timelapse

«Москва FМ»: П. Аксенов: «Пассажирские перевозки на Малом кольце железной дороги начнутся в 2015 году»

Темы в материале

Интервью первого заместителя руководителя Департамента строительства Москвы Петра Аксенова в эфире радиостанции «Москва FМ».

Ведущий: Отбойники на Каширском и Варшавском шоссе. Мы поняли, что их будут демонтировать, но что будет на их месте, на 100% мы не поняли: спецполоса либо реверс.

Аксенов: Я думаю, что это будет решать Департамент транспорта, отвечающий сегодня за организацию и безопасность движения, и, наверное, в ближайшее время они примут решение, что будет на месте демонтированной полосы. Мы выполним строительные работы. Это наша задача.

Ведущий: То есть вы снесете, а Ликсутову дальше решать?

Аксенов: Мы не только снесем, мы уложим асфальт, обновим разметку, изменятся и некоторые знаки, в соответствии с проектно-сметной документацией, которые разработаны и утверждены для строительства и пуска дороги в эксплуатацию.

Ведущий: Вот Вы говорите, что разметку измените. Значит, измените на какую-то, либо…

Аксенов: В связи с тем что будут вестись строительные работы, естественно, будет проводиться фрезерование поверхности асфальта, частично будет нарушена и разметка.

Ведущий: То есть полосы, уже не важно, что там будет…

Аксенов: Полосы, которые уже после реконструкции были нанесены, они и сохранятся.

Ведущий: По поводу Волоколамского шоссе тоже сейчас в новостях, тоже противоречивая информация, была ли наледь, или не было наледи?

Аксенов: Наледь была, естественно, потому что вода в такой мороз замерзает.

Ведущий: Нарушения в строительстве были? Говорят, что это было, потому что были нарушения в строительстве.

Аксенов: Нарушений в строительстве не было. Но природа всегда где-то вносит свои коррективы. Так как идет строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, и идет значительное водопонижение, и мы сегодня разбираемся, делаем дополнительные геологические изыскания, для того чтобы определить причину и для того чтобы впоследствии не повторялись подобные эксцессы.

Ведущий: Про Алабяно-Балтийский тоннель Вы упомянули, так в чем там сложность? Его достаточно давно обещали открыть в обоих направлениях. Просто мне это близко, я этим пользуюсь. Вот сейчас пользуюсь в одном направлении. И очень хочу, чтобы туда уже открылся, в другую сторону.

Аксенов: Ну, если Вы хотите, значит, Ваше желание будет выполнено. В чем сложность? Это уникальный объект, я уже сказал, что мы идем под тоннелем метрополитена, под основным ходом Октябрьской железной дороги и плюс еще и речка Таракановка, которая была в коллекторе.

С учетом прохождения этого тоннеля было изменено ее русло, а у речки Таракановки еще около семи-восьми притоков. И может быть эти выбросы воды, которые произошли, как раз и с этим связаны. Где-то геология и водоносный слой изменился - трудно сказать, почему все предыдущие годы все нормально было, все хорошо, а сейчас это произошло. Почему и случилось обледенение. Ну, я подчеркиваю, нерешаемых проблем нет, сейчас довольно развита технология, высокопрофессиональные строители, чтобы разобраться и устранить эти недостатки.

Ведущий: Получается, тоннель очень глубокий?

Аксенов: Очень глубокий - более 20 метров.

Ведущий: Чувствуется эта глубина?

Аксенов: Ну вы же ездите, вы не чувствуете?

Ведущий: Вообще, нет…

Аксенов: Когда мы строили, это нам видно, и мы ощущаем эту глубину. Потому что все время в котлован шла вода, ее постоянно откачивали, строители использовали различные современные методы, чтобы остановить эту воду, чтобы пройти успешно, не допустить каких-то тяжелых последствий для окружающих зданий. Но главное, я подчеркиваю, самое главное, что мы ни на одну минуту, ни на одну секунду не остановили действующий метрополитен. Все же это достаточно загруженная линия от «Сокола» или «Аэропорта», «Динамо», много жилых микрорайонов, и это было одной из сложнейших задач. Лучше двигаться медленно, но безопасно.

