timelapse

Пресс-конференция заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина

Доброе утро, коллеги!

Я хотел бы в начале своего выступления коротко пояснить, что мы делаем в направлении транспортного строительства в Москве.

Первое. Если вы помните, в начале этого года мы провели выездные штабы по всем вылетным магистралям. Сергей Семенович (Собянин - мэр Москвы, - ред.) поручил нам изучить всю транспортную обстановку и предложить конкретное решение по исправлению сложившейся сегодня ситуации на каждой вылетной магистрали.

Мы проехали 19 таких магистралей. Посмотрели, где и что происходит, что мешает транспортному строительству. После этого подготовили предпроектные предложения, обсудили их на Транспортной комиссии, которую еженедельно проводит Сергей Семенович с приглашением экспертов. И после этого передали эту работу в проектирование для подготовки конкретных решений и включения в Адресную инвестиционную программу.

Сегодня в результате этой работы из 19 вылетных магистралей до конца года мы планируем полностью получить проектно-сметную документацию и провести конкурсы на 9 вылетных магистралей.

Следующим этапом мы планируем в 1-м квартале 2012 года еще на 5 вылетных магистралей получить заключение экспертизы. До конца следующего года мы планируем на все 19 вылетных магистралей получить заключение экспертизы и приступить к строительству.

Вопрос о начале строительства будет зависеть от нескольких факторов. Первый фактор и главная задача, которую поставил мэр, постараться проводить работу на вылетных магистралях так, чтобы не парализовать движение. Поэтому работа разбита на три этапа.

Первый этап – подготовительный. Мы занимаемся подготовкой, выносим и перекладкой сетей, не затрагивая основной части дороги.

Второй этап - мы максимально, как это заложено в проектах, делаем дополнительные боковые дублеры. И вот, когда мы будем вам показывать уже конкретные магистрали, вы увидите, что практически у каждой магистрали имеются дополнительные дублеры.

Только после того, как будет сделана перекладка сетей и дополнительные дублеры, по которым сможет двигаться общественный транспорт не в ущерб всему транспортному потоку, мы и приступим к основным работам на самой магистрали.

Поэтому сроки строительства будут у нас плавающие. По одной магистрали реконструкция займет одно время, по другой другое.

Сейчас мы заказали общий проект организации движения именно на 9 магистралей. Не на одну, как обычно мы делали, а на 9, чтобы сосчитать, смоделировать, как будет двигаться транспорт при выполнении этих работ.

Вообще, я хочу сказать, что у нас есть одна из лучших мировых систем. Называется она ЭММИ, которая позволяет делать моделирование всех транспортных потоков по всему городу. Вот мы сейчас в неё все эти данные вложили и она рассчитывает. Дальше мы будем показывать ролики. На них вы увидите, как и что происходит и что должно произойти после проведения реконструкции этих магистралей.

Также я хочу сказать, что вылетные магистрали - это один из самых важных сегодня блоков нашей работы по транспортному строительству. Почему? Потому что по ним движется основной поток транспорта в Москве.

Поэтому мы разбили нашу работу по транспортному строительству на несколько основных блоков. В первую очередь, это вылетные магистрали. Следующий этап, который мы делаем, это Московская кольцевая дорога. Следующий этап - это связи между вылетными магистралями.

И я хочу сказать, что если брать пример Варшавского и Каширского шоссе, где у нас уже прошли конкурсы, то мы отработали все поперечные связи. Поэтому, например, когда мы говорим, что мы реконструируем по 9-ти вылетным магистралям 80 км дорог, то мы еще плюс реконструируем 35 км дорог, которые оказывают связку между этими районами.

И у нас поставлена задача, пройти полностью по всему кольцу, выстроив все организационные и оперативные связи между всеми секторами города. Это огромная работа, которую мы тоже планируем в течение 2012-го года закончить, и приступить уже к утвержденным мероприятиям в 2013-м году.

И следующий блок, как я сказал, это у нас поперечные связи. И важный блок, это транспортно-пересадочные узлы и парковочные пространства. Это целая система.

Сегодня я хочу рассказать о вылетных магистралях. В частности, что конкретно мы будем делать по этим проектам, которые сейчас указаны на экране. Дальше мы будем по мере готовности обязательно вас информировать о том, что будет делаться по другим блокам этой задачи.

Задача очень непростая. Мы очень хотим, чтобы у нас было у всех единое понимание того, что мы делаем. Мы сейчас приступили к обсуждению на сайте нашего градостроительного комплекса этих мероприятий, которые проводим, обсуждаем дороги.

Я прошу посмотреть. Прошу внести предложения, если у кого-то какие-то есть замечания. И мы надеемся, что жители активно тоже, благодаря вам, подключатся к этой работе для того, чтобы мы, выполняя ее всё-таки, достигли главных целей. А главная цель у нас заключается, первое, чтобы по всем вылетным магистралям наладить беспрепятственное движение общественного транспорта.

Второе. Увеличить пропускную способность существующих дорог. А для Москвы это особенно актуально, потому что строить новые радиусы, конечно, было бы лучше, но при сегодняшней плотности застройки построить новые радиусы крайне сложно и очень дорого.

Поэтому мы при принятии решений рассматривали такой серьезный показатель, как соотношение цена - качество. Т.е., что мы делаем, сколько мы тратим, и что мы получаем.

