timelapse

Совещание «О реализации проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области»: выступления президента РФ В. Путина и и.о. мэра Москвы С. Собянина

В. ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас состоялось уже несколько совещаний, по сути, серия совещаний по вопросам реализации крупных инфраструктурных проектов. На самом деле три таких совещания: это модернизация и расширение БАМа и Транссиба, высокоскоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью, затем мы говорили с вами о развитии Московского авиационного узла. И сегодня речь пойдёт о ключевых проектах по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области.

Должен отметить, что этот вопрос принципиально важен не только для жителей Москвы и Подмосковья. Исторически сложилось так, что именно здесь, в столичном регионе, проходят основные пассажирские и грузовые потоки страны. И, конечно, от того, насколько грамотно, насколько эффективно будет выстроена работа транспорта в центральной части России, во многом будет зависеть и состояние всей транспортной системы России.

За последние годы в федеральном Правительстве и на уровне региональных властей этому вопросу уделяется много внимания, и сделано уже немало: последовательно расширяется сеть Московского метрополитена, здесь набран хороший, если не сказать рекордный, темп, обновляются железнодорожные вокзалы столицы и развивается пригородное сообщение, модернизируются аэропорты, строятся развязки и так называемые «вылетные магистрали». В целом большое внимание уделяется общественному транспорту.

Укрепление инфраструктуры транспортной системы Москвы и Московской области стало важнейшим приоритетом и столичного, и областного правительства, да и федеральных властей. И, безусловно, это правильно, потому что граждане задают вопросы по этому поводу. Знаете, насколько острым этот вопрос является для граждан, которые живут в этом регионе, да и не только живут, но и приезжают сюда по коммерческим делам, по семейным делам. Это один из самых острых вопросов в регионе.

В нашем совещании принимают участие и мэр столицы Собянин Сергей Семёнович, и губернатор Московской области Воробьёв Андрей Юрьевич. Я попрошу их сегодня доложить о том, как они выстраивают эту работу на региональном уровне и как, с их точки зрения, идёт работа с федеральными властями, да и с их коллегами из ближайших, прилегающих регионов.

При этом хочу подчеркнуть: решение транспортных проблем в Центральном регионе должно быть, безусловно, комплексным и скоординированным. По-другому эффективно работу в этом регионе страны выстроить не удастся. Нужна согласованная, именно согласованная работа регионов, поддержка федерального центра, широкое использование механизмов государственно-частного партнёрства.

И, безусловно, все наши инициативы должны быть соотнесены с бюджетными возможностями, подкреплены необходимыми финансовыми ресурсами как на федеральном, так и на региональном уровне. Только в этом случае можно добиться кардинального изменения ситуации к лучшему.

Я сказал, что многое делается и многое уже сделано. Но мы знаем, что основным критерием в вопросах подобного рода является социальное самочувствие граждан, и здесь ещё далеко до благополучия, мы с вами это все очень хорошо знаем. Основная задача, на которую прошу обратить внимание, – это эффективная интеграция различных видов транспорта: дальнейшее развитие сети автодорог и повышение их пропускной способности, в том числе строительство новых путепроводов, причём на самых сложных участках.

Я об этом ещё скажу (мы с Сергеем Семёновичем Собяниным говорили, да и с Андреем Юрьевичем тоже), сейчас увеличивается строительство железнодорожных магистралей пригородного сообщения. Но поток транспорта, который стоит в ожидании на переездах, тоже увеличивается. Поэтому, я скажу ещё об этом позже, но уже сейчас хотел бы обратить на это внимание, проблема становится всё более и более острой.

На теме автодорог хотел бы остановиться особо. Это, как я уже сказал, наиболее чувствительный вопрос. Люди справедливо говорят о высокой загруженности наземного транспорта в столичном регионе и в Подмосковье. Действительно, сегодня МКАД – это уже не столько городская трасса. По сути, это единственно возможный транзитный маршрут для огромного количества грузовиков, следующих в самых различных направлениях – и в Москву, и из столицы.

Чтобы разгрузить МКАД, перенаправить эти потоки в обход Москвы, был предложен проект центральной кольцевой дороги. К 2018 году центральное кольцо должно стать современной, удобной транспортной магистралью, важным участком межрегионального сообщения и международных транспортных «коридоров», востребованным как для участников экономической деятельности, так и для граждан.

Как вы помните, на Экономическом форуме в Петербурге я выделил в своё время строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в числе трёх ключевых направлений для возможного расходования средств Фонда национального благосостояния. Добавлю, что проект строительства центральной кольцевой дороги уже достаточно серьёзно проработан, в программе развития госкомпании «Автодор» на его реализацию заложены солидные ресурсы.

