timelapse

Пресс-конференция заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина (в рамках Московской городской выставки-ярмарки «Недвижимость-2011»)

Как уже сообщал «Строительный мир», в рамках открытия XXIV специализированной городской выставки-ярмарки "Недвижимость-2011" в пресс-центре выставки 24 марта 2011 года прошла пресс-конференция заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, руководителя Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Марата Шакирзяновича Хуснуллина на тему «Тенденции рынка недвижимости».

Пресс-конференция
Тема: «Тенденции рынка недвижимости»

С Т Е Н О Г Р А М М А

24 марта 2011 г.

Ведущий: заместитель руководителя Объединенного пресс-центра Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы А.А. Рульков.

А.А. Рульков:

- Здравствуйте, уважаемые друзья!

Я сейчас представлю членов президиума пресс-конференции.

Итак, сегодня у нас в пресс-конференции участвуют:

Хуснуллин Марат Шакирзянович - заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы;

  • руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкин Сергей Иванович,
  • руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Федосеев Николай Викторович,
  • первый заместитель главного архитектора города Москвы, народный архитектор России, академик Григорьев Юрий Пантелеймонович,
  • депутат Московской городской Думы Новицкий Иван Юрьевич,
  • президент Ассоциации инвесторов Москвы Фролов Борис Леонидович,
  • и.о. председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы Зайко Анатолий Николаевич,
  • председатель оргкомитета выставки-ярмарки "Недвижимость-2011", первый заместитель генерального директора ОАО "ДСК-1" по экономической политике Паньковский Андрей Александрович.

М.Ш. Хуснуллин:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Так как сегодня тема нашей пресс-конференции «Тенденции рынка недвижимости», хотелось бы вам рассказать, какие тенденции мы видим в области в области государственного строительства.

И первое, с чего хотелось бы начать: любой вопрос по строительству нового объекта на территории Москвы, в первую очередь, рассматривается с точки зрения транспортной доступности. Это – первая и самая главная тенденция.

Исходя из этого, у нас есть комплекс мер. В ближайшие годы мы планируем достаточно большой объём строительства дорог и локальных мероприятий. И самая главная тенденция - она является для нас приоритетной – это развитие парковочного пространства.

Все решения, мы предлагаем рассматривать с точки зрения программно-целевого метода: по всем основным направлениям, которыми мы сейчас занимаемся – таким, как транспортная доступность, программа «Жилище», программа развития гостиниц, другим государственным программам – мы в первую очередь смотрим, что мы будем делать и что мы, благодаря этим действиям, для города достигнем.

Так вот, согласно программе по транспортной концепции мы предусматриваем организовать до 2 миллионов парковочных мест в течение ближайших 5-ти лет. Это как места во дворах, как места на расширении улично-дорожных сетей и, конечно же, строительство паркингов. Это – самая большая тема, которой мы уделяем самое большое, приоритетное внимание. Поэтому мы приглашаем всех инвесторов, заинтересованных в строительстве паркингов, к участию в этой программе. Городу, как я уже сказал, нужно не менее 2 миллионов парковочных мест.

Следующее наше серьёзное направление и наш приоритет – это полная взаимоувязка наших градостроительных программ с Московской областью. И, в первую очередь, в смысле транспортной обеспеченности.

Сегодня у нас хорошо налажена работа с нашими коллегами из Московской области. Мы внимательно рассматриваем все проекты, которые есть вокруг МКАДа. Смотрим, как мы можем эти проекты обеспечить транспортом, как мы эти проекты можем обеспечить инженерией. Сегодня 2 органа, ответственных за градостроительную политику, – Москомархитектура и соответствующий орган на территории Московской области – в ежедневном режиме работают и анализируют все имеющиеся сегодня проекты на предмет возможности строительства, на предмет обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой.

Следующий вопрос касается достаточно серьёзной тенденции – мы не намерены уплотнять Москву. Но, в то же время имеющиеся у нас инвестконтракты – все, которые находятся в стадии строительства, я ещё раз повторяю: не на бумаге, а которые реально строятся мы сейчас рассматриваем на Градостроительной земельной комиссии города. Принимаем решение о продлении, если необходимо – пересмотре технико-экономических показателей. И, таким образом, мы видим, что у нас на ближайшие годы достаточно большой объем: только по жилью порядка 7 млн. кв. метров заложено в этих инвестконтрактах. Каждый из них в каждодневном режиме сейчас анализируется.

Следующая большая тема нашей работы – это реновация существующих кварталов застройки. Вот здесь – самая большая перспектива. Во-первых, дома сносимых серий – до 2014-го года мы планируем снести все запланированные ранее дома. И, плюс, мы предлагаем инвесторам участвовать. Если появится инициатива у инвесторов, то мы готовы в приоритетном порядке рассмотреть их условия, как реновации кварталов со сносимыми сериями, так и с несносимыми сериями. И здесь мы считаем: сколько мы найдём условий по реновации жилого фонда, столько мы будем строить.

