по которым ранее были выданы разрешения на снос. Сергей Семенович своим решением отменил, и мы потом успешно со всеми инвесторами занимались тем, чтобы сохранить эти объекты в городе. Были включены в реестр памятников истории и культуры 72 новых объекта, в том числе в 2014 году было 15 сохранено и 30 включено в реестр. Утверждены 36 проектов режимов использования земель и градостроительных регламентов.

В реализации намеченных планов важнейшую роль играет разработка градостроительной документации. В этом году разработано 56 проектов планировки территории, 23 проекта планировки линейных объектов, 2537 ГПЗУ, 77 ГПЗУ по линейным объектам, 943 архитектурно-градостроительных решения. Архитектурно-градостроительные решения - это качество архитектуры, которое выросло в разы по сравнению с предыдущими годами.

В целом за четыре года было утверждено 200 проектов планировки территорий с потенциалом почти 32 миллиона квадратных метров, 89 проектов планировки линейных объектов, которые нам позволяют запроектировать и построить 150 километров метро и порядка 400 километров различных дорог, развязок, транспортных сооружений, пешеходных переходов. Выдано 7800 ГПЗУ на строительство объектов общей площадью 61 миллион квадратных метров. И хочу отметить, что вся эта работа ведется в активном диалоге с горожанами. За четыре года проведено более 400 публичных слушаний, в том числе в этом году — порядка 70.

Проработана концепция градостроительной документации по большинству территорий развития, в том числе в этом году - по Мневникам, Нагатинскому затону, Молжаниновскому району, Большому Сити, административно-деловому центру в Коммунарке, в «новой Москве». Завершена разработка территориальных схем Троицкого и Новомосковского округов, в первой половине следующего года она будет утверждена. Обеспечена активная интеграция Москвы в международную оценку качества градостроительной и архитектурной деятельности. Проведены международные архитектурные конкурсы по таким объектам, как Зарядье, ЗИЛ, Политехнический музей, Центр современного искусства на Ходынском поле, завод «Серп и молот», МФЦ «Рублево-Архангельское», бассейн в «Лужниках», по благоустройству Триумфальной площади. Ну и, конечно, кульминация этого года с точки зрения проведения конкурсов - это разработка концепции «Москва-река».

Завершен подготовительный этап корректировки Генерального плана, который мы должны актуализировать до середины 2016 года.

Задача на 2015 год по градостроительной документации - это в первую очередь корректировка и изменение Генерального плана, разработка более 100 проектов планировки территорий, разработка проектов планировки и утверждение с проведением публичных слушаний 154 транспортно-пересадочных узлов. В общей сложности мы планируем за этот год провести более 200 публичных слушаний. Вот это одна из самых сложнейших и важнейших задач - вовлечение граждан в обсуждение всех градостроительных проектов Москвы. Также проработать градостроительные концепции развития территорий, прилегающих к МКАД и к МКЖД.

Один из показателей нашей работы, Градостроительно-земельной комиссии, Вы видите на графике - это темпы прироста недвижимости, построенной в городе за последние годы. Хочу сказать, что на сегодняшний день, Сергей Семенович, уже введено 8 миллионов 800 квадратных метров недвижимости, плюс у нас еще будут индивидуальные объекты, они построены на новой территории. И Вы видите, что у нас прирастает как в целом недвижимость, так и ввод жилья. Причем из 3 миллионов 200 квадратных метров построенного жилья порядка 500 тысяч по тем показателям, которые здесь показаны по жилью, от 500 до 600 тысяч квадратных метров жилья строятся по государственным социальным программам. Это переселение из сносимых домов первой серии и по очередникам.

Кроме того, на сегодняшний день у нас в городе имеется выданных разрешений в общей сложности почти на 40 миллионов квадратных метров. То есть мы имеем еще впереди хорошую динамику.

Следующий важнейший вопрос, самый главный в нашей работе, - это развитие транспортной инфраструктуры. В этом году мы сделали колоссальный задел для буквально прорывного строительства на ближайшие три года. В целом хочу сказать, что за три прошедших года введено 28,7 километра метро, 14 станций и пять электродепо. Это в полтора раза выше среднегодового ввода за предыдущие 11 лет. И созданы условия, чтобы ввести более 60 километров метро за три последующих года, 35 станций и пять депо.

