timelapse

Стенограмма интервью руководителя Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева телеканалу «Москва 24»

ВЕДУЩАЯ: Андрей Юрьевич, здравствуйте. Спасибо огромное, что приехали в студию телеканала «Москва 24».

БОЧКАРЕВ: Добрый день.

ВЕДУЩАЯ: Андрей Юрьевич, давайте начнем, знаете, вот с какого вопроса. Вот как на сегодняшний день продвигается строительство приоритетных городских проектов и, в принципе, какие объекты Вы считаете мега приоритетными в Москве на сегодняшний день?

БОЧКАРЕВ: Собственно, у нас любые объекты являются очень важными, каждый для своей отрасли. Либо это образование, здравоохранение, транспорт и так далее. Просто самые масштабные, самые, может быть, заметные - это, безусловно, объекты транспортной инфраструктуры, это развязки, дороги, эстакады.

ВЕДУЩАЯ: И метро, естественно.

БОЧКАРЕВ: Менее заметное, но по масштабам колоссальное, и, к сожалению, может быть, не все москвичи видят то, что творится на подземных уровнях. Но там ведется колоссальная работа по всему городу в развернутой площадке, и каждый день в трехсменном режиме ведется работа и под землей, и на земле, и на других объектах города Москвы.

ВЕДУЩАЯ: Андрей Юрьевич, смотрите, а мы же привыкли к тому, что у нас Стройкомплекс заявляет определенные сроки, а в итоге выполняет все работы гораздо быстрее. Как удается это делать?

БОЧКАРЕВ: Ну, много раз такой вопрос задавался и Сергею Семеновичу Собянину, и Марат Хуснуллин на это отвечал.

ВЕДУЩАЯ: То есть Вы заранее, может быть, закладываете сроки побольше, а знаете, что сдадите раньше?

БОЧКАРЕВ: К сожалению, мы закладываем все сроки в соответствии с нормативными документами, которые являются уже достаточно жесткими. Но посредством того, что по большому счету прилагая дополнительные, в общем-то, экстра усилия на этапе проектирования, решения глобальных задач на уровне города, на уровне зама мэра, проектирование, строительство, ввод, там подготовка территорий и так далее, по большому счету, героическими усилиями людей, которые задействованы в решении данной задачи.

В штабном режиме еженедельные совещания по всему спектру вопросов, по каждой из отраслей, где в ручном режиме решаются сложные моменты, которые в другой ситуации занимали бы недели, может быть, месяцы. Вот таким образом достигается. Плюс, трехсменная работа даже в выходные, праздничные дни наших ребят, строителей на всех объектах зимой и летом, в дождь, в ураган там, когда угодно.

ВЕДУЩАЯ: Но мы наблюдаем, что даже Вы в любые праздники на работе, на строительных площадках. Андрей Юрьевич, а знаете, еще какой интересный вопрос возникает. То, что касается вообще расходования бюджетных средств на строительство. Экономическая ситуация насколько серьезно вот сейчас уже отразилась на Вас?

БОЧКАРЕВ: Мы достаточно жестко следим за расходованием бюджетных средств. В целом статистически за последние четыре года стоимость строительства, особенно объектов метро, дорог снизилась порядка 25-30 процентов от достигнутых ранее, скажем так, результатов.

Мы продолжаем эту работу. Очень серьезно мы ведем анализ затрат всеми нашими подразделениями, нашими комитетами. Подрядчики, может быть, не всегда довольны тем, что мы так жестко подходим. Тем не менее, вот этот вот режим позволил нам прийти к тому, что мы достаточно четко контролируем затраты на этапе проектирования, на этапе строительства. Складывающаяся ситуация нынешняя, мы за ней следим, любые серьезные отклонения, которые пойдут в части инфляционных возможных процессов, будут в конце года анализироваться.