Вообще в целом в области жилья планируем строить не менее 2 миллионов квадратных метров в год. В этом году у нас объем запланированного жилья составит порядка 2 млн. 700 тыс. квадратных метров.

Следующий вопрос – это развитие арендного жилья. На сегодняшний день мы чётко понимаем, что в Москве достаточно большое количество приезжих. И сегодня этот сегмент жилья недостаточен. Поэтому мы приоритетно развиваем сегодня гостиницы, практически без ограничений – если инвесторы обращаются с желанием либо на имеющихся участках, либо на новых строить гостиницы, мы оказываем поддержку, всяческую поддержку этим проектам. И есть задача – составить серьёзный сегмент доходного жилья. Готовится ряд нормативных документов по данному вопросу. И я думаю, что мы эти вопросы – строительства доходного жилья, апарт-отелей – утвердим дополнительным распоряжением правительства и будем всячески поддерживать.

Вот это наши основные направления как мы видим нашей работы на ближайшие годы в области работы с недвижимостью.

Корреспондент, «Газета «Квартирный ряд» (не представилась):

У меня вопрос к Марату Шаркизяновичу.

Вот уже становятся ясными очертания жилищной политики нового правительства Москвы. И если прежде основным моментом, скажем так, был количественный фактор, то здесь вот в моем представлении качественный фактор выходит на первое место, точнее даже осмысленность. На передний план выходит вопрос: что строить, где строить, целесообразность и т.д.

Но отказ от политики строить где угодно и что угодно лишь бы больше, естественно приводит к уменьшению объемов строительства. И если раньше, какие назывались цифры «пяти миллионов (кв. метров в год), то сейчас «не менее двух».

По вашему мнению, отразится ли это и если отразится, то в какой степени на стоимости строительства жилья. Всех это волнует.

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Спасибо за вопрос, вы действительно правильно обозначили наши акценты – мы действительно сейчас хотим строить больше качественного жилья.

Как я уже говорил, один из наших приоритетов – это работа с Московской областью. Ведь мы сегодня, скажем, разделены географически административными границами. Но надо понимать, что Москва и Московская область – это единый большой мегаполис.

И сегодня для того, чтобы строить достаточные объемы жилья, мы с Московской областью сейчас рассматриваем возможности строительства городов-спутников – не просто жилых районов, не обеспеченных ни работой, ни транспортом, а мест, где люди могут жить и работать.

Вот пример могу назвать – Люберецкие поля аэрации. Мы там начали строить жилье. Но мы сейчас подтягиваем очень активным образом возможность строительства на промзоне вокруг этих Люберецких полей аэрации создание рабочих мест. Поэтому мы считаем, что вот здесь зависит от нашей активной позиции, сколько будет строиться соответственно вот в таких прилегающих населенных пунктах к Москве. Это раз.

Два, если меня услышали в цифрах, то я сказал, что мы в этом году сдадим не менее 2 млн. 700 тыс. (кв. метров), а в прошлом году мы сдали 1,7 млн. (кв. м). Если посмотреть тенденцию последних лет, то у нас, в общем-то, конечно, 5-ти млн. (кв. м) на территории существующей Москвы построено не будет. Но если мы правильно выстроим политику реновации, если мы правильно выстроим политику цивилизованных городов-спутников или поселков-спутников вокруг Москвы плюс существующие заделы, я думаю, что объемы будут, даже несколько вырастут и они не повлияют существенно на рынок.

Корреспондент Шибанов Александр, газета «Московская перспектива»:

Марат Шакирзянович, вот вы говорите о том, что больше жилья будет строиться – ну, города-спутники, в районе МКАДа. И на коллегии стройкомплекса обсуждался такой вопрос – о расширении МКАДа, строительство дублеров.

Скажите, пожалуйста, сейчас какая работа ведется в этом направлении: есть ли уже конкретные участки, которые планируется проложить, и когда планируется непосредственно приступить к работе?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Мы практически завершили работу по определению идеологии, что мы будем строить в ближайший год по всем 18-ти магистралям из Москвы плюс по МКАДу. То есть сегодня везде, где есть возможность не вкладывать большие деньги в снос существующих строений, не вкладывать деньги в перенос коммуникаций – мы не будем вкладывать. В основном, в полосе отвода МКАДа, мы планируем строить где-то дополнительные полосы, где-то дополнительно отдельные дороги.