Рассчитываю, что сегодня мы поговорим по этим проблемам самым предметным образом, конкретно обсудим механизмы участия государства и частных инвесторов в этом крупнейшем проекте, а также поговорим по использованию инструментов, которые мы должны применить при использовании средств Фонда национального благосостояния.

Особое внимание прошу уделить организации выкупа земель. Я говорил уже об этом применительно к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью и сейчас хочу повторить это применительно к проекту, который будем сегодня обсуждать, – выкуп земли под будущую магистраль.

Необходимо жёстко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли. Нужно минимизировать ценовые риски проекта. Рассчитываю на активное содействие в этом вопросе властей и столицы, Сергей Семёнович, Ваше активное участие здесь нужно, и, конечно, Андрей Юрьевич, Ваше.

Далее. Трассу кольца предлагается поделить на участки, для того чтобы ускорить проектирование и оформление землеотводов. Кроме того, привлечь инвесторов на отдельные участки – это гораздо проще, чем сразу на весь огромный и такой затратный проект.

Понятно, что у каждого участка своя протяжённость, должны быть свои инвесторы, своя специфика и, безусловно, своя экономика. И чтобы проект был в целом успешным, дал необходимую отдачу как для инвесторов, так и для бюджета, нужен выверенный график запуска отдельных участков с учётом сложившейся и перспективной потребности на ключевых направлениях грузоперевозок.

При этом, безусловно, нужно обеспечить своевременное подключение к магистрали федеральной и региональной дорожной сети. И, безусловно, рассчитываю на то, что Министерство транспорта будет иметь это обстоятельство в виду и соответствующим образом выстраивать свою собственную работу. Рассчитываю также, что по всем этим вопросам «Автодор» и региональные власти найдут полное взаимопонимание.

И, конечно, нужно тщательно просчитать справедливый размер платы за проезд на новой автодороге. Это должна быть такая величина, которая доступна будет и для граждан, и необременительна будет для участников экономической деятельности. Прошу внимательно посмотреть на все эти вещи и учесть их в дальнейшей работе.

И, конечно, нужно вспомнить, или, точнее, нельзя забывать о развитии пригородных железнодорожных перевозок в Московском регионе. Это очень значимая составляющая всей этой проблемы, причём с большой социальной частью. Прямо или косвенно этот вопрос затрагивает более четверти населения нашей страны.

Вы представляете, какой масштаб: более четверти населения страны! Электричками пользуются самые широкие слои населения. Прежде всего, это, конечно, работающие люди, студенты, пенсионеры. И, как правило, это люди с невысокими либо средними доходами. Поэтому мы должны обеспечить стабильность и предсказуемость стоимости проезда в пригородных поездах.

В этой связи прошу Правительство России, во-первых, считать проект развития пригородного сообщения в московском транспортном узле приоритетным для реализации на ближайшие 5–6 лет. При этом отмечу, что он станет одним из крупнейших проектов подобного рода в мире.

Необходимо предусмотреть строительство главных и дополнительных путей для пригородного сообщения. Я знаю, что сейчас и Московская область, и Москва с ОАО «РЖД» активно занимаются этим вопросом, и уже строятся эти магистрали, по сути дела, проекты соответствующие есть. Ни в коем случае этого нельзя забывать, нужно двигаться по этому направлению.

Это позволит нам существенно увеличить пассажиропоток на этих направлениях с сегодняшних 600 миллионов, у нас и так он огромный – 600 миллионов человек в год, представляете, а будет 900 миллионов человек, почти миллиард. Повторяю, один из самых крупных инфраструктурных проектов в мире сегодня. И, безусловно, он должен сделать перевозки и жизнь людей гораздо более комфортными.

Кроме того, нужно предусмотреть возведение современных путепроводов, я уже об этом говорил, чтобы не скапливались машины на переездах, чтобы не возникали пробки на переездах через железнодорожные пути при росте интенсивности движения.

И, во-вторых, обязательно нужно сохранить субсидирование. Я знаю, мы много об этом говорили. Ещё три года назад мы ввели эти субсидии, даже больше – года четыре назад, 25 миллиардов начали выделять. Да, в период кризиса, по-моему, впервые выделяли. Договорились о том, что постепенно это будет передаваться на региональный уровень. Но, во-первых, нужно убедиться, что в регионах есть эти средства. Во-вторых, нужно точно и ясно зафиксировать, что эти средства выделяются на эти цели.

