timelapse

Участие в пленарной сессии «Агломерации как глобальный управленческий вызов» Московского урбанистического форума — 2017

Темы в материале

Сергей Собянин: Спасибо большое. Добрый день еще раз, коллеги. Я начну с того, чем закончила Анна Юрьевна (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач России Анна Попова). Я считаю, что то, что она сказала, имеет принципиальное значение для городов. Развитие, улучшение экологии эпидемиологической ситуации, здоровья людей являются ключевым фактором развития мегаполисов, агломераций. И без этого, без привлечения человеческого капитала, сохранения его развитие эффективного города, эффективной агломерации просто невозможно. То, что она сказала, является приоритетом для любого правительства любого города, и не исключено это и для Москвы.

Скажу, что благодаря колоссальным усилиям последнего десятилетия Москва сделала прорыв в области сохранения здоровья человека. И сегодня продолжительность жизни москвичей составляет 77 лет. Мы приближаемся к показателям восточноевропейских стран, занимаем первое место в России, за исключением Ингушетии. Наверное, там горы, там особый климат, а в Москве нет ни горного воздуха, ни такой экологии. Тем не менее продолжительность жизни самая высокая. Обеспечение водой: вода самая чистая в нашей стране. По количеству техногенных катастроф, по количеству дорожно-транспортных происшествий, погибших на дорогах Москва занимает последнее место среди всех регионов страны. Поэтому те приоритеты, которые были названы, для нас являются одними из самых главных, над которыми мы будем продолжать совместно работать.

Что касается управления, здесь представлены разные варианты — от суперцентрализованного, когда федеральное Правительство рассказывает, что они должны делать, в какое время, где строить, где не строить, где какую зону развивать, где не развивать, до полной децентрализации. Москва, Московская область, Московская агломерация в этом отношении, мне кажется, занимает золотую середину, это даже было видно на графике. Когда необходимо, федеральное Правительство вмешивается в те или иные проблемы и старается скоординировать и программным образом указать на какие-то приоритеты. В частности, то, что говорила Анна Юрьевна и другие коллеги. И другие министерства также создают коридоры  нормативного регулирования и приоритетов.

На межрегиональном уровне совместно с Правительством создан координационный совет по развитию Московского транспортного узла. Это решение, которое мы приняли вместе с губернатором Московской области, с нашими коллегами из Министерства транспорта, «Российских железных дорог», стало ключевым для решения самой главной проблемы, которая есть в нашем регионе, — транспортной. За эти годы построены десятки километров путей для движения скоростного пригородного транспорта, построены десятки километров линий метро, вылетные магистрали, которые много лет, к сожалению, находились в удручающем состоянии, они начали расширяться и превращаться в скоростные трассы. Множество других решений. Это позволило нам выйти из транспортного тупика и начать развиваться так, как развивается большинство агломераций, сокращая расстояния за счет комфортного передвижения на общественном транспорте.

Тем не менее не все проблемы необходимо и нужно решать на таком уровне. Между Москвой и Московской областью создан единый координационный совет во главе с губернатором и Мэром Москвы, а также отраслевые комитеты, которые повседневно, в ежедневном режиме работают и решают те проблемы, которые возникают внутри нашей агломерации. Должен сказать, что, например, в отличие от Большого Парижа, состоящего из десятка муниципалитетов, которые не подчиняются Мэру, в Москве 140 муниципалитетов, которые в значительной степени управляются Мэром города. То же касается и Московской области, когда все главные функции сосредоточены все-таки у губернатора.

И, например, в Париже уже несколько десятилетий обсуждают проект Большого Парижа, мы посмотрели, как они планируют, и в течение двух лет начали создавать такие же глобальные проекты, один из которых — МЦК — уже реализован. Большое подземное кольцо строится, пригородное сообщение развивается, то есть мы буквально за считаные годы запустили те проекты, которые в других агломерациях обсуждаются десятилетиями и никуда не сдвигаются. Поэтому я считаю, уровень управления, координации, динамики развития Московской агломерации один из лучших в мире. В том числе и благодаря субъективным факторам — прекрасным отношениям губернатора Московской области с Мэром. У нас прямой телефон, прямая линия, и ни один вопрос не доводится до какой-то конфликтной ситуации, мы всегда стараемся найти компромисс и быстрое оперативное решение. Это залог развития нашей агломерации, эффективный, быстрый и динамичный. Спасибо.​