Вот это у нас запланировано. Сумма уже достаточно большая предусмотрена под это в наших планах развития. И, в первую очередь, мы бы, конечно, хотели в этом году запроектировать и возможно начать строить – если не успеем в этом году, то в следующем году начнем строить – въезды-выезды. Потому что, вы все знаете, что именно на въездах-выездах на МКАД сегодня основные пробки, связанные с МКАДом. Поэтому эту работу мы ведем. И мы считаем, что это одна из наших перспективных задач на сегодня. Решив ее, мы можем увеличить протяженность улично-дорожной сети в Москве. А ее сегодня не хватает.

Корреспондент (не представилась):

Марат Шакирзянович, вопрос частного характера.

Cкажите, пожалуйста, по дому на Мосфильмовской, где надстроено шесть незаконных, несогласованных этажей, что будет делаться? Они будут сноситься или все же останутся?

М.Ш. Хуснуллин:

Этот вопрос был тщательно изучен, во-первых, архитекторами на совете – был изучен на Архитектурном совете при мэре.

Поступило обращение 40 ведущих архитекторов страны, которые пришли к единогласному мнению, что если сегодня снести верхние этажи, то архитектурная концепция данного проекта будет потеряна.

Я хочу напомнить, что этот проект был признан в свое время одним из лучших архитектурных проектов. Поэтому, первое, все-таки архитекторы считают, что для градостроительства снос этих нескольких этажей будет больше минус, чем плюс. И мы с этим соглашаемся.

Второй момент. Была проведена независимая экспертиза о технической возможности сноса верхних этажей. Та же самая комиссия пришла к мнению, что сегодня снос данных этажей может привести к деформации здания в целом и привести вообще к достаточно серьезным осложнениям. Комиссия тоже дает заключение, что все-таки дом необходимо достроить.

Данное решение мы сейчас обобщаем. В ближайшее время планируем вынести на рассмотрение земельно-градостроительной комиссии, где, уже окончательно послушав все доводы – экономические, технические, архитектурные, примем окончательное решение.

Шевчук Александр, группа журналов «Мир и дом»:

Скажите, пожалуйста, какая доля проектов, уже принятых Генпланом, была подвергнута реконцепции?

Какова судьба Золотого острова?

Продолжение «Сити» – это Большой Сити?

И скажите, пожалуйста, много было согласований, годы уходили – ну, 2 года уходило на согласования. Что-то делается для, чтобы согласования уменьшить и приступить к строительству?

М.Ш. Хуснуллин

Ну, вы мне, конечно, в одном вопросе 4 задали...

Шевчук:

Я могу еще 5...

М.Ш. Хуснуллин:

...Я попробую на них последовательно ответить. Начну с последнего.

Что касается согласований. Мы поставили задачу – сроки согласований сократить в два раза. Скажу, что мы достаточно серьезно в этом направлении продвинулись. У нас на сегодняшний день уже подготовлены документы, которые мы начинаем буквально внедрять уже в ближайшие недели – где какие согласования можно исключить вообще. Это первая часть работы. И несколько десятков согласований уже подготовлено к исключению вообще. Это первое.

Второе. Там, где согласования являются обязательным требованием федеральных законов – федеральных, я подчеркиваю, не региональных, – мы поставили серьезную задачу по сокращению сроков. Вот эта плановая работа ведется на административной комиссии. Она раз в две недели собирается, и там мы принимаем решение где, что мы можем сократить и упростить. Результат этой работы – я надеюсь, что в течение года мы выйдем на согласование всей документации – я имею в виду документации от принятия решений до сдачи объекта в эксплуатацию – этот весь срок мы планируем сократить в 2 раза. Это первый вопрос.

Второй вопрос. Что касается Большого Сити – Большой Сити, пока мы полностью не достроим само Сити и не решим транспортные проблемы Сити, рассматривать территорию вокруг, наверное, преждевременно.

Сейчас мы вынуждены очень большие средства предусмотреть в бюджете, чтобы все подъезжающие, во-первых, автомобильные трассы: что туда строить? Мы понимаем, что тот же Северный дублер будем строить заново и подводить метро. Вот когда мы всю эту работу закончим, мы дальше, следующим этапом, будем рассматривать, что можно строить вокруг самого Сити.

Что касается Золотого острова, сейчас внимательно этот вопрос рассматривается, так как эта территория находится, ну, скажем, в такой зоне, которая требует серьезного изучения, мы, в рамках ПЗЗ (Правил землепользования и застройки. – Ред.) рассматриваем, что там можно строить. Решения пока у нас окончательного нет.

М.Ш. Хуснуллин:

Самый первый вопрос напомните – я начал с конца.

Шевчук:

Сколько проектов рассмотрено и...

М.Ш. Хуснуллин:

Стоп! Стоп! Стоп! В одном вопросе четыре, а коллеги ведь тоже хотят задать свои вопросы.

Сколько проектов рассмотрено?

На сегодняшний день у нас на комиссии рассмотрено порядка 270 вопросов. И я могу сказать, что принято решение о прекращении строительства более 1 млн. 300 тыс. кв. метров.

