timelapse

Пленарное заседание «Городские мегапроекты. Pro et contra» Московского урбанфорума

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Я благодарю всех, кто принимает участие в нашем форуме. Вчера целый ряд пленарных заседаний, круглых столов прошел, активно обсуждалась Москва, ее проекты и мировые тенденции развития больших городов. Мы с каждым разом все больше и больше понимаем значимость этого форума для развития Москвы, крупных городов. И московский форум становится действительно реальной площадкой для выработки новой идеологии, нового стиля развития городов, который, по сути, можно охарактеризовать одной фразой: «Города для людей». Это новый старый забытый девиз, возрождающийся сегодня в городах, которые, казалось бы, никогда не будут предназначены для обычной комфортной жизни людей. Тем не менее, сегодня это происходит именно так.

Если говорить о мегапроектах, которые реализуются в городах, могу сказать, что в мегаполисах все проекты являются мега, начиная от благоустройства маленького двора до посадки небольшого дерева - в масштабах города это уже миллион деревьев. И каждый-каждый проект требует совершенно иного специального проектного подхода, создания комплексной программы, где задействованы все возможности и ресурсы города, участия горожан в обсуждении и контроле за реализацией этих проектов. Должен сказать, что в обсуждении на краудсорсинге таких проектов, как реформация школ, поликлиник, участвует от 30 до 55 тысяч человек. Это самые крупные краудсорсинги в мире, и они сами по себе являются мегапроектом. Миллион 300 тысяч горожан на «Активном гражданине» обсуждают проекты, я об этом еще скажу, это тоже, собственно, мегапроект.

Сложно перечислить все проекты, которые реализуются в городе. Буквально несколько слов о самых знаковых из них. Они здесь показаны, их восемь (на самом деле гораздо больше).

Начну с главного проекта Москвы - транспортного, который является мегапроектом, с одной стороны. С другой стороны, в него входит еще как минимум шесть или семь мегапроектов, которые сами по себе являются крупнейшими в мире и по стоимости, и по сложности, и по объему.

Например, транспорт включает в себя такие крупнейшие подпроекты как строительство дорог и реконструкция развязок. За последние годы в Москве построено около 400 километров дорог, треть развязок реконструирована. Казалось бы, это ни о чем не говорящие цифры. На самом деле каждый километр дороги в Москве - это колоссальный труд. Это перекладка километров коммуникаций, согласование с десятком различных организаций, увязка интересов горожан, которым приходится терпеть эту стройку, неудобства в течение достаточно длительного периода. Поэтому такие проекты реализуются в максимально сжатые сроки и с минимальной стоимостью, что нам, в принципе, удается.

И должен сказать по транспортной сети, почему мы, собственно, это делаем: все современные города начинают уходить от расширения дорожной сети, считая, что таким образом городские транспортные проблемы решить невозможно. Дело в том, что в Москве в четыре раза площадь улично-дорожной сети меньше, чем в других, европейских, к примеру, городах, поэтому мы восполняем тот недостаток, который у нас есть. И основные работы ведутся на периферии города.

Следующий проект - это метро, он является ключевым проектом в решении транспортной проблемы Москвы. И мы здесь видим проекты нового кольца метро, Второй кольцевой линии, которая активно строится, новые радиальные направления, которые строятся, и Третий пересадочный контур. Всего в Москве с учётом наземных линий железной дороги, которые включаются в систему метро, будет построено около 200 километров дорог. За предыдущие годы уже построено 34 километра и 18 станций метро. В ближайшие годы мы будем сдавать около десятка станций метро в год.

В этом году мы переходим к заключительной стадии проекта по реализации МКЖД. МКЖД - это 54 километра новых магистральных путей железной дороги, которые, по сути дела, являются полностью интегрированными в метро системой пересадочного контура радиальных направлений метрополитена и радиальных направлений железной дороги. Кроме того, он открывает огромные возможности реконструкции всей срединной части Москвы. Чтобы понять масштаб этой работы, нужно сказать, что только на благоустройстве МКЖД в настоящее время работают 18 тысяч человек.

Еще один мегапроект… Да, если заканчивать разговор о транспорте, я еще не назвал целый ряд проектов, мегапроектов. Это и интеллектуальная транспортная система - крупнейшая и самая современная в мире, это и проект создания городского такси, который дал увеличение в шесть раз количества такси в городе, и проект, самый душевный для москвичей, - создание велосипедных дорожек, которое тоже на самом деле является мегапроектом, потому что для Москвы это сотни километров специальной инфраструктуры.