И вот сейчас в Правительстве Российской Федерации рассматривается вопрос о принятии мер по реагированию на такого рода отклонения, связанные просто с экономической ситуацией. Что, возможно, позволит, скажем, изменять условия контрактов, ценовых контрактов, государственных контрактов на строительство объектов.

Пока мы не наблюдаем каких-то колоссальных скачков. Отдельные проявления высокой цены не являются еще пока повышением всего ценового фона. Мы понимаем, что какие-то последствия будут, я думаю, чуть позднее, ближе к середине года, нам будет понятна картина с изменением цены, скажем, на строительные материалы. Хочу отметить, что в строительстве современном, несмотря на то, что многие, вот мы применяем самые современные материалы, только около 10 процентов у нас есть материалов, изделий, оборудования, которые зависят от импортных поставок. И даже их мы стараемся сминимизировать, но какую-то часть оборудования необходимо приобретать за рубежом.

ВЕДУЩАЯ: Но вот, тем не менее, например, в процентном соотношении на сегодняшний день на стройплощадках наша отечественная техника, она в каком объеме присутствует?

БОЧКАРЕВ: Наша отечественная техника присутствует примерно в части, я имею в виду, строительного производства, она примерно занимает 50 процентов от общего объема. Но мы не занимаемся закупкой строительной техники. Мы занимаемся привлечением подрядных компаний, которые уже имеют в своем штате либо берут в аренду эту строительную технику. Поэтому город не занимается закупкой строительной техники. Город приобретает материалы, оборудование, которое будет монтироваться на объектах, а они, я уже сказал там, на 90 процентов производятся в России либо российскими компаниями, либо иностранными компаниями с российским участием на территории Российской Федерации.

ВЕДУЩАЯ: Но вот сейчас строительные материалы российского производства стали использовать в большем объеме на стройплощадках?

БОЧКАРЕВ: Как я уже сказал, Лена, у нас до 90 процентов материалов, изделий всегда использовалось российского производства уже до начала 2015 года.

ВЕДУЩАЯ: Но это очень приятно слышать. Андрей Юрьевич, а вот, кстати, как раз в рамках оптимизации расходов ведь было принято решение о строительстве паркинга над перекрытием Алабяно-Балтийского тоннеля. В чем эффективность такого решения?

БОЧКАРЕВ: Ну, данное решение было принято замом мэра Маратом Хуснуллиным еще в 2012 году не в связи, скажем, с экономическими ситуациями 2015 года. Сделано это для того, чтобы не производить обратную засыпку котлована на уровне там минус 11 метров, что, во-первых, требует дополнительных затрат на обратную засыпку, требует дополнительной нагрузки, которая была рассчитана на конструкцию тоннеля, а позволяет эффективно использовать данное пространство, которое так и так уже строено. Поэтому было принято решение…

ВЕДУЩАЯ: То есть это не совсем оптимизация расходов, а…

БОЧКАРЕВ: Это оптимизация, но в большей части это оптимизация и решение задачи, связывающей с созданием дополнительных парковочных мест. То есть и экономия денег на обратной засыпке большого количества грунта, колоссального количества, и создание новых парковочных мест, что является благом для транспортной ситуации в городе.

ВЕДУЩАЯ: Да, очень важный момент для Москвы. Андрей Юрьевич, какие тоннели вообще еще будут запущены в этом, 2015, году?

БОЧКАРЕВ: В этом году мы, как уже Марат Шакирзянович говорил и докладывал мэру Москвы, основные работы по строительству Алабяно-Балтийского тоннеля были завершены в конце 2015, то есть в начале 2015 - в конце 2014 года. Сейчас занимаемся мы документальным оформлением всех необходимых процедур с тем, чтобы в ближайшее время его запустить.

Я думаю, в ближайшее время мы скажем уже время запуска второй части тоннеля. Первая часть тоннеля была сдана еще у нас в 2013 году. Далее мы ведем работы на Большой Академической в районе улицы Михалковская, тоже планируем его, скажем так, запустить этот тоннель, вот. Ну, еще ряд объектов на эстакадах, на развязках с МКАД. Это, скажем, такие тоннельные элементы развязок, которые у нас находятся в строительстве сейчас и будут сдаваться совместно с развязками на МКАД.