Более того, хочу сказать, что есть объекты, рассмотренные уже на земельно-градостроительной комиссии, есть объекты, которые рассмотрены на рабочих группах и будут в ближайшее время вынесены. Поэтому этих вопросов уже около 300.

1 млн. 300 тыс. кв. метров, примерно, принято решение – не строить. Примерно по 70 проектам предложено инвесторам пересмотреть технико-экономические показатели как с точки зрения изменений функционального назначения, так и с точки зрения уменьшения объемов.

Вот такая работа ведется. Она большая, она очень кропотливая. В каждодневном режиме работают рабочие группы, минимум раз в неделю мы собираемся на рабочих группах и потом утверждаем решения на ГЗК еще. Сегодня было очередное заседание ГЗК (Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. – Ред.)

Шевчук:

Спасибо.

«Строительная газета» (не представился) :

Скажите, пожалуйста, какова судьба программы сноса пятиэтажек, особенно, какие серии будут сноситься, какие нет, какое-то решение принято окончательно?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Те серии пятиэтажек, которые относятся к серии «сносимых», до 2014 года должны быть снесены. Там половина из этих домов – их всего 472 дома, чуть больше половины из них – по государственной программе. В этом году у нас в АИПе (Адресная инвестиционная программа. – Ред.) предусмотрен снос 92 домов.

Вторая половина этих домов предусмотрена сносом за счет инвесторов. Сейчас инвесторы просят оформить земельно-правовые отношения, что, кстати, тоже является очень серьезным тормозом, потому что когда «заходили» в контракты, когда составлялись инвестиционные контракты по сносу, по реконструкции этих кварталов, закон позволял это делать без оформления земельных участков в аренду. Поэтому мы не можем представить инвесторам эту землю.

Поэтому сейчас мы ищем юридическую форму продолжения данных контрактов. Ну, и ряд из них, понятно, что будет пересмотрен, и мы, видимо, будем искать других инвесторов.

Во всяком случае, я официально заявляю, что для всех инвесторов, в том числе кто присутствует сегодня на выставке – а здесь представлены крупнейшие наши игроки Московского рынка – мы, пожалуйста, готовы к диалогу. И для нас сегодня реконструкция кварталов является одной из самых приоритетных задач.

В эту программу попадают только те дома, которые попали под постановление о сносимых сериях. Если экономика позволяет реконструировать кварталы несносимых серий, то мы тоже такие предложения – у нас есть такие факты, есть такие примеры – мы тоже готовы их рассматривать и включать в эту работу.

Информагентство «Московский вестник» (не представился):

Марат Шакирзянович, вопрос такой: Вы упомянули, отвечая на один из вопросов, что Москва рассчитывает на компенсацию, скажем так, тех объемов жилья, которые не будут строиться в Москве вводом метров квадратных, строительства городов-спутников ближайшего Подмосковья, видимо, в рамках координации вашей работы с Правительством Московской области.

Но вот вопрос, который интересует, заключается в следующем: проблема территории ближайшего Подмосковья заключается в отсутствии инженерных коммуникаций, которые не дают возможности застройщикам выходить на эти площадки и строить действительно значимые объемы, которые могли бы, так сказать, положительным образом повлиять на динамику цен на жильё.

В этой связи вопрос к Вам: планирует ли Правительство Москвы выступать инвестором для развития подобного рода площадок на начальном этапе, создавая вот эту необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру по примеру того, как это делается в западных странах?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Мы инвестором в строительстве жилья не планируем выступать – это не задача государства. Для этого есть инвесторы, девелоперы.

В то же время я могу сказать, что на территории Москвы головных мощностей по воде, канализации, теплу и электричеству достаточно, чтобы обеспечить соседние с нами, прилегающие микрорайоны и районы – и микрорайоны строящиеся, и целые муниципальные образования Московской области.

У нас хороший есть уже опыт, когда достаточно большой количество прилегающих наших соседей пользуются именно коммунальными услугами, предоставляемыми Москвой.

Поэтому в планах развития инженерной, коммунальной инфраструктуры города мы ставим для себя задачу выхода в Московскую область. Для нас это выгодно – это экономика, это увеличение объемов, это возможность действительно с инвесторами сразу до начала строительства обсудить условия, т.е. какие сети мы готовы подвести, сколько это будет стоить. Но у нас по сетям как раз достаточно понятная ситуация, больше нас вопрос беспокоит, конечно, по дорогам. Потому что вот здесь там более сложно найти сбалансированность, а по сетям у нас технических проблем никаких нет и мы будем максимально и возможно ту работу развивать на территории Московской области.

А.А. Паньковский:

Я позволю себе добавить буквально два слова, потому что мы являемся, наверное, крупнейшими игроками в строительстве в Московской области.

