timelapse

Доклад мэра Москвы Сергея Собянина перед депутатами Мосгордумы о результатах деятельности правительства Москвы и основных параметрах проекта бюджета города на 2015 - 2017 годы

Сергей Собянин: Уважаемый Алексей Валерьевич (председатель Мосгордумы Алексей Шапошников)! Уважаемые депутаты! Уважаемые москвичи! Каждый год в Москве происходят важные политические события, и таким политическим событием уходящего года стало избрание депутатов Московской городской думы. Вы пришли в городской парламент не в самый простой период. Во власти очень легко работать, когда идет бурный рост экономики, рост доходов бюджета, и гораздо сложнее работать в ситуации, когда город находится в турбулентном периоде, кризисном периоде, когда приходится принимать непростые и не всегда популярные решения.

Я считаю, что Москве повезло: в Городскую думу избраны ответственные граждане, имеющие за плечами опыт практической работы и не боящиеся принимать необходимые решения в интересах города и горожан. В конечном итоге, я уверен, Москва преодолеет все трудности, как это бывало уже не раз, но для этого нужно много и активно работать, что мы с вами и будем делать.

Разговор об итогах и приоритетах развития Москвы хотел бы начать с главной проблемы города, которая остается самой сложной, - это проблема городского транспорта. После двух десятилетий постоянного ухудшения ситуации на дорогах в уходящем году пусть немного, но дорожный трафик начал улучшаться. Разумеется, город не победил пробки, но наметившаяся тенденция (на фоне все увеличивающегося населения и количества личного и грузового транспорта) говорит о том, что мы на правильном пути.

За счет чего удалось переломить негативные тенденции? Прежде всего удалось повысить популярность общественного транспорта, который стал более доступным, дешевым и комфортным. В результате длительной заморозки цен на билеты реальная стоимость проезда в общественном транспорте с 2011 года сократилась на 20 процентов. Открыто 12 новых станций метро, которыми регулярно пользуются свыше миллиона жителей. Еще 40 новых станций метро будет построено в ближайшие четыре года - это самые высокие темпы за историю города и одни из самых высоких темпов строительства метро в мире. На четверть удалось обновить подвижной состав в метро, закуплено более тысячи новых вагонов. По заключенным в настоящее время контрактам и заключаемым в ближайшее время до 2020 года московский метрополитен получит еще три тысячи вагонов. Причем это вагоны самой современной конструкции. Это полностью закрывает потребности строящихся линий, позволяет планомерно обновлять подвижной состав на старых линиях.

В решающую стройку вступил еще один крупнейший транспортный проект - это МКЖД. Выполнена уже половина всех необходимых строительных работ. После запуска МКЖД впервые будет создан пересадочный контур для пригородного железнодорожного сообщения и еще один пересадочный контур, второй пересадочный контур для метрополитена. Для этого потребуется построить транспортно-пересадочные узлы, для того чтобы пассажиры могли комфортно перемещаться с одного вида транспорта на другой.

Что касается радиальных направлений пригородной железной дороги, которые являются одним из ключевых направлений решения транспортной проблемы: на Горьковском и Павелецком направлениях уже уложены первые километры новых главных путей пригородного сообщения. Мы вошли также в реальную стройку, результатом которой станет существенное улучшение пропускной способности пригородной железнодорожной инфраструктуры. И параллельно будет закупаться новый подвижной состав. Пригородная компания ежегодно будет закупать (и уже закупает) порядка 10 новых комфортных составов электричек ежегодно.

Знаковым событием 2014 года стал выход на линию нового городского трамвая. Кроме того, мы ведем масштабную реконструкцию действующих трамвайных путей, реконструировали более 100 километров. Также приступаем к строительству впервые новых трамвайных путей.

На две трети обновлен городской автобусный парк, средний возраст автобусов Мосгортранса сегодня составляет четыре с половиной года, это вообще самый молодой автобусный парк среди мегаполисов мира. Наземный транспорт стал не только более комфортным, он стал более быстрым и регулярным. Во многом это удалось сделать за счет выделенных полос, которых в городе уже 215 километров. И 40% пассажиров наземного транспорта ежедневно пользуются выделенными полосами.

Второй важнейшей причиной некоторого улучшения дорожной ситуации стало наведение элементарного порядка на дорогах Москвы. В последние годы были установлены дополнительные ограничения для движения грузовиков, заработала система видеофиксации нарушений. Организована эвакуация неправильно припаркованных машин.

