timelapse

Пленарная сессия «Эпоха агломераций. Стратегия России» на Московском урбанфоруме

Темы в материале

Сергей Собянин: Михаил (модератор Михаил Дмитриев), я читал доклад Всемирного банка, могу сказать, что в нем действительно открытие того, что происходит в мире, что происходит с городами, какие экономические тенденции существуют в нынешних реалиях. Я хотел поблагодарить всех, кто активно ведет дискуссии на этой площадке вчера и сегодня, говоря о мировых тенденциях в области агломерационного развития и урбанистики. Мы вчера и сегодня говорили о том, что живем в эпоху беспрецедентного роста городов. И сегодня уже было сказано о том, что 600 крупнейших городов и агломераций мира будут драйверами развития экономики мира в целом.

Сегодня я хотел бы остановиться на тех тенденциях агломерационного развития, которые наблюдаются в России, остановиться, конечно, на примере Московской агломерации и города Москвы. Урбанизация в России активно, как и во всем мире, продолжается при всех трудностях и проблемах. Последние 25 лет для ключевых российских городов стали временем огромных успехов, ключевые российские города стали крупнее, благодаря миграции в последние годы и естественному приросту населения число жителей агломераций увеличилось на 10 миллионов человек. И большинство крупных российских городов сумели сформировать полноценные агломерации — их уже свыше 20 с населением более миллиона человек. И российские города стали не только больше, но и удобнее для жизни. Речь идет и о строительстве объектов инфраструктуры, жилья, обустройстве городов, создании комфортной среды. Российские города приобрели и мировую известность. Санкт-Петербург, Сочи, Владивосток, Казань знают во всем мире.

Тем не менее потенциал урбанизации России далеко не исчерпан. По мнению экспертов, и я поддерживаю это мнение, в ближайшие годы крупные города и агломерации примут на себя еще 8–10 миллионов жителей, значительная часть которых в настоящее время проживает в небольших населенных пунктах, моногородах и сельской местности. В результате через 10–15 лет в мегаполисах сосредоточится уже около 40 процентов населения России, и сама схема расселения будет очень похожа на ту, что существует в Канаде, в Австралии, где низкая плотность населения и основная его часть сосредоточена именно в городах. Важно не потерять при этом ключевые точки развития от Калининграда до Дальнего Востока, создать там действительно центры развития, которые бы аккумулировали вокруг себя экономический рост и человеческий капитал.

Как уже было сказано, став частью современного мира, российские города включились в мировую конкуренцию. Города сегодня конкурируют не за фабрики и заводы, а именно за человеческий капитал и за людей. Талантливые менеджеры, специалисты, рабочие высокой квалификации имеют все больше возможностей выбирать место для работы не только внутри страны, но и в любой точке мира. И это сегодня характерно не только для России, но и для всех стран. Происходит мощная миграция между городами, и не все города выигрывают в этой гонке. Даже такие устоявшиеся агломерации, например, как Парижская, сегодня теряют население, потому что находятся в окружении мощнейших конкурентов.

Для российских городов, я считаю, Москва не является конкурентом. В ней сегодня живут где-то порядка 10 тысяч мигрантов из России, при этом около 200 тысяч уезжают в другие города мира. Поэтому задача, которая стоит перед городами России и перед Москвой, — создать такие условия, чтобы не терять лучшие кадры, лучший человеческий капитал.

Несколько слов о Московской агломерации. Она является крупнейшей не только в России, но, как было уже сказано, одной из крупнейших в мире, крупнейшей европейской агломерацией. За последние 25 лет столица серьезно упрочила свою роль крупнейшего экономического и культурного центра России, всего пространства СССР и Восточной Европы. Сегодня в Московской агломерации сконцентрировано порядка 20 миллионов человек — 13 процентов населения России. При этом ее вклад в валовый продукт в два раза больше, чем доля населения. Это говорит о том, что Москва является экономическим донором страны, а не наоборот, как это принято считать.

Вообще, вокруг Москвы очень много мифов, я постараюсь некоторые из них развеять. В частности, считается, что здесь нет реального производства. Это не так. В ядре Московской агломерации сформировалась современная диверсифицированная экономика, характерная для лучших мировых агломераций. Значительное место в ней занимают такие инновационные, перспективные отрасли, как промышленность, ИТ-индустрия, страхование, образование, здравоохранение, но и немалую роль играет и производственный сектор, высокотехнологичное производство. Вопреки стереотипам, экономика Москвы, ее бюджет уже несколько лет не зависят  от нефтяной и газовой отраслей. Доля нефтяной ренты за последние годы сократилась с 18 до трех процентов.

Постепенно Москва становится и центром высокотехнологичного экспорта. В столице работает свыше 500 компаний — экспортеров высокотехнологичной продукции, обрабатывающих производств, ИТ-индустрии, научных исследований и разработок. Общий объем экспорта в 2016 году составил 520 миллиардов рублей, примерно 20 процентов всего российского высокотехнологичного экспорта.