ДСК-1 строит, наверное, в общей сложности порядка 10 крупных микрорайонов Московской области. Все эти микрорайоны имеют большой объем жилищного строительства – от двухсот (тысяч) и до двух миллионов квадратных метров.

На сегодняшний день действительно тема, связанная с инженерным обеспечением, она как тема есть. Но это вовсе не бог весть, какая проблема. Потому что да, чтобы обеспечить любой микрорайон нужно иметь все эти мощности. И они везде практически есть. Москва, Московская область активно в этом участвуют.

Другое дело, что инвестиционная себестоимость складывается, безусловно, и из тех затрат, которые несет инвестор – любой, как ДСК-1, так и любой другой – на строительство головных сооружений, магистральных коммуникаций, ну и, естественно, внутриквартальных. Поэтому себестоимость не низкая в Московской области.

И вот, помня первый вопрос, который был задан – о ценах, «…будет ли рост цен?», я могу сказать, что рост цен на сегодняшний день незначительный, но есть. И это позволяет сегодня из минусовой рентабельности, в которой сегодня работают инвесторы по Московской области, перейти в нулевую, и, надеемся, в ближайшее время – в положительную.

Поэтому вот в данной ситуации рост цен он обусловлен общими явлениями инфляции, общими явлениями увеличения себестоимости строительства, в первую очередь, за счет коммуникаций.

Николай Михалев, газета «РБК дэйли»:

На коллегии в стройкомплексе Сергей Семёнович Собянин сказал, что в течение трёх лет планируется завершить запущенные стройки в центре Москвы и через три года законсервировать ЦАО для дальнейшего строительства. И ряд проектов строительных, которые уже реализуются, перепрофилировать, в частности, торговые комплексы и офисные, в гостиничные проекты, проекты жилья и апартаментов.

Уже принято решение по каким-то проектам и по скольким?

И будет ли выпущен соответствующий распорядительный документ – либо постановление Правительства Москвы – по запрету строительства в ЦАО, либо для этого не требуется?

М.Ш. Хуснуллин:

Во-первых, понятия «запрета» как такого нет. Кто в центре бывает, обратите внимание: в центре огромное количество начатых, строящихся объектов, а еще больше тех объектов, которые не строятся, а завешаны различными баннерами. Вот наша задача, во-первых, начатые объекты закончить в течение трех лет – те, что строятся реально. Когда мы приглашаем инвесторов, мы их спрашиваем. Если им мешют административные барьеры, то мы помогаем их снимать. Если финансовые проблемы, предлагаем им пути выхода. В центре всегда найдутся инвесторы, готовые оплачивать завершение строительства.

Поэтому первый вопрос – это закончить начатое строительство.

Второе – начать реконструкцию «завешанных» домов, закончить их строительство.

Третье – создать условия, чтобы владельцы домов, не увеличивая плотность, улучшали качественные характеристики. Если посмотреть опять тот же центр, огромное количество домов, которые находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, в самом центре Москвы.

Поэтому, сказать, что мы Москву законсервируем и строить не будем, такого нет. Мы приведем её в порядок. Сейчас разрабатывается план благоустройства, в первую очередь, ЦАО. Чтобы все локальные мероприятия – все дорожки пешеходные, благоустройство зеленые зоны, фасады – как единая программа, были сделаны, чтобы появилось нормальное лицо, хороший архитектурный облик.

Вот такая у нас задача.

Николай Михалев:

На площади Павелецкого вокзала планировалось построить подземный торговый комплекс. И по проекту на месте гостиницы «Россия» – всё-таки что там будет: Парламентский центр либо коммерческий проект?

М.Ш. Хуснуллин:

По «России» пока решения никакого не принято.

Что касается Павелецкой площади. Там однозначно будет многоэтажный подземный паркинг. Объемы торговли, которые там были запланированы, будут сокращены до минимума, и вся освободившаяся площадь будет использована под паркинги.

Я, кстати, на первый вопрос не ответил до конца.

Вы спросили, сколько объектов на сегодняшний день рассмотрено в рабочей группе. Так вот, говорю, что из 250 вопросов, которые рассмотрены, ну треть вопросов – это точно ЦАО.

Если будет интересно, я позже могу дать точные цифры. Они есть у нас по каждому объекту – какие там приняты решения.

Юлия Игнатьева, газета «Известия»:

Всё-таки по поводу городов-спутников Московской области. На каких условиях все это будет строиться: Москва будет покупать эту землю, и эта земля станет собственностью Москвы? Москва будет расширять свои административные границы? Москва будет брать в аренду эту землю? Люди, которые будут жить в этих квартирах – у них регистрация будет московская и ли подмосковная? Такие практические вещи.

М.Ш. Хуснуллин:

К сожалению, готового рецепта, нет, т.е. для каждой территории будет осуществлен отдельный подход.