Говоря о столице, мы понимаем, что Москва-река, собственно, река для любого крупного города, является ключевой, осевой структурой, вокруг которой и зарождалась жизнь. Сегодня это 200 километров набережных Москвы-реки, к сожалению, большая часть из которых недоступна для горожан. Они либо отрезаны магистралями, либо промышленными заброшенными территориями, либо просто неблагоустроенные и не используются на благо горожан. Задача стоит вернуть Москву-реку городу, москвичам так, чтобы там было и активное инвестиционное строительство, с одной стороны. С другой стороны, самая главная задача - это благоустройство набережных, создание общественных пространств. Экологическая задача - очистка Москвы-реки.

Один из крупнейших проектов на Москве-реке - это реконструкция ЗИЛа, он включает в себя целый ряд подпроектов, в частности строительство жилья, офисной недвижимости, парков, спортивных центров, детского тематического парка. В целом это шесть миллионов квадратных метров и 48 тысяч рабочих мест. Мы хотим, чтобы люди не только проживали в этом районе, но и имели возможность отдыхать, гулять и работать, не выезжая за пределы этого нового города. Это не прожекты, сегодня это активное строительство. Более того, часть объектов уже построена, в том числе Ледовый дворец под чемпионат мира по хоккею, мы уже его открыли. 

Парк «Зарядье» является также частью мегапроекта «Москва-река» и сам по себе является мегапроектом. Это один из уникальных парков мира, расположенный в непосредственной близости к Кремлю. Еще недавно здесь было огромное здание гостиницы «Россия», проектировался огромный офисный центр. В конце концов, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации принято было решение о создании уникального ландшафтного парка, который включает филармонию, «парящий» мост, набережную и целый ряд других интересных объектов, решает интересные задачи. Общий объем посещений - до 12 миллионов человек в год, учитывая небольшую площадь этого парка. Это серьезная задача.

Помимо «Лужников», к этому проекту можно добавить еще четыре крупных футбольных стадиона, которые мы практически закончим к чемпионату мира по футболу, хотя не все будут задействованы. Москва станет самым футбольным городом мира, будет иметь пять крупных современных стадионов.

Заканчивается реконструкция «Лужников». Проблема реконструкции заключалась в том, что такой объем, который нам предписывала ФИФА, мы не могли вместить в старую конструкцию, и было принято предварительное решение о сносе «Лужников». Тем не менее, идя навстречу пожеланиям горожан, общественности, «Лужники» являются символом олимпийского движения России, мы сохранили внешний облик, внутри он будет новым и современным. Осенью уже будем высаживать травку на футбольном поле. И помимо самого стадиона, предполагаются крупный водный комплекс, школа тенниса, центр художественной гимнастики, универсальный спортивный зал, академия фигурного катания и так далее. Это будет крупнейший спортивный современный комплекс страны - каким он всегда был. И будет возрождение этой территории.

Еще один стадион, являющийся стержнем развития огромной территории, на которой будет построено больше двух миллионов недвижимости. Основа этого проекта - спортивная составляющая. Вы видите стадион «Спартак», он уже введен в 2014 году, там проходят игры, он вмещает более 40 тысяч зрителей. Помимо самого стадиона, построены эстакада, для того чтобы можно было подъезжать к нему, и станция метро.

Еще один проект на Москве-реке - это полуостров Нагатина, Нагатинская пойма, сегодня заброшенная и практически непосещаемая территория рядом с ЗИЛом. Его площадь составит 280 тысяч квадратных метров - самый крупный в мире парк развлечений, детский парк. В настоящее время полным ходом идет строительство. Первая очередь планируется к запуску в 2017 году.

В целом парковые территории Москвы также являются мегапроектом, мы его реализуем начиная с 2011 года. Реконструируем такие известные во всем мире парки, как Парк Горького, «Сокольники», и создаем по 50 новых парков ежегодно.

Одна из ключевых парковых территорий, хотя это не совсем парковая территория, это ВДНХ, которая включает самые разнообразные функции и парка отдыха, и выставочного и музейного центра. К сожалению, в предыдущие годы она влачила жалкое существование. Я благодарен Дмитрию Ивановичу Шувалову (первый заместитель Председателя Правительства России), который присутствует здесь, который возглавил в свое время, был председателем совета директоров и, по сути дела, дал толчок наведению порядка на этой территории. Затем общими усилиями был принят указ Президента страны о передаче этой территории городу. Буквально за два года удалось привести ее в порядок. Если три года назад ВДНХ посещали 2,5 миллиона человек, сегодня - уже 25 миллионов.

Введены достаточно интересные крупные объекты, например «Москвариум», который является самым крупным океанариумом в Европе. Но мы находимся в начале пути: идут масштабные реставрационные работы, заключается инвестиционный контракт по созданию самого большого колеса обозрения в Европе, детского фильм-парка, «умного города» и так далее. Реализуется целый ряд интересных проектов, которые сделают эту территорию ещё более привлекательной.

