timelapse

Интервью и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина телеканалу «Москва 24»

Елена Толстая: Марат Шакирзянович, с момента присоединения к Москве новых территорий прошел ровно год. И главное в этом году было разработать концепцию развития этих территорий. Насколько я понимаю, в общем и целом эта концепция сложилась, но как показала недавняя встреча с жителями, отдельные части этой концепции могут меняться?

Марат Хуснуллин: Совершенно верно, год, как присоединилась новая территория, раз. Во-вторых, уже год, как прошел международный конкурс, мы рассмотрели различные варианты развития этой территории. Основной задачей развития новой территории было создание дополнительных рабочих мест, чтобы оттянуть часть рабочих мест из центра города и соответственно уменьшить тем самым трафик, как в центр города, так и людям, которые живут на наших южных, юго-западных окраинах, чтобы эти люди, которые едут в центр, могли ездить, фактически работать там, где они живут. И плюс жители Подмосковья, которое едет сегодня работать в Москву, могли тоже работать на территории Москвы. Мы сейчас посчитали, сколько может быть рабочих мест на новой территории, плюс сколько там будет проживать жителей. Пока мы ориентировочно видим, что около одного-полутора миллионов. Под эту всю задачу мы сейчас строим транспортную модель развития, поэтому мы фактически каждую территорию сначала смотрим комплексно. Потом определили 12 основных «точек роста», определили, какой потенциальный функционал может быть, какие могут быть здания, сооружения построены, какова обеспеченность инженерной инфраструктурой - после этих расчетов у нас сложился транспортный каркас. Я думаю, мы его уже за лето отработаем, и это будет уже являться основанием для составления нового Генерального плана, мастер-плана этой территории.

Е. Толстая: От чего будет зависеть внесение тех или иных изменений в по сути уже сложившуюся концепцию?

М. Хуснуллин: На самом деле несколько факторов. Первый фактор - это транспортный каркас, то есть сколько мы сможем перевозить людей в тех имеющихся транспортных коридорах. Второе - это сложившаяся застройка. Надо понимать, что на территории есть сложившаяся застройка, и мы должны ее максимально интегрировать в общую программу развития.

Е. Толстая: Эту территорию можно разделить на три пояса - ближний, срединный и наиболее удаленный от МКАД. Если мы говорим о плотности и характере застройки этих поясов - они уже сформированы? И как вообще они будут выглядеть?

М. Хуснуллин: В первую очередь будут развиваться территории, максимально приближенные к Москве, - это первый уровень урбанизации. Мы считаем, что плотность там будет несколько выше, чем в целом по территории, но эта плотность не должна превышать 10 - 15 тысяч на гектар. Для пояснения скажу: в среднем в Москве решения сейчас принимаются это 25 тысяч на гектар плотность. Поэтому первый урбанизированный пояс он будет 10 - 15 тысяч на гектар, дальше будет плотность от 5 до 10 тысяч на гектар, ну и совсем, так сказать, рекреационная зона - она будет до 5 тысяч на гектар. Такая у нас стратегия развития.

Е. Толстая: А почему изначально было принято решение разделить районы, некоторые сделать урбанистическими, некоторые – рекреационными?

М. Хуснуллин: Территорию, которая дальняя, ближе к Калужской области, ближе к Московской, зачем сегодня ее застраивать? Нет никакой необходимости, там большая часть территории покрыта лесами. У нас там задача сделать парки, хорошие национальные парки, где люди могли бы гулять. 45 парков планируется построить на этой территории, начиная от небольших парков, которые будут приближены к жилым кварталам и рабочим, и заканчивая крупными парками, куда сможет приезжать все население Москвы отдыхать. Сейчас ведется в этом направлении огромная работа.

Е. Толстая: Плотность застройки в урбанистическом поясе будет ниже, чем в «старой» Москве. Почему было принято такое решение?

М. Хуснуллин: Потому что у нас нет задачи застроить всю территорию, у нас задача сделать ее комфортной, сделать ее с правильной сеткой улично-дорожной сети, при этом большую часть рабочих мест переместить из центра города ближе к периферии.