Сегодня по темпам строительства метро мы вышли на показатели, сопоставимые с такими ведущими китайскими мегаполисами, как Пекин и Шанхай. Для реализации этой программы мобилизованы все силы метростроителей России и стран СНГ, а также ряда зарубежных компаний. Сегодня одновременно трудятся на площадке 26 тысяч строителей, порядка пяти-шести тысяч проектировщиков, еще огромное количество - более пяти тысяч - людей, которые прямо или косвенно связаны со строительством метро.

Одна из главных задач последующего года - это выйти на строительство всех объектов и в первую очередь Третьего пересадочного контура. Сегодня 25 процентов этого контура находится в стройке, а всего это 61 километр, пересечение с 17 радиальными направлениями метро, пересечение с семью направлениями железной дороги и в двух местах пересечение с Малым кольцом железной дороги. Вообще это такой мегапроект. И задача - запустить его максимально в 2015 году.

Следующий мегапроект - это развитие железной дороги. На сегодняшний день активнейшим образом ведется строительство Малого кольца железной дороги  - это 54 километра, 32 станции. В рамках реализации этой программы город сегодня строит шесть путепроводов, из которых два в этом году уже сданы и четыре мы сдаем в 2015 году. Задействовано порядка семи тысяч строителей, уже уложено 110 километров дополнительных путей, откорректированы практически все транспортно-пересадочные узлы. Задача на 2015 год - основные работы по строительству МКЖД закончить.

Хотел бы отметить, что это крупнейший инфраструктурный проект - фактически наземное метро 54 километра, которое в основном должно работать, уже в 2016 году должно перевозить пассажиров. И здесь, Сергей Семёнович, я хотел бы отметить колоссальную работу по темпам строительства, которая была проведена. В рамках реализации этого проекта было снесено более пяти тысяч гаражей. Причем было принято решение, что мы компенсируем, независимо от того в полосе отвода находятся ли гаражи на территории Москвы или на территории Московской области. Всем владельцам снесенных гаражей была полностью выплачена денежная компенсация. Именно благодаря этому удалось развернуть сегодня строительство на всех участках МКЖД.

Следующий важный вопрос - это развитие улично-дорожной сети именно с точки зрения перспектив общественного транспорта. Здесь вы видите на слайде динамику. Если в 2010 году мы начинали с 20 километров, то сегодня уже 86 километров построено и сдано. Кроме того, было построено 20 искусственных сооружений, а всего за это время 22 искусственных сооружения уже построено, 20 пешеходных переходов. Всего за четыре года введено 296 километров дорог, в том числе полностью реконструировано семь вылетных магистралей.

Если говорить о вылетных магистраляx, реконструировано 126 километров дорог. По ряду вылетных магистралей, таких как Варшавское шоссе: по сути построено новое Варшавское шоссе с учетом всех дублеров, которые там существуют. И самое главное, что на построенных, реконструированных вылетных магистралях введено 150 километров выделенных полос для общественного транспорта. Это главный итог. Я уже не говорю о том, что Вами поставлена задача вместе с Комплексом городского хозяйства сделать дороги максимально благоустроенными, то есть не только дорога, но и вся прилегающая территория, весь внешний вид каждой вылетной магистрали. Сегодня весь Комплекс городского хозяйства активно этим занимается каждый на своем участке.

В этом году проведен конкурс на концессию по строительству северного дублера Кутузовского проспекта - это продление обхода Одинцово. Сегодня мы с Комплексом экономики и земельно-имущественных отношений санкционируем и отрабатываем подготовку и освобождение территорий за городом. То есть это новая совершенно дорога, 12 километров идет в «Сити». Иными словами, это как бы новый заезд в Москву, обход Одинцово с продлением до «Сити». Раньше в Москве такого не было строительства, тем более платных дорог.