ВЕДУЩАЯ: Причем на сегодняшний день журналисты еще активно обсуждают строительство на пересечении улиц Народного ополчения и Берзарина. То есть, на каком этапе сейчас строительство первого в столице винчестерного тоннеля? Что происходит там?

БОЧКАРЕВ: Сейчас ведутся работы по переносу коммуникаций из пятна стройки самого тоннеля. Он винчестерный, потому что в вертикальном положении будут, в вертикальной оси будут располагаться оба ствола тоннеля, да, потому что пространство между домами не позволяло нам в стандартном параллельном режиме разместить конструкцию тоннеля.

Ведутся работы по укреплению стенок котлована, то есть по созданию стенок в грунте для того, чтоб приступить к строительству непосредственно самих элементов этих тоннелей. Достаточно большая работа, она более полутора лет будет длиться. Это самый сложный тоннель в части именно стесненности площадки, не технических…

ВЕДУЩАЯ: Полтора года - это максимальный срок, который закладывается?

БОЧКАРЕВ: Я думаю, что да. Мы пока говорим о контрактных сроках, связанных, в том числе, с выполнением всех необходимых там вспомогательных работ. Возможно, и скорее всего так уже традиционно стало, мы постараемся, чтобы подрядчик ускорился, и они сами готовы это сделать. Мы чуть позднее скажем о том, когда точно будет сдан объект, но точно раньше, чем в те сроки, которые мы, скажем, заявляли ранее.

ВЕДУЩАЯ: Хорошо. Тогда двигаемся дальше. Насколько я знаю, еще один участок Северо-Западной хорды, где на сегодняшний день строительство идет полным ходом, это южный участок. Какие объекты и конструкции возводятся на сегодняшний день там?

БОЧКАРЕВ: Лен, там целый веер улиц, которые являются частью Северо-Западной хорды - это южный участок. Основная задача - обеспечить транспортное обслуживание района, нового района, инновационного района Сколково.

На всех этих объектах в той или иной степени развернуты работы. Это перенос коммуникаций, это строительство элементов искусственных сооружений. И мы, думаю, на рубеже 2015-2016 года оттуда будем уходить. Это улица там Вяземская, Витебская, Сколковское шоссе. То есть такой большой спектр работ, они там все развернуты. И я думаю, что где-то вот в 2015 году будет основной этап возведения всех элементов этих, скажем так, дорог, проездов. И таким образом мы вот южный участок, я думаю, что в 2016 году будем уже сдавать в полном объеме.

ВЕДУЩАЯ: А вот то, что касается Южной рокады, там тоже хочется услышать, что все настолько активно?

БОЧКАРЕВ: Южная рокада, по большому счету, основная часть ее уже завершена. Это Рублевское шоссе, мы завершили все работы строительством эстакады, расширением некоторых участков, заездных карманов. Далее, от Аминьевского шоссе и до Балаклавского проспекта произведены работы по реконструкции. На пересечении с Мичуринским возведена эстакада, которая позволяет по Мичуринскому проспекту двигаться в прямом направлении. И мы подошли к следующему этапу - это соединение Балаклавского проспекта с выходом на Кантемировскую улицу с пересечением Варшавского шоссе. Таким образом, район от Варшавки и Каширки будет соединен еще одной, скажем так, связкой. Мы провели проектные работы. Вот сейчас завершаем последние предпроектные проработки с тем, чтобы уже принять решение о началах и о формате работ по данному объекту. Очень нужный элемент, это как раз вот так называемые связи между районами города, которые нам нужны уже как второй этап строительства, расширения существующей улично-дорожной сети.