Е. Толстая: На новых территориях появится 12 «точек роста». Если говорить о их специализации - она разделяется?

М. Хуснуллин: Она, безусловно, разделяется. В районе Румянцево строится огромный бизнес-парк. Он стал активно строиться после того, как территория вошла в Москву. На этом месте будет построено 200 квадратных метров офисных площадей и будет создано 30 тысяч рабочих мест. А всего в «точке роста» так называемой Румянцево будет создано 100 тысяч рабочих мест. Представляете - в одном месте! И конечно, мы туда в первую очередь тянем метро. Мы уже в следующем году там сделаем метро. Получаем сразу несколько плюсов. Рабочие места - соответственно, налоговая база, на это хочу особое обратить внимание. Мы составили план работы и видим, что буквально за 5 лет мы можем количество налогов на новой территории увеличить в 4 раза. Нам не рабочие места нужны ради рабочих мест, нам нужны рабочие места, которые платят налоги, которые позволяют людям меньше времени тратить на дорогу, потому что мы считаем, что часть жителей окраины Москвы и Подмосковья будут там работать. Поэтому мы в первую очередь смотрим то, что ближе к МКАД.

Я назвал первый кластер - это Румянцево, второй у нас очень серьезный кластер - это административно-деловой центр. На территории Коммунарки - 307 гектаров - там будет учебный кампус, там будут лечебные заведения, там будут офисные здания, то есть это будет современный мини-город, в котором будут работать порядка 30 - 40 тысяч работников и 20 - 30 тысяч проживать. Это два такие наиболее ярких кластера.

Безусловно, это развитие Троицка как наукограда. То есть все территории, которые рядом с Троицком есть, мы видим их дальнейшее развитие именно как развитие научно-учебной базы.

Большое развитие территории аэропорта Внуково. Внуково как аэропорт развивается, мы планируем туда дополнительно протянуть дополнительные железнодорожные пути, чтобы было лучше сообщение. Но естественно, вся инфраструктура вокруг Внуково будет развиваться.

Дальше уже пошло ближе к окраинам: там будет где-то рекреационная зона, где-то будет зона сельхозпроизводства. Так 12 точек основных мы определили.

Е. Толстая: А если мы говорим об очередности сдачи этих точек в эксплуатацию, она какова?

М. Хуснуллин: У нас очень активно развивается Румянцево, уже в этом году будет 200 тысяч первая очередь сдана, а всего там будет до 1,5 млн построено. У нас рядом территория, где так называемый «Славянский мир», - 1 июля собирается сдаваться такой крупный торговый комплекс, который пришел на смену рынкам. Потому что надо понимать, что на новой территории большое количество несанкционированных, нецивилизованных рынков, которые не платят налоги.

На новой территории вырос огромный торговый комплекс, который будет продолжать развиваться - там будут строиться гостиницы, будут строиться офисы, в общей сложности почти 1,5 миллиона квадратных метров - так называемый «Лотос», это название проекта. И, безусловно, в этом году мы начинаем строительство административно-делового центра. Большой плюс, что в Москве появилась такая территория для развития, но вместе с этой территорией есть и определенные проблемы. У нас 16 миллионов квадратных метров выданных разрешений на строительство, в основном это жилье.

Е. Толстая: Марат Шакирзянович, неоднократно была озвучена цифра потенциала застройки территории «новой Москвы» - это порядка 100 миллионов квадратных метров недвижимости. Сколько будет сдано в текущем году?

М. Хуснуллин: 100 миллионов - это такая примерная цифра. Она может быть чуть больше, чуть меньше, это зависит от того, как будет территория застроена. В этом году мы видим, что на новой территории будет сдано порядка 1,5 - 1,8 миллиона квадратных метров разного вида недвижимости.