Потому что, скажем, у меня не вызывает вопросов, что Четвертое транспортное кольцо для города очень нужно. Но не за триллион рублей, за который сегодня оно по факту может получиться. Поэтому мы от него отказались. Хотя, с точки зрения транспортника, оно нужно.

Поэтому мы нашли другие, более дешевые решения. Но при этом сохранив и даже улучшив транспортную обеспеченность определенных районов.

И следующий фактор, который мы для себя взяли за основу принятия решения, это увязка с другими видами транспорта. Потому что у нас сегодня серьезный вопрос, стратегический вопрос - это развитие метро и это развитие железной дороги. И автомобильными дорогами мы должны связать всё, что мы не доберем, весь пассажиропоток по метро и по железной дороге.

Поэтому некоторые мероприятия на первый взгляд кажутся... Задают вопрос, почему именно это мероприятие делаем? Потому что оно является звеном целой цепочки ряда этих мероприятий, которые мы в целом предлагаем по транспорту.

Я готов перейти конкретно к обсуждению вопросов. Хочу сказать, что сроки, которые мы для себя запланировали – это начало в этом году строительства 9 магистралей. И в течение 5 лет мы планируем все эти магистрали закончить. Каждая магистраль будет иметь разные сроки.

Первые магистрали - это Варшавское, Каширское шоссе, Рязанский проспект, Волгоградский проспект, Рублевское шоссе - Балаклавский проспект. Я на это прошу обратить внимание. Он, как бы, не совсем вылетная магистраль. Но почему мы его взяли в работу? Это перспектива освоения Юго-Запада Москвы. Мы сейчас уже работаем на перспективу подготовки транспортных коридоров для новой территории, которая находится на юге, юго-западе. И поэтому для того, чтобы дать фактически параллельную связку МКАДу, мы взяли эту работу в первоочередные. Хотя в первоначальном плане она у нас была в 13-14-м году. Мы ускорили начало этих работ на шоссе Энтузиастов, Щелковском шоссе, Ленинградском шоссе: от метро Сокол до МКАДа.

У нас основной упор - это Варшавка, Каширка, юг. И мы специально взяли по две магистрали, прилегающие к ним. Для чего? Допустим, начали здесь делать, сделали. Потом, когда это сделали, перешли к двум другим, чтобы снять по вновь построенным магистралям поток и не создавать ухудшение ситуации по существующим.

Поэтому здесь именно два блока, Каширка - Варшавка, Волгоградка - Рязанка. Дальше идет два блока. И связка между ними, это Рублевское шоссе - Балаклавский проспект. Вот такая логика.

Включите слайды. Если посмотреть конкретно, скажем, по Варшавскому шоссе. Вот, в данном случае оно здесь представлено. Мы когда говорим, что это локально-реконструктивные мероприятия, то на самом деле - это серьезное большое строительство.

Во-первых, если конкретно смотреть по Варшавке, то общая протяженность этой реконструируемой дороги составляет 17 километров. Реконструируемой прилегающей территории - это еще 3380 метров, т.е., это 3 с лишним километра. И мы для себя смотрим возможность - взяли в предварительную проработку - как параллельно ему сделать еще один дублер.

Сейчас мы прорабатываем предпроект, скорее всего у нас это получится. Это будет известно к концу года.

Реконструируя Варшавку, мы делаем 7 подземных переходов. Делаем разворотную эстакаду у МКАДа с подходами на опорных стенках. В самом начале видите, такая синенькая. Это разворотная эстакада. И делаем автодорожный тоннель, общей сложностью 68 метров. Т.е., вроде бы, казалось реконструкция, но сколько серьезных капитальных строений: и эстакада, и тоннель.

Огромный объем работы заключается и в перекладке сетей. Из-за того, что плотность застройки очень большая, нам огромное количество сетей приходится перекладывать. Кроме того, что это технически сложно, кроме того, что это занимает много времени, это еще вопрос надежности обеспечения электроэнергей, теплом и водой всех территорий, всех зданий, сооружений, которые находятся в этом районе. Поэтому это очень тонкая работа. И здесь, конечно, ее могут делать только профессионалы.

Если смотреть Каширское шоссе, то в общей сложности его протяженность 9400 метров. Протяженность прилегающих к реконструкции участков улиц и дорог 5200 метров. Также мы предусматриваем дублер Каширского шоссе 2850 метров. Заездных карманов - 2,5 тысячи метров. Пешеходных переходов планируем 6 штук. Автодорожных - 3 тоннеля, общей протяженностью 395 метров.

Мы подошли по-разному. Где есть возможность пройти тоннелем, мы прошли тоннелем, для того, чтобы сверху не делать эстакады, чтобы убрать часть серьезных перекрестков. Где была возможность сделать эстакаду, мы прошли эстакадой. Т.е., наша задача еще убрать количество светофоров, для того, чтобы в целом эта трасса поехала быстрее. Т.е., чтобы она работала, как вылетная, чтобы по ней быстро можно было выбраться к МКАДу. А тем, кому нужно попасть в эти микрорайоны мы максимально постарались сделать дополнительные боковые проезды, дороги-дублеры.

Следующее. Рязанский проспект от Садового кольца до границ Московской области. Общая протяженность его 12600 метров. Устройство заездных карманов 2260 метров. Реконструкция прилегающих участков дорог и улиц 7495 метров. Две эстакады. 8 подземных переходов, 5 надземных.

