timelapse

Заседание Коллегии Стройкомплекса Москвы. Итоги 10 месяцев 2011 года и приоритеты на 2012 год: доклад заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина

Доклад заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, руководителя стройкомплекса М.Ш. Хуснуллина

«Об итогах 10 месяцев 2011 года и приоритетах работы Комплекса в 2012 году»

Наша встреча носит рабочий характер, мы хотели бы с вами посоветоваться, обсудить ряд наших предложений - как мы будем заканчивать год, на каких принципах, что будем делать в этом году и какие планы на 2012 год.

Самое главное, что мы хотели бы от вас услышать – предложения. В целом хочу доложить, что сделано Комплексом за этот год, что мы планируем сделать в ближайшее время, как говорится, сверить наши часы – правильным ли курсом мы идем.

Сначала об основных итогах строительства, пока за 10 месяцев. Введен 1 миллион 339 тысяч квадратных метров жилья. Всего до конца года нам надо ввести 2,2 миллиона квадратных метров жилых площадей. Это очень напряженная задача. Чтобы обеспечить этот ввод, нужно всем активно поработать - всем согласующим структурам, в ежедневном режиме, и быть готовым разбирать все вопросы инвесторов, все вопросы по госзаказу. В этом году в городе построено и сдано в эксплуатацию 3 ФОКа, 4 школы, 11 детских дошкольных учреждений, 4 поликлиники, 3 больницы. До конца года необходимо ввести 4 ФОКа, 2 школы, 25 ДОУ, 2 объекта здравоохранения. Построены дороги протяженностью 38,5 км, введено 18 мостов и эстакад, 25 пешеходных переходов. Введен в эксплуатацию выход станции метро «Сретенский бульвар». Задача – до конца года ввести еще 4,5 км участка Люблинско-Дмитровской линии метро и 3 станции, 18 км дорог, 11 мостов и эстакад, 25 пешеходных переходов.

Надо отметить, что весь этот год мы серьезно занимались предпроектной и проектной подготовкой, в результате мы закончили предпроектную работу по 19 вылетным магистралям. Как мы и планировали, из них по 9 мы проведем конкурсы, по 2 уже вышли на строительство и до конца года, я думаю, что определимся по строительству еще 7 магистралей. Кроме того, огромная работа ведется Москомархитектурой и институтом НИиПИ Генплана по МКАД. Основное видение того, что мы будем делать по МКАД, тоже имеем на сегодняшний день. Уже по ряду участков переходим к проектированию. Также ведется работа по Московской кольцевой железной дороге. Мы договорились с ними в ближайшее время утвердить планы развития, и не только московской кольцевой железной дороги, но и всю так называемую полосу тяготения к этому участку, это порядка 10 процентов территории Москвы. Это 54 км дороги, которые мы планируем задействовать для перевозки пассажиров на скоростном транспорте.

Также в рамках формирования парковочного пространства за этот год нами введено 568 тысяч машиномест, включая 41 капитальный объект гаражного назначения на 14 598 машиномест. До конца года нам еще необходимо ввести около 40 тысяч машиномест. Хочу сказать, что в Москве сегодня 1 миллион 250 тысяч машиномест. То есть мы практически на 50 процентов увеличили. В то же время надо сказать, что за этот год выдано 339 384 разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию, 1239 заключений экспертизы. При этом по результатам экспертизы из 180 миллиардов рублей 35 миллиардов рублей составила экономия, то есть произошло снижение.

Фактически до конца года мы освоим порядка 180 миллиардов рублей по Адресной инвестиционной программе. Это несколько выше, чем в прошлом году. Поэтому было принято решение, что мы с 1 декабря начинаем приемку выполнения и за ноябрь, и за декабрь. То есть, не дожидаясь середины месяца, а в ежедневном режиме весь месяц, до 22-го числа, занимаемся приемкой выполненных работ. Поэтому я прошу всех наших заказчиков, подрядчиков организовать работу. Если необходимо – в круглосуточном режиме, Андрей Юрьевич (Бочкарев - ред.), вам прямое поручение по приемке выполненных работ. Деньги у нас есть, выполненные объемы есть, нужно просто физически организовать эту работу.

