timelapse

Заседание Президиума Правительства Москвы

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, коллеги! Приступаем к работе. Вы знаете, я вчера встречался с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Он поддержал решение по созданию новой программы реновации пятиэтажек. Как вы хорошо знаете, мы снесли около 1,7 тысячи домов, а предстоит в эту программу подключить около восьми тысяч. Эта программа масштабнее предыдущей более чем в четыре раза. Для её реализации потребуется концентрация огромных финансовых и материальных ресурсов. По сути дела, над реализацией этой программы активно должны работать все городские комплексы, весь город. Необходимо будет внести специальные поправки в федеральное законодательство.

В связи с этим прошу активно включиться в эту работу, вместе с федеральными коллегами подготовить соответствующие поправки в  законодательство. Это первое. Второе: я прошу в месячный срок подготовить предложения по стартовым площадкам для строительства первых домов, поправки в городской бюджет и в Адресную инвестиционную программу, для того чтобы мы могли осуществить первоочередные шаги по реализации данной задачи. Москомархитектуре — подготовить предложения по архитектурно-градостроительным  и планировочным решениям будущих новых микрорайонов. Комплексу городского хозяйства поручаю внести изменения в программу капитального ремонта с учётом программы реновации пятиэтажек.

В целях координации данной работы мы создадим штаб, который возглавлю я сам. Прошу всех активно работать над реализацией данной программы, оказывать содействие друг другу, чтобы быстрее закончить все формальности и приступить к  конкретным действиям, к сносу пятиэтажек и переселению граждан, которые ждут этого уже многие десятилетия.

Спасибо. Перейдём к повестке нашего заседания. Александр Владимирович (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский), пожалуйста,  доложите о выполнении культурной программы.

Александр Кибовский: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Москва является крупнейшим культурным мегаполисом мира, и соответствующая инфраструктура столицы насчитывает более 10 тысяч адресов — это центры профессионального искусства,  места для творческого досуга, учреждения художественного образования. Это не только федеральные и городские организации, но и значительное число частных и общественных культурных  учреждений, которые в таких сферах, как кинопоказ, театральное искусство, музейно-выставочная деятельность, занимают сегодня доминирующие позиции. Разнообразная культурная сеть охватывают весь город, так что не только в центре, но и практически в каждом районе города в пешей доступности есть  места для творчества и культурного досуга.

Неудивительно, что для миллионов москвичей участие в культурных событиях является неотъемлемой частью их жизни. В прошлом году общая аудитория только  городских учреждений составила 64 миллиона посещений, то есть, даже если мы не будем принимать в расчёт туристов, гостей, это где-то по три-четыре посещения на каждого жителя города. И понятно, что такие результаты достигаются за счёт того, что почти треть москвичей, по данным социологических исследований,  считают себя постоянными гостями музеев, театров, концертных залов, выставок. Это, конечно, большой человеческий потенциал для нашей культурной сферы.

Ежедневно в Москве проходит более 70 культурных мероприятий. В прошлом году было представлено зрителям более 3,5 тысячи концертов, 23,4 тысячи спектаклей, состоялось 280 премьер и 1661 выставка. То есть в среднем у нас ежедневно в городе открывается по четыре выставки, естественно, что все они находят своего зрителя, свою аудиторию.

Но конечно, наиболее массовым стало участие горожан и гостей столицы в культурных программах, которые проводились в рамках фестивалей «Московские сезоны». Фактически они связали все главные праздничные мероприятия в единый культурный календарь, с одной стороны, сохранив их своеобразие, оригинальность, с другой —расширив их масштаб и охват аудитории. То есть многие мероприятия, выйдя из стен учреждений на открытые общественные пространства, фактически получили второй импульс: они стали доступны не только ценителям высокого искусства, но и миллионам горожан.

Традиционной популярностью у москвичей пользуются ночные культурные акции, такие как «Ночь музеев», «Ночь в театре» и «Ночь искусств», «Библионочь». В прошлом году их посетили около 900 тысяч человек, причём в рамках Года российского кино была организована новая акция — «Ночь кино». Хотя это был первый наш опыт, он получил большую поддержку у жителей города, хорошие отзывы. И нам приятно, что Министерство культуры Российской Федерации поддержало наш почин и с этого года такие акции будут проходить по всей стране в День кино, 27 августа. Само собой, что и все остальные «ночи» в этом году тоже у нас состоятся. Приглашаю на ближайшую, 26 марта, — на «Ночь в театре». Она пройдёт в рамках Московского культурного форума в Манеже. Будем рады всех видеть.