Я могу назвать вам конкретный пример, который сейчас у нас есть – это Люберецкие поля аэрации. В свое время это была территория Москвы – собственность Москвы на территории Московской области.

Москва достаточно много средств инвестировала в дороги, в инженерию, и начала строить там. Но при этом у нас получался определенный дисбаланс по социальным объектам, по дорогам, которые на балансе Московской области, подъезжающим туда. И, конечно, был дисбаланс по рабочим местам.

Причем на территории была как земля в собственности Москвы, так и земля в собственности непосредственно инвесторов, которые находятся в Подмосковье. Поэтому мы договорились с ними и практически прописали алгоритм: что делает Москва, что делает Московская область, что делают инвесторы.

Вот такую программу действий мы составили и по ней сейчас двигаемся. Я думаю, что по всем проектам, особенно крупным, которые есть вокруг Москвы, мы будем использовать такую же схему. Где-то мы дорожной сетью подойдем, где-то мы будем инженерию подводить, а где-то… в общем, что-то будет делать Московская область. Потому что у нас очень много сейчас особенно вопросов по транспортным, пересадочным узлам, по решениям, куда пойдет метро, куда пойдет скоростной трамвай – это огромный блок вопросов, которые мы в каждодневном режиме решаем, и по всем территориям, которые наметили к совместному использованию.

А.А. Рульков:

Наверное, уже время заканчивать?

М.Ш. Хуснуллин:

Нет, я готов ответить на вопросы, если они есть. Ведь не так часто встречаемся.

Соловьева Елена, корреспондент Ассоциации инвесторов города Москвы :

Будьте добры, вот первый вопрос, что касается транспортных вопросов: какой порядок подачи в правительство инвесторами своих предложений об участии в строительстве парковочных мест?

И второй вопрос: в центре Москвы есть много объектов, которые находятся в долевой собственности у частных владельцев и у города. На сегодня нет формы вовлечения в реконструкцию таких объектов. Есть ли на сегодня инвестиционное какое-то решение – как это предполагается делать?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Куда обращаться инвесторам? Во-первых, вы, наверное, слышали, что на базе Управления по инвестиционным проектам был создан Комитет по инвестиционным проектам. Задача этого комитета – заниматься непосредственно привлечением инвестиций и созданием условий для работы инвесторов, в первую очередь, в области парковочного пространства, в области жилищного строительства, в области взаимодействия с Московской областью и в реализации промышленных зон.

Поэтому можно обращаться, во-первых, в комитет, это раз.

Второе. У нас был ГУП гаражного строительства, который, к сожалению, имеет достаточно большие минусы и много нареканий со стороны населения. И, в первую очередь, вопрос был связан с вопросами освобождения площадок, на которых находятся гаражи населения, когда гараж по факту есть, а земельные отношения не оформлены.

Поэтому если Вы знаете и следите за работой правительства, принято решение, что в таких случаях мы имеем юридическую возможность, оценив по определенным правилам данные гаражи, выплачивать владельцам этих гаражей определенную сумму.

Так вот, созданием всей этой концепции парковочного пространства занимается комитет по инвестиционным проектам. Оператором в измененном виде – мы сейчас ГУП гаражного строительства переформатируем, т.е. мы сейчас буквально ряд нормативных документов подготовим, в течение ближайшего месяца примем, его функции будут несколько изменены – будет заниматься ГУП гаражного строительства. Это первая часть вопроса.

Вторая часть вопроса – по долевой собственности. То же самое: сейчас готовится ряд предложений, как нам работать, во-первых, там, где есть долевая собственность, а во-вторых, на каких условиях предлагать владельцам зданий реконструировать свои здания. Потому что у нас, как я говорил уже, достаточно большая программа, и мы надеемся именно, что за счет реконструкции существующих зданий мы и внешний вид улучшим, и качественные, и количественные, и стоимостные характеристики объектов недвижимости.

Корреспондент (не представилась):

Деньги есть, желание есть – действуй?

М.Ш. Хуснуллин:

Да, мы хотим решать административно, чтобы не держать людей. Кто хочет, пожалуйста, пусть на своей недвижимости делает, приводит в порядок, повышает качество.

Корреспондент, «Российская газета» (не представилась):

Марат Шакирзянович, объясните, пожалуйста: продолжит ли Москва строительство социального жилья – из запланированных объемом 2 млн. 700 тыс. квадратных метров – это чисто коммерческое жилье или там будет часть социального?

И второй вопрос. Вот вы упомянули программу строительства доходных домов, насколько я поняла, на открытии (в приветственной речи на открытии выставки. – Ред.)

Сколько таких доходных домов появится, и будут ли там приемлемые цены.

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

В объеме планируемого ввода этого года 656 тыс. кв. метров жилья будет по социальным программам, т.е. все обязательства, которые у нас были на уровне прошлого года, они в этом году будут сохранены – мы сейчас активно занимаемся вопросом, чтобы вовремя построить все дома запланированные. Это – первое.