Хотел бы определить некоторые задачи этого года и приоритеты будущего. Надо сказать, что этот год для градостроительного комплекса был крайне непростой. Мы столкнулись с очень сложной задачей, как нам скоординировать интересы населения, интересы правительства, интересы инвестиционно-строительного сообщества. Надо сказать, что это была непростая задача, потому что по Генеральному плану, который утвержден в Москве, мы до 2025 года должны будем построить 200 миллионов квадратных метров недвижимости за ближайшие 15 лет. На сегодняшний день я могу сказать, что у нас в стройке находятся 2804 строительных объекта общей площадью 32 миллиона квадратных метров. За 10 месяцев у нас сдан 341 объект, и до конца года точно не меньше чем 1,5 миллиона квадратных метров сдадим. То есть у нас 38 миллионов квадратных метров находится в стройке.

Кроме того, ГПЗУ выдано на 13 миллионов квадратных метров. Из них 12,5 – выдано инвесторам и правообладателям земли, еще 0,5 миллиона квадратных метров – по Адресной инвестиционной программе в рамках горбюджета.

Мы утвердили Адресную инвестиционную программу на три года, об этом я скажу чуть позже. В ней уже более 600 объектов, утверждены 16 государственных программ, по которым мы планируем построить около 3000 объектов. Так вот, суммируя, могу сказать, что только на территории существующей Москвы предусмотрено строительство не менее 80 миллионов квадратных метров. Поэтому когда на рынке появляются разговоры о том, что у нас упали объемы строительства и мы стали меньше строить, - это абсолютно не соответствует действительности.

В то же время, надо сказать, когда мы начали анализировать, выявили достаточно серьезные перекосы. Конечно, желающих строить жилье, торгово-офисные центры очень много. Притом в городе катастрофически не хватает дорожно-уличной сети, у нас плотность дорожно-уличной сети в 2,5 раза меньше, чем в любом мегаполисе мира. Второй момент: у нас катастрофически не хватает парковочных мест – я уже назвал 1 миллион 250 тысяч плюс 600 тысяч, которые будут, – получится 1 миллион 850 тысяч мест; самый минимальный объем, который нужен – около 3 миллионов парковочных мест. Не хватает также большого количества спортивных сооружений. Для примера – во всей Москве 38 ледовых площадок. Это очень мало для Москвы. Я еще не говорю о том, что у нас недостает ряда объектов социальной сферы, недостает ряда объектов здравоохранения, поэтому мы поставим вам задачу пересмотреть кардинально все, что нужно городу, провести ревизию того, что строится, и посмотреть, что нужно. В результате было принято решение все городские программы уложить в конкретные государственные программы и для координации всех государственных программ в части капитального строительства сделать одну общую программу градостроительной политики. Мы ее утвердили, это наш ориентир на ближайшие пять лет. Кроме того, утверждена программа «Жилище», разработана программа парковочного пространства в рамках транспортного строительства и программа по гостиницам.

Исходя из сложившейся ситуации, стало понятно, что даже при тех объемах запланированной недвижимости, которые у нас сегодня есть, при тех объемах стройки, при тех 415 миллионах квадратных метров имеющейся в Москве недвижимости, без дополнительных территорий дальнейшее развитие столицы было бы невозможным. Поэтому было принято решение о расширении границ Москвы. Надеюсь, мы это решение до середины следующего года доведем, все согласованные действия есть, сейчас ведется очень большая работа по этому направлению. И потенциал развития этой территории тоже порядка 100 миллионов квадратных метров. То есть мы практически все, что запланировали в Генеральном плане, будем реализовывать, но уже на большей территории.

