timelapse

Снижение административных барьеров в строительной отрасли

Описание

Для улучшения условий бизнеса в Москве ведется работа по сокращению административных барьеров в строительстве - отменяются избыточные и дублирующие процедуры, регламентируются существующие процедуры, обеспечивается прозрачность порядка их прохождения.

 

  • В 2013 году все полномочия по выдаче разрешительной документации передали исключительно отраслевым органам власти, без взаимодействие с территориальными органами.
  • Отменены все согласования проектной документации, теперь эту задачу выполняет государственная и негосударственная экспертиза проектной документации.
  • Сокращены (в том числе по сравнению со сроками, предусмотренными федеральным законодательством) сроки проведения отдельных процедур органами власти Москвы.
  • Правительство Москвы обеспечило перевод всего цикла процедур – от начала до конца строительства – в электронный вид.

 

Застройщик получает государственные услуги на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы. Все документы, необходимые для предоставления услуги, получаются посредством межведомственного электронного взаимодействия и не запрашиваются у заявителя.

Существенную пользу может принести упрощение сбора строительными компаниями сведений и исходных данных о территории, необходимых для проработки проектов. Правительство Москвы работает над формированием информационных систем, включающих сведения о геологических и топографических исследованиях, о возможностях подключения к инженерным сетям. Планируется предоставить максимально открытый доступ застройщиков к таким информационным ресурсам.

 

Интернет ускоряет строительство 

На сегодняшний день Стройкомплекса Москвы в электронном виде через портал Mos.ru предоставляет 19 государственных услуг. Из них 15 – исключительно в электронном виде. При этом более 90% заявок о предоставлении услуг подаются в электронном виде.

В 2018 году в электронный вид переведены государственные услуги  «Предоставление информации из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в города Москве» и «Приемка исполнительной документации для ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве».

Также с 2018 года в электронном виде стала доступна запись на проведение контрольно-геодезической съемки, а с 2019 года – направление предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы.

Практика города Москвы по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид и переходу на межведомственное электронное взаимодействие награждена дипломом победителя в рамках Сессии «Лучшие практики социально-экономического развития» Российского инвестиционного форума по результатам Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» награждена дипломом победителя.

Достигнутый в Москве уровень «цифровизации» процедур в строительстве позволяет перейти к следующему этапу оптимизации услуг – предоставление комплексных услуг. Например, в электронном виде предоставляется комплексная услуга, в рамках которой застройщики получают две услуги по одной заявке: ввод объекта в эксплуатацию и постановка на кадастровый учет.

В целях предоставления соответствующей комплексной услуги Стройкомплексом Москвы обеспечено взаимодействие с Управлением Росреестра по Москве, что положительно повлияло на динамику государственного кадастрового учета объектов капитального строительства. Такой подход (по предоставлению комплексных услуг) планируется распространить на остальные услуги, предоставляемые органами власти, в том числе в связи с тем, что перспективы исключения отдельных процедур или радикального сокращения сроков их проведения несут значительные риски, связанные с безопасностью строительства.

Внедрение комплексных услуг  планируется осуществить на базе цифровой площадки взаимодействия участников строительства. В настоящее время органами власти Москвы прорабатываются планы по созданию такой площадки, которая позволит существенно сократить количество административных процедур и обеспечить оперативное электронное взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности.

 

Эксперимент по оптимизации технологического присоединения и переводу услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид

В целях оптимизации процесса подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям c декабря 2018 года на mos.ru реализован уникальный сервис, который позволяет получить в электронном виде услуги ресурсоснабжающих организаций, в том числе в рамках подачи единой заявки на подключение сразу к нескольким видам ресурсов.

В электронном виде могут быть поданы заявки на получение технических условий, заключение договоров о подключении, получение актов технологического присоединения.

В этом проекте участвуют шесть сетевых организаций:

  • АО «ОЭК»,
  • ПАО «МОЭК»,
  • ПАО «МОЭСК»,
  • АО «Мосводоканал»,  
  • АО «МОСГАЗ»,
  • АО «Мособлгаз».

 

В ближайшее время планируется перевести в электронный вид услуги еще одной сетевой компании - ГУП «Мосводосток», а также услуги по заключению дополнительных соглашений к договору о подключении.

Кроме того, совместно с федеральными органами власти прорабатывается возможность перевода в электронный вид услуги по выдаче акта о выполнении технических условий. 

 

Упрощение сбора информации для застройщиков

Значительно упрощен сбор информации об условиях и ограничениях использования земельного участка для застройщиков, которая им необходима для предварительной проработки проектов.

Во-первых, создана соответствующая информационная инфраструктура – это Сводный план подземных коммуникаций и сооружений и Геофонд Москвы.

 

 

Во-вторых, значительно расширен состав ГПЗУ: с 2017 года в его состав включается информация о расположенных в границах земельного участка инженерных сетях и о технических условиях, предусматривающих максимальную нагрузку в возможных точках подключения.

В настоящее время прорабатывается возможность предоставления заявителю вместе с ГПЗУ архивных материалов инженерных изысканий из ИСОГД.

Кроме этого, планируется создать геоинформационную систему, позволяющую в режиме реального времени на 3D модели отображать местоположение точек подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и наличие свободной мощности в каждой точке.