Второе. Что касается доходных домов. Мы также готовим нормативные документы – что является доходным домом, какие мы инвесторам предлагаем сегодня условия, в каких условиях мы готовы продавать земельные участки и что мы хотим видеть в построенных на этих земельных участках.

Какова будет арендная плата? Сейчас мы также готовим предложения для того, чтобы действительно был создан рынок нормального цивилизованного арендного жилья.

Я думаю, что стоимость арендной платы, конечно, будет определять рынок. Если мы создадим этот серьезный цивилизованный сегмент, я думаю, что цена на аренду будет снижаться.

Комплекс мер – это такая большая системная работа. Ее одним там постановлением, одним только решением, принятием, к сожалению, результата не достигнешь.

Корреспондент, журнал Столичный стиль (неразборчиво):

Скажите, пожалуйста, вот из 2 миллионов парковочных мест, о которых вы говорили, какая там доля будет приходиться на "Народный гараж", и вообще каковы перспективы этой программы?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Ну, вот эта программа "Народный гараж". Пока мы планируем на следующий год по программе – я условно ее называю "Народный гараж", потому что мы эту программу будем пересматривать. Потому что в том виде, в каком она сегодня есть, она не устраивает – и нас не устраивает, как Правительство, и население не устраивает. Поэтому мы определенные пересмотры данной программы сделаем. Но пока у нас на этот год планируется 50 тысяч машиномест по программе "Народный гараж". На следующий год именно по этой программе – планируется 80 тысяч машиномест.

А всего сколько будет построено? Я думаю, после того, как мы на Правительстве утвердим окончательную концепцию по парковочному пространству, будет более точная цифра.

Это вот то, что сейчас у нас в работе: то, что мы уже получили ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка. – Ред.) либо готовим ГПЗУ, и то, что находится в реализации.

Штульман Алина, информационный портал «Строительный мир»:

А можно уточняющие вопросы по программе "Народный гараж"?

Вы сказали, что она будет пересмотрена. Раньше много говорили о цене - что стоимость машиноместа не поднимется выше 350 тысяч. Будет ли в обновленной программе цена ниже, выше или останется на том же уровне?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Вы знаете, цену мы будем внимательно рассматривать, потому что цена усредненная, она не совсем объективна.

То есть где-то получается цена, где большие паркинги и, к сожалению, которые построены в местах невостребованных, - там места дешевле, но заполняемости нет.

В то же время там, где действительно паркинги нужны, там в 350 тысяч уложиться невозможно.

Поэтому мы и географию сейчас – вот у нас создан штаб специально по парковочному пространству, раз в неделю все люди, задействованные в этом процессе, плюс заместители префектов, ответственные за этот вопрос, – мы в буквальном смысле слова рассматриваем каждую площадку. За неделю что собрали, что у нас есть, там предполагаемое под «народный гараж», что у нас есть на территориях объектов, принадлежащих Москве, что у нас есть в улично-дорожной сети, что у нас есть во дворах, где можно за счет небольших средств привести в порядок – вот в прямом смысле слова каждое парковочное место, каждую площадку мы рассматриваем.

И на сегодняшний день, я вам могу сказать, что находится в работе: только в этом году мы за счет территорий, за счет расширения улично-дорожной сети планируем не менее 60 тысяч машиномест, это большая работа – так называемые «локальные мероприятия».

А всего у нас будет построено порядка – сейчас мы цифру уточняем, я говорю, у нас будет где-то 200-300 тысяч машиномест за счет дворов. И еще мы ставим себе задачу – порядка 160 тысяч машиномест построить по иным формам, по другим различным – это перехватывающие паркинги, это подэстакадное пространство, это механизированные парковки, ну, и многоэтажные подземные и наземные парковки.

Т.е. такая программа есть, в каждодневном режиме она корректируется и буквально, как говорится, «с колес» выдается в работу проектировщикам.

Корреспондент, «Московский вестник» (не представился):

Марат Шакирзянович, недавно со ссылкой на источник в руководстве строительного комплекса Москвы прошла такая информация, что арендные ставки на землю в Москве, будут приводиться... – их размеры будут определяться, исходя из их стоимости. Наверное, кадастровой стоимости имеется в виду.

Вот насколько я могу судить, на сегодняшний день кадастровая стоимость – это установленная в свое время соответствующим постановлением Правительства Москвы – в подавляющем большинстве случаев превышает рыночную стоимость этой земли.

Если такие планы действительно есть, то не поставит ли это большое количество арендаторов в Москве, ну, скажем так, на грань банкротства, потому что размер этих платежей будет неприемлем?

Спасибо.

М.Ш. Хуснуллин:

Вы знаете, такой вопрос на самом деле рассматривается, и готовятся различные варианты его реализации.

