timelapse

Заседание правительства Москвы. Итоги деятельности Стройкомплекса в 2012 году: доклад заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! У нас сегодня последнее заседание правительства в уходящем году, поэтому несколько слов о том, как мы заканчиваем уходящий год.

Считаю, что в уходящем году нам удалось продвинуться по выполнению абсолютного большинства количества поставленных задач. Мы идем в графике, а по некоторым направлениям даже с опережением намеченных планов. В полном объеме была запущена программа метрополитена на период до 2020 года, в 2011 - 2012 годах уже построено 13 км линий и шесть новых станций, в том числе три станции мы сдаем в этом году, что позволит улучшить транспортное обслуживание более 600 тыс. москвичей.

Начата реконструкция восьми вылетных магистралей, пять из которых будут завершены в 2013 году. По всем остальным магистралям - МКАД, новым хордовым трассам - разрабатываются проектные решения, что позволит начать их реконструкцию после завершения текущих строек. Всего в 2012 году было построено 72 км дорог, в том числе развязка «Москвы-Сити», завтра будем открывать движение на новой развязке МКАД и Ленинградки. Напомню, что этот объект мы должны были завершить в середине 2013 года, но строители ускорили значительно свою работу.

По ряду знаковых точек города были приняты градостроительные решения, в том числе по площадке ЗиЛа, которая давно уже находится в таком состоянии, что требует серьезной реконструкции.

За исключением новых территорий, в основном решена задача устройства в детские сады московских детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 2012 году мы построили 76 детских дошкольных учреждений.

Что я считаю наиболее важным в работе правительства на 2013 год? Мы продолжим активное развитие городской инфраструктуры. Только новых линий метро предстоит открыть 14 км. Объемы строительства дорог также возрастут, в том числе начнется реализация первых крупных дорожных проектов на территории «новой Москвы».

Мы должны реализовать решения, которые мы приняли буквально недавно, по освобождению города от избыточной наружной рекламы и созданию новых пешеходных зон. Благоустройство дворов и парков продолжится в рамках программ, которые были приняты органами местного самоуправления, а также продолжится серьезная реконструкция городских парков.

Марат Шакирзянович (М.Ш. Хуснуллин - заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), пожалуйста, расскажите, как дела в Строительном комплексе?

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Подводя итоги уходящего 2012 года, можно сказать, что этот год стал стартом в реализации принятых нами решений и принципов новой градостроительной политики. Если посмотреть Адресную инвестиционную программу, то впервые с 2008 года Москва получила трехлетнюю выверенную, сбалансированную по всем отраслям Адресную инвестиционную программу, при этом сформированы планы по дорожно-транспортному строительству на пять лет, по метрополитену сформированы планы на девять лет. Структура программы кардинально изменилась: сегодня почти 70% программы идет на дорожно-транспортную инфраструктуру. Здесь приведены цифры только по нашему комплексу. Если сюда добавить по Адресной инвестиционной программе закупку подвижного состава и все локальные реконструктивные мероприятия, которые были сделаны в этом году, то эта цифра превышает 70% от Адресной инвестиционной программы.

Мы начали решать значительно более сложные, системные, комплексные задачи. Запущена масштабная программа развития метрополитена до 2020 года. Начаты мероприятия по реконструкции вылетных магистралей и формированию поперечных транспортных связей. Проведена увязка программы метростроения, развития улично-дорожной сети, строительства ТПУ, реконструкции железной дороги и развития общественного транспорта. В целом, если посмотреть программу освоения АИП (Адресная инвестиционная программа), у нас тоже достаточно неплохие результаты. Вы видим, что с 2010 года процент освоения АИП с каждым годом растет, и в этом году мы фактически выполнили Адресную инвестиционную программу на 94%. Если посчитать сумму экономии, то прямая экономия по торгам составила 22,6 млрд рублей. Если посчитать эту экономию, то мы фактически АИП выполнили на 100%. Для сравнения, что такое 22,6 млрд? Это минимум реконструкция трех вылетных магистралей или это 200 садиков, или это 100 школ, то есть эти деньги нам удалось сэкономить за год.

Кроме того, была проведена колоссальная работа, Сергей Семенович, по экономии проектных решений и непосредственно стоимости проектов на уровне Главэкспертизы города Москвы, - 47 млрд прямая экономия за год. Серьезную работу мы провели по проектированию линий метро, и только работа по изменению станций метро из глубоко заложения в мелкое позволила нам потенциально на ближайшие три года сэкономить порядка 24 млрд рублей.

С. Собянин: То есть Строительный комплекс теперь еще и должен будет бюджету обратно...

М. Хуснуллин: Мы потенциально экономим, Сергей Семенович, на следующие годы уже. У нас же эта работа будет продолжаться следующие три - пять лет.