ВЕДУЩАЯ: Вот о связях между районами, Андрей Юрьевич, поговорим более подробно чуть попозже. Хочется еще поинтересоваться Северо-Восточной хордой, потому что, на мой взгляд, о ней говорят меньше всего.

БОЧКАРЕВ: Мы о ней говорим, наверное, не меньше. Просто это очень большой сложный отрезок. Мы уже много раз говорили о том, что данный участок города, данный сектор города является самым сложным с точки зрения поверхностного нахождения на нем большого количества предприятий, учреждений. И прохождение трассы по этим районам осложнено именно наличием там большого количества сооружений, которые не позволяют очень легко произвести строительство объекта. Именно поэтому участок так называемый Четвертого транспортного кольца до сих пор еще находится в работе. Мы занимаемся освобождением территорий под южную часть этой секции.

И сейчас развернули, в прошлом году развернули работы на связке Измайловского и Щелковского шоссе. В этом направлении сейчас как раз ведем подготовку к строительству всех искусственных сооружений. То есть, Северо-Восточная хорда, она будет продлеваться и уже продлевается сейчас в северном направлении, и в южном направлении мы заканчиваем предпроектные проработки с тем, чтобы сделать соединение от южной части этого Четвертого транспортного кольца с выходом на нашу развязку в Вешняках - Люберцах. Тоже очень большой сложный объект. Опять же, требуется большое количество освобождений территорий. Нужная трасса. Но вот для того, чтобы принять окончательное решение о входе в эту задачу, необходимо там провести некоторые дополнительные проработки по анализу ситуации с подземными коммуникациями, с земельными участками, с правильной, может быть, траекторией прохождения некоторых участков.

ВЕДУЩАЯ: Но вот вообще, как нам удалось выяснить, в принципе, жители, которые ежедневно пользуются вылетной магистралью под названием шоссе Энтузиастов, они очень довольны вот этим участком Четвертого транспортного кольца, которым можно воспользоваться на сегодняшний день и, соответственно, объехать пробку, которая существует. Скажите, вот на шоссе Энтузиастов, в принципе, когда все работы будут завершены уже?

БОЧКАРЕВ: Ну, основные работы, я думаю, что будут завершены к лету этого года. В основном там завершение работ на пешеходных переходах, завершение работ по перекладке коммуникаций, в том числе на пересечении с элементами конструкции Четвертого транспортного кольца до Северо-Восточной хорды. К середине лета мы планируем завершить все работы на участке шоссе Энтузиастов. Сейчас еще раз говорю, завершаются последние работы, связанные уже с завершением основных мероприятий.

ВЕДУЩАЯ: Ну, вообще жители этого района, они же каждое утро вынуждены выбирать, как добраться до центра. То есть либо шоссе Энтузиастов, либо Рязанский проспект, либо Щелковское шоссе. И, по сути, везде идут активные строительные работы. Когда будут завершены? Когда все эти три вылетные магистрали полетят?

БОЧКАРЕВ: Вообще юг, восток, юго-восток являются самыми сложными районами в части обеспеченности инфраструктурой. И там были сконцентрированы основные усилия города по строительству объектов метро. Это объекты Таганско-Краснопресненской линии, это строительство Кожуховской линии метро, это реконструкция шоссе Энтузиастов, Рязанского проспекта, Волгоградского проспекта.

Мы работы на Рязанке увязали с работами по строительству метрополитена, особенно в части метро «Нижегородская». Там мы планируем завершить работы по подготовительному этапу и выполнить элементы реконструкции, я думаю, к середине этого года - началу осени завершить основные работы на Рязанском проспекте. Развязка Рязанского проспекта и МКАД подлежит сдаче, я думаю, в декабре 2015 года, может быть, чуть позже, потому что необходимо будет завершить работы по озеленению и так далее. Но там тоже развернуты работы, посещал мэр Москвы, Марат Хуснуллин на своих объездах постоянно контролирует.