Но какой-то единой формулы решения – ее пока нет. Потому что – вы абсолютно правильно говорите – где-то кадастровая цена выше рыночной, а где-то она ниже.

И этот вопрос рассматривается еще и с точки зрения «почему»? Потому что, к сожалению, есть большое количество участков, которые многие на каких-то условиях – раньше или позже – получили земельные участки в аренду на 49 лет. И сегодня на лицо нонсенс: вроде люди заплатили, имеют участок, но на нем ничего не делают, или более того – не содержат его либо имеют там здания, которые содержат в ненадлежащем состоянии, либо вообще ничего не делают. В то же время у нас возникает вопрос: что мы планируем – я условно говорю – строить паркинги, нонсенс бывает: есть территория, можно построить паркинг, а там на сегодняшний день есть договор аренды на 49 лет, инвестор ничего не хочет делать.

Вот для того, чтобы механизмы взаимодействия, чтобы мы могли не только по кадастровой цене оценивать, мы могли, где-то, если надо применять и рыночные механизмы, вот такой механизм сейчас рассматривается. Но он пока не утвержден – это просто проект.

Корреспондент (не представилась):

У меня три коротких вопроса, два по ЦАО.

Есть ли решение по Пушкинской площади – что там будет все-таки?

Дальше: есть ли уже инвестор по Павелецкой площади, по застройке этого комплекса?

И третий вопрос по транспорту: есть ли какие-то оценки, какие суммы должен город потратить на то, чтобы ситуация существенным образом, заметным образом изменилась?

М.Ш. Хуснуллин:

По Пушкинской площади: инвестор – бюджет.

Проектирование идет там полным ходом – строительство там тоннеля и строительство многоуровневой парковки. Если появится инвестор, который захочет с нами в этом участвовать, мы открыты к диалогу. Кстати ряд иностранных компаний сегодня проявляют достаточно серьезный интерес. В то же время те инвесторы, которые раньше были на этом объекте, они тоже сейчас активно считают и смотрят возможности, как все-таки продолжить реализацию данного проекта.

По Павелецкой площади – то же самое: мы взяли в проектную разработку, увеличение, во-первых, подъездов, съездов, выездов, так как у нас было на определенной объемной площади парковок определенные площади торговли, так как эти темпы изменились, мы сейчас смотрим, тоже перепроектируем, как мы будем использовать ее с точки зрения, что это будет там в основном паркинг.

Что касается транспорта.

Вы знаете, у нас ситуация очень интересная. У нас количество автомобилей значительно прирастает быстрее, чем количество улично-дорожной сети. Вот если в год будет количество автомобилей прирастать на 10%, а у нас тенденция в последние годы как раз такая – 8-9-10%% и даже больше, а протяженность улично-дорожной сети в Москве составляет около 4 тыс. км. Вот чтобы построить в Москве в год 400 км дорог, это невозможно – ни физически, ни финансово. Поэтому принято решение сделать приоритет в пользу общественного транспорта. Мы должны гарантировать москвичам, чтобы им на общественном транспорте было бы комфортно. За определенное время они должны добраться туда, куда им нужно.

Поэтому вся наша политика транспортная, в первую очередь, делает приоритет именно на общественный транспорт.

Сколько это в деньгах? Ну, скажу вам, что там цифра больше, чем триллион – точно. Сейчас эта цифра уточняется. Готовится программа по утверждению транспортного развития Московского транспортного узла. И там цифры, конечно, колоссальные. Ну, и, я думаю, дополнительно после проработки определяющей идеологии, они будут точно утверждены.

Корреспондент (не представился):

Кто будет инвестором на Павелецкой площади? Он будет на торги выставлен либо прежний инвестор? Там же вроде сроки истекли инвестконтракта?

М.Ш. Хуснуллин:

Знаете, сейчас я вам сказать не могу, кто будет инвестором. Кто будет готов придти инвестировать, пожалуйста.

Корреспондент (не представился):

Участие в строительстве парковок. Какой будет процедура: это будет конкурсный отбор или как? Допустим, я хочу инвестировать.

М.Ш. Хуснуллин:

Мы готовы рассмотреть и выставить на конкурс. У нас сейчас позиция такая: чтобы инвесторов освободить от всех длительных согласований и прохождения всех согласительных процедур, мы ставим себе сейчас такую задачу – мы за бюджет готовим проект, готовим ГПЗУ с максимально возможным разрешенным видом использования данного участка. Когда у нас ГПЗУ будет подготовлено, мы его будем выставлять на конкурс или аукцион. Поэтому кто предложит более выгодную стоимость, с теми и будем работать.

А.А. Рульков:

Коллеги, спасибо Марату Шакирзяновичу за доклад, мы продолжим нашу работу, и если есть какие-то уточняющие вопросы или будут, мы с удовольствием ответим.

Спасибо большое!