Еще серьезное достижение уходящего года - то что на территории «новой Москвы» проведен конкурс на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Причем на первом участке работы начинаются именно на новых территориях Москвы, и нам удалось полностью синхронизировать работу и увязать проектное решение реконструкции и строительства Калужского шоссе вместе с МКАД, то есть еще новые территории. Москва получит прекрасную магистраль первого класса и реконструкцию Калужского шоссе, к которой мы уже приступили.

Сергей Собянин: А дублер Ленинградского?

Марат Хуснуллин: Следующий, безусловно, Сергей Семенович, вопрос: в этом году буквально на днях Вы открыли платную дорогу Москва - Санкт-Петербург. За последние 15 лет новых вылетных магистралей к МКАД не подходило. Это новая дорога, которая примкнула к МКАД. Мы сделали глубокий заход в Москву, до улицы Фестивальной, построили дополнительные эстакады, въезд на Фестивальную, выезд на Коровинское шоссе, то есть город получил прекрасную скоростную магистраль, одну из самых сложнейших вообще в городе по исполнению в пяти уровнях. Бусиновская является развязкой в пяти уровнях. Еще никогда подобные развязки в городе не строились.

Кроме того, сегодня там у нас идет реконструкция железной дороги, мы строим метро и планируем в начале 2016 года запустить транспортно-пересадочный узел «Дыбенко». И этот узел станет одним из самых насыщенных сегодня в Москве. Также в этом году фактически полностью завершена работа по реконструкции Дмитровского шоссе, развязки Дмитровского шоссе с МКАД, трех эстакад на Дмитровском шоссе. Мы надеемся, что в 2015 году федеральный центр закончит «узкое горлышко», которое ведет в Московскую область. Они конкурс разыграли, в 2015 году закончат. Если трассу Москва - Санкт-Петербург с нашей работой мы полностью синхронизировали, то по другим вылетным магистралям нам удалось приблизить сроки. В общем-то, небольшая разница по срокам. Мы надеемся, что Можайское шоссе коллеги из Росавтодора закончат в 2015 году. Мы же в этом году закончили полностью реконструкцию Можайского шоссе и Кутузовского проспекта, начали реконструкцию развязки МКАД и Можайского шоссе. И задача на 2015 год - закончить все эти реконструкции вместе с федеральными и полноценно запустить эти объекты.

Следующий серьезный блок вопросов, которым мы занимаемся, - транспортно-пересадочные узлы. Хочу сказать, что сегодня из 192 капитальных транспортно-пересадочных узлов утверждены границы разработки проектов планировки по 156. По 38 уже разработаны проекты планировки, и задача следующего года - закончить всю работу, связанную с транспортно-пересадочными узлами. Это самая сложная задача, самая многогранная, но мы ее, в общем-то, всю организовали и за 2015 год закончим.

По полицентрическому развитию и формированию новых точек роста. С момента присоединения к Москве новых территорий построено и введено четыре миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 2,5 миллиона квадратных метров в этом году - это 14 детских садов, четыре школы, шесть поликлиник, один медкорпус, три парковые зоны, реконструированы две автодороги, формирующие поперечные связи. Начато строительство метро на новых территориях от «Юго-Западной» до «Саларьево». Активно начали формироваться новые точки роста. И, что самое важное, Сергей Семенович, на новых территориях уже сформировано 70 тысяч рабочих мест. То есть это основное, ради чего все это мы делали.

Следующий серьезный блок вопросов - это развитие территорий промзон. В этом году на территории промзон введено около двух миллионов квадратных метров недвижимости. В прошлом году было 1 миллион 300 тысяч, рост на 31,5 процента, то что мы уже видим, и часть документов буквально в последние дни оформляется.

В течение 2014 года на ГЗК мы приняли решение, которое позволяет разместить на рассмотренных производственно-коммунальных предприятиях почти девять миллионов квадратных метров недвижимости, или 35 процентов под размещение производства. Все проекты, которые сегодня мы рассматриваем, должны обязательно иметь количество рабочих мест не меньше, чем существует, а значительно больше. То есть поэтому все территории идут по этому принципу.

