timelapse

Заседание городского штаба по строительству в деловом центре «Москва-Сити». С. Собянин, М. Хуснуллин

Сергей Собянин: Коллеги! «Москва-Сити» является такой градостроительной доминантой Москвы, с одной стороны, с другой - это один из самых проблемных объектов, что в первую очередь связано с транспортным обеспечением. В свое время, когда задумывался этот проект, недостаточно были учтены вопросы общественного транспорта, дорожного строительства, и по ходу пришлось вытягивать проект, принимать дополнительные решения, достаточно дорогостоящие, но необходимые для того, чтобы развязать этот транспортный узел и дать возможность полноценно работать «Москва-Сити».

За последние годы мы сделали соединение со Звенигородским шоссе, обеспечили съезды и выезды с Третьего транспортного кольца, построили еще одну дополнительную ветку метро - до «Парка Победы». Это как-то решило проблемы, но, конечно, не окончательно. В ближайшие годы предстоит, во-первых, продлить Калининско-Солнцевскую линию от «Парка Победы». Во-вторых, запустить участок Третьего пересадочного контура метро. В-третьих, запустить строительство северного дублера Кутузовского проспекта, продлить Пресненскую набережную, сделать эстакаду через железную дорогу, запустить МКЖД, которая непосредственно примыкает к «Москва-Сити», обеспечить интеграцию Смоленского направления пригородной железной дороги в этот транспортный узел.

Всего в «Сити» будет заходить и работать три линии метро, три магистральные дороги - это Звенигородское шоссе, северный дублер Кутузовского проспекта и сам Кутузовский проспект и две ветки пригородных железных дорог - МКЖД и Смоленское направление. Все это необходимо увязать в единый транспортно-пересадочный узел, который будет крупнейшим в стране и одним из крупнейших в мире. Это сложнейшая напряженная работа, с которой мы должны справиться в течение двух-трех, максимум четырех лет, чтобы обеспечить полноценную инфраструктуру этого проекта.

На сегодняшний день уже здесь работают десятки тысяч людей. Половина проектируемых и строящихся объектов введена, на 2/3 выполнены строительные объемы. Так что, я надеюсь, к 2018 году и все строительные объекты будут завершены и сданы в эксплуатацию. И очень важно, конечно, навести порядок в транспорте, парковочном пространстве, благоустроить набережную, для того чтобы уже смотрелось это действительно как такой мировой деловой центр.

Пожалуйста, доложите, как идут работы.

Марат Хуснуллин (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин): Сергей Семенович, по Вашему поручению с первых дней работы был создан штаб по обустройству «Сити», который комплексно решает, увязывает интересы всех заказчиков, которые находятся на этой площадке. Это и пул инвесторов, это и городские заказчики, причем несколько заказчиков.

За последние четыре года было введено более двух миллионов квадратных метров, два миллиона здесь сейчас построенных площадей. На самой площадке «Сити», если посмотреть ее центральное ядро, то фактически у нас в стройке сейчас находится вот этот киноконцертный зал, где мы с Вами были, вот этот 15-й участок - он прямо у нас за спиной, 11-й участок, который для нас очень важен, потому что он имеет подземный переход с платформами железной дороги и МКЖД.

Сегодня практически на всех площадках идет полноценная работа. У нас осталось два проекта, которые на сегодняшний день находятся в стадии проектирования, - это 20-й участок и 1-й участок. В центральном ядре, как я уже сказал, все остальное строится. И вот здесь 4-й участок, вот в этом месте, - это, значит, тоже бывший аквапарк, так он назывался условно. Мы приняли все градостроительные решения, там тоже будет построен офисный центр с дополнительным пешеходным мостом вот сюда - на набережную. Это что касается «Сити».

С правой стороны, не в центральном ядре, прямо у нас за спиной находятся 17-й и 18-й участки, которые тоже сегодня уже находятся на восемь этажей под землей, и уже порядка 10 этажей они вышли из-под земли. Это, значит, отдельный участок. Все остальные башни, которые вы здесь видите, - все уже построены, контуры строителями закрыты. За нами - это башня «Федерация», восточное крыло которой должно быть сдано уже в начале 2016 года.