Ведущий: Вы ранжируете как-то текущие стройки в Москве по степени важности. Вот приходите на работу, у вас лежит список: первое - Шоссе Энтузиастов, там Четвертое кольцо, второе там… И вы звоните по пунктам, так, что там?

Аксенов: Я не звоню. Я практически провожу рабочие выездные совещания непосредственно на объектах с обходом, с разбором каждой детали, потому что иначе невозможно. Ведь Москва - это огромный мегаполис. И самое главное, я везде, когда встречаюсь, говорю, что помимо города, который находится на земле, под землей есть еще больший город. Иногда непредсказуемый. То, о чем мы первоначально с Вами говорили.

Ведущий: Так ранжируете стройки или нет?

Аксенов: Конечно! Есть по сложности объекты, по насыщенности, огромное количество искусственных сооружений, по соблюдению сложнейших технологических решений - безусловно. Но, а так, в общем-то, все стройки важны для города и нужны. Я, по крайней мере, каждой магистрали, каждому объекту уделяю одинаковое внимание, потому что важно, чтобы сроки, установленные контрактом, установленные руководством города, мэром, были соблюдены. И уже в зависимости и от подрядчика, и от профессионализма этого подрядчика, и сложности проектных решений, где-то уделяешь внимания больше, где-то чуть меньше. Но стройки все важны.

Ведущий: По степени срочности, что сейчас на первых позициях?

Аксенов: У нас сегодня на первых позициях Алабяно-Балтийский тоннель. Здесь задача стоит, чтобы запустить его в этом году обязательно. А дальше у нас запуск объектов, связанных с обслуживанием Сколково. Это развязка на Можайском шоссе с эстакады на МКАД и сама эстакада на Можайском шоссе.

Ведущий: Значит, в этом году будет закончено?

Аксенов: Да в этом году будет закончено, это со 100-процентной уверенностью можно утверждать. То есть и по объемам работ, и по объемам полного финансирования мы завершим.

Однозначно будет закончена развязка на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом, будет закончена развязка на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Маршала Полубоярова - Генерала Кузнецова, которая в районе, где будет большой Сити в Котельниках. Эта трасса соединяется практически с магистралью Урал-5, федеральной трассой. От МКАД до Коломны будет одинаковая полосность, одинаковая скорость, одинаковое решение, что на территории Москвы, что на территории Московской области, что на федеральной трассе. Это очень важная и нужная задача. Это участок, как бы конечный этап выхода московской вылетной магистрали на федеральную трассу Урал-5.

Плюс пять объектов мы закончим: это развязка МКАД с Мичуринским проспектом, ну и ряд рабочих моментов, которые связаны с завершением реконструкции шоссе Энтузиастов, закончим участок на Четвертом транспортном кольце до конца года. Узкое горлышко, связанное с путепроводом Московской железной кольцевой дороги, здесь мы проводим реконструкцию, строительство участка Северо-Восточной хорды, в состав которой входит этот участок так называемого Четвертого транспортного кольца.

Еще модернизируем станцию Лефортово с ее приспособлением и с укладкой третьих путей и строительством пешеходного перехода, строительство платформы, строительство посадочного павильона для пассажирского движения будущей Московской кольцевой железной дороги, по которой мы сейчас ведем реконструкцию под пассажирское движение.

Ведущий: Шоссе Энтузиастов в этом году реально закончите?

Аксенов: Шоссе Энтузиастов, да это реально, даже нет никаких сомнений.

Ведущий: Уже кажется, что вечно длится эта стройка. То есть все шоссе целиком?