Самым сложным решением для правительства стало введение платной парковки. Тем не менее мы пошли на этот шаг, в результате средняя скорость движения в зоне платной парковки увеличилась в среднем на 12 процентов. От платной парковки выиграли все, кого затронул этот процесс: и жители, под окнами которых стало больше порядка, и, собственно, сами автовладельцы, которые меньше стоят в пробках и легче находят место для парковки в центре города. Еще один видимый косвенный эффект: в центре города мы с вами практически вообще не видели такси, потому что таксисты просто боялись заезжать в центр города. Сегодня мы их видим достаточно часто.

Активное дорожное строительство - это третий фактор, который, конечно, влияет на транспортную ситуацию. По сравнению с 2010 годом мы увеличили объем дорожного строительства ровно в четыре раза - с 20 километров в год до 80. Для плотно застроенного города это максимально возможные темпы развития дорожной инфраструктуры, которые мы постараемся сохранить и впредь.

Приоритетами 2014 - 2017 годов являются завершение реконструкции вылетных магистралей, формирование новых хордовых трасс, реконструкция МКАД и дорожной сети «новой Москвы». В Москву войдет новая федеральная трасса, дублер Ленинградского шоссе, от аэропорта Шереметьево до Гусиновской развязки. Также мы ожидаем, что Росавтодор завершит реконструкцию главных участков большинства федеральных трасс за МКАД. Вы знаете, это вечная была проблема, когда город реконструирует свои трассы, а федеральные остаются нетронутыми. Яркий пример тому - реконструкция Дмитровского шоссе, которую мы заканчиваем, буквально 900 метров за границами Москвы сохраняется горлышко, но я надеюсь, что в течение года оно будет устранено. С участка на территории Москвы началась реализация мегапроекта - строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая, я надеюсь, во многом избавит Москву от транзитного транспорта. Через два-три месяца будет завершен крупнейший инвестиционный конкурс на право строительства северного дублера Кутузовского проспекта.

Еще несколько десятков миллиардов рублей частных инвестиций правительство рассчитывает получить на строительство транспортно-пересадочных узлов. Таким образом, программа развития транспортной системы, несмотря на все трудности с бюджетом, получает новую динамику.

Следующий приоритет нашей работы - это система образования. Напомню, каждый день в московские детские сады, школы, колледжи приходят примерно 1 миллион 300 тысяч детей. От качества работы образовательного комплекса, конечно, во многом зависит их дальнейшая судьба. За четыре года московское образование прошло огромный путь изменений, целью которых было поставить ученика, его образование и воспитание во главу всех процессов. Именно от выбора ученика, а не доброго дяди от Департамента образования зависит напрямую финансирование школы и преподавателя. Норматив финансирования большинства школ удвоился, улучшилась их материальная база. Повсеместно пришли новые технологии организации учебного процесса. Стала обычным делом электронная запись детей в детские сады и школы. Средняя заработная плата московского учителя, работающего по полной ставке, превысила 65 тысяч рублей в месяц - по сравнению с 2010 годом рост на 70 процентов, а зарплата педагогов в детских дошкольных учреждениях увеличилась практически вдвое.

Все московские дети имеют не только абстрактное право, но и реальную возможность получить самое качественное образование в стране. В рейтинге 500 лучших заведений России каждая четвертая школа - московская. А из 25 лучших школ страны практически половина - это московские школы. В 2013 году их было в два раза меньше. От уровня знаний, который дают московские школы, напрямую зависит возможность получить качественное профессиональное образование и конкурентность подрастающего поколения москвичей в дальнейшей жизни.

Зачастую приходится слышать критику в том, что, выравнивая условия финансирования школ и создавая равные условия для учеников, мы не создаем условия для талантливых учеников. Во-первых, мы выравниваем финансирование школ не по низкому, а очень высокому стандарту, который в два с половиной раза выше, чем в большинстве других регионов, в результате чего объем финансирования образования в целом за последние годы не уменьшился, а увеличился более чем на 60 процентов. Во-вторых, у нас не должно быть детей первого и второго сорта. Москвичи должны быть обеспечены равными возможностями получения качественного образования. В-третьих, мы ежегодно поощряем самыми серьезными грантами школы, которые добиваются лучших успехов. И наконец, в-четвертых, как результат, количество ребят, сумевших раскрыть свои таланты и достигших высших результатов, не только не уменьшилось, а наоборот, их стало значительно больше. В Москве учится каждый третий победитель Всероссийской олимпиады школьников. Это значительно больше, чем несколько лет назад. И что очень важно, в отличие от прошлых лет, победители и призеры олимпиад выходят не только из узкого круга элитных школ, но и из обычных городских школ. Количество таких школ в Москве удвоилось, а вовсе не уменьшилось.