Москва — крупнейший центр фестивалей классического искусства, надо сказать, что всего в прошлом году прошло более 300 самых разных фестивалей, в том числе 17 крупных, международных. Это, конечно, делает культурную повестку нашего города одной из самых насыщенных в мире, москвичи могут увидеть здесь, в Москве, выступления лучших исполнителей со всех континентов. В этом году повестка столь же разнообразная, причём, кроме ежегодных мероприятий, 24 мая пройдёт при поддержке Правительства Москвы Международный театральный фестиваль имени Чехова, крупнейшее событие. Надо сказать, что уже сегодня 70 процентов билетов продано, на некоторые спектакли, например на спектакли московского режиссёра Владимира Панкова, их вообще уже сегодня нет. Так что все в ожидании этого большого действа. Причём в рамках этого фестиваля будет отмечена память выдающегося режиссёра — Юрия Петровича Любимова. 30 сентября мы будем отмечать столетие со дня его рождения.

Вообще, надо сказать, что для театров прошлый год оказался рекордным по количеству концертов и показов за последние пять лет. Всего было показано 26,9 тысячи спектаклей и концертов. Причём у нас прошло 25 крупных театральных фестивалей, в рамках проекта Правительства Москвы «Открытая сцена» было поддержано 30 премьер, всего же их было, как я уже сказал, 280. Надо сказать, что театры активно ведут гастрольную деятельность: 48 театров показали 821 спектакль в разных уголках мира, в том числе 229 — за рубежом. Поэтому театральная повестка была крайне насыщенной не только в столице, мы составляем существенную часть российской театральной гастрольной деятельности во всём мире.

Москва по праву считается музейной столицей. У нас 450 музеев, причём надо заметить, что очень активно развивается частный сектор, общественные, ведомственные музеи принимают посетителей. Всего у нас более миллиона 270 тысяч квадратных метров выставочных площадей. 20 миллионов человек посетили музеи в прошлом году. У музеев посещаемость выросла на 300 тысяч человек по сравнению с предыдущим годом, и пока то, что мы видим по динамике этого года, тоже нам даёт основания для оптимизма, потому что такое явление, как очереди в музеи, тоже стало в последние годы визитной карточкой столицы.

В прошлом году наибольший новаторский подход у нас был в области библиотечного дела. Напомню, что по итогам голосования на портале «Активный гражданин» все библиотеки перешли с апреля на новый, удобный для горожан формат работы, когда они открыты и в выходные дни, и в вечерние часы, то есть тогда, когда работающие люди могут их посещать. Это дало соответствующие результаты, посещаемость сразу выросла. С 1 декабря мы, первые в нашей стране, завершили полное подключение всех библиотек к Национальной электронной библиотеке, то есть сегодня всем горожанам доступны в каждой библиотеке не только книги, находящиеся на полках, но и почти два миллиона редких книг из фондов крупнейших библиотек.

Кроме того, активно развивается на базе библиотек культурно-досуговая работа, действует более 1,2 тысячи различных кружков, студий, в основном лингвистической, языковой направленности. Это стало возможным благодаря тому, что мы изменили график работы. И что интересно, летом мы возродили (был раньше такой хороший опыт) открытые читальни на общественных пространствах — в парках, на бульварах, в скверах. Эту практику мы летом прошлого года в качестве эксперимента вернули, организовали 35 таких мест, и это дало очень хорошие результаты. Мы, естественно, в этом году это активно продолжим, чтобы максимально большое количество территорий охватить.