Аксенов: Вам кажется, а мы строим всего полтора года. При этом, если честно сказать, то сроки, которые установлены мэром и руководителем Комплекса (по градостроительной политике и строительству Москвы. - Ред.), по нормативам реконструкции у нас были 4,5 года. Мы же торги проводили, и контракт заключили на 2 года. Пока все идет в пределах тех сроков, которые мы установили. Тем более что мы вводим объект этапами. Вот мы четыре пешеходных перехода наземных закончили и уже их ввели, в феврале открываем для пешеходов, вместе с лифтами и всей инфраструктурой.

В мае закончим боковой проезд от МКАД до Первой Владимирской. Мы, не дожидаясь, запускаем движение, чтобы снизить ту напряженность, те неудобства, которые мы создаем в процессе ремонта. И, как я уже сказал, до конца года закончим...

Ведущий: Срочность как-то влияет на стоимость работ? Она увеличивается?

Аксенов: Безусловно. Для подрядчика это меньше накладных расходов, меньше затрат, которые связаны с организацией и строительством. Чем быстрее они построят, тем больше мы окажем поддержки, которая даст возможность им быстрей построить. Если бы они строили четыре года, то понесли бы значительно больше затрат. Ну и плюс процент снижения на торгах, который дает экономию городу.

Ведущий: То есть даже экономия есть?

Аксенов: Ну а как же! Как только мы проводим торги, если экспертиза прошла, условно, на 6 млрд руб., а на торгах подрядчик снижает до 10%, то это получается порядка 600 млн. И это те деньги, которые будут направлены городом на другие объекты.

Ведущий: Петр Николаевич, Вы в своих ответах вскользь так упомянули Четвертое кольцо. Москву, да, в общем-то, не зря ругают дорожные сети за отсутствие связок между районами, радиальных магистралей и кольца. Четвертое кольцо, ну если не решит, не спасет Москву от отсутствия связок, но хотя бы позволит хоть как-то вздохнуть ну чуть-чуть получше. В итоге, когда построят Четвертое кольцо, какие-то участки сейчас уже почти закончены?

Аксенов: Я не говорил Четвертое кольцо, я говорил Северо-Восточная хорда. Да, вы правы, вот Северо-Восточная хорда она важна тем, что является такой радиальной связью между крупными шоссе. Это шоссе Энтузиастов, Измайловское шоссе, Открытое шоссе, Ярославка и дальше до Дмитровки, и плюс с выходом на МКАД. Эта поперечная связь дает возможность исключения перепробега автомобилей. Сейчас, на участке, который мы построили, четыре эстакады открыты, и они все работают. Чтобы проехать из центра и попасть на Измайловское шоссе, еще до открытия последних двух эстакад, надо было проехать 3 километра до Первой Владимирской, развернуться назад и 3 километра, условно говоря, проехать и свернуть направо на Щелковское и Измайловское шоссе. Сейчас направленным съездом мы поворачиваем ровно за одну минуту. Подъехал, и ты уже на Щелковском шоссе. Есть эффект, конечно. Эти радиальные связи исключают и загруженность трассы, и снижается количество пробок, увеличивается скорость движения и удобство. Я подчеркиваю, не только для автолюбителей, но и для общественного транспорта, и доставка грузов и так далее. Когда будет закончена? Вот развязка уже полностью закончена, мы ее в январе открыли. А вот сам основной ход, идущий в сторону Вешняков, в Люберцы и в сторону Измайловского шоссе, мы планируем сдать где-то в первом полугодии 2015 года. Хотя контракт предусматривает до 2016 года. Все для этого есть, все готово, но есть некоторые проблемы, это трудности, связанные с освобождением территории. Сейчас идут переговоры, а так, в принципе, все основные вопросы, влияющие на сдерживание хода работ, сняты. У нас есть уверенность, что в первом полугодии мы закончим этот первый этап Северо-Восточной хорды.

Ведущий: Еще про одно кольцо хочу спросить, вроде бы в 2015-м должно открыться Московское малое железнодорожное кольцо. Проект большой, вроде много чего там должно быть построено, а на каком этапе там сейчас работы?