Также хочу назвать как один из удачно реализованных проектов: буквально два года назад было принято решение по развитию ЗИЛа и о выделении территории под строительство хоккейного корпуса. Могу сказать, что на сегодняшний день строительство почти полностью завершено. В феврале - начале марта они планируют его открыть. Это уникальный объект - три ледовые площадки под одной крышей. Причем одна на 12 тысяч мест, одна на три тысячи мест, одна тренировочная - таких комплексов в Европе нет. Один из самых крупнейших комплексов в мире полностью построен на частные деньги. С нашей стороны была подводящая инфраструктура, инженерка и принятие решений. Они фактически реализованы.

Также могу сказать, что за прошедший год введен к Чемпионату мира стадион «Спартак» мирового уровня на 45 тысяч зрителей, построена и введена соответствующая станция метрополитена. Активно развивается эта территория с учетом будущего транспортно-пересадочного узла.

В этом году мы активно вступили в фазу реконструкции Большой спортивной арены олимпийского комплекса «Лужники». Могу сказать, что сегодня из всех строящихся стадионов в России мы безусловные лидеры. На последнем посещении ФИФА дали высокую оценку. С Департаментом спорта мы активно ведем работу и, могу сказать, идем с опережением в два месяца. Никаких сомнений нет, что данный стадион будет построен в срок и станет одним из лучших в мире.

Также было построено за прошедший год шесть спортивных объектов, 21 детский сад, девять школ, шесть объектов здравоохранения. В целом за четыре года введено 153 детских садика, 37 школ, 40 объектов здравоохранения, 45 объектов спорта.

Важный вопрос, который Вы выделяете, Сергей Семенович, - это общественное пространство. Активно Москомархитектура с Комплексом городского хозяйства занимается развитием общественных пространств. Могу сказать, что на сегодняшний день все решения утверждены, полным ходом идет проектирование, осуществляется освобождение площадки, и мы намерены в намеченные сроки сдать этот объект, который, безусловно, будет одним из самых выдающихся парков в мире.

Хотел бы на следующий вопрос обратить внимание. За четыре года, Сергей Семенович, экономия на проектно-сметной документации составила 300 миллиардов. То есть это работа Мосгосэкспертизы. Это фактически наш годовой бюджет. При этом экономия на торгах в чистом виде составила еще 74 миллиарда. Вот такую большую работу мы ведем. Вы поручали нам контролировать не только стоимость, но и технические, технологические решения. Я могу сказать, что эта работа по оптимизации проектных решений прекрасно была проделана с Департаментом образования. С Департаментом здравоохранения проделана серьезная работа, которая позволила повысить качество всех объектов, при этом снизить стоимость. Все объекты, которые вводятся в этом году, безусловно, на порядок лучше по качеству, чем те, которые строились даже еще два-три года назад.

Следующий вопрос, на что я хотел бы обратить внимание, - это работа строительного надзора. Если посмотреть сегодня на график при том, что у нас увеличилось количество и объемы работ растут, у нас увеличилась серьезно сумма штрафов. Почему? Потому что контроль за строителем стал намного жестче. Но сумма штрафов - это не показатель, главное то, что при таком существенном росте объема работ у нас снизилась смертность и травматизм в разы. Вот это главный показатель работы, в том числе и строительного надзора.

Следующий момент, на который я хотел бы обратить внимание, Сергей Семенович: в рамках административной реформы сегодня все услуги в области строительства переведены в электронный вид. Вообще на сегодняшний день только в Сингапуре эта услуга стопроцентно оказывается в электронном виде. Мы вместе с Аппаратом Правительства, с Анастасией Владимировной Раковой первыми из Комплексов перешли на предоставление услуг в электронном виде и видим благодарность со стороны инвесторов, строителей, потому что сроки значительно сократились: отправил документы - получил разрешение. Я хотел бы еще один важный момент отметить: я хотел бы поблагодарить всех коллег Департамента информационных технологий за то, что нам удалось этого достигнуть.

Еще на один важный момент я хотел обратить внимание. За прошедший год, Сергей Семенович, благодаря введенной системе работы информационных систем, благодаря работе штабов, которых у нас семь, постоянно действующих штабов, на которых мы 3600 поручений раздали за прошедший год, нам удалось снизить количество переписки на 8,2 процента. Чтобы понимать, в абсолютных цифрах это почти девять тысяч писем. Вот это та работа, которая проведена и ведется благодаря информационным системам. То есть сколько человеко-часов у нас освободилось, сколько времени мы сэкономили благодаря этой системе! Поэтому я хотел бы тоже поблагодарить всех коллег за эту совместную работу.