Хотелось бы сказать про метро. В этом году мы построили и вводим 8,5 км линий метро, три станции, два вестибюля, одно депо метро. Фактически каждый год мы видим, с каким ростом идем. Самое главное, что задачу на 2014 год мы ставим уже 14 км метро, то есть мы по сравнению с 2010 годом фактически объемы увеличиваем в 4 раза. На сегодняшний день надо отметить, что мы запустили станцию «Новокосино», которую жители ждали 20 лет, станцию «Алма-Атинская», которую ждали жители 20 лет. Станцию «Новокосино» нам удалось запустить на месяц раньше намеченного срока.

По дороге. В уходящем году сдается в эксплуатацию более 70 км дорог. Это сопоставимо с прошлым годом, и в два с лишним раза выше, чем уровень 2010 года, из них 59 км дорог - это магистрали, то есть это большие магистральные дороги с большим количеством сложных инженерно-технических сооружений. Надо отметить, что за прошедший год сданы крупные транспортные объекты, достроена транспортная магистраль по Звенигородскому шоссе (объект строился с 2007 года), осуществлены реконструкция Лианозовского проспекта (строился больше трех лет), строительство Комсомольского проспекта (больше пяти лет строился). И самое главное, Сергей Семенович, Вы поставили задачу, чтобы все дороги, которые мы строим, были не более двух лет. Нам удалось с этой задачей справиться: мы сократили нормативные сроки строительства всех дорог минимум на 30%, и даже при том, что сократили эти сроки, нам удалось построить объекты. Здесь каждый объект показан. Видите? Плановый срок сдачи - апрель 2013 года, сдали в декабре, то есть фактически даже от тех сокращенных сроков (от одного до шести месяцев) нам удалось сократить строительство.

Следующий важный момент, к чему мы приступили в этом году, - это к схеме проектирования и строительства ТПУ. Всего утверждено 255 ТПУ, сейчас в этой программе ведется работа по увязыванию железной дороги со строительством метрополитена. На сегодняшний день мы это ставим как самую приоритетную задачу на 2013 год. Колоссальный объем работы, особенно по железной дороге. Благодаря тому ряду решений, Сергей Семенович, которые были проведены с железной дорогой, мы фактически полностью приступили к проектированию и строительству. Сейчас за счет бюджета города Москвы мы запроектировали шесть путепроводов, три железнодорожных путепровода - начало строительства в этом году. И следующий год у нас основное будет по железной дороге.

Несмотря на такую огромную, масштабную работу по транспортному строительству, мы все-таки не уменьшили темпов по строительству социальной инфраструктуры, и в этом году мы сдали 76 садов. Если сравнить по годам, это в 3 раза больше, чем в предыдущие годы. Также сдано 10 школ, 16 объектов здравоохранения, 11 объектов спорта. В рекордно короткие сроки проведена реконструкция Гребного канала в Крылатском, досрочно, раньше на месяц, и теперь это один из лучших в мире спортивных объектов этого класса. Сдаем еще в этом году крупное, знаковое спортивное сооружение - спортивную школу «Самбо-70», досрочно сдаем комплекс с регбийным стадионом и еще целый ряд объектов.

Еще я хотел бы обратить внимание, Сергей Семенович: 45 дней назад Вы дали нам поручение установить памятник Столыпину. За 45 дней в принципе работа эта произведена, акт на ввод получен, вот Вы видите памятник.

Важнейшим условием развития и формирования комфортной городской среды, конечно, является привлечение инвестиций. Основную работу по регулированию инвестиций осуществляет городская Градостроительно-земельная комиссия, Вами возглавляемая. И если подвести итоги этого года, то мы видим, что в целом у нас основной объем градостроительных решений был принят именно в 2012 году. Здесь на цифрах видно.

Что в результате этой работы мы можем сказать? 11,5 млн кв. м, которые не имели возможности реального градостроительного воплощения, были отменены. Эти объекты оказали бы резко негативное влияние на транспортную инфраструктуру. По 30 млн кв. м недвижимости ранее принятые решения были проанализированы, пересмотрены, утверждены, изменены параметры, где можно, где-то поменяно жилье на офисы, офисы на жилье. И фактически огромная работа Комплексом земельно-имущественных отношений проведена по стоимости аренды земельных участков и по выставлению земельных участков на аукционы. В результате, Сергей Семенович, только по принятым решениям на ближайшие шесть-семь лет видим объем инвестиций по данным принятым решениям на уровне 4,5 трлн рублей, а если пересчитать в годовом исполнении, то фактически более 50 млрд налогов в год дают только эти принятые решения.