Москва обладает самой крупной в мире сетью детского образования в сфере искусства. У нас 144 детские школы, 10 колледжей, которые охватывают 90 тысяч учащихся, это действительно самая большая сеть. Надо сказать, что столичные коллективы традиционно всегда занимают призовые места во всех конкурсах и смотрах. Например, детский хор «Весна» взял все призы, включая Гран-при, на Международном хоровом конкурсе имени Белы Бартока. Хор «Весна» — наша гордость. Более того, уже в этом году он завоевал главный приз, Гран-при, на XII Международном фестивале духовой музыки, который проходил в Латвии. Это наши победители, мы ими очень гордимся. В этом же году — уже свежие результаты — хор «Созвучие» из школы имени Чайковского взял Гран-при на фестивале Grand Prix of Nations в Германии. И вообще, надо сказать, что, конечно, мы можем гордиться поколением подрастающих исполнителей, музыкантов.

Самые крупные творческие конкурсы у нас всё-таки проходят в Москве, Сергей Семёнович, благодаря Вам, потому что творческий конкурс на гранты Мэра Москвы, который у нас с прошлого года проходит в обновлённом формате, насчитывал 2,2 тысячи участников в индивидуальном исполнительском мастерстве. Это самый большой творческий конкурс в Европе. И 100 лауреатов и победителей получили призы от Вашего имени на сцене театра «Геликон-опера». Это стало действительно важным смотром всех наших творческих сил.

И ещё одну добавлю деталь: мы в июне прошлого года впервые — и эту практику продолжим — провели отчётные концерты наших школ искусств в парках и на открытых пространствах. То есть мы этим молодым, но очень взрослым по талантам артистам дали возможность выступить перед горожанами. Очень большой эффект, очень хорошая реакция, мы это дело будем продолжать.

В Москве самые широкие возможности для творческого досуга. На самом деле у нас 95 тысяч учреждений культуры и досуга самой разной направленности, которые охватывают всю территорию города. Зачастую это самый близкий для горожан формат работы, и два миллиона москвичей являются постоянными посетителями культурно-досуговых учреждений самых разных ведомств и принадлежностей. И очень важно, что существенную часть этой аудитории составляют дети. Но не менее важно, что это как раз та форма работы, которая очень полезна и востребована людьми старшего поколения. Вот на этой фотографии самый старший солист, вокалист, ветеран Великой Отечественной войны, 98-летний Александр Васильевич Шквариков. То есть как раз творческое долголетие зачастую является очень важным для физического состояния наших стариков, наших пожилых людей, поэтому мы, конечно, эту форму работы приветствуем. И очень важно, что в том числе наши учреждения участвуют в и программах «Московских сезонов», они выступают на разных площадках, в прошлом году общее количество часов выступлений на этих площадках составило 2352. Эту практику тоже в 2017 году мы будем продолжать.

Прошлый год у нас был Годом российского кино. Надо сказать, что в этом отношении столице есть чем гордиться. За последние пять лет в Москве стало на 158 киноэкранов больше. На самом деле, я хотел бы напомнить, что вся советская киносеть на момент 1991 года составляла те же самые 150 экранов. Фактически мы за пять лет создали другую сеть, по количеству залов фактически такую же. И этот процесс продолжается: в ближайшие годы у нас планируется открыть ещё 35 кинотеатров (это уже делают частные инвесторы), где мы получим ещё 170 киноэкранов. Что важно, эти кинотеатры как раз находятся в районах, в округах, то есть киносеть будет расширяться.

Всего же прошло 142 различных кинофестиваля и мероприятия в разных киноцентрах нашей сети, общая заполняемость залов выросла на 16 процентов. Приятно, что именно в сегменте отечественной кинопродукции этот рост особенно заметен. И конечно, важным событием стало учреждение в прошлом году приза Мэра Москвы за создание образа Москвы в киноискусстве. Заявки мы уже принимаем с 10 января этого года, планируем подвести итоги и вручить его первый раз в июне с призовым фондом 100 миллионов рублей. Это очень серьёзная для создателей кинолент, продюсеров, режиссёров награда.

Сергей Собянин: Конкурс будет проводиться в какие сроки?

Александр Кибовский: Сергей Семёнович, мы будем принимать заявки до 1 марта, у нас уже сформирован состав жюри из деятелей искусства, известных людей, они будут проводить профессиональный отбор, отсмотр. Потом предполагается, что из того шорт-листа, который они составят, мы уже узнаем мнение и горожан по поводу этого выбора и уже по итогам этого сделаем общий вывод по финалистам, которые получат три приза — 50, 30, 20 миллионов рублей. Предполагается, что мы сможем их вручить в рамках нашего очередного Московского международного кинофестиваля.