Аксенов: То, что он построен будет в 2015 году, у меня не вызывает никаких сомнений. Сейчас правительство Москвы и Российские железные дороги, объединив усилия, активно ведут работы на всем протяжении этого кольца.

Ведущий: Там же совместная работа должна быть - и РЖД, и ваша? Вот ваша часть, вы за что отвечаете?

Аксенов: Мы должны модернизировать шесть автомобильных путепроводов. Один из них я уже назвал - Можайский путепровод сейчас в работе. На очереди - Ленинградский, Коптевский, Звенигородский, два Волоколамских, Богородский путепровод, которые по габаритам не подходят под электрификационные системы жизнедеятельности этого кольца. Ну и плюс мы работаем по освобождению территории месте с Российскими железными дорогами под третий путь. Когда-то здесь была полоса отвода железной дороги, и тогдашней исполнительной властью временно отводились участки под гаражи, под временные складские помещения. Все это приходится сегодня освобождать.

Ведущий: Это сильно удорожает всю эту историю?

Аксенов: Это все заложено в проектной документации или в сметной документации. Конечно, где-то есть небольшие проблемы, потому что это человеческий фактор, это люди, и мы с ними работаем. Нельзя же действовать таким грубым нажимом: вот тебе платим столько-то денег, извини и до свиданья. Мэр принял решение, и за все гаражи, которые мы сносим, и за другие объекты мы платим компенсацию. Ведь это, как говорится, наши граждане, москвичи, и к ним надо бережно относиться.

Хотя, подчеркиваю, юридического статуса, оформленных земельно-правовых отношений, регистрации собственности у граждан нет. Но они не виноваты, что в те времена, когда они строились, эта процедура не была предусмотрена, и оснований для оформления собственности, по сути, нет.

Работы по реконструкции ведутся, мы еще будем модернизировать дорожную сеть, которая подходит к транспортно-пересадочным узлам. Идет проектирование и начало строительства транспортно-пересадочных узлов, их 31, связанных с пересадкой с электричек на метро или наземный общественный транспорт.

Ведущий: Одновременно или поэтапно как-то?

Аксенов: Все идет одновременно. Идет прокладка кабельных линий для электротяги. Там дизельная тяга была, перевозка грузов осуществляется на дизельном топливе. Это и на экологию положительно повлияет.

Ведущий: К 2015 году это тоже должно все разом заработать?

Аксенов: Естественно, все кольцо, все 54 км одновременно должны быть введены в эксплуатацию и обслуживать наших уважаемых москвичей. Я больше чем уверен, что это будет колоссально эффективно и полезно для жителей. Им уже не надо будет ехать до кольцевого метро, чтобы добраться, допустим, с юго-запада на восток. Пассажир сможет пересесть раньше, через Московскую кольцевую дорогу, через ТПУ.

Допустим, на площади Гагарина транспортно-пересадочный узел. Еще при строительстве Третьего транспортного кольца был предусмотрен выход из метро на платформу Московской кольцевой железной дороги. Это сооружение в подземном пространстве уже выполнено. То же мы и на Четвертом кольце делаем, как вы называли, или на участке Северо-Восточной хорды. В районе метро «Шоссе Энтузиастов» конечная остановка трамвая, троллейбус идет. Мы сделали пешеходный переход от Московской железной дороги под самой этой железной дорогой, один из самых длинных переходов. Он имеет выход и к метро, и к трамваям, и к троллейбусу, и просто к жилому микрорайону, и плюс еще выход на сам перрон будущей платформы железной дороги. Здесь же - посадочный павильон, где люди сосредотачиваются для посадки на поезд Малого кольца Московской железной дороги - это нормальный, легкий наземный метрополитен.

Ведущий: Петр Николаевич, по поводу платных дорог еще несколько вопросов. Отталкиваясь от недавней публикации, по-моему, в МК, там даже заголовок такой был «Ленинградку для дачников сделают платной». Вот отталкиваясь от этого вопроса, будут ли платные дороги в самой Москве, внутри Москвы.