Все эти вопросы потребовали актуализации существующего Генерального плана. На сегодняшний день мы готовим целостную концепцию развития Московской агломерации, и к середине 2012 года мы будем иметь уже готовую концепцию развития всей Московской агломерации и присоединенных территорий с учетом существующего Генерального плана Москвы. Из-за того что появилась дополнительная территория, нам пришлось пересмотреть сроки по нашим территориальным схемам, по отраслевым схемам, ряд из них мы планировали закончить до конца этого года, но сейчас с учетом присоединенных земель эти планы несколько скорректированы. И в то же время мы до конца следующего года в основном эту работу закончим.

Буквально в ближайшие месяцы мы утвердим схему парковочного пространства, размещение объектов потребительского рынка, объектов физкультуры и спорта, а также бытовых услуг, гостиниц и жилья. Утвердив территориальные схемы, которые мы планируем, нам намного легче будет принимать решение: где, что и как строить.

Чтобы все эти решения воплотить в жизнь и изменить новую концепцию по градостроительному развитию Москвы, была выстроена работа Градостроительно-земельной комиссии. Работа очень непростая. Пришлось и приходится в ручном режиме работать. Вот здесь сидят заместители префектов в зале, сидят многие участники, кого прямо или косвенно эта работа коснулась.

Только на Рабочей группе градостроительного комплекса за этот год было рассмотрено 1430 вопросов, 855 вынесли на ГЗК и по 789 получили решение комиссии. Кроме того, мы на Рабочей группе экономического блока рассмотрели 686 контрактов, приняты решения по 565. Хочу сказать, что не все решения выгодны для инвесторов, ряд решений нам пришлось принять достаточно сложных, но все они продиктованы определенной необходимостью. Все решения принимаются на ГЗК коллегиально, мы тщательно взвешиваем, всесторонне смотрим, в первую очередь, транспортную обеспеченность, смотрим другие вопросы, которые влияют на принятие решения, и принимаем эти решения. Мы поставили себе задачу со всеми крупными инвесторами системно выстроить работу. Где невозможно принять решение в тех технико-экономических показателях, в которых ранее планировалось построить объект, будем искать компромиссные решения за счет других проектов.

Могу привести простой пример по строительству станции у Белорусского вокзала. По предварительным ТЭПам там планировалось построить 13 тысяч квадратных метров недвижимости, при этом транспортные потоки были не достаточно учтены. Получается, что если бы мы этот объект ввели в эксплуатацию, для чего тогда реконструировали всю Ленинградку, вложили порядка 15 миллиардов рублей, чтобы сделать ее вылетной? В самом начале Ленинградки сегодня мы получили бы тромб. Поэтому достаточно долго велись переговоры с инвестором, и они прошли успешно.

Мы нашли решение – компенсировали ему потери в других проектах, не таких важных с точки зрения транспорта. В результате нам удалось сделать общую схему транспортной развязки этого узла, увеличить количество машиномест.

Этот объект строится с 2004 года, мы планируем в следующем году выйти в стройку и за полгода его закончить. Это как один из положительных примеров. В то же время на сегодняшний день набралось несколько сот примеров, где мы с инвесторами пока договориться не можем и уходим в суды. В результате у нас появляются незавершенки, и инвесторы теряют, и мы теряем. Поэтому мы считаем одной из главных задач все-таки в этом и следующем году все вопросы, связанные с инвестиционными проектами, в ближайшие три месяца закончить. По старым, я имею в виду. А по новым уже выйти на нормальный режим ежемесячного обсуждения, чтобы в течение месяца принимались все решения.

Следующий блок вопросов, который я хотел бы осветить, это Адресная инвестиционная программа. Сергей Семенович дал поручение нам подготовить АИП на три года. Сегодня хочу сказать, что программа практически всеми утверждена, осталось из 600 с лишним объектов порядка 20, которые требуют выяснения. Если вы обратите внимание на цифры: трехлетняя программа – 1 триллион 390 миллиардов рублей. То есть цифра просто колоссальная. Правительство для себя определилось, во что необходимо вкладывать средства. Теперь вопрос только в нас – насколько мы сможем с вами соорганизоваться. Задачи крайне амбициозные. Могу просто как пример привести: дорожное хозяйство – 123 миллиарда рублей, в этом году по этой отрасли у нас освоение будет порядка 80 - 90 миллиардов. При этом надо сказать, что у нас имеется дорогостоящая документация на Четвертое транспортное кольцо, от которого мы отказались. За этот год мы сделали проектно-сметную документацию на вылетные магистрали и еще ряд объектов по транспортному строительству.