Естественно, большое внимание, как всегда, у нас уделяется развитию материально-технической базы учреждений культуры. Каждая такая работа — это импульс для большой творческой составляющей в нашем городе. На этом слайде отмечены только основные, главные объекты. Всего работа проводилась на 156 объектах культуры, но такие, конечно, открытия, как новое здание Московского театра под руководством Олега Павловича Табакова или главная сцена театра «Около дома Станиславского», тут они перечислены. Каждая точка — это событие, это новый адрес на культурной карте столицы. И мы, конечно, на системной основе продолжаем комплектовать наши учреждения. Всего мы в прошлом году обеспечили 9,2 тысячи единиц различного оборудования для наших 184 учреждений. Укрепляем материальную базу, обновляем её, это, конечно, тоже крайне важное направление работы по государственной программе «Культура Москвы».

И конечно, мы, как столица, активно участвуем во всех международных программах в области культуры. Достаточно сказать, что в рамках Дней Москвы было проведено десять зарубежных программ, семь программ в регионах нашей страны. Ну и конечно, те достижения, которые за последние годы городом достигнуты, были, я считаю, очень правильно оценены в Лондоне, в штаб-квартире саммита Культурного форума мировых городов, объединяющего те крупнейшие мегаполисы мира, где создаётся 70 процентов креативной экономики планеты. В октябре прошедшего года этот саммит форума прошёл здесь, в Москве, причём уровень приёма был такой, что — как раз мы здесь приводим, на этом слайде, — мы получили благодарность Мэра Лондона и просьбу оргкомитета уже помочь с организацией форума, который в этом году пройдёт в Сеуле.

Я думаю, что это, наверное, очень высокий уровень признания. Хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить всех коллег, потому что в приёме делегаций, которые ознакомились со всеми сторонами жизни нашего города, в том числе культурной, а также с различными аспектами транспортной сферы, городского хозяйства, конечно, все коллеги оказали большую честь.

Это высокая оценка, которую, я считаю, мы вместе заслужили, большое всем коллегам спасибо.

Таким образом, у нас 2016 год был очень интенсивным, насыщенным, разнообразным по культурной повестке. Уже то, что мы видим по первым месяцам 2017 году, даёт нам все основания полагать, что не менее интенсивным, интересным и разнообразным будет и этот год, поэтому полагаю, что те задачи, которые в государственной культурной программе Москвы сформированы на ближайший период, мы в полной мере выполним и реализуем. Спасибо.

Сергей Собянин: Спасибо. Дёгтев Геннадий Валентинович, пожалуйста, информация о закупках города Москвы в 2016 году.

Геннадий Дёгтев: Спасибо. Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад по закупкам города Москвы в 2016 году. Мне кажется, наиболее наглядно систему закупок города характеризует её сравнение с другими регионами России. Так, общий объём государственных и корпоративных закупок, проведённых в городе, превысил по итогам 2016 года 1,45 триллиона рублей. Соответственно, каждая пятая размещаемая закупка среди субъектов Российской Федерации — это закупка, которая осуществляется московскими заказчиками, что, естественно, требует дополнительных усилий по формированию и созданию системы управления городским заказом.

Так, к примеру, по результатам закупок в рамках 44-ФЗ Москва закрепила звание абсолютного лидера по объёму экономии бюджетных средств при проведении торгов, экономия составила почти 37 миллиардов рублей. При этом относительное значение экономии средств также превышает средний показатель по регионам Российской Федерации.

Ключевыми инструментами эффективности закупочных процедур в 2016 году был обеспечен этот положительный результат комплексных мероприятий по развитию эффективных систем городского заказа. Что это такое? Это, в первую очередь, стандартизация документации по закупкам, многоуровневая система согласования целесообразности проведения закупок, проверка обоснованности изначальных цен, установление максимально предельных цен, централизация закупок, проведение совместных торгов для нужд нескольких органов исполнительной власти, что позволяет добиться оптимальных цен, своевременное планирование и проведение закупок силами контрактных служб главных распорядителей бюджетных средств, развитие дополнительных сервисов, специальных инструментов как на портале поставщиков, так и на других информационных ресурсах города.