Аксенов: Я не знаю, что пишет МК, я знаю, что пока принято решение рассмотреть вопрос о строительстве на платной основе, или введении платной услуги только на Северном и Южном дублерах Кутузовского проспекта. Проект планировки по Северному дублеру уже утвержден, и сейчас ведется активная работа по реализации этого проекта. Дорога с области уже построена, она идет в обход Одинцово и примыкает к Молодогвардейской развязке, которая построена на МКАД. Вот съезд с этой Молодогвардейской развязки позволяет дальше идти по Северному дублеру практически до Сити. И участок Южного дублера от Третьего кольца планируется тоже до МКАД. Других платных объектов, которые будут приняты на уровне Правительства Москвы, я не знаю. Если Московский комсомолец какими-то необычными сведениями обладает, то я не могу здесь спорить.

Ведущий: А в Москве есть вообще место для платных дорог, ведь по закону должен быть обязательно бесплатный дублер. То есть нельзя построить просто платную дорогу, или какую-то из существующих сделать платной?

Аксенов: Возможности такие всегда можно найти. Я уже сказал о Северном дублере. Альтернатива - Кутузовский проспект существующий, Звенигородское шоссе, которые расположены между Южным и Северным дублером. Приблизительно то же самое можно сказать о Северо-Восточной хорде. Есть Третье кольцо, есть МКАД. А почему я не могу с Кольцевой выехать прямо на скоростную трассу Москва - Санкт-Петербург по Северо-Восточной хорде, минуя и МКАД, и Третье кольцо? Можно это реализовать? Можно. Но другое дело, будет ли заинтересован инвестор вкладывать в него деньги, и примет ли город такое решение.

Ведущий: Что с дорогами «новой Москвы», какие планы на этот счет?

Аксенов: По «новой Москве» реконструкция и строительство дорог идет в разрезе двух департаментов: Департамента строительства и Департамента развития новых территорий. По Департаменту строительства мы будем часть строить, а часть реконструировать - это трасса А101 - новое Калужское шоссе от МКАД и до 49-го километра.

Ведущий: Это там, где Мосрентген, там такая сложная ситуация?

Аксенов: Сначала идет участок реконструкции, а дальше мы уходим от действующего Старокалужского шоссе и строим новую трассу. Первый этап будет до 29-го км, затем второй этап до ЦКАД. Проект этот уже разработан, и отдельные новые трассы будут до ЦКАД.

Разрабатывается проектная документация участка, соединяющего Боровское шоссе с Киевским, с Калужским и в последующем - с Варшавским шоссе. Первый этап его есть в АИП 2014 - 2016 года, это участок от Киевского шоссе до Калужского шоссе. Плюс разработан проект, и сейчас будут проведены торги на расширение участка Варшавского шоссе до города Щербинки. Это будет четырехполосная дорога, проходящая по территории города и до дороги в обход города Подольска.

Сейчас уже реализуется проект по реконструкции МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе. Ну и сейчас разрабатывается проект на второй участок от Варшавского шоссе до Ленинского проспекта.

Ведущий: Это тоже 2014 - 2016-й?

Аксенов: Это все в проекте есть, но помимо Департамента строительства реконструкция таких связок - Киевское шоссе с Боровским, Калужское с Варшавским шоссе - также ведется Департаментом развития новых территорий. Местные существующие дорожные сети модернизируются с учетом современных требований Москвы. На сегодняшний день они однополосные, и плюс плохо освещенные. В настоящее время разрабатываются проекты и проходят публичные слушания.

Ну и плюс на новой территории будет в скором времени запланировано строительство шести переездов через железную дорогу, в частности в Переделкино, Крекшино, Кокошино, Пегасово, плюс в Щербинку. Это даст огромный эффект по увеличению пропускной способности и по связям между вылетными магистралями.