timelapse

Участие в заседании расширенной коллегии Стройкомплекса

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, друзья! Самая необычная коллегия Стройкомплекса за всю историю проведения такого рода мероприятий. Мы обычно ограничиваем посещение несколькими десятками чиновников и руководителей предприятий, сегодня мы пригласили пять тысяч работников строительного комплекса, не только руководителей, но и тех, кто своими руками создает Москву. Конечно, хотелось бы всех пригласить, но в столице работают не пять тысяч, а более 400 тысяч человек, которые трудятся на различных стройках Москвы. И это самый большой отряд строителей в нашей стране, самый лучший отряд строителей. Хочу поблагодарить каждого из вас и сказать спасибо от имени москвичей за ваш самоотверженный труд.

Москва, как говорится, не сразу строилась, но в таких объемах и такими темпами, как в последние годы, она не строилась никогда. Благодаря вашей работе тысячи детишек пойдут в новые детские сады и школы, все больше москвичей получают станции метро в шаговой доступности, автомобилисты едут по дорогам, которые реконструированы, по современным развязкам, меньше стоят в пробках. Открываются новые поликлиники, спортивные объекты, ФОКи. Благодаря вам Москва была и остается крупнейшим деловым центром в стране и одним из самых лучших городов мира. Спасибо вам!

Какую цель мы ставим? Она, собственно, проста: наша цель — Москва, удобная для жизни, город для людей, город для каждого человека. Конечно, очень важны метры, кубометры, километры, но все это должно служить человеку, москвичу, горожанину. И ради него мы все это делаем. Спасибо вам!

Как и в предыдущие годы, драйвером развития столицы будет Адресная инвестиционная программа. В свое время, несмотря на все сложности, проблемы, кризисы, мы целевым образом, системно, принципиально сохранили инвестиции в развитие столицы. Многие нас упрекали, говорили, что этого не нужно делать, нужно увеличить текущие расходы, заморозить стройки, остановить их, мы этого не сделали, мы, наоборот, вложили в будущее города, и это уже дало свои результаты: бюджет Москвы за прошедший год вырос более чем на 10 процентов и стал залогом дальнейшего движения вперед. Мы проложили дороги, коммуникации, метро; инвесторы построили жилье, офисы, торговые центры, создали новые рабочие места, и Москва вышла из кризиса и снова живет, и снова устремлена вперед.

Наши приоритеты не меняются, две трети расходов будет направлено на решение самой главной — транспортной — проблемы Москвы. Количество жителей, и особенно количество машин, увеличивается, и, к сожалению, проблема остается очень сложной. Сегодня 50 тысяч человек трудятся на стройках Московского метрополитена. За последние семь лет построено больше 100 километров, 60 станций метро и МЦК. Я поздравляю вас с этими успехами! Но и это не самое главное, мы сделали такой задел, что темпы ввода новых линий и станций метро не будут снижаться, а будут только расти.

Помните, когда мы начинали реконструкцию дорог, многие даже вообще не поняли, что мы делаем, считалось, что все построено, в Москве уже невозможно строить ни дороги, ни развязки, но мы стали вводить в год по 100 километров дорог, и протяженность магистралей за последние годы выросла на 16 процентов, это гигантская цифра. А новых искусственных сооружений — мостов, эстакад — сегодня треть от общего числа, то есть каждая третья эстакада, по которой вы едете, по которой едут москвичи, — это новая, построенная за последние годы. Это колоссальный успех. Особенно хорошо понимаете это вы.

Со стороны построенная эстакада, мост, дорога — ну, построено и построено, а вы делаете, по сути дела, ювелирную работу: переложить нужно тысячи километров коммуникаций — газопроводов, водоводов, электрических сетей, провести изъятие территории, обеспечить дублеры, по которым шло бы, не останавливаясь, автомобильное движение. В конце концов, выслушать «благодарные» слова тех, кому вы мешаете на этой стройке, но делаете эту работу для них. Спасибо вам большое!

Полноценной составляющей становится и железная дорога, полноценной составляющей пассажирских перевозок. За последние годы количество пассажиров, которые приезжают к нам на пригородных электричках, пользуются МЦК, выросло в 1,5 раза, и сегодня практически каждые сутки передвигаются на этом виде транспорта больше двух миллионов человек. То есть это вообще стал полноценный вид городского транспорта. И это не случайно, потому что за эти годы 189 километров путей, множество автомобильных путепроводов, ввели главные пути (новые) до Крюкова, до Зеленограда и Химок, построили МЦК и продолжаем строить активно новые пути железной дороги. Не знаю, есть или нет в этом зале те, кто занимаются строительство на железной дороге, им тоже большое спасибо!

Несколько слов о ключевых проектах ближайших лет. Конечно, прежде всего это Большая кольцевая линия, Третий пересадочный контур, это рабочее название, мы попросили москвичей назвать этот проект, чтобы это было им более понятно и привычно. Дано название «Большая кольцевая линия», по аналогии с Кольцевой линией, она маленькая, а это будет Большая кольцевая, по которой будут передвигаться в два раза больше пассажиров, чем на МЦК, которая будет в три раза больше, чем действующая Кольцевая. Это самый крупный проект метростроения в России и один из самых крупнейших в мире.