Хотел бы только сказать по экспертизе цен. В 2016 году продолжалась так называемая тонкая настройка дополнительной негосударственной экспертизы. Что это такое? Мы снизили ценовые планки её проведения, то есть пул закупок, которые проходят такую экспертизу, существенно расширен, и для всех закупок от 10 миллионов рублей попадают в перечень необходимости прохождения такой экспертизы. Введено правило зелёного коридора, согласно которому, когда закупки сформированы в городской информационной системе на основе стандартизированной документации и по нормативным расценкам, повторно такую экспертизу они могут не проходить. Экспертиза переведена в электронный вид, что позволило сократить и регламентировать сроки её проведения, а также расширить спектр экспертов и действий, которые можно совершить на данном этапе, включая анализ рынка, предложения производителей и цен по ранее заключённым договорам.

В 2016 году был также завершён первый этап стандартизации регулярных типовых закупок заказчиков, предусматривающий автоматизированное формирование закупочной документации технических заданий, проектов контрактов на основе типовых шаблонов. Кроме того, в стандартизированных закупках применяются типовые критерии оценки требования по качеству продукции, а также устанавливаются предельные цены. В настоящее время определен пул предметов закупки, подлежащих стандартизации, утверждено 44 комплекта стандартизированной документации. И мы в результате видим очень хороший эффект как в развитии конкуренции, так и по ценовым показателям, их снижению. Полное завершение утверждения стандартизации по данному направлению позволит охватить 50 процентов закупок.

Ключевое направление развития тех же торгов на площадке ВДНХ — это формирование прямого диалога с потенциальными поставщиками в целях уточнения требований к закупкам и распространения информации о предстоящих торгах. Так, на «Бирже торгов» в 2016 году было проведено более 500 презентаций, роуд-шоу по конкретным объектам на предмет закупок с начальной ценой от 500 миллионов рублей. Одним из крупнейших мероприятий стала презентация трёхлетних контрактов на поставку продуктов для молочных кухонь. В обсуждении приняли участие девять потенциальных поставщиков. В итоге шесть контрактов на трёхлетний период на сумму более 16,5 миллиарда рублей были реализованы по конкурентной процедуре со снижением в 30 процентов. Абсолютная экономия составила 4,9 миллиарда рублей. При этом ценовые характеристики на все три года являются стабильными и изменению не подлежат.

Дополнительно на стадии планирования, когда извещение появилось в информационной системе, как подтверждение и развитие доступности любого бизнеса, в 2016 году расширена практика приглашения к участию в торгах с помощью системы «Мосробот»: в день публикации извещения о торгах отправляются автоматически, рассылка осуществляется неограниченному кругу лиц, информация о которых содержится в городских информационных системах. При этом отмечу, что за девять месяцев прошлого года участники самостоятельно подписались на 42 процента публикуемых извещений по интересующим их темам и заказам, то есть по их специфике.

Через портал поставщиков — это наша витрина городской системы заказа — осуществляется общественное обсуждение закупок и обратная связь с поставщиками. Основное внимание уделяется выявлению избыточных требований к закупаемой продукции, недопущение установления нереальных сроков исполнения заказов, недопущение закупок продукции повышенной комфортности.

Поддержка малого бизнеса в 2016 году, как и было в Вашем поручении, на сегодняшний день реализована...

Сергей Собянин: Рассылка приглашений конкретным производителям по ранее заключённым договорам — что это значит?

Геннадий Дёгтев: Это значит, что если контракт был исполнен, и есть сведения в информационной системе без штрафных санкций, и отмечено, что это был производитель у конкретного заказчика, то он дополнительно включается в реестр как производитель, чтобы до него информация доходила в обязательном порядке. И сейчас главная цель — получить от него обратную связь: почему, если была закупка товаров или услуг его специфики, он не пришёл на эту процедуру. Поэтому мы говорим, что при низком уровне конкуренции нужно вести диалог с Федеральной антимонопольной службой, если возникают какие-то вопросы, связанные с конкурсной документацией.