Следующее. Волгоградский проспект. Протяженность - 12900 метров. Протяженность прилегающих улиц, подпадающих под реконструкцию, 9330 метров. Подземных переходов - 8, надземных - 1.

Рублевское шоссе, Балаклавский проспект. Протяженность - 30865 метров. Реконструкция прилегающих участков - 5380 метров. Дублеры. 8 подземных переходов, 2 надземных, 2 эстакады.

Кутузовский проспект, Можайское шоссе до МКАДа. Протяженность - 6600 метров. Протяженность прилегающих участков - 5620 метров. Реконструкция дублеров, съезды, эстакады - 1, тоннель - 1, пешеходных переходов - 7.

Щелковское шоссе, от МКАДа до Малого кольца. Протяженность - 13500 метров. Устройство дополнительной полосы для общественного транспорта протяженностью почти 7 тысяч метров. Дублеры Щелковского шоссе - 8800 метров. Реконструкция прилегающих участков - 1800 метров. Одна развязка - 700 метров. И один путепровод. 8 подземных пешеходных переходов.

Ленинградское шоссе, от МКАДа до метро Сокол. Протяженность - 12000 метров. Протяженность дублеров - 2000 метров. Устройство заездных карманов - 1450 метров. Прилегающие территории - 3000 метров. 6 подземных переходов.

Шоссе Энтузиастов, от Садового кольца до МКАД. Протяженность - 12300 метров. Реконструкция прилегающих участков улиц 7279 метров. Местные проезды - 6880 метров. Съездов - 795 метров. Развязок - 2, пешеходных переходов - 9.

Ну, вот, я рассказал про основные 9 магистралей. Теперь, включите, пожалуйста, ролик. Как это будет выглядеть физически. Я хочу показать на большом экране, может быть, лучше видно, коллеги.

Вот, желтыми - это вновь построенные дороги, либо отреконструированные. Мы видим, что по каждой полосе у нас идет 3 полосы, по основному коду сегодня. Мы за счет дублеров добавляем еще по 2 полосы в каждую сторону. Плюс все, что желтое - это либо вновь построенное, либо отреконструированное. Т.е., мы за счет этого достаточно серьезно увеличим пропускную способность улиц.

У нас по разным расчетам получается, что где-то это удается сделать. Вы увидите, где сегодня плотность застройки не позволила сделать серьезных мероприятий. Если мы не можем сделать дополнительную полосу, то мы делаем, как минимум, карман для заезда и для остановки общественного транспорта. Это, как бы, наши общие диалоги.

Вот там, где прерывается, там мы там предусмотрели подземный тоннель.

И сверху для того, чтобы не было светофора, а по факту в этом месте существовали светофоры, мы боковое пересечение поперечное сделали безсветофорным проездом.

Это у нас Варшавку вы показываете, да? Ну, давайте, следующую посмотрим. В таком плане мы ее сделали и для работы проектировщиков. И сейчас мы дорабатываем уже, переложим все эти материалы на конкретные кадры, на конкретные улицы. И выложим это все в интернет, чтобы жители могли понять, где и что будет сделано. Потому что сейчас эта модель чисто конкретная для проектировщиков.

Включите следующий, там есть более наглядно, уже в каком формате будут выглядеть другие магистрали.

И она, как я уже сказал, позволяет сделать полный расчет. Вот это уже у нас не получилось сделать, с одной стороны, это у нас Каширское, да, шоссе. А, Рублевское.

Вот здесь у нас не получилось, потому что плотность большая. У нас не получилось в этом месте расширить, но там, где не получилось расширить, там у нас получилось сделать практически дополнительный съезд на 4 полосы, то что оранжевым. А вот, если посмотреть на другой стороне перекрестка, вы видите, такой черно-желтый. Там, где не получилось расширить дорогу, мы сделали заездные карманы, чтобы, когда автобус или троллейбус шел, чтобы основной ход этой полосы оставался свободным и по нему могли двигаться машины.

Вот видите, черно-желтое - это везде мероприятия локальные, плюс дополнительные заезды-выезды, плюс там, где мы убрали, если бы была возможность. Вот здесь, например, получилось сделать дополнительные заезды-выезды.

Мы при принятии решения очень серьезно считали, в какие деньги это обойдется.

Если мы считали, что мероприятие очень дорогостоящее, большой снос, и мы теряем время, теряем большие деньги, то мы отказывались от этих мероприятий, смотрели и старались найти другие решения.

Вот на этом участке нам удалось сделать большой заездной карман. И часть дублера, который связан с соседними улицами. Здесь вот такой разворот получился дополнительный.

Следующий включите. Вот так, но тоже это очень мелко. Вот так выглядят уже непосредственно производственные чертежи, по которым делаются расчеты. Вот так раскладывается, видите, это уже конкретно тоже уложено на карту. Это те точки слева, справа - это дома. Единственное, что я говорю, что программа очень сложная, требующая несений дополнительных данных. Но мы планируем в течение определенного времени полностью все это нанести на карту, чтобы уже с улицами. У нас там последний слайд есть, он уже более приближенный к тому, как это объективно выглядит сегодня.

Красные - это красные линии, на которые мы ориентировались. Еще один очень важный момент. Пока оставьте на этом, здесь тоже показательный момент.

Мы следующим этапом активнейшим образом проектируем реконструкцию всех развязок. То есть, у нас получится, что часть развязок нам придется строить заново. Часть придется делать серьезные.