20 - 30 лет эта территория будет активно развиваться, и мы, конечно, хотим опережающе строить транспортную инфраструктуру. Мы сейчас строим метро в Саларьево, мы сейчас Калужское шоссе будем реконструировать, мы реконструируем развязку на пересечении Ленинского проспекта с МКАД, делаем связку между Киевским и Калужским шоссе. Мы планируем строить трамвай между Курским и Киевским направлением железной дороги, сетку дорог между микрорайонами. Надо сказать, что уже 9 проектов мы в этом году начинаем строить фактически на 70 км дорог.

Е. Толстая: О транспортной инфраструктуре мы поговорим позже. А сейчас - о социальных объектах. Изначально была проблема их нехватки на новых территориях, был проведен анализ, мониторинг. Какие были приняты решения, и какое количество социальных объектов будет сдано в этом году?

М. Хуснуллин: Надо сказать, что мы пересмотрели все комплексные проекты застройки, мы увеличили норматив обеспеченности социальными объектами - школами, садиками. Надо отдать должное инвесторам: они все с пониманием к этому отнеслись. Кто еще не начал строить - они пересмотрели свои проекты в сторону увеличения, кто начал строить - сейчас выделяют участки под дополнительное строительство. Мы считаем, что во вновь строящихся районах мы социальной инфраструктурой обеспечим. У нас порядка 7 садиков сейчас строится по инвестиционной программе, у нас порядка 6 школ в разной степени находятся по инвестиционной программе. Есть ряд поликлиник в проекте, ряд дорог и еще целый ряд социальных объектов, которые будут строиться инвесторами.

Е. Толстая: Если мы говорим о детских садах, о школах, о медицинских учреждениях, жителей интересует, кто, по каким принципам принимает решения. Какое количество таких объектов на новой территории должно появиться и в каких местах?

М. Хуснуллин: Во-первых, у нас есть нормы и правила градостроительного планирования. То есть мы понимаем, на сколько жителей, при какой плотности, сколько у нас должно быть мест в садиках и школах, это первое. Второе - любое решение, которое есть на сегодняшний день, принимается на Градостроительно-земельной комиссии. Это коллегиальный орган, в котором все готовят свои предложения, потом одно решение выносим на обсуждение, и если все с ним соглашаются, то мы это решение воплощаем в жизнь.

Е. Толстая: Если мы говорим о Градостроительно-земельной комиссии - недавно был возвращен на доработку проект в Новых Ватутинках. Там инвесторы не захотели пойти навстречу?

М. Хуснуллин: Там вопрос обычный. Инвесторы хотели только жилье, а мы хотим, чтобы там были рабочие места, поэтому мы отправили этот проект на доработку. Те дома, которые начали строиться (потому что там идут продажи, чтобы не подводить жителей которые там покупают квартиры), мы им разрешаем достроить, а на тех территориях, которые еще не застроили, сейчас перепроектируют под рабочие места.

Е. Толстая: 18 июня состоялся аукцион, на котором были выставлены 4 участка в «новой Москве» под комплексную застройку. Как Вы оцениваете результаты этого аукциона?

М. Хуснуллин: Я считаю, что это неплохой результат. Действительно, по нашей просьбе больше года назад приостановили: когда уже было принято решение о присоединении территории, мы попросили фонд РЖС приостановить продажу каких-либо участков, потому что нам нужно было понять, что будет с транспортной сетью. Сейчас мы уже основной каркас транспортной сети сделали и поэтому мы согласовали фонду РЖС продажу этих участков, провели их через Градостроительно-земельную комиссию, но в комплексном исполнении. То есть там есть и жилье, и рабочие места в разных пропорциях, где-то 50 на 50…

Е. Толстая: Речь идет о малоэтажной застройке?

М. Хуснуллин: Те проекты, которые мы утвердили, там в основном малоэтажное строительство.

Е. Толстая: Было принято решение, что в основном «новая Москва» должна стать малоэтажной. Тем не менее к нам обращаются зрители с вопросами - почему, если обещали в основном малоэтажную застройку, тем не менее где-то начинают появляться высотки. Эта какая-то старая история, которую надо достроить?