Сергей Собянин: Нужно приглашать не только тех производителей, которые ранее заключали договоры, но и потенциальных, тех, которые имеют собственное производство, ресурсы и работают на рынке страны или международных.

Геннадий Дёгтев: На предыдущем слайде, про «Биржу торгов», где девять производителей, — это как раз все ведущие производители Российской Федерации и плюс иностранная компания, которая имеет представительство в России, они все были приглашены на обсуждение качественных характеристик и требований.

Сергей Собянин: Активнее надо их приглашать. Я давал поручение рассмотреть вопрос о закупке лекарственных средств. Евгений Александрович (начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков), можете доложить по данному вопросу?

Евгений Данчиков: Сергей Семёнович, да, коротко доложу. Мы провели анализ за 2016 год, и действительно, там были определённые факты превышения цен по лекарственным препаратам над среднероссийскими. Во-первых, следует отметить, что в общем объёме закупки лекарственных препаратов этот объём незначительный. И второе — у нас сама закупка лекарственных препаратов осуществляется через аукцион, по типовой стандартизированной документации, и основным критерием является цена. И как раз те факты, которые были выявлены, — они свидетельствуют о том, что пришёл только один участник, то есть отсутствовала конкуренция на торгах. С этим надо отдельно разбираться, и как раз вопрос повышения конкуренции, привлечения новых поставщиков — он в этом отношении очень актуален.

В среднем мы посмотрели все закупки лекарственных препаратов Департамента здравоохранения и увидели, что в 54 процентах у нас цены ниже, чем по субъектам Российской Федерации, по федеральным заказчикам. По остальному это где-то средний уровень, и есть эти отдельные факты. А средневзвешенная цена поставки примерно на 10 процентов получается ниже.

Сергей Собянин: То есть в целом закупки ниже, но по отдельным позициям мы видим всплески цен.

Евгений Данчиков: Да, Сергей Семёнович, и вот как раз эти отдельные позиции являются исключительно фактором отсутствия конкуренции.

Сергей Собянин: В таких случаях необходимо направлять в ФАС соответствующие письма, что возможен картельный сговор, что поставщики не выходят на конкурсы, это первое. И второе — активнее их привлекать, для того чтобы они чётко знали условия, время проведения конкурса и участвовали в наших процедурах.

Евгений Данчиков: Хорошо.

Сергей Собянин: Продолжайте, Геннадий Валентинович.

Геннадий Дёгтев: Спасибо. Я бы хотел отдельно сказать о поддержке малого бизнеса. В 2016 году у нас прошли существенные, качественные изменения. Это все достижения, которые были реализованы в рамках 44-ФЗ, и они сохраняются за счёт того, что появились новые нормативные регуляторы, были привлечены новые хозяйствующие субъекты, и мы на 77 процентов увеличили объём портфеля заказов для субъектов малого предпринимательства. Общая сумма составила более 190 миллиардов рублей. Также хотел доложить о дополнительных мерах контроля по выполненным и принятым работам. Это делают наши коллеги. Эта практика также была введена в 2016 году. Когда уже срок выполнения работ завершён и оплата произведена, было проверено определённое количество из более чем 400 объектов. Высказаны некоторые замечания по качеству работ, по срокам их выполнения и соответствующим выходам. В 20 процентах случаев эти замечания подрядчиками устранены добровольно, во всех остальных случаях коллеги вели претензионно-исковую работу, к ответственности привлечены должностные лица, ответственные за приёмку работ.

Также хотел доложить по комплексам на конкретных примерах. Эта динамика основных показателей комплекса транспортно-экономической политики и региональной безопасности, а также органов власти, не входящих в комплекс городского управления, в целом положительная. Количество заявок от участников на один лот стабильно превышает четыре, снижение цен находится на уровне 10 процентов. Эти результаты обеспечили эффективное планирование закупок.

Хотел бы привести конкретные примеры. Закупка-поставка компьютерной техники для образовательных учреждений города за счёт того, что были произведены непосредственные конкурентные переговоры с производителем на стадии планирования, за счёт масштабов этой закупки цены были снижены на 37 процентов, и соответствующая закупка была произведена со снижением на начальном этапе планирования на 37 процентов, то есть поставка конечной продукции была эффективной.