Когда мы строили МЦК, все считали, что это какая-то фантазия, о чем-то говорят несбыточном и непонятном. Когда запустили, говорили: «Слушайте, а что это такое, откуда вообще МЦК взялось?» Так и с Большой кольцевой, но на всех участках Большой кольцевой уже либо строим, либо заходим на стройку. То есть это абсолютно реальный проект, подтвержденный финансированием, проектной документацией. И я уверен, что через несколько лет москвичи снова удивятся, скажут: «Слушайте, откуда появилась Большая кольцевая?» А для тех, кто каждый день работает на этой стройке под землей, над землей, это тяжелая и сложная повседневная работа. И на ваших плечах это все. Спасибо вам!

Другой проект — это Московские центральные диаметры, необычный тоже проект. Почему центральные диаметры? Не очень понятное название, какая-то тавтология, мы просто сделали слово «центральный», чтобы была аналогия с МЦК — с Московским центральным кольцом, чтобы было понятно, что это за проект, как он будет функционировать, какое качество будет поездов, какая динамика, какая скорость этого движения: из одного конца города в другой можно будет добраться за 45 минут без каких-либо проблем. И таких диаметров будет до 17. Проект, который изменит всю транспортную систему столицы. И я уверен, что и он тоже будет реализован, хотя это очень сложный, непростой проект, есть поддержка Президента, Правительства, «РЖД», мы его реализуем.

И конечно, проекты, над которыми мы работаем в полной мере, — это дорожные проекты, такие как Северо-Восточная, Северо-Западная хорды, Южная рокада. По сути дела, это мощный каркас, дорожный каркас Москвы, который серьезно разгрузит центр города и сделает удобным путь из одного конца города в другой. И в целом за счет нового метро, новых железных дорог, новых автомобильных дорог в Москве будет сформирован современный транспортный каркас, который во многом решит транспортные проблемы нашего города. Благодаря вам!

Дефицит жилья и нехватка социальных объектов, дефицит офисов, торговых площадей — это все мы переживали, такова реальность. Жалобы на уплотнительную застройку, мы пережили это, развернули, отменили целый ряд инвест-контрактов, предложили новые проекты комплексной застройки, и сегодня мы строим столько же недвижимости, сколько и в нулевые, но более комфортной для города, проекты, которые не разрушают город, а поднимают его, создают, делают более комфортным для жителей. И я благодарю инвесторов за понимание этой политики, за их поддержку. Спасибо.

С 2011 года было построено большое количество объектов соцкультбыта, 300 новых школ, детских садов. В планах на ближайшие три года еще 129 объектов образования, куда могут пойти 14 тысяч детей. И москвичи забыли уже об очередях в детские дошкольные учреждения, в школы, сегодня нет очередей для детей от двух с половиной лет в дошкольные учреждения. Будем двигаться и дальше, уменьшая эту планку по возрасту и увеличивая количество мест в дошкольных учреждениях и наших школах.

За семь лет введено 66 объектов здравоохранения, включая уникальный корпус Морозовской больницы, новые поликлиники во многих районах столицы, перинатальный кардиоцентр 67-й больницы, неонатальный центр на юго-западе Москвы, больницу в Коммунарке. Перечень объектов, которые, казалось бы, ни о чем не говорят, но каждый из этих объектов уникальный, уникальный для страны и уникальный для мира. Это первоклассные объекты, которые будут гордостью здравоохранения Москвы. Спасибо строителям!

За последние годы построены 41 объект культуры, 89 спортивных объектов, включая стадионы ЦСКА, «Спартак», Большую спортивную арену «Лужников», о которых здесь уже говорили. В этом зале находятся строители, участвовавшие в реконструкции легендарного стадиона. Мало кто верил, что этот стадион, являющийся, с одной стороны, символом олимпийского движения России, с другой стороны, физически и морально устаревший, что из него можно сделать стадион мирового уровня. Сложно вообще было себе это представить, но это же сделано. И сделано это не иностранцами — это сделано москвичами, строителями Москвы, вами, друзья. Гордитесь этим. Мы вами гордимся.

И конечно, огромный успех строителей — это парк «Зарядье». Как всегда, когда все сделано, люди приходят и говорят: «Ну подумаешь, парк, подумаешь, дорожки, подумаешь, деревья». Я как вспомню те сотни и сотни тысяч кубов бетона, оттуда вывезенных, сотни тысяч грунта, туда завезенных, в самый центр города… А под этой корой — огромный город, состоящий из объектов образования, культуры, услуг. И это сделано по большому счету за очень короткие сроки, и сделано это на уровне лучших мировых парков в самом центре города. Это действительно уникальный объект, им может гордиться Москва и, конечно, могут гордиться строители, которые своими руками это сделали. Спасибо, спасибо, друзья!