Нам придется делать серьезную реконструкцию двух крупных развязок: на пересечении МКАДа и Каширского шоссе и на пересечении МКАДа с Волгоградским проспектом. А часть развязок мы будем делать локальными небольшими затратами, небольшими мероприятиями.

Где-то, возможно, уширить съезды и выезды, где-то дополнительную дать разгонную полосу. И это все будет учтено в рамках реконструкции МКАДа.

Например, простой пример очень яркий. Второй выезд из Куркино. Мы его очень активно взялись строить и построили.

А когда уже начали фактически его строить, то увидели, что для того, чтобы не создавать пробку при выезде, мы еще на километр 100 вдоль МКАДа построили дополнительную полосу.

Чтобы те, которые выезжают со второго выезда, могли не выезжать на основной ход МКАДа, а уже по этой как бы дополнительной полосе выезжать. И мы, буквально на ходу, строя по существующему проекту, дозаказали проект и построили эту дополнительную полосу. Кто по той дороге ездит, наверное, обратили внимание, что там появилась дополнительная полоса.

И также мы тоже каждую вылетную магистраль рассматриваем. Если видим, что можно к дополнительному съезду добавить и дальше продолжение, то у нас дополнительная полоса появляется на вылетной магистрали. Мы это тоже проектируем и тоже делаем. Это очень живая работа. Она постоянно дает определенные изменения, но она в таком режиме уже сейчас выстроилась в четкую достаточно систему.

Дальше покажите. Вот здесь, видите, нам удалось на этом перекрестке полностью дать дополнительно. Вот как раз хороший пример. Когда было черным, это существующая ситуация. А нам для того, чтобы вправо, влево можно было уйти, нам удалось запроектировать и построить еще дополнительно по одной полосе.

То есть, те, которые ехали в трех полосках, как ехали, так и будут ехать, а те, которые будут поворачивать налево и направо, будут уходить на дополнительный съезд и выезд.

В принципе, вот так примерно это выглядит. И в ближайшие месяцы это будет доработано и выложено для обсуждения любым желающим у нас на сайте.

Я готов отвечать на вопросы.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, приступаем к вопросам. Пожалуйста.

Н. МИРОНОВ - "Комсомольская правда"

Все очень красиво, в области что-то похожее будет или, как обычно, Москва едет, а в области все встает.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Вообще, у меня такое ощущение, или у вас агентурные данные какие-то очень такие серьезные.

Дело в том, что мы очень серьезно сейчас взялись за работу с областью.

Буквально, позавчера мы просидели 2,5 часа в Минтрансе. И все продолжения вылетных магистралей по федеральным трассам разобрали.

Что значит разобрали? Договорились, что делаем мы, к какому сроку. Что делает федеральный бюджет по федеральным дорогам.

Нам серьезно придется изменить программу проектирования и реконструкции федеральных трасс, и мы сейчас готовим это решение для обсуждения у Сергея Семеновича и Левитина.

Мы также договорились о плановой работе с Московской областью. Вчера провели очередное наше совещание, на котором все вылетные магистрали, которые не федеральные, а являются на балансе у Московской области, также в таком ключе, как эти, договорились полностью разобрать. Также проехать по ним, посмотреть, где должны быть съезды, выезды, где должны быть карманы. До каких городов Московской области должна дойти выделенная полоса автомобильного транспорта.

Это блок, который по своей части в Москве практически заканчиваем, и дальше начинаем активно работать с Московской областью.

Почему я на это хочу обратить внимание. У нас сроки строительства, исходя из этого, несколько изменятся.

Если мы видим, что сегодня на территории области дорога будет проектироваться или конструироваться через три года, тогда мы ее пока отложим до того момента, пока не начнут делать они.

Поэтому вот эту стыковочную работу мы в ближайшие месяцы закончим.

А. ШИБАНОВ - газета "Московская перспектива"

Марат Шакирзянович, во время предыдущей реконструкции Варшавского шоссе мешал один дом, там не получалось договориться с жильцами.

Скажите, в ходе нынешней реконструкция получилось ли договориться и что в итоге будет с этим самым домом, который сейчас, как бутылочное горло, стягивает удавкой трассу?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Если нам мешают какие-то объекты, то здесь есть вполне отработанный механизм.

Мы пытаемся договориться, делаем оценку, выкупаем. И, кстати, по тому дому, о котором вы говорите, мы договорились об оценке, мы его будем выкупать.

В случае, если мы не договариваемся, тогда работает процедура, утвержденная законом. Мы делаем оценку и через суд освобождаем тот участок, который нам нужен.

Но пока хочу сказать, что практически по всем мероприятиям, которые мы ведем, мы сейчас начали активно изучать возможности подготовки территорий и по многим площадкам уже приступили к подготовке.

То есть, открыли титул, сделали проектно-сметную документацию и начали финансировать и организовывать эти работы. И практически везде нам удается с жителями договориться. Надо, вообще, сказать, что жители понимают, для чего это нужно и понимают, на сколько это важно.

Поэтому, в целом, договоренность есть.

В. МОХОВ - "Тверская, 13"

Марат Шакирзянович, у меня вопрос по двум магистралям.

Первое - это шоссе Энтузиастов. Планируется ли оставить там трамвайные пути в ходе реконструкции и как, вообще, там все раздвигать, поскольку это одна из самых сложных в этом отношении магистраль.

