timelapse

III Московский урбанистический форум. Выступление на пленарном заседании. С. Собянин

С. Собянин: Добрый день, дорогие гости, коллеги! Мы уже не первый год проводим Урбанистический форум, и с каждым годом интерес к нему всё больше и больше привлекает специалистов, градостроителей, просто людей, неравнодушных к развитию своих мегаполисов. Я особо приветствую своих коллег - представителей субъектов Российской Федерации, мэров городов, гостей из крупных мегаполисов мира, которые находятся сегодня в этом зале и помогут нам обсудить проблемы и тенденции развития мегаполисов как мира, так и нашего любимого города Москвы.

Интерес к проблемам развития городов не ослабевает, и я уверен, что такие форумы будут проводиться и в последующие годы, набирая участников, интересные проекты и результаты такого рода серьёзных исследований. Популяризация основной идеи «Город, удобный для жизни граждан» также проникает в архитектурную среду и к тем политикам, которые отвечают за развитие своих городов. Казалось бы, тезис абсолютно понятный, но, тем не менее, когда мы сталкиваемся с практикой, то видим, что это далеко не так, и порой наши города становятся все менее и менее привлекательны с учетом их глобального роста и быстрого развития. Всем нам необходимо понять, что такие тенденции, по сути дела, приводят к тому, что города начинают умирать. А нам нужны города развивающиеся и процветающие, и процветание этих городов должно быть в первую очередь основано на процветании их жителей, чтобы жители чувствовали в этих городах себя удобно.

Я должен сказать, что тема развития городов актуальна не только в Москве, городе, который бурно развивается последние десятилетия и, я думаю, будет развиваться и в ближайшие годы, но и во всем мире, в связи с тем, что процесс урбанизации охватывает все континенты нашей планеты. Сегодня уже более 50% всего населения планеты находится в городах, и эта тенденция с каждым годом усиливается.

Я должен сказать, что сегодняшняя тема, главная тема нашего форума - это городские периферии и их развитие - чрезвычайно актуальна и для нашего города. Бóльшая часть москвичей проживает в так называемых спальных районах, которые сформировались за всю историю города. Тем не менее, я должен сказать, что это не просто спальные районы, это то место, где люди проводят бóльшую часть своей жизни, и мы должны сделать все, чтобы они чувствовали в этих районах себя комфортно.

(…)

Удивительно, когда слушаешь представителей Лондона, Сан-Паулу, такое ощущение, что рассказывают про город Москву, потому что проблемы на самом деле, которые существуют в развитии мегаполисов, они, наверное, везде одинаковы. Без изменения стратегии развитие городов, развитие мегаполисов, очевидно, невозможно, с этим соглашаются все выступающие здесь коллеги.

В Москве также были приняты решения по изменению глобальной градостроительной политики. Мы уходим от центростремительного развития города к полицентричному развитию и приняли целый ряд конкретных, очень серьезных решений.

В частности, за последние годы мы прекратили реализацию различного рода градостроительных проектов общей мощностью на 25 млн кв. м. Если все это построить, это огромный город. Мы отказались от этих строек, но при этом сохранили динамику развития и общие инвестиции в развитие города, перенаправили их на развитие промышленных зон, неосвоенных территорий, в первую очередь именно на периферию города, пытаясь сделать периферию более

удобной для проживания, более комплексной с точки зрения и проживания, и мест приложения труда. Мы считаем это одной из самых главных задач городских властей, для того чтобы, с одной стороны, обеспечить развитие города, с другой, для того чтобы сделать это развитие более правильным и перспективным. Коллеги говорили о том, что необходимо обеспечить связанность периферии, и мы этим занимаемся. У нас создана большая, одна из крупнейших в мире транспортных программ, я имею в виду и строительство метрополитена, который сегодня не доходит до четверти московских микрорайонов, - после реализации этой программы строительства метрополитена таких районов будет кратно меньше.

Мы занимаемся строительством дорог, в том числе и хордового сообщения, таким образом, чтобы не было больших перепробегов через центр (…). И очень важно то, что мы строим два больших пересадочных контура по железной дороге и метрополитену. Коллеги из Токио говорили о том, что у них три пересадочных контура - связи железных дорог и метрополитена. В Москве в ближайшие пять-семь лет тоже появится еще два пересадочных контура, которые как раз обеспечат взаимосвязанность и уменьшат перепробеги через центр по линиям метрополитена и радиальным направлениям железной дороги.

Когда мы говорим о периферийных районах Москвы, мы всегда думаем о том, чтобы эти районы были не менее благоустроенными, не менее комфортными, чем центр города. И если посмотреть распределение бюджета города Москвы в плане благоустройства территорий, то окажется, что две трети этих средств направляется именно на периферийные районы. Я должен сказать, что в плане благоустройства они, пожалуй, даже более выгодно отличаются от многих центральных микрорайонов города Москвы. В центре зажатые пространства, и там такие работы производить достаточно сложно.

Только в этом году в периферийных районах создано около 30 км пешеходных дорог. В этом году мы намечаем еще одну программу, потому что надо понять, где больше поток людей, где больше востребованность в пешеходных зонах, в благоустройстве. Мы определили, что на самом деле самый большой поток людей, и это очевидно, к транспортно-пересадочным узлам, к станциям метрополитена. Мы сегодня разрабатываем большую программу, где в радиусе 1,5 км от каждой станции метрополитена рассматриваем все пешеходные связки, все пешеходные дороги, для того чтобы человеку было удобнее и комфортнее добираться до ближайших транспортных узлов.

Конечно, в этой связи и в этих задачах громадную роль играют не только городские власти, но и местное самоуправление. Мы считаем, что его развитие является для нас одним из приоритетов. Мы изменили наши полномочия в сторону местного самоуправления, и уже в этом году органами местного самоуправления распределено средств - или под их контролем, или непосредственно ими самими - около 800 млн долларов. Это деньги, направленные как раз на обустройство местной среды, на обустройство микрорайонов. Конечно, хотя коллеги сосредоточились при анализе нашей городской среды на границах вокруг МКАД, тем не менее, мы отлично понимаем, что наши города не ограничиваются административными границами. Мы живем на самом деле в реальном городе, который гораздо больше, чем граница МКАД. И должен сказать, что, помимо 12 млн москвичей, вокруг Москвы есть еще Московский регион, в котором проживает около 8 млн человек. И мы, конечно, безусловно, в планах развития должны учитывать не только город Москву, но и весь регион, в котором проживает более 20 млн человек.

Именно поэтому мы сегодня реализуем такие программы, как развитие пригородных железных дорог - это реконструкция и строительство новых 200 км пригородного сообщения, это строительство Центральной кольцевой автодороги,

которое начнет реализовываться уже в следующем году, это строительство вместе с нашими коллегами из Министерства транспорта и областными властями вылетных магистралей, которое также набирает темпы.

В целом я должен поблагодарить коллег за интересные сообщения. Они чрезвычайно интересны, конечно, для всех городов мира, но, я считаю, особо ценны для Москвы. Спасибо, было много интересных сообщений. Спасибо, что вы здесь.