Колоссальный объем по метро. То есть в этом году у нас по метро будет освоение порядка 60 миллиардов рублей, на следующий год мы должны выйти на цифру более 100 миллиардов рублей. Никогда 100 миллиардов рублей на метро не осваивалось в Москве, это совершенно точно. Я хочу сказать, что задачи непростые, но они реальны и вот от того, как мы с вами соорганизуемся все вместе, все люди, сидящие в этом зале, зависит, как мы эти задачи выполним.

Кроме того, если обратите внимание, достаточно большие цифры на жилищное строительство, они больше, чем в этом году. То есть мы по всем программам - по сносу пятиэтажек, по реконструкции кварталов -  активно сейчас будем продолжать работу.

Для решения всех этих задач нам потребовалось принять ряд организационных мер, которые тоже активно обсуждаются. Например, мы приняли решение по метро, как я сказал, мы перешли на схему строительства через ГУП «Метрополитен», мы сохранили все условия по конкурсам, которые необходимы по 94-ФЗ. Работа через ГУП позволит более быстро и более гибко принимать решения. Простой пример: мы на сегодняшний день спроектировали уже 11 линий метрополитена, 33 станции и 6 депо. Приступили к строительству 9 линий общей протяженностью 45,7 км из 75 запланированных и 20 новых станций и 2 электродепо. Буквально за 6 - 8 месяцев такую активную работу провели. За пять лет мы построим 75 километров линий. И сейчас уже по ряду линий до 2020 года Москомархитектура приступила к разработке предпроектов. И я думаю, что в течение 2012 года все предпроектные решения будут приняты.

Как видите, мы в результате получим еще одно дополнительное кольцо. Надо сказать, что для реализации этих задач мы определились перейти на конкурс и убедили и федеральный центр, что нам по крупным инфраструктурным объектам нужно принять это решение. Потому что на аукцион сегодня приход компании только по факту цены невозможен. Поэтому мы перешли на конкурсы, потому что сегодня вылетные магистрали – это не просто стоимость строительства, это безопасность города, это огромные, сложнейшие подземные коммуникации. А движение для города является сегодня одним из основополагающих факторов. Но мы это решение приняли, и вот два конкурса которые мы провели, для нас имеют очень хороший результат. Снижение стоимости от 8 до 10 процентов, сроки строительства сокращены. Пришли подрядчики, которые понятны, у которых за спиной есть реализованные проекты, что тоже очень важно. Экспериментировать с новыми подрядчиками на таких сложнейших участках мы не можем себе позволить, создав там транспортные заторы, подставить под безопасность жизнедеятельность целых микрорайонов. Мы дальше эту программу будем продолжать.

Кроме того, мы сейчас очень большую ведем работу с Минтрансом, с Московской областью. Мы хотим совместить строительство наших вылетных магистралей вместе с федеральными средствами. Я могу сказать, что именно настойчивая работа Сергея Семеновича (Собянина - ред.) на уровне федерального центра привела к тому, что на московский транспортный узел добавили порядка 36 миллиардов рублей к имеющимся 70 миллиардам. У нас сейчас в активе на московский транспортный узел финансируется из федерального бюджета 103 миллиарда рублей. Плюс мы более 100 миллиардов рублей имеем на дороги и более 100 миллиардов рублей имеем на метро. То есть, на решение транспортных проблем московского транспортного узла бюджетом предусмотрено более 300 миллиардов рублей. Это колоссальная цифра. Также хочу привести примеры более мелкие, но тоже которые для нас очень важны. Это строительство детских дошкольных учреждений. Этот фактор, что мы отбирали подрядчиков по принципу цены, привел к тому, что 25 строительных объектов выиграли с понижением на 30 - 40 процентов. В результате мы вынуждены были пойти на создание казенного предприятия, и вот вам пример: зашли нормальные подрядчики – за 14 дней монтаж готов. Те, кто умеет строить, у них все технологии отработаны. За 3 - 4 месяца можно построить объект, если ничего не держит. Мы будем и дальше продолжать эту работу, хотя иногда слышим в свой адрес по этому поводу и критику.