Москва, несмотря на кризисные явления, продолжает активно привлекать инвестиции. Вложения в экономику города растут уже шестой год, достигли цифры один триллион 700 миллиардов рублей, из которых 70 процентов — это частные инвестиции. Считается, что Москва, Московская агломерация собирает со всей России рабочие ресурсы, опустошая другие города и их экономики, это абсолютно не так. Да, в Москве есть профицит — 2,5 миллиона рабочих мест, но он в основном закрывается Московской областью и городами, которые находятся рядом. В то же время Москва создает около 3,5 миллиона рабочих мест по всей стране, потребляя 70 процентов товаров и услуг, произведенных в других регионах нашей страны. Причем география создания, генерации таких рабочих мест — от Дальнего Востока до Северо-Западного региона страны. На Северо-Западе, например, Москва создает один миллион 344 тысячи рабочих мест.

На примере столицы становится понятна и роль крупнейших агломераций в развитии экономики России. Благодаря концентрации инвестиций, экспортных производств, созданию диверсифицированной экономики с высокой производительностью труда за последние 20 лет объем валового регионального продукта (ВРП) Москвы увеличился на 15 процентов больше, чем ВРП России. И в перспективе именно мегаполисы и крупные города станут локомотивами роста российской экономики.

Считается, и это нередко можно услышать в разговорах, что Москва забирает весь бюджет, концентрирует все ресурсы, высасывая их из других регионов и областей. Это неправда, потому что Москва является самым крупным донором российского бюджета и через российский бюджет перераспределяет колоссальные ресурсы в пользу других регионов. Только бюджетные отчисления в федеральный бюджет выросли за последние годы на 60 процентов и составили один триллион рублей. Для сопоставления: бюджетные трансферты другим регионам из федерального бюджета составляют 1,5 триллиона рублей, то есть две трети из этой суммы покрывается за счет отчислений предприятий, которые работают в Москве.

Можно сказать — да, это, конечно, так, но Москва концентрирует и прибыль других предприятий. Современное законодательство отрегулировано таким образом, что налог на прибыль равномерно распределяется, исходя из количества работающих и экономического вклада того или иного предприятия в том или ином регионе.

Еще больше показательными являются отчисления в федеральные фонды. Столица как источник ресурсов для реализации федеральных программ видна на примере Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Рост, который произошел за последние годы, отчислений москвичей, от фонда их заработной платы увеличился почти в четыре раза, и сегодня каждый десятый россиянин получает пенсию и медицинское обслуживание за счет отчислений, которые идут именно из Москвы, именно от заработной платы москвичей.

Сами по себе эти результаты, конечно, не возникают, эти тенденции могли бы выглядеть совершенно иначе: и налоговые отчисления, и страховые отчисления могли не расти, а падать. Конечно за всем этим стоит огромная работа, которая проводится в столице и с точки зрения программного развития, и с точки зрения труда, талантов самих москвичей.

Для успеха города, как уже говорили наши коллеги, принципиально важно обеспечить опережающее развитие транспортной, инженерной, коммунальной и прочей инфраструктуры. Если этого не сделать, то главное преимущество крупного города, концентрация людей и ресурсов, обернется главной проблемой — скученностью. Из источника роста мегаполис превратится в источник серьезных проблем. Именно поэтому по всему миру триллионы долларов вкладывают в развитие прежде всего транспортной инфраструктуры в первую очередь.

Исходя из логики комплексного развития, мы особое внимание уделяем общественному транспорту, строительству Московского центрального кольца, большого подземного кольца метро, развитию пригородного железнодорожного сообщения. Мы достигли темпов, при которых строим около 100 километров дорог в год и около 10 станций метро. Причем это дороги не в чистом поле, это сложнейшие инженерно-технические сооружения, которые прокладываются в живой ткани города с учетом огромного количества коммуникаций, пересечений, существующего жилого и коммерческого фонда.

В градостроительной сфере стоят задачи реновации промышленных зон, создания новых центров общественной активности. Если проехать по центральным улицам Москвы, она выглядит вполне прилично и красиво, но если подняться над Москвой, мы увидим огромные серые территории депрессивных промышленных зон, которые долгие годы стояли в бесхозном состоянии, не продвигаясь, а только деградируя. За последние годы создана система градостроительного развития этих территорий, и значительная часть всего коммерческого жилья, объектов недвижимости, торговли, офисов, технопарков строится именно на промышленных территориях, в бывших промзонах. Одним из таких ярких примеров является строительство нового города на территории ЗИЛа.