Еще один мегапроект, составленный из десятков и сотен небольших проектов, - это улицы Москвы. 3,5 тысячи улиц, которые, по сути дела, не реконструировались последние 50 лет, а если брать центральную часть города, то и более. Конечно, с учётом резкой урбанизации и автоматизации Москвы улицы превратились в некомфортное пространство, которое заставлено машинами. Пешеходы сторонились этих улиц, пробегая от работы до дома. Мы попытались благодаря реконструкции улиц, созданию общественного пространства вернуть московские улицы горожанам.

Примерно так выглядела Большая Дмитровка, на самом деле это ещё такой лайт, в действительности там ни проехать, ни пройти было — с левой стороны снимок. Сегодня с правой стороны это выглядит так: вместо трёх полос осталась одна полоса, автомобили едут, люди гуляют, наслаждаясь своим городом.

Улицы, которые мы реконструируем, не пустуют. Это не просто гранит и асфальт — это городская жизнь. Мы постарались, чтобы 200 с лишним дней в году на этих улицах кипела культурная, торговая жизнь — это фестивали, это «Московские сезоны», которые охватывают целый комплекс мероприятий. Мы сделали так, чтобы городские мероприятия, московская культура выходили за стены своих учреждений и парков, приходили на улицы. Каждый фестиваль (с левой стороны — «Путешествие в Рождество», с правой стороны — так улицы выглядят во время проведения фестиваля «Московская весна») собирает по шесть миллионов человек. Сейчас в Москве проводится фестиваль «Московское мороженое». За несколько дней съели 55 тонн мороженого. Но я вам гарантирую, что для вас кусочек ещё остался. Так что спешите прийти и попробовать.

Я уже говорил, для реализации мегапроектов необходимо и взаимодействие с 12 миллионами горожан. Созданная система голосования «Активный гражданин» принесла удивительные результаты. Только в этом году мы проголосовали за 1706 проектов. Это касается не только всей Москвы. «Активный гражданин» даёт возможность проголосовать за локальный проект в каждом районе и в каждом дворе. Принято и реализовано из 1700 голосований больше половины. Это большое подспорье в управлении городом.

Исполняется годовщина присоединения территории Новой Москвы, Москва стала в 2,5 раза больше. Тем не менее продолжается дискуссия: а нужен ли, этот проект и зачем он и так далее. Скажу, что сегодня он является драйвером инвестиционного развития. Несмотря на то что мы в основном занимаемся генеральным проектированием и строительством транспортной инфраструктуры, уже построено девять миллионов квадратных метров недвижимости, создано около 80 тысяч рабочих мест. Территории комплексной застройки, которые будут давать рабочие места не только для тех, кто проживает в этом районе, но и для жителей близлежащих районов. Москвичи хорошо знают, какая ситуация в Южном Бутове, Солнцеве — там практически нет рабочих мест, мы как раз создаём их на этой территории. И конечно, во втором, третьем поясе развития этих районов попытаемся сохранить, и не только попытаемся, но и сделаем, зелёные территории, большие парки, чтобы это оставалось «лёгкими» Москвы.

И в заключение хотел поблагодарить коллег из PricewaterhouseCoopers. Они ежегодно подводят рейтинги развивающихся городов. Москва впервые за последние годы вышла на первое место, победив по шести индикаторам из 10: транспортная инфраструктура, интеллектуальный капитал, устойчивое развитие, окружающая среда, уровень технологической готовности, демография. Это, конечно, огромная заслуга всех трудовых коллективов Москвы, всех москвичей. Я хотел всех поблагодарить и поздравить с этой работой. Спасибо большое!

<…>

Вопрос: В своём докладе Вы рассказывали о ключевых проектах Москвы, это всё впечатляет. С одной стороны, понятно, что крупные проекты являются драйверами развития города и городской экономики. С другой стороны, должна быть очень чётко понятна и скоммуницирована социальная и экономическая цель. Какие приоритетные цели ставит Москва при реализации своих проектов и в чём их генеральная идея? Какие должны быть последствия для города?