Еще несколько вопросов, которые, на наш взгляд, мешают нам сегодня реализовывать эти задачи. Безусловно, это проблема мобилизации трудовых ресурсов.

На сегодняшний день в Москве порядка 800 тысяч строителей, они все задействованы в работе, но мы совершенно четко видим дефицит строителей метро и дорожно-транспортной инфраструктуры. Нам точно не хватит этих строителей. На сегодняшний день метростроители и строители, которые могут на территории Москвы строить, смогут освоить около 100 миллиардов рублей. Нам нужно 200 миллиардов. Среднестатистический рабочий дает в год выработку в 1 миллион рублей. Если мы 200 миллиардов хотим освоить только на территории Москвы, 200 тысяч строителей в год должно быть, это я еще говорю с учетом сезонности работы, 200 тысяч рабочих должно быть чисто транспортников. Их у нас нет. Начали собирать по стране, спрашивали у железнодорожников – тоже не хватает. Поэтому я обращаюсь к нашим строителям, кто есть в зале, особенно к тем, кто транспортной инфраструктурой занимается, сейчас готовить мобилизацию. Это одно направление. Второе направление – заниматься обучением и переобучением. В решении Коллегии мы ставим вопрос об обучении, о дополнительном образовании, чтобы одних строителей перепрофилировать на другое. В целом у нас хватает, но если по видам – то не хватает. Это очень серьезный вопрос, и я бы к нему просил подключиться всех заинтересованных лиц.

Следующий вопрос - вопрос перехода на новые технологии. Если проанализировать ряд решений, которые в этом даже году Департаментом строительства были приняты, Москомархитектурой, проектными организациями, - только за счет изменения проектных решений нам удалось ряд объектов сократить по срокам строительства и по стоимости. Мы сейчас обновили состав научно-технического совета, регулярно мы будем проводить и особенно, что касается дорожно-транспортного строительства, будем в первую очередь рассматривать там эти вопросы.

Следующий вопрос, который наиболее важный и является одним из серьезных тормозов, - это на самом деле те условия, которые описаны законодательством как федеральным, так и московским. Мы в начале этого года начали активно заниматься административной реформой, но должен признать, что мы недостаточно эту работу провели в течение года. Нам не удалось достигнуть всех результатов по снижению административных барьеров. Я хочу пояснить, что сегодня Департамент строительства, наш Комплекс является таким же заложником, как и инвесторы всех тех утвержденных правил и ограничений.

Мы сегодня посчитали, что по ряду проектов, если идти четко по установленному графику, которые нам необходимо строить, мы войдем в лучшем случае через три, а в некоторые проекты войдем через пять лет. Если соблюдать все регламентные сроки. Конечно, это требует колоссальной работы по снижению этих вот административных ресурсов. И надо сказать, что наибольший объем здесь работ именно на федеральном уровне, то есть изменение законодательства на федеральном уровне. Мы сейчас эту работу активно ведем, в нее включился Сергей Семенович, все какие вопросы ставим, говорим где что не получается, с его помощью нам удается это решить. Но при этом еще несколько десятков законодательных инициатив у нас пока не подготовлены. Поэтому надо будет с депутатами, с нашей городской думой работать и, конечно, с будущими депутатами федерального собрания. Потому что при сегодняшней системе  это - главный тормоз реализации всех наших программ. При том, что за год нам удалось утвердить новый регламент проведения экспертизы проектной документации, чтобы сократить сроки и убрать лишние документы и лишние затраты до 30 тысяч рублей бралось за выдачу заключений, оптимизировать порядок подготовки выдачи ГПЗУ, подготовить регламент взаимодействия структур при утверждении проектной документации, схему компенсации озеленения при застройке территории, подготовить ряд решений по оптимизации процедур, связанных с работой ГЗК. Мосгосэкспертиза и Мосгосстройнадзор в тесном режиме запустили оказание услуг в электронном виде. Я говорил, у нас есть целый перечень вопросов, которыми мы будем заниматься и в этом году, и в следующем.