Чтобы быть комфортным городом, конечно, Москва должна обеспечивать жителям современную городскую среду: дворы, парки, чистый воздух, проведение праздников, фестивалей, реставрацию памятников, инвестиции в театры и музеи. Это не роскошь, а стратегия развития и необходимые задачи для совершенствования городской среды. В результате за последние годы благоустроено 450 парков и зеленых территорий. С учетом программы этого года будет благоустроено, не только благоустроено, а реконструировано свыше 300 улиц, в том числе и исторических. Московский воздух стал чище на 10 процентов. В городских фестивалях принимают участие свыше 60 миллионов человек в год. При этом, вопреки расхожему мнению, при реконструкции улиц их пропускная способность не уменьшается, а, как правило, увеличивается.

Одна из главных проблем всех мировых городов, и в том числе Москвы, — стареющий жилой фонд, в том числе и исторический. В Москве это исторический фонд эпохи хрущевского индустриального домостроения. Это тысячи ветхих домов, которые стремительно превращаются в один из самых крупных аварийных жилых фондов нашей страны и мегаполисов. В Москве накоплен большой опыт реновации пятиэтажек хрущевского наследия. В этом году Государственная Дума приняла закон о реновации жилья в Москве, дав возможность столице планомерно заниматься данной проблемой, не дожидаясь, пока дома превратятся в аварийные. Помимо расселения людей из этих пятиэтажек, конечно, ставится задача создания современных кварталов, районов, оснащенных всей инфраструктурой, качественными красивыми домами. Для градостроительного проектирования привлекаются лучшие архитекторы страны, проводятся международные конкурсы.

В России существует программа развития малых городов, есть программа развития сельских территорий, есть программа развития Дальнего Востока. К сожалению, пока нет программы развития мегаполисов, но тем не менее за последние годы произошло серьезное осознание того, что надо предметно заниматься городами и городской средой, агломерацией, развитием транспортного сообщения между ними.

Владимир Владимирович Путин сказал, что наши города должны быть устремлены в будущее, поэтому в стратегиях развития нужно учитывать самые передовые тенденции в сфере урбанистики. Успешные города и высококвалифицированные активные горожане сегодня являются главным конкурентным преимуществом России. У Москвы есть все необходимое для динамичного продвижения вперед, есть исторический опыт, есть традиции новаторства, есть талантливые трудолюбивые москвичи, граждане, которые приезжают к нам со всей страны и со всего мира, есть экономический потенциал. И я уверен, что Москва станет надежным партнером и серьезным конкурентом для многих мировых городов. Спасибо.

Михаил Дмитриев: Мы сейчас начинаем панельную дискуссию. Я прошу подняться на сцену всех ее участников. А пока они поднимаются, я хочу задать вам вопрос, Сергей Семенович. Опыт московской агломерации в России уникален, и то, что происходит с Москвой, является не просто вдохновляющим примером для москвичей, это может быть примером и отчасти образцом для подражания для других крупных городов России. Я хотел бы вас спросить: как вы как Мэр Москвы, видите, чем Москва могла бы помочь другим крупным городам наверстать упущенное в развитии и как передавать лучший опыт и достижения в другие города, где нет таких возможностей и условий, как здесь?

Сергей Собянин: Михаил, лучшая помощь — это не лезть в чужие дела, во-первых. А во-вторых, как я уже сказал, есть два варианта помощи Москвы. Первый вариант — это забрать половину всех ресурсов у Москвы, распределить на всех, и можно будет считать, что задача решена. Но на самом деле это путь в никуда, мы разрушим не только экономику Москвы, но и в других городах ничего не произрастет.

Вот вы видели уже, что за последние шесть-семь лет объем отчислений в государственные фонды, в бюджет России от Москвы увеличился просто в разы. Представьте себе, что если бы экономику Москвы обесточили, не дали возможностей для инвестиций в инфраструктуру, это значит, что не было бы инвестиций в основной капитал со стороны частных компаний. Тогда бы мы остались на том же рубеже, на котором были шесть-семь лет тому назад. Это означает, что проиграли бы все: и Москва, и страна, и регионы. Поэтому залог развития страны и других регионов — это дать возможность городам двигаться вперед, и в том числе Москве, не останавливая это развитие.

Михаил Дмитриев: А вот опыт и лучшие практики? Я не о деньгах. 

Сергей Собянин: То, что касается опыта и лучших практик. Мы живем в открытом мире, Москва открытый город. И сегодняшний форум, который мы проводим здесь, это как раз еще одна хорошая возможность поделиться этим опытом с нашими коллегами. Насколько я знаю, во многих городах такой опыт перенимается, и Москва внимательно следит за тем, что происходит в городах, в регионах страны, и с удовольствием перенимает этот опыт. Спасибо, Михаил.

Михаил Дмитриев:  Спасибо, Сергей Семенович.       