Волгоградский проспект, мы также закончили строительство развязки на МКАД и Волгоградке, что очень является важным объектом строительства. Дальше, эстакада на улице Полубоярова, великолепный объект, там минимум на 40 минут меньше люди стали тратить при движении. Сейчас мы занимаемся очень важным объектом - это строительство эстакады в районе Люблинской улицы. Все, кто проживает в этом районе, я думаю, знают, для чего она делается. Колоссальный будет объект. Непросто его строить. Я думаю, мы его в 2016 году сдадим и очень серьезно разгрузим как Волгоградский проспект, так и позволит людям по улице Люблинской выбираться в центр, из центра гораздо быстрее, чем это было. Там сотни тысяч людей будут задействованы.

ВЕДУЩАЯ: А вот то, что касается дополнительных связок между районами, то вот как раз в этом округе они появятся?

БОЧКАРЕВ: Ну, я уже сказал, что именно соединение Варшавки и Каширки - очень большой объект соединения от Балаклавского проспекта на улицу Кантемировская - является одним из самых главных в части решения задачи связки между районами. Мы и дальше продолжим проектировать меньшие по объему, но более многочисленные по своему числу объекты, связывающие районы и, скажем так, районы и сектора города.

Решив проблему строительства Северо-Восточной хорды, Северо-Западной хорды, Южной рокады, мы уже эту задачу начали решать. Вылетные магистрали так или иначе завершаются, основные работы по ним завершаются в 2015-2016 годах. И вот в 2015 году и 2016-м мы начинаем концентрироваться на объектах, меньших по масштабу, но…

ВЕДУЩАЯ: Но, тем не менее, тоже очень важных.

БОЧКАРЕВ: Тем не менее, да, многочисленным и очень важным объектам соединения. Они будут в разных районах города, мы сейчас как раз анализируем с коллегами из Департамента транспорта приоритетность этих объектов, часть их уже включена в проектирование. Мы чуть позднее поподробнее о них расскажем.

ВЕДУЩАЯ: Тогда самое время переходить к теме метро. Вот как выполняются сроки строительства станции метро Котельники? Тоже в некоторой степени, согласитесь, тема уже больная для москвичей.

БОЧКАРЕВ: Ну, тема не столько больная, сколько требует определенного внимания. Как мы говорили, у нас на ряде объектов были применены решения, связанные с автоматизацией процессов управления всеми циклами жизнедеятельности станций. Сейчас ведется отладка таких решений как на станции «Тропарево», так и на станции «Котельники». Мы планируем в мае этого года запустить станцию.

Сама станция Котельники уже готова. Сергей Семенович Собянин ее осматривал. Там 99 процентов готовности. Ведется, как я уже сказал, отладка систем, новых современных систем управления, скажем так, жизнедеятельностью самой станции, и движением с тем, чтобы она эффективно вписалась, в общем-то, в те существующие системы, в те существующие, скажем так, то оборудование, которое сейчас у нас на метрополитене существует.

И вот для этого мы взяли дополнительное время, чтобы отладить данные процессы. Хотя, как я уже сказал, стройка сама завершена. Вот сегодня мы как раз обсуждали вопросы, связанные с пуском объекта в эксплуатацию. То есть в мае этого года объект будет запущен в полном объеме.

ВЕДУЩАЯ: Хорошо, в мае - Котельники. Какие станции будут введены в эксплуатацию дальше, но тоже в этом, 2015, году?

БОЧКАРЕВ: Дальше у нас соединение от «Тропарево», выходом на Румянцево, Саларьево. Я думаю, к середине лета мы завершаем этот уже в полном объеме весь комплекс работ и на Саларьево сумеем принимать пассажиров и уже запускать полностью движение с пассажирами от Тропарево, Румянцево, Саларьево на территории «новой Москвы».