М. Хуснуллин: Я еще раз повторяю: это 16 млн квадратных метров выданных разрешений, в основном на высотное жилищное строительство. Поэтому мы с этим сейчас разбираемся, а новые проекты - мы считаем 9 - 10 этажей. Это такой предел, по которому мы будем строить, будем стараться по-другому сделать вообще компоновку застройки, то есть подойти по совершенно новым стандартам. Хотя экономика показывает, что чем плотней застройка - тем меньше затрат на инфраструктуру. Но мы в любом случае такое решение приняли и будем этих принципов придерживаться - стараться не строить высотные здания.

Е. Толстая: «Новая Москва» застраивается по новейшим технологиям. Например, поликлиники - это быстровозводимые модули. Они уже появились?

М. Хуснуллин: Да, они уже появились, часть уже начали монтировать, часть буквально на подходе, мы их быстро достаточно сделаем, но это небольшие поликлиники, чтобы снять напряжение там, где уже много проживает жителей, а инфраструктуры нет. Понятно, что на новой территории мы будем строить и больницы серьезные, сейчас ряд инвесторов проявляет заинтересованность, чтобы вложить деньги в крупные, в том числе, медицинские проекты. Но сейчас, чтобы снять напряжение, мы строим поликлиники быстровозводимые. Мы ведем переговоры со всеми инвесторами, кто заинтересован в медицинских технологиях, в медицинских центрах, мы готовы предоставлять землю на льготных условиях. Заинтересованность есть. Я знаю, десяток компаний сейчас изучает этот вопрос.

Е. Толстая: Предлагаю более подробно остановиться на транспортной составляющей…

М. Хуснуллин: У нас, конечно, ключевой будет железная дорога. Это Киевское и Курское направление железной дороги, где мы будем строить дополнительные пути. Второе: на территорию Ново-Переделкино, Рассказовки метро строим, это бывшая территория Московской области, сейчас мы туда строим полным ходом метро, это новая ветка, фактически 20 километров, начиная от «Парка Победы» до Рассказовки. Мы в 2014 году уже построим метро до Саларьево: от «Юго-Западной» мы дойдем до станции «Тропарево», дойдем до станции «Румянцево», до станции «Саларьево», и там будет большой транспортно-пересадочный узел.

Е. Толстая: Каким длинным становится у нас метро…

М. Хуснуллин: Одними из самых высоких в мире темпами мы сейчас развиваем метро. У нас запланирована потенциальная ветка с Третьего пересадочного контура, которую мы тоже планируем к 2018 году сдать, дополнительная ветка в Коммунарку, там запланировано метро, плюс мы поперечные связи, как я уже сказал, от Киевского направления железной дороги до Курского будем соединять трамвайными ветками. Кроме того, у нас между Киевским и Калужским шоссе будет максимальное количество автомобильных связок. И само Калужское шоссе, безусловно, будет реконструировано и будет сделано как скоростная восьмиполосная дорога с обходом части населенных пунктов: где сейчас Калужка идет по населенным пунктам, мы приняли решение не заниматься сносом.

Е. Толстая: А это решение было принято после обсуждения Калужского шоссе с жителями?

М. Хуснуллин: Да, мы предварительно начали обсуждать, жители обратились с просьбой, чтобы дорога не проходила через населенные пункты, поэтому мы максимально прорабатываем трассировку в обход населенных пунктов. Сосенки будет обходиться населенный пункт, Красная Пахра, еще ряд участков мы смотрим, где можно обойти, постараемся максимально обойти.

И еще один очень важный момент, на что хотел бы обратить внимание: принято решение о выделении денег на строительство ЦКАД, Центральной кольцевой автомобильной дороги. Конечно, это для нас большой плюс, потому что часть ЦКАД идет по территории Москвы, и, соответственно, мы сейчас сразу должны и Калужское шоссе интегрировать с ЦКАД - как развязки будут построены, какой поток по ЦКАД пойдет, в какие годы это будет сделано… Мы сейчас активно с Министерством транспорта эту работу ведем.