И второй вопрос по Рязанскому проспекту. Планируется ли в ходе его реконструкции как-то увязывать и интегрировать туда транспортно-пересадочный узел, который запланирован у станции Косино. Там же рядышком будет метро. И не возникнут ли в процессе разработки этих новых планов идея подсоединить к этой вылетной магистрали другую строящуюся сейчас магистраль, которая, по сути своей, в дальнейшем тоже станет вылетной. Я имею в виду Вешняки-Люберцы.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Но у вас вопрос, конечно, профессионала, очень четко задали вопрос. Мы помним, что у нас связано с Кожухово.

На самом деле возможность увеличения пропускной способности шоссе Энтузиастов минимальная. Мы здесь практически идем только строительством дополнительных заездных карманов для остановок общественного транспорта.

Второе. Мы, безусловно, оставляем трамвай. Более того, сейчас поставили себе задачу ее максимально реконструировать, чтобы скорость движения трамвая была быстрее.

Но так, как у нас реконструкция шоссе Энтузиастов не приводит к таким существенным результатам из-за того, что возможности нет технической, мы сейчас смотрим совершенно другое продолжение участка Четвертого транспортного кольца.

То есть, мы хотим часть напряжения, часть движения шоссе Энтузиастов сбросить на ранее запланированные участки Четвертого транспортного кольца, построив новую связку. Этим мы сейчас занимаемся. Пока предварительно могу сказать, что намечены пути решения, обсчитываем, сколько это будет стоить денег.

Теперь, что касается по Рязанскому шоссе и по ТПУ. И в Косино, и в Выхино, и на Лермонтовском проспекте - везде будут предусмотрены транспортно-пересадочные узлы. Более того, будет, во-первых, метро. Вы знаете, что мы там полным ходом строим. И все это будет связано в одну единую систему. И, безусловно, вы очень правильно сделали акцент на связку Вешняки-Люберцы, которую, мы планируем, как обещали, открыть раньше на месяц намеченного срока. Буквально в ближайшие дни она у нас начнет строиться как новый радиус именно для Некрасовки, именно для Люберецких полей, именно для Люберцев самих, потому что она прямо связана с Люберцами. Мы эту трассу планируем достроить и сделать такой полноценной связкой всего восточного и юго-восточного сектора Москвы. То есть, это все рассматривается, как одно единое целое.

Б.Ляув - газета "Ведомости"

Могли бы вы назвать объем необходимых инвестиций по тем магистралям, стоимость которых уже просчитана?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы просчитали, у нас, примерно, одна магистраль обходится порядка 8 млрд. Они разные, какие-то есть больше, какие-то меньше, но порядок цифр на одну магистраль порядка 8-9 млрд.

Окончательная стоимость будет известна после того, когда выйдет заключение экспертизы. Но при этом надо отметить, и снижение еще будет при проведении торгов.

А. ПОЛЯКОВ - канал "ТВ-Центр"

Скажите, пожалуйста, я так понял, что проекты по реконструкции Варшавского и Каширского шоссе уже выбраны. Есть ли какие-то сроки, когда уже начнется стройка, будет производиться и когда она закончится?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Начнется в этом году самым активным образом. Как я уже сказал, подготовку площадок мы начали делать за счет средств бюджета. А закончится она в первом квартале тринадцатого года.

А. ПОЛЯКОВ

А Нагатинский мост как-то входит в эту реконструкцию?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Нагатинский мост планируется, тоже будет. Но пока на него еще проект не сделан, но планируется тоже его реконструкция.

А. ПОЛЯКОВ

Пока что пути объезда его не известны?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Пока нет.

Е. КАРИХ - телеканал Восточного округа

Скажите, пожалуйста, а какая судьба ожидает участок дороги, где Щелковское шоссе пересекается с МКАДом, где идет дорога в поселок Восточный и далее в область. Потому что там образовывается каждый вечер сумасшедшая пробка. Там так называемое горлышко, и 5 полос упираются буквально в две. Плюс еще общественный транспорт, который останавливается прямо в начале этого Щелковского шоссе, идущего в область.

Вот каким образом будут расширять эту дорогу? Потому что прямо по ее границам стоят жилые дома.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Что возможно, мы попытаемся расширить. Пока мы там видим не больше, чем по одной полосе дополнительной. Вы правильно задали вопрос, очень тяжелая ситуация там.

Мы считаем, что реконструкция развязки позволит часть напряжения снять. Сейчас пытаемся с областью договориться, сколько они предусмотрят средств и как они будут участвовать в этом проекте, чтобы ее сделать от начала до конца полностью реконструированной.

Что нам не удастся сделать, я хочу на это обратить внимание, где у нас не получается в силу обстоятельств: наличие недвижимости, наличие каких-то ограничительных факторов, мы увеличиваем возможности на соседних, либо прилегающих магистралях.

Плюс, как я уже сказал в начале, мы смотрим, как за счет поперечных связок можно снять часть потока именно с этой магистрали.

Е. ЕГОРОВА - "Московский комсомолец"

В декабре начнется реконструкция Каширского и Варшавского шоссе. В январе, как я поняла, Волгоградки, Рязанки и шоссе Энтузиастов. Есть ли в проектах уже разработанных варианты организации движения на период реконструкции, то есть альтернативные пути объезда? Видимо, они должны быть. И где с ними могут ознакомиться водители, потому, как ожидание транспортного коллапса на юге, юго-востоке и востоке очень велико в связи с этими работами?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

У нас были организованы планы организации движения по каждой вылетной.