Следующий фактор, на который хотел бы обратить внимание, - это открытость нашей деятельности. Мы действительно в течение года может быть и не все могли говорить, потому что у самих по ряду вопросов не были сформулированы позиции. На сегодняшний день планы ясны, направления ясны, и мы бы хотели, конечно, со всем профессиональным сообществом - с инвесторами, строителями - выстроить нормальный диалог. Сегодня наша цель – чтобы мы от вас услышали предложения по оптимизации нашей работы. Надо сказать, что мы, в принципе, готовы чаще встречаться и в других форматах.

У нас открыт сайт (stroi.mos.ru - ред.), и я прошу всех заинтересованных посмотреть его. Там есть Программы действий всех наших департаментов и комитетов. Если что-то нужно подправить – пожалуйста, выходите с предложениями.

Вот у нас проходит еженедельно 8 регламентных совещаний, те, которые не зависимы ни от чего и проходят в четко определенное время. Я обращаюсь к инвесторам, у нас принято решение, дано поручение Сергеем Семеновичем ряд тех направлений, которые нужны городу в первую очередь для развития, взять на контроль и также сопровождать, как мы ведем свои средства бюджетные. Это жилищное строительство, это формирование парковочного пространства, строительство ФОКов, медицинских и образовательных учреждений. Поэтому, коллеги, во вторник по парковочному пространству, все, кто занимается этим направлением, инвесторы или жители, кооперативы - пожалуйста, обращайтесь. По транспорту и транспортной инфраструктуре - это среда. Четверг - все решения, связанные с решениями по развитию города. И в пятницу -  городской Координационный штаб по гражданскому строительству, там мы готовы рассматривать все вопросы по объектам жилищной и социальной сферы. По субботам мы проводим с мэром объезд по префектурам. Это тоже очень важный механизм взаимодействия с префектурами. Во-первых, можно в префектурах эти вопросы поднимать. И мы сейчас поставили себе в план-график посещение крупных разных проблемных инвесторских объектов. Последние два месяца мы активно с префектурами на объездах обсуждаем все проблемные вопросы. Надо сказать, что много вопросов решается на месте. Поэтому я и префектуры прошу активизировать вопросы, связанные с инвесторами. И к инвесторам обращаюсь – если есть вопросы, с префектурами работайте. Теперь, чтобы не тратить время, с учетом пробок, мы организовали на совещаниях возможность видеоконференций. У префектур есть возможность участвовать в таких конференциях, а если надо - приходите к нам на штаб, заявляйте какие есть вопросы.

Сейчас несколько слов хотел бы сказать о коррупции. Ходят разговоры, что в Комплексе коррупция. Если есть такие факты – пожалуйста, заявляйте, говорите, боитесь говорить – пришлите информацию на телефон горячей линии. Будем рассматривать. На все официальные запросы готовы назначить официальную проверку и готовы разбираться с каждым фактом. Мы готовы все вопросы системно, открыто решать.

В завершении своего выступления хочу сказать, коллеги, у нас на самом деле очень большой объем работы, Москва - один из крупнейших мегаполисов мира, и по объемам капитальных вложений он стабильно в тройке мировых лидеров по объемам вложений в стройку. И только наши согласованные действия могут позволить нам все эти задачи выполнить, то есть мы должны иметь единую общую политику, которая соблюдала бы интересы населения в первую очередь, а также бизнес-сообщества, сообщества инвестиционно-строительного и тех, кто находится в этом зале. Мы к диалогу готовы.

Спасибо за внимание.