Сергей Собянин: Спасибо за вопрос. Это центральный вопрос развития всех городов. Собственно, какая идеология для городов и что они пытаются решить в своём генеральном планировании своих мегапроектов и развития. Есть два понимания, два термина, которые характеризуют развитие городов. Это скученность и концентрация. Казалось бы, примерно говорится об одном, но это диаметрально противоположные подходы. Город может быть большим или маленьким, но, если в этом городе высокая скученность, люди не могут доехать на работу, им далеко добираться до ближайшей станции метро, или до ближайшего магазина, или до школы, как коллеги говорили. Они тратят на поездки от часа и более, у них нет общественных пространств. Это называется скученность. И присутствие огромного количества людей, которые живут на городских территориях, не приносит экономического эффекта. Наоборот, экономика замедляется, люди чувствуют себя менее и менее комфортно, они бегут из этих городов. Города мертвеют и разрушаются. Другой вопрос, когда мы говорим о концентрации, которая даёт колоссальный эффект развития. Любая инвестиция быстро окупается. Огромный интеллект, огромный человеческий капитал даёт потенциал развитию городов, и они становятся конкурентоспособными и в регионе, и мире. Для этого нужны хорошие транспортные связи, нужно правильное планирование, чтобы человек не метался из конца города в конец, чтобы у него были и работа, и детский сад, и школа, и поликлиника, и больница, и развлечения там, где он живёт, чтобы всё это было в шаговой доступности. А сама шаговая доступность доставляла удовольствие человеку ходить по этому городу. Это главная идеология развития современных городов. Я бы хотел всё-таки остановиться ещё на одном вопросе, непосредственно с этим связанном. Вы задали, коллеги, вопрос о том, а вообще есть ли ограничения роста крупных городов. И чем это вообще обусловлено — это ограничение. Собственно, эти ограничения как раз и связаны с концентрацией, скученностью, возможностью комфортного проживания. Но я бы хотел обратить внимание всех нас, Игоря Ивановича (первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов), вас, Правительства России, наших коллег из других городов, на следующую тенденцию. Когда мы говорим об урбанизации мира и об урбанизации России, на самом деле статистика, которую мы слышим, — она, на мой взгляд, совершенно не соответствует тем тенденциям, которые реально происходят. Ну например, вот сколько проживает граждан России в миллионных городах? В Москве 15 миллионов человек, в Питере пять миллионов и там по миллиону с немногим. Это где-то около 33 миллионов. На всякий случай, это уже четверть населения страны.

Казалось бы, да, значительная цифра, которая требует осмысления. На самом же деле все гораздо сложнее. В Москве проживают не 12 миллионов человек. Нельзя Москву оценивать исходя из формальных границ города, они давно уже вышли за МКАД. Вокруг нас проживают еще восемь миллионов человек, семь миллионов официально прописанных. Если брать данные сотовых операторов, то на территории московской агломерации живут не 12 миллионов человек, а 25 миллионов человек, которые постоянно находятся на этой территории. 25! А если брать питерскую агломерацию, то это тоже не пять миллионов. Если взять екатеринбургскую агломерацию, это тоже не 1,4 миллиона. В целом, если взять агломерации России, в них проживают уже около половины - более 50 миллионов - 55 миллионов человек. Мы приближаемся к половине населения России.

И это еще не все. Если взять московскую агломерацию, мы в эту воронку всасываем, в хорошем смысле слова, центростремительными силами еще 15 миллионов человек, проживающих в соседних областях, которые находятся по периметру Московской области. Это 40 миллионов человек, которые ежедневно так или иначе связаны с жизнью агломерации: ездят на работу, сбывают свою продукцию, получают инвестиции, услуги, знания, лечатся, обмениваются знаниями. Это огромная агломерация. И на самом деле, если проанализировать, что происходит в стране, то у нас уже большая часть страны так или иначе либо проживает непосредственно, либо ежедневно зависит от агломераций.

У нас есть программа развития малых городов, есть программа развития сельских территорий, программа развития Дальнего Востока, но ни одного подхода к развитию агломераций, в которых так или иначе, как я говорю, задействовано больше половины трудоспособного населения. И на самом деле это является гораздо большим драйвером развития, чем нефть и газ, потому что именно здесь создается будущее страны, будущее экономики, будущее технологий. Но программы для развития агломераций у нас не существует. Президент Российской Федерации сделал первый шаг в этом направлении два-три года назад. Он утвердил программу развития Московского транспортного узла. Московский транспортный узел - это живая ткань как раз московской агломерации, которая включает в себя авиационный транспортный узел, железнодорожный, автомобильный - все виды транспорта, которые развиваются, органично дополняя друг друга. Игорь Иванович занимается Московским авиационным транспортным узлом, другими глобальными проблемами и хорошо знает эту тему.

Я считаю, что для России пришла пора осмыслить новое территориальное устройство. Я знаю, в Правительстве России сейчас этим активно занимаются. Но нужно в этом стратегическом проекте видеть, как мы развиваемся, как идет урбанизация страны и как развиваются мегаполисы. И считаю, что это будущее России. И ничего зазорного или плохого нет. Наоборот, такая концентрация населения в мегаполисах, в агломерациях - это вообще конкурентное преимущество России. Спасибо.