Дальше у нас большой, колоссальный объем работ выполняется, и мы надеемся к концу года завершить на Люблинско-Дмитровской линии, это от станции «Марьина Роща» на «Петровско-Разумовскую». Это самая тяжелая в техническом отношении линия, это метро глубокого заложения. На рубежах минус 80 метров выполняются работы горным способом, мы об этом много раз говорили, самая тяжелая, самая сложная, нигде в мире, в общем-то, нет подобных объектов и по объемам работ, и по необходимости уходить на глубину, поскольку территория города застроена и нет площадок для строительства метро открытым способом.

И самое, в общем-то, дорогостоящее в части именно того, что это требует гораздо больших объемов вынимаемых пород, больших объемов ресурсов для того, чтобы построить, но очень нужное.

Почти 500 тысяч человек - 600 проживает в районе Селигерская на стыке Дмитровского шоссе и Коровинского шоссе, и они прекрасно знают. Мы туда прорываемся, и я думаю, уже в 2016 году мы дойдем до метро «Селигерская». К середине, ну скажем, к началу осени 2016 года мы должны соединить «Петровско-Разумовскую» и метро «Селигерская» как раз на пересечении Коровинского и Дмитровского шоссе. Очень важный объект, очень будет востребован нашими жителями, они будут благодарны нам за это. Но он и самый тяжелый, самый тяжелый технически и вот по задействованным трудовым ресурсам.

ВЕДУЩАЯ: Но вот жители, кстати, Москвы, особенно, естественно, района Бирюлево, говорят, что скоростной трамвай тоже будет очень востребованным. Сейчас объявлено о начале строительства линии этого скоростного трамвая в Бирюлево. Но как происходит вообще подготовка к этому строительству, когда начнутся работы?

БОЧКАРЕВ: Район Бирюлево, вообще ему было уделено особое внимание руководством города, Сергеем Семеновичем Собяниным. Мы, как вы знаете, построили новую развязку с выходом на МКАД для того, чтобы и грузовой транспорт, который задействован в работах многих предприятий, мог выезжать на МКАД, не пересекая жилые районы Бирюлево Западного.

Сейчас было принято решение уже окончательно о том, что будет построен скоростной трамвай на движение людей из Западного и Восточного Бирюлево на соединение с Варшавским шоссе. Уже подписан контракт на проектирование данной линии, и я думаю, в 2015 году мы проведем работы по проектированию, получению государственной экспертизы этого проекта и на рубеже 2015-2016 годов приступим к строительству данного объекта.

ВЕДУЩАЯ: Андрей Юрьевич, еще столько у меня вопросов к Вам. Но, тем не менее, успею задать только один, и если коротко. Чемпионат мира по футболу 2018 года, активно готовимся. Как оптимизировано строительство всех объектов?

БОЧКАРЕВ: Буквально в 2015-м, в конце 2014 года Марат Шакирзянович Хуснуллин, заммэра, вышел с предложением и дал поручение подрядчикам и всем задействованным сторонам ускорить строительство данного объекта, чтобы в 2016 году основные работы были выполнены, к концу 2016 года. В целом работы ведутся на этом объекте неплохо, в основном с соблюдением графика. Есть ряд буквально тактических вопросов, которые требуют дополнительного внимания, но этот вопрос решается в рабочем порядке. И мы, в общем-то, считаем, что объект реализуется планово и с хорошими результатами.

ВЕДУЩАЯ: Приятно слышать. Андрей Юрьевич, спасибо Вам огромное за этот разговор. Я надеюсь на скорую встречу в студии телеканала «Москва 24», потому что строительство и дорог, и метро это всегда очень важная тема для москвичей, и тем более, спортивные объекты, и подготовка к чемпионату мира. Поэтому надеюсь на скорую встречу буквально в ближайший месяц.

БОЧКАРЕВ: Спасибо, Лена, с удовольствием.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо Вам огромное еще раз за то, что нашли время, приехали в студию телеканала «Москва 24».

БОЧКАРЕВ: Спасибо Вам большое.

Телеканал «Москва 24»