Знаю, что Минфин планирует сделать всю эту работу поэтапно. На следующий год деньги есть. Но за 2014 годом последуют 2015-й, 2016-й. Нужно внимательно на это посмотреть. Если вы просто хотите передать часть этих субсидий в регионы, а не РАО «РЖД» (конечно, и так можно поступить), но тогда нужно убедиться, что эти средства пойдут именно сюда, а не на какие-то другие, тоже очень важные цели. Поэтому самым внимательным образом прошу к этому отнестись. Это, повторяю, и экономический вопрос очень важный, и социальный.

Давайте начнём работать. Слово Сергею Семёновичу Собянину.

С. СОБЯНИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

То, что мы сегодня обсуждаем, – это важнейший проект развития всего огромного региона. Владимир Владимирович абсолютно правильно сказал: практически четверть населения страны так или иначе завязана, сориентирована на московский транспортный узел. И пригородное железнодорожное сообщение, и строительство ЦКАД, и «вылетных магистралей», и авиационных узлов, которые мы недавно у Вас рассматривали, это элементы единого огромного цельного проекта, который касается не только Москвы и не только Московской области, а, по сути дела, всей Центральной России, потому что трудно себе представить, если не будет нормальных коммуникаций, сообщения между Нижним Новгородом, Ярославлем, Владимирской областью с Московским регионом. Они сегодня работают как единый экономический механизм: это и рынок производства, и рынок потребления товаров, это огромные экономические и пассажирские связи между этими регионами.

Абсолютно правильно было сделано, что мы выделили ЦКАД важнейшим инфраструктурным проектом. Казалось бы, он от Москвы находится достаточно далеко и какое отношение имеет к городу?! Самое прямое отношение, потому что сегодня МКАД перегружена и другого варианта, как её разгрузить, кроме как построить ЦКАД и пустить часть транзитных грузов, там придумать невозможно.

Более того, я считаю, что и часть внутрирегиональных перевозок перейдёт на ЦКАД. Это примерно, наверное, как минимум четверть или треть всех перевозок, потому что сегодня ближайшие города под Москвой заезжают на МКАД и потом выезжают на другую радиальную магистраль. Так они могут пойти и по ЦКАД, это очень важно.

Часть ЦКАДа проходит непосредственно через территорию Новой Москвы, и мы видим, как она оказывает колоссальный инвестиционный потенциал. После того как Вы сказали о том, что ЦКАД будет строиться, у нас уже целый ряд инвесторов начали интересоваться, как строить там логистические центры, создавать новые производственные места и так далее. Конечно, надо следить за территорией, чтобы её по «серой» схеме не приватизировали. Но совершенно очевидно, что это даст колоссальный инвестиционный потенциал.

Более того, этот участок соединяет Домодедово и Внуково. То есть мы даём ещё связку между крупнейшими аэропортами страны. И в этой связи я бы хотел остановиться на строительстве радиальных направлений, радиальных дорог. Кстати, та дорога, на которой мы сегодня находимся (обход Одинцово), буквально мы с Министром были на строительстве дороги МКАД – Шереметьево (это часть дороги Москва – Санкт-Петербург), это, по сути дела, два новых направления, которые заходят в Москву. Это впервые за последние, наверное, 20–25 лет мы строим две самые современные дороги, которые войдут в Москву.

магистралей». Это важно рассматривать совместно с ЦКАД, потому что если построим ЦКАД – радиальные направления дороги, которые до неё доходят, не будут реконструированы, сделаны, то ЦКАД как бы повиснет в воздухе сама по себе. Чтобы ЦКАД дала максимальную эффективность, помимо строительства самой ЦКАД нужно и к этим же срокам подтягивать реконструкцию «вылетных магистралей». Тогда это будет полный эффект, 100-процентный. Мне кажется, это очень важно.

Ещё раз повторю, что мы по большинству этих направлений уже совместно работаем. Москва свою часть, свои «домашние уроки» выполняет, Министерство – свою. Тем не менее часть радиальных направлений, такие, например, как «Волга – Урал», пока мы видим за 
2015 годом, и пока нет чёткого понимания финансирования. Мне хотелось бы, чтобы тоже было дано поручение Правительству, чтобы мы рассматривали синхронно и реконструкции этих участков, они очень важны.

Второй вопрос, который Вы обозначили, – это пригородное сообщение. Конечно, сколько бы мы дорог ни строили, если представить себе, что все граждане, которые живут в этом регионе, будут перемещаться на машинах, потенциал этого трафика составляет 10 миллионов. То есть у населения и у промышленных предприятий сегодня в регионе зарегистрировано более 10 миллионов машин.

Если представить, что они одномоментно выйдут на дороги, ни МКАД, ни ЦКАД, ни «вылетные магистрали» – ничто с этим не справится. Единственный вариант, он существует во всех странах мира, – развивать общественный транспорт. И Вы абсолютно правильно сказали, что пригородное сообщение является важнейшим инфраструктурным, социальным и экономическим проектом.