***

Михаил Дмитриев: Буду признателен, если Вы дадите любые комментарии по итогам дискуссии. Но у меня к Вам тоже есть очень конкретный вопрос. В своем выступлении Вы много говорили о достижениях Москвы, которые абсолютно бесспорны, и я сам отношусь к числу поклонников политики Москвы в развитии агломерации. Но вопрос у меня такой: каковы, на Ваш взгляд, наиболее серьезные вызовы и нерешенные проблемы, от которых будет зависеть дальнейшее успешное развитие агломерации на следующем этапе, допустим, на ближайшие 10–15 лет. И что не удалось сделать за то время, пока Вы являетесь Мэром столицы?

Сергей Собянин: Во-первых, я хотел поблагодарить всех коллег за активную дискуссию, обсуждение городских проблем города Москвы и те добрые оценки, которые прозвучали в адрес нашего города и горожан, создающих современный город.

Хотел бы сказать по поводу Ганзейского союза: как бы нам не прийти к средневековым городам и к средневековой разобщенности вместо союза городов. Это очень тонкая грань, и я считаю, что все-таки национальные государства, совместное развитие крупных городов и остальных территорий — это все-таки более важный тренд. Если брать взаимоотношения между городами, они должны увязываться с национальными интересами, иначе произойдут колоссальные политические, экономические сдвиги в области безопасности. Это очень важная и тонкая грань. Мы не должны забывать, что великих городов без великих стран не бывает. Это первое.

И второе, что касается тех вызовов, о которых вы говорите и с которыми мы сталкиваемся сегодня, будем сталкиваться в ближайшее время, то, о чем говорит господин Ханна (профессор Школы государственного управления имени Ли Куан Ю (Сингапур) Параг Ханна). В части полицентрического развития города, в моей презентации говорилось о том, что обеспеченность жильем в мегаполисах серьезно выросла. В то же время в Москве она практически осталась на прежнем уровне. К чему это привело? Это привело к тому, что основные объемы строительства жилья были вытеснены на периферию, за МКАД, создав колоссальные потоки людей, которые приезжают на работу утром, уезжают обратно, маятниковые потоки, серьезное давление на экологию, издержки временные и так далее и тому подобное. Решение этого вопроса является для Москвы, для москвичей, в целом для агломерации одним из важнейших. С одной стороны, мы должны строить новое жилье в больших масштабах, с другой — не забывать о развитии и создании новых рабочих мест, поэтому в срединной части Москвы, где расположены основные промышленные зоны, которые сегодня недостаточно эффективно используются, мы на промышленных территориях в генеральном плане изначально заложили высокую плотность промышленной застройки, создание производственных кластеров.

То есть любой владелец промышленной территории сегодня может практически в автоматическом режиме проектировать и строить новые промышленные предприятия с плотностью до 15 тысяч квадратных метров на гектар. Мы раскрыли ворота для того, чтобы реновировать промышленные территории не только с точки зрения строительства жилья, но и, как было сказано, создания полицентрических центров — новых центров развития и создания рабочих мест. То же самое касается и новой территории.

Конечно, глобальный вызов для всех городов — это экология, о чем тоже коллеги говорили. Сегодня бурное развитие транспорта оказывает колоссальное давление на экологию городов. 90 процентов проблем в области экологии — это проблемы автомобильного транспорта. Улучшение самого автомобильного, общественного транспорта, снижение трафика, концентрация внимания на развитии общественного транспорта, переход на электробусы, на современный подвижной состав — все это с каждым годом не ухудшает экологию мегаполиса. Несмотря на разрастание города, увеличение населения, количества машин, шаг за шагом, постепенно экология все-таки улучшается. Но эти темпы, конечно, нужно ускорять.

Третий фактор, о котором тоже говорили, — это сохранение исторического наследия городов. Города развиваются бурно, происходит масштабное строительство, но при этом мы, конечно, не должны забывать историю города, его исторический облик. И сегодня при реконструкции улиц одна из главных задач — это восстановление исторического облика. При реконструкции улиц первое, что мы делаем, — это реставрируем, ремонтируем, реконструируем старые фасады, раскрывая город, открывая людям историю города и его красоту. За последние годы мы отреставрировали 700 памятников, такой программы Москва никогда не знала. Тем не менее задач в этой области еще более чем достаточно.

И конечно, один из главных вызовов — это координация развития огромной агломерации, включая Москву, Московскую область и регионы, которые активно взаимодействуют с нами. Здесь есть подвижки. Конечно, создан мощный координационный совет развития транспортного узла, о котором было сказано, что это не только московский транспортный узел — это транспортный узел страны и регионов мира, потому что Москва является связующим звеном между Европой и Азией.

Все эти тренды, все эти вызовы — они, конечно, будут главными с точки зрения дальнейшего эффективного развития города. И я еще раз благодарю коллег за те советы, за тот анализ, который детально они провели, за тот профессиональный разговор, который мы ведем на площадке форума. Спасибо всем большое.