Когда мы их посмотрели и увидели, что не совсем они стыкуются, поэтому мы заказали план организации движения на все 9 вылетных магистралей.

Эту работу мы планируем закончить в течение месяца. Когда мы закончим эту работу, причем, мы даже не будем дожидаться, по мере ее готовности блоками мы будем ее выставлять также у нас на сайте. Поэтому всех водители мы обязательно проинформируем, что проект организации движения готов, просим внимательно его изучить.

Вообще, очень правильный вопрос. И мы обращаемся к жителям, чтобы автолюбители посмотрели внимательно, где и как будут осуществлены объезды и какие будут графики движения.

Потому что в любом случае определенные неудобства будут, но наша задача максимально сократить эти неудобства.

О. ИСЛАБАЕВА - Информационное агентство "РИА-Новости"

Правильно ли я поняла, что уже принято какое-то решение о том, что вылетные магистрали в области, которые относятся к федеральным дорогам, будут реконструироваться за счет федерального бюджета. И, если принято решение по каким-то уже конкретным магистралям, которые находятся в области, то можно назвать, обозначить их?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Конкретно решение будет принято после встречи Сергея Семеновича Собянина с Левитиным. Такая встреча у нас запланирована. Мы предварительно на своем рабочем уровне со своими коллегами из Минтранса Московской области предложения отработали, пытались наши графики строительства состыковать. Но окончательно после того, когда мы обо всем договоримся, мы, безусловно, дадим всю информацию, какая магистраль федералов, когда будет запроектирована, когда будет построена и как это будет увязано с нашей общей программой.

Г. ПОЛЯКОВ - "РБК-daily"

А что будет сделано с классическими развязками, типа "клевер" на МКАДе? Как известно, там пересекаются сразу четыре потока. И это главный тормозящий момент. То есть как бы ни была реконструирована его магистраль, все упрется в эти развязки. Что будет сделано для того, чтобы там потоки не пересекались?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Вы очень правильно задали вопрос. Когда проектировали «клеверные развязки», не было такого движения автомобилей и не было такого количества автомобилей.

Сегодня, конечно, во многом они являются устаревшими. Мы подходим к "клеверным развязкам" следующим путем. Если пропускная способность магистралей может существенно увеличиться за счет наших мероприятий, тогда мы существенно реконструируем данную развязку.

Что это значит? Самый последний пример: Ленинградское шоссе, связь с МКАДом. Мы там делаем дополнительные съезды и выезды, не просто клевером, а делаем направленные съезды и выезды. То есть у нас будут и на внешнюю сторону МКАДа, и на внутреннюю сторону МКАДа сделаны дополнительные съезды и выезды, потому что у нас увеличилась пропускная способность Ленинградского шоссе.

Если сделать пропускную способность невозможно, тогда и реконструировать развязку кардинальным образом не имеет смысла, тогда ее придется оставлять в том виде, в котором она есть, сделать какие-то небольшие локальные мероприятия.

Также у нас есть там, где новые подходы, мы сейчас строим Вешняки-Люберцы, мы уже проектируем и строим новые другого уровня развязки.

Г. ПОЛЯКОВ

И второй вопрос. В этот 5-летний проект реконструкции заложены ли цифры увеличения трафика движения через 5 лет? То есть не получится ли так, что через 5 лет все будет реконструировано, а трафик увеличится, допустим, в 1,5 раза, и все останется на прежних местах.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Вы правильно задаете вопрос. Та система моделирования, которая у нас есть, позволяет нам считать трафик. Мы действительно его считаем. И еще раз подчеркиваю, мы ставим приоритет - это общественный транспорт. Все эти мероприятия должны дать возможность двигаться обязательно общественному транспорту.

Что касается трафика, к сожалению или к счастью, не знаю, можно сказать, что количество покупаемых автомобилей из года в год растет. В этом году новый всплеск роста автомобилей.

На сколько? Я последние данные посмотрел - на 45% объемы продаж по ряду позиций автомобилей были увеличены в этом году.

Конечно, мы закладываем в своих расчетах разные сценарии дополнительного количества автомобилей. И все будет зависеть от того, сколько их будет на самом деле.

О. ИГНАТОВА - "Российская газета"

Будет ли введен в эксплуатацию, как планировалось, в следующем году Алабяно-Балтийский тоннель и в чем заключается реконструкция Ленинградки по территории Химик от МКАД до поворота на Шереметьево.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Балтийско-Алабянский тоннель будет введен, безусловно. Мы не можем, не введя этот тоннель, строить нашу так называемую Северо-Западную хорду, которая является очень важным элементом связки фактически 40% территории Москвы.

Поэтому работы идут по графику, нам все понятно. Работа организована в 3-сменном режиме, мы ее в следующем году закончим и активно приступим с весны к расширению и улицы Алабяна, и Большой Академической.

Что касается реконструкции по территории Московской области. Вы многие там, наверное, ездили и видели, что там все очень плотно пристроено, огромные торговые центры.

Поэтому как бы мы ни старались, нам удается максимум там добавить по одной полосе для общественного транспорта. То есть мы за счет максимально возможного расширения делаем выделенную полосу для общественного транспорта и делаем заездные карманы для остановки этого общественного транспорта. Больше мы там, к сожалению, из той трассы ничего выжить не можем.