Несколько уникальных проектов, которые будут реализованы в ближайшие годы. Это, конечно, филармония в «Зарядье». Я надеюсь, что в этом году мы уже проведем урбанистический форум в «Зарядье». Конечно, концертный зал не открывается, но это, скорее всего, будет, рабочая история. К Дню города по-настоящему откроем этот уникальный концертный зал, для того чтобы там зазвучала музыка лучших композиторов и лучших исполнителей мира. Я уверен, что «Зарядье», филармония достойны этого, достойны этого москвичи!

В «Сколкове» строится медицинский международный кластер, который будут посещать до 300 тысяч пациентов в год. Первая клиника откроется уже в этом году, и это тоже на самом деле уникальное событие в России. Никогда в России не строилось иностранных клиник по новым стандартам и по новым технологиям медицинского обслуживания. Мы хотим привлечь в этот кластер новые технологии, чтобы учиться тиражировать эти технологии на все здравоохранение Москвы. Это очень важная задача, и многое зависит тоже от строителей. Качество и срок строительства обеспечит, соответственно, и запуск этого проекта, и привлечение туда инвесторов.

И конечно, «Лужники». Мы построили стадион, но вы хорошо знаете, что, помимо стадиона, здесь строится целый ряд крупнейших объектов: это и воссоздание исторического бассейна, и центр художественной гимнастики, и другие крупные серьезные объекты. Когда все это будет построено, я уверен, что «Лужники» будут славны не только стадионом, это будет комплексный, самый мощный спортивный парк в России, один из самых крупнейших спортивных парков в мире. Это уникальная площадка, и спасибо строителям, что вы так качественно и активно продолжаете ее осваивать, создавая на этом месте уникальные объекты.

ВДНХ. Вы знаете, что там происходило, — большой рынок, собственно, как и в «Лужниках». Вместо рынка появился один из самых посещаемых парков страны. ВДНХ посещают в год уже больше 20 миллионов человек. В ближайшие годы там будут построены новые детские образовательные, развлекательные центры, выставочные, музейные комплексы. И там действительно ведется одна из крупнейших строек Москвы.

В промзоне «ЗИЛ» будут построены новая набережная, новый парк, самая большая школа в России. Освоена большая промышленная площадка.

Надеюсь, наши коллеги-инвесторы закончат стадион «Динамо» уже в этом году. Там две прекрасные арены, и можно будет действительно гордиться этим объектом.

Но самая, пожалуй, долгожданная программа, которую ждут москвичи, — это программа реновации, которую ждет миллион жителей ветхих пятиэтажек. В ближайшие дни переселенцы первых домов получат смотровые ордера, но их будет немного, речь идет о тех домах, которые уже были построены рядом с площадками реновации. Но при этом мы уже запускаем больше 200 стартовых площадок, затем делаем проекты планировок территорий, запускаем комплексные программы освоения под комплексную застройку кварталов реновации. И я очень прошу строителей, сделать все, чтобы, вселяясь в новые дома, люди радовались не меньше, чем их предки, бабушки-дедушки, когда вселялись в первые хрущевские дома. Для них это было просто чудом. И я думаю, я убежден, что мы должны сделать качественные дома для будущего, которые лучше того, что есть в Москве. И люди чтобы с радостью переселялись в новое свое жилье, которое будет служить им десятилетия. Я надеюсь на вас, друзья.

Строительство жилья во многом основано на ипотеке и на дольщиках. И большинство из них, десятки тысяч людей, сотни тысяч, получают в срок качественное жилье, но, к сожалению, по разным причинам объективным, а во многих случаях и субъективным, стройки не заканчиваются, людей обманывают, и это удар по имиджу и всего строительного комплекса, всех инвесторов, и Москвы. Я прошу всех инвесторов внимательно следить за сроками выполнения своих обязательств — это первое. И второе: там, где уже невозможно достроить, город обязательно примет все меры, чтобы обязательства перед дольщиками были выполнены. Мы не бросим людей в беде.

Конечно, город много инвестирует, но без частных инвестиций развивать город невозможно. Поэтому я, как и прежде, приглашаю инвесторов вкладывать в Москву. Город обеспечил бюджетом все свои программы развития, все инфраструктурные проекты. Мы выполним все обязательства, поэтому можете нам верить и вкладывать ресурсы, инвестиции в развитие промышленных территорий, новых территорий, в объекты жилья, соцкультбыта, в рабочие места. Мы вас будем поддерживать. Спасибо вам!

Здорово, когда москвичи получают дороги, метро, жилье, но все мы должны помнить, что это сделано руками строителей, рабочих, проектировщиков, инженеров, мастеров. Я считаю, и дал такое поручение, что в ближайшее время нам необходимо пересмотреть расценки города Москвы, увеличив там долю заработной платы, чтобы люди получали зарплату больше, чем сегодня. И я прошу инвесторов, застройщиков, как бы вам ни было тяжело, посмотреть, что мы сделаем, и сделать аналогичное — поднять заработную плату строителям.

Спасибо, друзья, спасибо за работу! Успехов вам!