Конечно, колоссальный объем работы за этот год у нас появился на новой территории. Можем совершенно точно сказать, что новая территория сегодня - это наша «точка роста». Мы фактически определили на этой точке 12 основных «точек роста», которые в общей сложности дадут для Москвы порядка 100 млн кв. м недвижимости и, самое главное, до 2 млн рабочих мест. Основные налоговые поступления, основное развитие в ближайшие годы, безусловно, будут на новой территории.

Сегодня мы на новой территории активнейшим образом заканчиваем проектирование Калужского шоссе. В 2013 году планируем построить шесть дорог, поперечных связок, между Киевским и Калужским шоссе. Разрабатываем вопрос о проведении туда линий метрополитена. Активно работаем на железной дороге по реконструкции Киевского и Смоленского направлений железной дороги, и полным ходом идет строительство дорожно-инженерной инфраструктуры в Сколково. То есть работа идет в круглосуточном режиме, идет по графику.

Также за прошедший год, надо отметить, большую работу с префектурами мы провели по долгострою. Разморожено 75 площадок, некоторые из которых стояли более 20 лет, еще со времен Советского Союза. Все помнят на Каширке этот долгострой, который простоял более 20 лет. Практически все градостроительные решения на ГЗК приняты, все эти неработающие территории позволят нам построить там порядка 1,5 млн кв. м недвижимости и включить их в оборот.

Также для создания условий развития инвестиций был принят ряд градостроительных решений: разработана и утверждена схема высотных ограничений строительства по городу, а совместно с Департаментом культурного наследия - режимы использования земель и градостроительные регламенты на 128 кварталов, расположенных внутри Бульварного кольца; полностью разработаны правила землепользования и застройки по ЦАО; утверждена отраслевая схема гостиниц, которая позволит построить 364 гостиницы; утверждена отраслевая схема по спорту с почти 7 млн кв. м площадей и схема по гаражам в ЦАО.

Следующий серьезный блок вопросов, которые перед нами ставились, Сергей Семенович, это промзоны. Мы приступили вместе с Комплексом имущественно-земельных отношений, префектурами к работе по промзонам, и надо сказать, что в этом году 16 проектов планировок промзон уже прошли ГЗК и утверждены. В числе крупнейших можно назвать промзону «ЗиЛ», на которой только одна площадка дает более 4 млн кв. м площадей.

Подводя итоги уходящего года, я думаю, что цифры говорят сами за себя. Но хотел бы в первую очередь обратить внимание на общий ввод. У нас не менее 7,4 млн кв. м недвижимости будет построено (сейчас мы уточняем). Что это такое? Если сегодня эту всю недвижимость построить в одну линию, то мы получим пешеходный переход, теплый, отделанный, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. За один год мы начали и фактически такой объем построили.

Также надо отметить, что в целом у нас на сегодняшний день в строительстве находится 5715 объектов с общим итоговым выходом площадей 46,6 млн кв. м. За 2012 год выдано 531 разрешение на строительство общей площадью 7,36 млн кв. м.

Хочу отметить колоссальную работу Москомархитектуры. За год выдано 1954 ГПЗУ. Для сравнения, в 2011 году было выдано 994 ГПЗУ, в этом году выдано ГПЗУ более чем на 20 млн кв. м.

Также хотел бы отметить очень серьезную работу по инженерным коммуникациям. Мы за год построили 1720 км инженерных коммуникаций вместе с Комплексом городского хозяйства. Это и наша перспектива развития будущего, и наша надежность в обеспечении коммунальными инфраструктурами. Мы выросли за год фактически на 60%.

По парковочным местам. У нас создано в общей сложности 186 машиномест, из них порядка 50 - в капитальном исполнении. В общей сложности это 1,5 млн кв. м, тоже колоссальный объем работы.

В заключение, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех членов правительства, всех наших депутатов, наши контролирующие и правоохранительные органы, наши префектуры особенно хочу поблагодарить, потому что именно благодаря совместной работе нам удалось достичь таких результатов. И, конечно, Сергей Семенович, хотелось поблагодарить Вас. То, что Вы в ежедневном режиме занимаетесь вопросами градостроительства, позволило нам достичь таких результатов.

Пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим Новым годом. Спасибо, коллеги!

С. Собянин: А я строителей поздравляю с наступающим Новым годом. Это огромный отряд людей, которые обеспечивают развитие нашего города. Марат Шакирзянович, скажите, мы Ленинградку-то завтра открываем?

М. Хуснуллин: Сергей Семенович, безусловно! Открываем и Ленинградку, и два съезда - левый и правый съезды на МКАД, причем надо сказать, что это одни из самых длинных таких съездов, которые существуют в Москве.

С. Собянин: Хорошо. Ладно, спасибо.