Как глобальный итог работы Правительства в рамках градостроительной политики можно рассматривать позиции Москвы в рейтингах крупнейших мировых мегаполисов. Здесь представлены рейтинги. С левой стороны представлен рейтинг развивающихся мегаполисов. PricewaterhouseCoopers проделал специальную работу: они взяли семь самых динамично развивающихся мегаполисов мира и страны, где самые развивающиеся экономики. И по этому показателю мы сегодня буквально немножко отстаем от Пекина. Притом, я хочу сказать, что за прошедший год наши показатели, разрыв между нами и лидером сократился на девять позиций, нас сегодня всего отделяет шесть пунктов от Пекина. И мы знаем, за счет каких пунктов можно Пекин догнать. А с остальными нашими коллегами мы разрыв еще больше сократили.

Также мы в рамках подготовки к Урбанфоруму заказали специальное исследование PricewaterhouseCoopers по 12 городам, которые сегодня сопоставимы с Москвой по территории и по площади. Вот если сравнить сегодня с этими городами, то мы на сегодняшний день входим в мировую тройку по показателям плотности транспорта, по объемам строительства улично-дорожной сети входим в лидеры, по динамике роста входим также в тройку, по показателям строительства недвижимости, инвестиций в основной капитал в пересчете на душу населения. Мы очень активно, буквально за последний год, из-за таких наращиваемых объемов строительства поправили свои позиции.

Ну и важный момент, на котором проводится оценка градостроительной деятельности и урбанистики города, - это проведенный Урбанистический форум. В этом году в нем приняли участие более пяти тысяч представителей 45 стран, 22 официальные делегации, 20 мэров городов мира и России. Работала выставка, все коллеги активно в этом принимали участие. Безусловным успехом выставки была экспозиция «Активный гражданин», которую оценили все иностранцы, все жители города. Благодаря принятому Вами решению и согласованию с Департаментом культуры у нас был свободный доступ горожан вечером к этим экспозициям - более девяти тысяч посетили и сегодня дали, безусловно, очень высокую оценку градостроительному развитию города Москвы. Хотел бы поблагодарить Департамент внешнеэкономических связей за активную помощь в организации этой выставки.

Ну и, заканчивая свое выступление, Сергей Семенович, я хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить всех коллег, особенно тех, с кем мы наиболее тесно работаем: это Комплекс экономической политики и земельно-имущественных отношений, Комплекс городского хозяйства, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент культурного наследия, департаменты образования, здравоохранения, спорта - практически всех коллег. Также огромные слова благодарности хотел сказать префектурам за ту огромную работу, которую мы проводим, за те показатели нашей совместной работы.

Хотел бы поблагодарить блок наших руководителей силовых структур.

Конечно, хотелось бы сказать слова огромной благодарности представителям СМИ, потому что мы активно очень освещали всю нашу деятельность. По работе за предыдущий год у нас большой рост информационной активности.

Хотел бы всех поблагодарить жителей города за терпение и понимание всей важности этих преобразований.

Ну и, конечно, Сергей Семенович, хотелось сказать огромные слова благодарности Вам лично, потому что за прошедший год Вы провели 29 штабов, более 600 решений, и Вы постоянно уделяете внимание градостроительному развитию города. Только благодаря этому нам удается достигнуть таких результатов.

Огромное всем спасибо! С наступающим Новым годом!

Сергей Собянин: Спасибо. Действительно, успехи есть, они неплохие, хорошие заделы сделаны на следующий год. Тем не менее с учетом тех проблем, которые существуют в экономике, в банковском секторе, в кредитовании бизнеса, я прошу совместно с Комплексом экономической политики мониторить ситуацию, помогать инвесторам решать те проблемы, которые, конечно, будут возникать. У нас есть все возможности, чтобы максимально безболезненно пройти этот сложный период, не снижая темпов развития города. Спасибо.

<...>