Е. Толстая: А если говорить об уже утвержденных частях проекта…

М. Хуснуллин: Нет, мы проект еще будем целиком рассматривать, проект планировки пока не утвержден.

Елена Толстая: То есть если мы говорим о реконструкции Калужского шоссе, пока неизвестно, где точно появятся развязки?

М. Хуснуллин: Уже процентов на 90 известно, но детали мы сейчас дорабатываем.

Е. Толстая: Что касается дублеров Калужского шоссе, какие-то из них будут платными?

М. Хуснуллин: Мы пока не рассматривали такую возможность по платности. Но потенциально возможно, что какие-то связки между Калужским и Киевским шоссе, возможно, будут платными, но это в далекой перспективе. Пока об этом говорить рано.

Е. Толстая: А что касается трамвайных связей, мы же делаем определенную ставку на общественный транспорт… Уже известно, где эти трамвайные связи будут пролегать?

М. Хуснуллин: Мы сейчас смотрим коридоры прохождения, мы в первую очередь смотрим, какие коридоры и как можно пройти с наименьшим сносом. Все это будет утверждено схемой транспортного обеспечения новой территории. Это будет, я думаю, уже к концу лета.

Е. Толстая: Средства массовой информации еще обсуждали возможность появления скоростных автобусов на новых территориях...

М. Хуснуллин: Мы этот вариант тоже смотрим, смотрим вариант возможности подвоза к конечным остановкам метро, подвоза к железнодорожным станциям, к железнодорожным платформам. То есть мы в прямом смысле слова рассматриваем каждый коридор, рассматриваем, какие есть ограничения, какие объемы сноса, нет ли каких-то сетевых ограничений. И вот комплексно изучив все это, только после этого принимаем какие-то решения.

Е. Толстая: Когда этот проект, возможно, будет утвержден или будет вынесен на утверждение?

М. Хуснуллин: Я думаю, что это конец лета - начало осени.

Е. Толстая: Если все идеально сложится, и к началу осени этот проект будет утвержден, примерно какое количество времени необходимо для того, чтобы сформировать вот этот транспортный каркас на новых территориях? За сколько лет его можно построить?

М. Хуснуллин: Я думаю, что при активном строительстве мы за пять - семь лет, до 2020 года мы теоретически можем этот транспортный каркас на основную часть территории сформировать.

Е. Толстая: И туда же гармонично нужно вписать и Внуково, и Остафьево... Кстати, что с Остафьево сейчас происходит?

М. Хуснуллин: Будет аэропорт деловой авиации, мы не видим его какого-то большого развития, он в существующих сегодня параметрах будет существовать. Там есть планы, но только по развитию бизнес-авиации. Учитывая, что Внуково - полноценный аэропорт, Домодедово - полноценный аэропорт, нам третий аэропорт такой полноценный не нужен для этой территории. Для бизнес-авиации это нормально - для вертолетов, для небольших самолетов, а с градостроительной точки зрения он нам не нужен.

Е. Толстая: Для совершенствования уже действующей инженерной инфраструктуры сейчас предпринимаются какие-то действия?

М. Хуснуллин: Безусловно, принимаются. Во-первых, мы существующие сети приводим в порядок: сети газопровода, сети водопровода, канализационные установки, где это возможно, плюс сети электричества, конечно, существующие. У нас есть отдельная программа по развитию дачных поселков. На это выделены отдельные деньги: мэром выделена сумма почти 600 миллионов на приведение существующих дачных поселков в надлежащее состояние.

Е. Толстая: Давайте еще раз заострим внимание, раз уж начали говорить, о том, что касается метрополитена. Уже определены точки, где он появится: Коммунарка и другие. А как дальше метро будет развиваться на новых территориях?

М. Хуснуллин: Я уже сказал: фактически мы доходим до Рассказовки, на этом останавливаемся, доходим до Саларьево, ну, может быть, еще одну станцию продлим дальше туда, и доходим до Коммунарки. Мы, в принципе, считаем, что на этом развитие метрополитена на новой территории должно остановиться. Дальше весь упор - на железные дороги.