Далее. В 2010 году примерно треть маленьких москвичей, даже в возрасте от трех лет, не имели возможность посещать детские сады и получать дошкольное образование. Часть этих детишек стояли на очереди, а часть даже и не пытались устроиться в детские сады, тем более что процедура записи для многих родителей была очень непростой. Мы решили эту проблему. За четыре года количество детей в дошкольных учреждениях выросло в полтора раза. Их посещают уже 430 тысяч малышей. Поверьте, это была непростая задача. Более того, в 2014 году мы смогли обеспечить местами в детских садах всех нуждающихся малышей не только с трех лет, но и с двух с половиной. Таким образом, сняли большинство претензий родителей, связанных с датой зачисления в детские сады.

Разумеется, эти результаты не означают, что развитие столичного образования заканчивается. Сегодня перед нами стоят новые задачи, прежде всего поиск разумного баланса между учебой, внеклассной работой и отдыхом. Важным делом текущего учебного года является переход московских школ на пятидневную учебную неделю. За это единодушно высказываются родители и педагогическое сообщество. Мы освобождаем субботу от обязательных уроков, чтобы этот день могли проводить с родителями, посещать секции, кружки, заниматься другими полезными делами.

И в этой связи второй важной задачей является расширение выбора развивающих и познавательных программ как внутри самих школ, так и в городских музеях, университетах, колледжах. Мы будем продолжать поставки в школы новейшего учебного оборудования. В рамках проекта «Школа новых технологий» победители соответствующего конкурса получат уже не стандартное, а уникальное оборудование для организации оригинальных программ обучения - это школьные телестудии, школы 3D-моделирования и многое другое.

Планы строительства образовательных учреждений предусматривают ввод в эксплуатацию порядка 200 новых зданий школ и детских садов до 2017 года. Дефицита в детских садах и школах для московских детей не будет.

Охрана здоровья людей, создание условий для активных занятий физической культурой и спортом всегда будут оставаться в центре внимания правительства Москвы. За четыре года мы успешно решили две важнейшие задачи, которые стояли перед столичным здравоохранением.

Первое. Оснастили городские больницы и поликлиники современным оборудованием. По укомплектованности томографами и аппаратами УЗИ, рентгеном московское здравоохранение сегодня не уступает другим европейским городам. Во-вторых, мы провели структурную модернизацию системы здравоохранения. Вместо 450 маломощных районных поликлиник сегодня работают 40 детских и 46 взрослых амбулаторно-диагностических центров с полным штатом специалистов и широкими возможностями для диагностики и лечения заболеваний. Небольшие клиники и диспансеры вошли в состав крупных многопрофильных современных больниц. Заработала электронная запись к врачу, которой уже хотя бы раз воспользовался каждый второй москвич. Здравоохранение перешло на одноканальное финансирование через фонд медицинского страхования так, как это требует федеральный закон.

Эти изменения проводись не ради самих изменений. Наша задача - обеспечить качественное современное лечение москвичей. Новая система организации медицинской помощи позволила существенно повысить доступность медицинской помощи для абсолютного большинства пациентов. Еще три-четыре года назад к врачам-специалистам поликлиник первого уровня приходилось записываться за 13 - 14 дней. Сегодня к большинству узких специалистов запись открыта за три - пять дней. Срок ожидания приема врача-терапевта сократился в среднем в два раза. Срок ожидания компьютерной томографии уменьшился с 30 до 15 дней, да и уровень аппаратуры стал совершенно другим.

За счет создания ангиографической службы и улучшения работы скорой помощи более чем вдвое сократилась смертность от инфаркта миокарда. Это тысячи спасенных жизней. Значительно сократились показатели смертности от онкологии и других социально значимых заболеваний. Сегодня столичное здравоохранение вступает в следующий этап своего развития. Основной задачей ближайших лет будет повышение квалификации медицинского персонала, переобучение на те специальности, которые по-прежнему еще являются дефицитными для системы здравоохранения.

Чтобы решить эти задачи, в городе создано два современных обучающих центра. Более тысячи московских врачей уже побывали на стажировке в лучших амбулаторных и клинических медицинских учреждениях за рубежом. Заключены договоры со всеми медицинскими вузами Москвы в целях обучения по наиболее востребованной специальности - «врач общей практики».

Кроме того, в рамках специального проекта «Университетская клиника» профессора, кандидаты и доктора медицинских наук получат возможность не только учить студентов и слушателей, но и лично оказывать помощь москвичам.

Город продолжает строить новые медицинские учреждения. План на 2014 - 2017 годы предусматривает ввод 80 новых объектов медицинского назначения. В том числе будут построены и оснащены лучшими мировыми образцами оборудования две уникальные клиники - это новый корпус Морозовской детской больницы, по сути дела, это новая Морозовская больница, и перинатальный центр для новорожденных с патологиями сердца на территории городской клинической больницы № 67. По своему профилю они будут лучшими в России.