Ваше поручение по развитию его, я считаю, в значительной части реализуется, Москва выделила на этот проект около 50 миллиардов рублей, «РЖД» – более 40 миллиардов и Правительство – около 150 миллиардов. Проект структурирован, расписан по годам, началось проектирование и строительство. И вот с Андреем Юрьевичем мы буквально недавно уже смотрели ход реконструкции путей до Химок. В ноябре он будет полностью закончен, и от Химок до Москвы будут поезда ходить с интервалом 5 минут, и время в пути будет 22–25 минут. То есть это, по сути дела, наземное метро. Поэтому это уже не фантазия, это реально реализуется по ряду других направлений.

Ещё я бы хотел всё-таки также подчеркнуть абсолютно правильное поручение – считать это приоритетом и не забывать финансировать этот проект. Там, кстати, часть направлений не вошли в этот проект, они появились буквально недавно, после Вашего совещания по авиационному узлу, когда мы увидели, что, например, перевозки в аэропорту Внуково увеличатся почти в два с лишним раза на ближайшую перспективу, а сегодня там ходит один поезд-аэроэкспресс, один поезд в час. То есть будет транспортный коллапс, если мы это направление не включим в работу.

То, что Вы сказали по поводу субсидий на пригородные перевозки, я считаю крайне важным вопросом. Почему? Потому что, если эти субсидии будут розданы разным регионам, а, например, у нас пригородное сообщение касается десятков субъектов, нам нужно всем собраться, договориться, выстроить какую-то логистику, определить доли и так далее. Это очень сложно, практически невозможно. Поэтому я считаю, что эта вещь должна быть централизованной.

Деньги на всю страну не такие большие, эффект – колоссальный. Потому что, вкладывая, субсидируя, например, московский транспортный узел, Центральную пригородную компанию, она сама, в свою очередь, заказывает подвижной состав на сумму 86 миллиардов рублей, самые современные составы, которые, кстати, строятся в тех же Мытищах. То есть эта синергия очень серьёзная.

В. ПУТИН: В область?

С. СОБЯНИН: В область. Без понимания – какие субсидии, как по годам будут распределяться, без стабильного финансирования ни один банк кредит не даст под эти проекты, бизнес не будет вкладывать деньги, и мы, сэкономив несколько миллиардов, потеряем десятки. Поэтому, мне кажется, то, что Вы сказали, абсолютно важно.

И в этой связи есть ещё один вопрос. В составляющей пригородных перевозок помимо субсидирования есть составляющая тарифа железной дороги на услуги, которые она представляет, в свою очередь: это ремонт подвижного состава, поставки подвижного состава на линии и так далее. Там необходимо тоже смотреть, чтобы эти тарифы не росли скачкообразно, чтобы это было в пределах примерно хотя бы инфляции, иначе мы будем субсидировать, с одной стороны, у железной дороги будут расти тарифы, это хлопнется, и мы получим по нулям, что называется. Поэтому, мне кажется, это тоже важно, мы с Владимиром Ивановичем ведём дискуссию по этому вопросу. Я думаю, что там понимание также будет.

Что касается самих проектов реконструкции, я просто для примера хочу сказать по тем направлениям, которые сегодня уже в реконструкции. Например, Казанское направление – 150 миллионов провозная способность, 150 миллионов; Горьковское направление – 122 миллиона; Ярославское – 137, Курское – 114. Поэтому, конечно, эти цифры сами говорят за себя, насколько это важный проект.

Владимир Владимирович, Вы уже провели совещание по целому ряду таких проектов: авиационный узел, железнодорожный узел, в том числе и высокоскоростная магистраль, которая входит в Москву. Сегодня мы рассматриваем ЦКАД, «вылетные магистрали». Мне кажется, что без координации этих проектов на самом высоком уровне реализовать их будет крайне сложно.

Владимир Владимирович, я бы просил, чтобы Вы или создали рабочую группу при себе, или комиссию, которая хотя бы раз в полгода или раз в год возвращалась бы к этим вопросам. Я думаю, что и дисциплины, и порядка в этом вопросе было бы больше, и мы бы скоординировали усилия федеральных властей, региональных и государственных структур. Мне кажется, было бы важно, тем более это самый крупный проект в стране и по деньгам, и по социальным, и по экономическим эффектам.

В. ПУТИН: Спасибо.

Я согласен, мы так и сделаем. Как это будет, комиссия или как-то по-другому называться, неважно, но раз в полгода мы к этой теме будем возвращаться.

(…)