Главная задача, которую Вы поставили, - пересмотреть всю транспортную схему. Первая была серьезная проблема - это обеспеченность парковочными местами. Здесь были по существующим московским нормативам запланированы парковочные места, и в результате еще порядка 20 тысяч парковочных мест должно было быть создано вокруг «Сити». Улично-дорожная сеть, которая примыкает к «Сити», это не выдерживала, поэтому Вы поставили задачу, и мы с Вами много раз, десятки раз обсуждали на различных штабах и пересмотрели всю схему с точки зрения именно развития общественного транспорта. Теперь у нас в стройке вот в этом месте находятся тупики Калининско-Солнцевской линии. То есть та Калининско-Солнцевская линия, которая должна в 2016 году идти от Раменок до участка «Парк Победы» - «Деловой центр», оборотные тупики будут построены в этом месте. Как я уже показал, она строится, в 2016 году мы ее сдаем. В 2017 году продление этой линии даст возможность доехать до Рассказовки. То есть из «Сити», фактически не доезжая четыре километра, до Внукова можно будет добраться за 30 минут. То есть это одна серьезная стройка.

Вторая стройка, она у нас находится вот в этом месте, - это выход вот отсюда из 11-го корпуса и подземный уровень - станция «Международная» - станция «Выставочный центр», которые дают полноценный... Если этот выход у нас на запад, то этот выход у нас фактически на север - это участок Третьего пересадочного контура, мы доходим до «Петровского парка». Мы уже в 2016 году заканчиваем строительную часть этой линии, в 2017 году у нас полноценно происходит запуск.

Линию «Деловой центр» - «Парк Победы» мы запустили, она сегодня работает как челнок, в следующем году она будет эксплуатироваться полноценно.

Следующий блок вопросов, который появился буквально в последние два года, в активной стадии строительства - это Малое кольцо железной дороги. И это находится здесь. Оно разделено на три этапа. Вот этот мост на сегодняшний день был на балансе города, и мы его строим за счет городского бюджета. Вы были там месяц назад, строительство идет полным ходом, к концу года мы его сдадим. Дальше вот этот участок, кусок вот этой линии, строят наши коллеги - РЖД, Московская кольцевая железная дорога, они строят свои тепловозные пути. Также на этом участке предусмотрено два транспортно-пересадочных узла. Первый транспортно-пересадочный узел - это непосредственно «Сити» и второй транспортно-пересадочный узел находится вот здесь - это Шелепиха. Шелепиха будет увязана с железной дорогой и следующей станцией метро, которая выйдет из делового центра.

Также в рамках работ по обеспечению улично-дорожной сети, Сергей Семенович, мы заканчиваем в этом месте полную связку под мостом, связку этой территории с набережной. То есть здесь набережная пока не обустроена, Краснопресненскую набережную мы полноценно через два месяца, этот проход полностью освободим. Если помните, здесь раньше была земляная насыпь, не было связанности этих районов. Сейчас мы делаем эту часть, дальше придет будущий северный дублер - следующий этап серьезной работы.

Это сад лекарственных растений. Поэтому мы должны еще построить вот эти улицы вдоль ботанического сада, сделать эту связку. То есть это еще улично-дорожная сеть порядка 12 километров, которая находится в проектировании и строительстве, которую мы за 2015 - 2016 годы полностью закончим.

Реализация всех этих мер, особенно связанных с метро и с РЖД, Сергей Семенович, позволила нам подготовить работы по...

Сергей Собянин: Сейчас отдельно поговорим.

Марат Хуснуллин: То есть здесь у нас как бы все настроено, в рабочем режиме идет, по графику. Со всеми инвесторами понятная ситуация: минимум раз в неделю мы проводим с ними совещания, как бы держимся в рамках поставленных задач.

(…)

Сергей Собянин: Марат Шакирзянович, возле «Сити» находится целая серия промзон необустроенных, полуброшенных. И конечно, надо вплотную заниматься и проектированием, и строительством этих территорий так, чтобы участок Москвы-реки был благоустроен. Как идут работы, на каком этапе все находится?