Е. Толстая: Оно должно остановиться из расчета того количества жителей, которые будут проживать?

М. Хуснуллин: Из расчета количества жителей, из экономической целесообразности. Метро - самый дорогой вид транспорта, поэтому там, где плотная застройка, там метро экономически целесообразно, где застройка неплотная, а на новой территории она не будет плотной, поэтому продлевать туда дальше метро экономически нецелесообразно.

Е. Толстая: То есть если мы рассматриваем 12 «точек роста», то далеко не до каждой из них можно будет добраться на метро?

М. Хуснуллин: Реально метро подойдет к трем-четырем точкам, для остальных это будет либо автомобильный транспорт, либо упор будет на железнодорожный транспорт.

Е. Толстая: Достаточно много вопросов нам удалось сегодня обсудить, и в заключение разговора хотелось бы спросить: то, что сейчас происходит на новых территориях, нам, жителям «старой» Москвы, что даст?

М. Хуснуллин: Давайте начнем с того, что если бы новая территорию не присоединилась к Москве, она была бы застроена спальными жилыми районами. Это дало бы ухудшение трафика, и так сложного на этом направлении. На 16 млн кв. метров уже было выдано разрешений, а градостроительных решений уже было принято на 30 - 40 млн кв. метров. Если бы все это было застроено одним жильем, то, пожалуй, единственный анклав незастроенный вокруг Москвы был бы полностью застроен и заблокировал всю существующую инфраструктуру. Нам бы стало значительно хуже, это первое.

Второе, мы, создавая миллион рабочих мест (надо сказать, что у нас в Москве порядка 6 - 7 млн рабочих мест), на 10 - 15% трафика всей Москвы оттягиваем на новую территорию. То есть мы реализуем принцип полицентричности: не только в центре есть работа, но есть и на окраинах работа. Это еще дает большое, серьезное улучшение для транспортной ситуации.

Третье: не надо забывать, что Москва, когда строится, платит налоги. Создание любого рабочего места: во-первых, при создании платятся налоги со строительства, во-вторых, люди, работающие там, постоянно платят налоги, тем самым позволяя собирать в бюджет деньги, чтобы выполнять все социальные программы, которые у нас есть. А социальные программы, я могу сказать, одни из самых высоких в мире. Поэтому это третий серьезный плюс.

Четвертое, что для нас это дает: это дает возможность уже совершенно по-новому осмыслить комплексное развитие территорий, применить более современные технологии, более современные методы планирования территории, тем самым поднять комплексное освоение, поднять эффективность использования существующих земель, как на территории «новой Москвы», так и земель, прилегающих к территории «новой Москвы». Если посмотреть сегодня нашу юго-западную часть, то у нас там большое количество неиспользуемых промзон, которые на сегодняшний день находятся в состоянии не очень эффективного использования. Развитие новой территории - оно как локомотив потащит за собой развитие территорий Москвы. Люди, которые, например, жили и работали на окраине и тратили полтора часа утром и полтора вечером на дорогу, будут тратить 20 - 30 минут на дорогу. Сколько времени экономится!

Следующий серьезный момент: большая часть людей, которая живет в Подмосковье, на прилегающих территориях, они работают в Москве. Огромный юго-западный сектор: из него люди ездят каждый день на работу, двигаются в центр утром и вечером обратно. Эти машины не будут заезжать в город, а будут работать на новой территории. Я считаю, что это даст колоссальный плюс для развития Москвы, это даст плюс для развития Подмосковья: так же как в свое время вокруг МКАД, все эти территории тоже будут развиваться. Поэтому я считаю, что здесь плюсы огромные.

Е. Толстая: Когда мы почувствуем те изменения, о которых сейчас с Вами говорим?

М. Хуснуллин: Я думаю, что в ближайшие пять - семь лет почувствуем, от принятия решений мы уже перейдем к конкретным действиям и, безусловно, почувствуем за эти пять - семь лет изменения.

Е. Толстая: Спасибо Вам большое.

М. Хуснуллин: Спасибо.

Другие материалы по теме