Но мы те торговые комплексы никуда не денем, какое бы у нас ни было желание.

С. ДИК - "Радио-FМ"

Можно продолжить тему общественного транспорта? С появлением полос для этого самого транспорта споры вокруг этой темы только усилились. И многие люди приводят уже расчеты, что, может быть, где-то нецелесообразно эту полосу делать там, где она появилась.

В связи с этим, как вы планируете как-то это мнение учитывать? Может быть, где-то делать какие-то перерасчеты, может быть, что-то пересчитывать, может быть, убирать.

Хотелось бы узнать ваши планы в связи как раз с этими полосами.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Спасибо за вопрос.

Вы действительно затронули очень серьезную тему. Я еще раз хочу сказать, без организации общественного транспорта обеспечить 80% жителей Москвы транспортом невозможно.

Поэтому общественные полосы будут. Действительно, график их организации работы, конечно, должен быть очень тонко смоделирован.

И надо понимать, что на организацию эффективной работы общественных полос тоже требуется время, чтобы эти полосы заработали, чтобы люди психологически привыкли, чтобы маршруты автобусов или троллейбусов шли непрерывно, чтобы человек гарантированно знал, что он подошел на остановку и через максимум 5-7 минут уехал в комфортабельном транспорте.

Поэтому это требует определенного времени. Определенная корректировка будет в зависимости от сроков проведения реконструктивных мероприятий. Это тоже будет влиять.

Но я еще раз хочу сказать то, с чего я начал. Вся система уложена в модель по всему городу. Эта модель - живой настроечный механизм, который мы будем настраивать вместе с транспортниками.

У нас ведь не цель - стройка ради стройки, у нас цель, чтобы на построенных дорогах поехал в первую очередь общественный транспорт и максимально, что возможно для прочего транспорта - была обеспечена пропускная способность.

газета "Квартирный ряд"

Скажите, будет ли изменен подход к размещению придорожной торговли, чтобы не получилось, что вы расширили, сделали прекрасные дороги, а по обочине опять выстроятся ларьки.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Нет, ларьков мы ни в коем случае не допустим. Кстати, спасибо за вопрос. Я вообще в своем выступлении упустил этот важный момент. Сергей Семенович поставил задачу не просто отреконструировать вылетную магистраль, но и сделать комплексный проект благоустройства. То есть мы реконструируем полностью всю территорию, включая до фасадов домов с прилегающей не только торговой сетью стационарно, но и какие должны быть фасады, в какое время должны быть отремонтированы.

Это должно стать составной частью проекта. Мы сейчас сделали первый этап - проект самих магистрали. Второй этап - проекты благоустройства - сейчас дорабатываем, чтобы у нас они были и удобными и выглядели прилично.

Н. МИХАЛЕВ - газета "РБК Дейли"

Марат Шакирзянович, скажите, пожалуйста, как будут формировать лоты при организации торгов, конкурсов. Это будет 19 магистралей и 19 лотов, то есть каждый лот по магистрали со всем комплексом работ либо каждая магистраль будет делиться, дробиться на конкретные лоты по определенным видам работ?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Спасибо за вопрос.

Он действительно очень серьезный. Мы считаем, что должно быть 19 лотов, 19 видов работ. Мы не хотим дробить эти работы по одной простой причине - безопасность. У нас колоссальное количество перекладки сетей.

Вы представляете, что если мы только по фактору "цена" разобьем: один должен переложить трубу, а другой должен положить асфальт, третий должен, условно, сделать светофор. Представляете, если это разбалансируется.

Поэтому мы, во-первых, можем, в данном случае риск для безопасности жилья, всего производства, что вокруг находится.

Второй вопрос - сроки. Для нас сегодня эти работы, срок является самым главным условием. Поэтому допустить разбалансированность мы не можем. Поэтому мы очень серьезно будем смотреть тех подрядчиков, которые могут эту работу выполнить, их на самом деле не так много, кто готов сегодня прийти и за такие сроки в условиях движущегося транспорта выполнить эти работы, их не так много.

Мы будем очень серьезно с ними заниматься, будут жесткие требования по качеству, по срокам. Скорее всего, мы практически к этому морально готовы, сейчас изучаем эту ситуации, основные виды работ будут проходить ночью, потому что днем трудно проводить эти работы. Это будет комплексно, где-то ночью, где-то днем. То есть это будет очень такой живой и гибкий график производства работ.

А это же для строителей дополнительные сложности. Ночная смена дороже оплачивается, ночная смена менее производительная. Но нам придется на это идти.

Где-то придется из-за того, чтобы не нарушить транспортный поток движения, какие-то работы начать, сделать и ждать, когда на соседней улице что-то будет сделано. А это же простой.

Но мы пойдем на все эти меры, потому что первая задача, которая поставлена, это максимально не ухудшить ситуацию от всех наших мероприятий.

Я могу еще на один вопрос ответить, пять минут времени еще есть.

ВЕДУЩИЙ

Сегодня у нас 11-е число, мы задали 10 вопросов, 11 месяц, 11 вопрос и в 11 заканчиваем.

Выбирайте, только к микрофону подойдите, чтобы вас слышали.