Марат Хуснуллин: Сергей Семенович, мы взяли фактически и создали новый проект планировки территориальных схем «Большого Сити», который проходит по этим границам. Он включает в себя фактически три тысячи гектаров непосредственно земли.

Сергей Собянин: «Москва-Сити» сам занимает 60.

Марат Хуснуллин: 60. То есть это ядро центральное, к нему примыкает три тысячи гектаров застройки будущих промзон. И улично-дорожную сеть мы взяли в радиусе семи тысяч гектаров, потому что фактически надо продублировать сегодня северный дублер, надо продублировать две линии метро, железную дорогу, радиальную, проложить северо-западную хорду - все это интегрировать. На сегодняшний день могу сказать, что 25 процентов этой территории уже имеют проект планировки, он уже разработан, пока мы пошли по этапам. Из них большая часть уже утверждена и мы по графику еженедельно вносим на ГЗК эти вопросы.

Из наиболее ярких вопросов, на которые хотел бы обратить внимание. Вот у нас здесь находится «Сити», вот железная дорога. Вот напротив железной дороги бывшие территории Мелькомбината. Мелькомбинат - такая очень неприглядная территория, прямо у нас за спиной его видно. Принято градостроительное решение, инвестор на сегодняшний день уже запроектировал и приступаем к разборке, подготовке территории. В этом году приступает к стройке.

Второй серьезный проект - напротив территории Западный порт. Была тоже такая проблемная захламленная территория. Все решения приняты, закончено проектирование, инвестор приступил к освобождению площадки, приступает к стройке.

Дальше. В рамках продления этой набережной, Сергей Семенович, в радиус «Большого Сити» попадает 24 километра набережных. 24 километра набережных, которых мы должны сделать полноценное продление Краснопресненской набережной. По принятию такого решения на заседании штаба надо обсудить, это один из главных вопросов, которые мы сегодня хотели обсудить и получить соответствующие указания. Соответственно, мы должны все это сделать как за счет частично средств города, так и за счет средств инвесторов. Яркий пример: могу сказать, что здесь секция столицы - жилой микрорайон, реализует ВТБ и банк компании «Домстрой». Они делают полностью микрорайон, уже приступили к стройке и осуществляют полное благоустройство набережной - порядка 600 метров по всем утвержденным нами стандартам. Теперь наша задача - дойти фактически до Краснопресненской набережной, Шелепихинской набережной и дальше до этой территории. Работа идет в плановом режиме.

Еще один важный момент, на который я хотел обратить внимание, Сергей Семенович, что у нас полностью решен вопрос инженерного обеспечения, на 85-90 процентов все работы выполнены. Остался небольшой объем по «Сити». Соответственно, имеющиеся мощности, которые мы сегодня здесь предполагаем, дают возможность обеспечивать данную территорию, тоже обеспечивать энергоснабжением. Эти все, которые желтые объекты, - это все, относительно чего уже принято градостроительное решение и выданы ГПЗУ, где идет стройка. Это порядка шести миллионов квадратных...

Сергей Собянин: Примерно такой же объем, даже не примерно, а такой же... больший объем, чем «Москва-Сити». «Москва-Сити», еще раз скажу, занимает всего 60 гектаров, а это около трех тысяч.

Марат Хуснуллин: Сергей Семенович, еще один важный момент. Вы поставили задачу, чтобы вся эта территория имела центр благоустройства. Если посмотреть вот эти нанесенные деревья, эти все зоны. Это набережная, это Краснопресненский парк, который полностью был за счет бюджета в прошлом году приведен в порядок и теперь находится в хорошем состоянии. Это территория напротив «Сити». Это сад лекарственных растений (вот он здесь находится). Это все вблизи, это будущие зоны рекреационные. Всего их на этой территории почти 200 гектаров. То есть посмотрите, всю прибрежную полосу и все окружение - это 200 гектаров. То есть ту задачу, которую Вы ставили, - сделать сбалансированный район города мы решаем, эта территория должна иметь рабочие места, должна иметь транспорт, жилье и, самое главное, места отдыха. Вот над этими задачами мы работаем.

Сергей Собянин: Спасибо.