Пример с совершенно другим форматом — это оснащение рабочих мест врачей компьютерной техникой, когда проводили переговоры с вендорами и, соответственно, привлекали их, для того чтобы определить правило закупки на данную технику. Самым главным критерием было качество поставляемого оборудования, соответственно, уже на электронном аукционе была конкурентная закупка, участвовали пять организаций, снижение составило 45 процентов, и почти один миллиард рублей на этой закупке был сэкономлен. Но качество оборудования, характеристики были отражены в процессе ведения переговоров.

По комплексу социального развития и градостроительной политики, жилищно-коммунального хозяйства и префектурам динамика абсолютно положительная и находится в тех пределах, которые на сегодняшний день представлены в общегородской системе. Также на примерах хотел бы доложить об эффекте от закупок на примере поставленного учебного оборудования, оснащения профильных классов. Здесь совершенно другой подход, когда нужен был комплекс оборудования для инженерных и медицинских классов, где главное — поставка оборудования под ключ. Основная задача заключалась в том, что нужно было получить от одного поставщика комплект оборудования, чтобы исключить функциональную несовместимость или иные характеристики, которые при сборке для таких специализированных классов являются существенным критерием.

Тоже самое на примере стирки и дезинфекции подменного фонда — казалось бы, такой вопрос, к чему мы пришли? Была изменена форма закупки: в одном лоте сформирована позиция потребности заказчика, которая заключалась и в стирке белья, и в аренде белья, то есть обновлении фонда, который приходит в негодность. Это совместная закупка, договоры заключало каждое учреждение здравоохранения. В результате был создан механизм, во-первых, плавного перехода учреждения от закупки к аренде мягкого инвентаря, и второе — ценовые характеристики в процессе исполнения этих работ не меняются. То есть это другой подход.

Как Вы знаете, ОНФ ведёт «Индекс расточительности». Это сплошной мониторинг предметов роскоши. Мы просмотрели с коллегами все четыре рейтинга, которые ведутся Общероссийским народным фронтом, и представленный комплекс мероприятий по повышению эффективности закупок нашёл отражение и в этих рейтингах. В частности, в антирейтингах Общероссийского народного фронта за 2016 год не были представлены закупки заказчиков города Москвы, что стало возможным благодаря системе упреждающих мер и контролю на этапе планирования.

Другой рейтинг, который даёт экспертную оценку бизнеса — это так называемый национальный рейтинг прозрачности, где есть ключевые показатели эффективности закупок: это количество участников, снижение цен, управление рисковой закупкой, если расторгнуты контракты. И за последние пять лет, по итогам 2016 года, Москва получила первое место по совокупности этих критериев в разделе «Гарантированная прозрачность». Также в эту группу, помимо Москвы, вошли Республика Татарстан, Самарская область, Башкортостан и Хабаровский край.

И оценка международного бизнеса — это отдельный проект, который идёт на протяжении уже почти двух лет. Соответственно, в структуре бизнеса выделено отдельное направление, где оцениваются исключительно закупки. В 2016 году, в декабре, Всемирный банк представил первый отчёт, который мы докладываем Вам. По итогам опроса предпринимателей по методике ведения бизнеса, все предприниматели — это участники городских закупок, Всемирным банком была проведена оценка...

Сергей Собянин: По Москве делают?

Геннадий Дёгтев: По Москве. То есть это был вопрос бизнеса, это были предприниматели из Москвы.

И по результатам Российская Федерация была признана одним из лидеров, наряду с Соединёнными Штатами, Англией, Германией и Сингапуром. Что, наверное, важно, что это отдельная характеристика качества — и порядка подачи заявок, оценки, допуска, и, соответственно, экономических показателей условий заключения договора. То есть там достаточно структурированный дифференцированный подход.

Поэтому мы считаем, что приоритеты на 2017 год и резервы для совершенствования системы есть. Главным считаем адресную работу по стандартизации — это усиление работы с производителями и поставщиками, соответственно, повышение качества закупочной документации, потому что всё это дает очень хороший эффект.

Спасибо.

Сергей Собянин: Спасибо.