У меня такой вопрос, он еще раз касается возможности объезжать реконструируемые участки. Эта схема объезда будет включать только выбор других дорог или там тоже будут какие-то работы, какое-то строительство дополнительных переходов, может быть, расширение маленьких улиц, чтобы они могли пропускать поток с магистралей?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

На самом деле в разных районах будут разные схемы. Где-то в первую очередь мы будем ориентироваться на строительство дорог-дублеров вдоль основной магистрали. Где не получится построить дороги-дублеры, мы будем на дополнительной улице объезды делать.

Для того чтобы дополнительные улицы поехали, как говорят автомобилисты, нам придется провести ряд там тоже мероприятий: где-то расширить повороты, где-то сделать карманы дополнительные, где-то убрать светофоры либо добавить светофоры. То есть это такая очень большая работа. И она для каждой вылетной магистрали будет индивидуальной.

Поэтому мы и покажем все эти схемы, чтобы видели, потому что сказать, что все будет сделано по какой-то единой формуле, мы не можем, потому что это невозможно в условиях Москвы.

А. Введенский - "Строительный мир"

Гордость Российского автодора, это трасса "Дон", которая вот-вот станет платной, на которую уже турникеты поставлены. А как эта трасса пройдет по Москве? Ведь по Москве она идет очень и очень криво

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы не планировали пока платной трассы по Москве.

А. Введенский

Это не по Москве, она пойдет платной по области.

М.Ш.ХУСНУЛЛИН

Честно говоря, я не очень готов отвечать за наших коллег. В любом случае мы считаем, что если она и будет платной, как вы говорите, там стоят уже турникеты, в любом случае мы будем требовать, чтобы эта платность ни в коем случае не приводила к ухудшению движения, чтобы заезды и выезды были свободные, чтобы они не создавали дополнительных пробок, потому что зачем мы делаем мероприятия, если у нас будут дополнительные очереди на въездах и выездах.

Поэтому мы этот вопрос с коллегами тоже отработаем. Кстати, спасибо, что вы его поставили. Мы его обязательно более детально проработаем с Росавтодором.

А в Москве эта трасса упирается в Кавказский бульвар, и реально с этой трассы по Москве проехать сложно. Будет ли там какая-то реконструкция?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы пока не планируем никаких платных дорог по территории Москвы. У нас потенциально в проработке есть, что, возможно, северный дублер Кутузовского проспекта будет платным, возможно.

Мы сейчас просмотрели его трассировку, считаем, сколько он будет стоит денег. Если, имея существующий дублер, построят рядом платный, если кто-то возьмется, мы готовы это поддержать, это неплохо, если появится новая совершенно трасса. Но существующую, конечно, мы платной делать не будем.

Вопрос:

Марат Шакирзянович, Вы, наверное, просчитывали, насколько реально повысится пропускная способность дорог после всех мероприятий по реконструкции?

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

На самом деле цифры будут очень разные. Как я сказал, что проблема комплексная. Где-то она повысится, я условно говорю, на 5-10%, а где-то она повысится на 50%, зависит от того, какие возможности. есть.

Потом я хочу еще на один момент обратить ваше внимание. Вы все ездите по улицам, практически, наверное, все здесь являются автовладельцами. У нас, как правило, одна полоса вдоль обочины все равно не работает, потому что там стоят машины. По факту, если посмотреть, у нас сплошь вдоль дорог стоят машины. Если мы даже одну эту полосу за счет этих мероприятий освободим под общественный транспорт либо под автомобильный транспорт, у нас уже пропускная способность повысится достаточно серьезно.

Я уже не говорю о более мелких мероприятиях. Мы и говорим мелкие по сравнению с этими локальными, но очень важные иногда. Простой пример.

В одной из префектур я был, смотрю, дорога перекрыта блоками. Я говорю: почему не пускаем? - Переезд не обустроен, инвестор должен был переезд сделать, не обустроил.

Дорога стоит, перекрытая блоками. Что мешает эти блоки убрать, за копейки сделать этот переезд. Да мы даже готовы ее сделать за бюджет, чем ждать, что какой-то инвестор, который давно уже ушел оттуда, эту работу выполнит.

Таких мелких вопросов тоже очень много в Москве. Их надо выявлять, их надо смотреть, их нужно в локальные мероприятия брать.

Я, кстати, хочу еще один важный момент отметить. Мы в этом году порядка 14 миллиардов дали префектурам на так называемые локальные мероприятия на улично-дорожные сети местного значения.

На следующий год мы запланировали этих мероприятий на 20 миллиардов рублей. То есть префектуры вместе с Комплексом жилищно-коммунального хозяйства должны все эти мероприятия мелкие учесть и их малыми деньгами, но достаточно быстро за следующий год выполнить.

Плюс мы договорились о том, что ... Мы сейчас с железной дорогой ведем большую работу, чтобы соединить часть микрорайонов, потому что у нас очень много разделений железной дорогой.

Поэтому это отдельный блок вопросов, которые мы смотрим, где можно будет сделать прокол под железной дорогой, где можно будет сделать небольшую эстакаду, чтобы сделать больше поперечных связей. То есть это тоже не такие дорогостоящие мероприятия, но достаточно эффективные для отдельных конкретно взятых районов.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Коллеги, мы заканчиваем нашу работу. Марат Шакирзянович, мы Вас благодарим, ждем Вас в нашем пресс-центре. Спасибо.

М. Ш. ХУСНУЛЛИН

Спасибо.

Стенограмма подготовлена
Информационным центром
Правительства Москвы