 

Для упрощения сбора данных для застройщиков созданы информационные сервисы:

Кабинет застройщика - информационный ресурс для участников строительства, позволяющий получить доступ к полной информации об объектах капитального строительства, градостроительной и разрешительной документации, решениям штабов, комиссий и рабочих групп. К ресурсу также подключены саморегулируемые организации строительной отрасли, которые могут получать информацию о заключенных его членами государственных контрактах, а также о результатах проверок надзорного органа и выявленных нарушениях.

Информационный портал «Строим просто» – первая онлайн-площадка для информирования представителей бизнеса об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы.

 

СТРОИМ ПРОСТО – портал для застройщиков

Информационный портал «Строим просто» – первая онлайн-площадка для информирования представителей бизнеса об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы. Сайт доступен на русском и английском языках.

Наиболее полезная для застройщиков информация содержится в разделе «Путеводитель по услугам», где специалист может найти не только перечень всех госуслуг, но и подробную инструкцию их получения, регламенты, правовые документы и другую важную информацию. В нем есть не только перечень государственных услуг, которые может получить застройщик для строительства своих объектов, но и подробная инструкция и видео прохождения процедур, регламенты, правовые документы, необходимые контакты органов, предоставляющих услуги.

На сайте доступна актуальная лента новостей Москвы и России о реформировании в сфере прохождения административных процедур в строительной отрасли. Пользователи могут авторизоваться на сайте через свои аккаунты в социальных сетях, поделиться записью у себя на странице, задать вопрос и получить на него ответ через форму обратной связи.

 

 

Также все желающие могут подписаться на информационный дайджест, который формируется и рассылается два раза в месяц. Мониторинг содержит ключевые опубликованные в СМИ новостные материалы по теме снижения админбарьеров, в том числе заявления федеральных и московских спикеров об изменениях в этой сфере.

Пользователям портала доступен раздел «Клуб экспертов», в котором специалисты делятся мнением о вопросах реформирования в строительной отрасли, дают рекомендации и оценки происходящих изменений.

В галерее сайта собраны все визуальные материалы по теме, есть возможность посмотреть видео-обзоры и фоторепортажи с прошедших мероприятий, ознакомиться с тематическими инфографиками.

Чтобы всегда быть на связи, пользоваться функционалом сайта офлайн и иметь возможность изучать материалы, можно установить мобильное приложение «Строим просто», которое доступно для скачивания как на платформу IOS, так и на Android.

Еще одним важным результатом 2016 года по снижению админбарьеров является разработка онлайн-сервиса для застройщиков «Калькулятор процедур в строительстве». Любой желающий может зайти на сайт и воспользоваться простым алгоритмом расчета сроков и уточнения порядка прохождения административных процедур для строительства объекта.

Сервис позволяет оперативно получить исчерпывающую информацию обо всех шагах реализации строительного проекта в Москве. Для этого нужно выбрать тип объекта, его параметры, характеристики территории и иные строительные условия и ограничения, необходимость подключения к сетям, в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства.

«Калькулятор процедур» автоматически подсчитает, сколько времени займет весь цикл строительства – от предпроектной подготовки до ввода объекта в эксплуатацию.

«Калькулятор процедур» столичные власти представили застройщикам летом 2016 года. И только за первые четыре месяца работы нового сервиса онлайн-разработкой воспользовались более тысячи раз. 

«Калькулятор процедур в сфере строительства», с использованием которого, задав тип планируемого объекта, а также градостроительные условия и ограничения развития территории, застройщик заранее может получить исчерпывающую информацию о последовательности прохождения процедур, о документах, сроках, платности процедур, органах и организациях, куда следует обратиться. В настоящее время калькулятор интегрирован в «Кабинет застройщика» на портале stroi.mos.ru.

 

Цитата
«Изначально мы открыли доступ к сервису физическим и юридическим лицам, зарегистрированным на московском портале госуслуг, но затем для более широкого и быстрого охвата было решено временно открыть доступ для всех пользователей интернета. Результат – двукратное увеличение количества запусков сервиса «Калькулятор процедур», –
Сергей Лёвкин
Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы

Этот сервис также предоставляет застройщику информацию о порядке прохождения строительных процедур в зависимости от того, какой объект планируется построить. Он может быть полезен и обычным жителям города, так как с его помощью можно получить всю информацию по объектам индивидуального жилищного строительства.

Единый контактный центр Стройкомплекса Москвы, который оказывает оперативную консультационную поддержку как по справочным вопросам граждан, так и по сложным градостроительным проблемам участников строительства. При подготовке ответов используется специально созданный информационный ресурс База знаний, содержащий формализованные статьи – ответы на часто задаваемые вопросы.

 

Цитата
«Снижение административных барьеров благодаря переходу на электронную форму взаимодействия – одно из приоритетных направлений деятельности Стройкомплекса Москвы. Это позволяет сделать процедуру оказания госуслуг более прозрачной, оптимизировать работу заказчиков. Возможность пройти этот обязательный этап согласования через портал делает эту услугу более доступной для заявителей. Чтобы получить ее, теперь не нужно лично обращаться в ведомство», –
Валерий Леонов
Председатель Москомэкспертизы

Его слова подтверждают и девелоперы. Генеральный директор «РГ-Девелопмент» Татьяна Тихонова отмечает, что процедура выдачи разрешений на строительство стала проще благодаря вводу электронного документооборота. Срок выдачи таких разрешений сократился, а подать заявку и документы можно удаленно из любой точки мира. 

 

Цитата
«Сотрудники компании не будут тратить время на поездки в инстанции, а человеческий ресурс – один из самых важных для оптимального менеджмента. Кроме того, теперь в личном кабинете девелопер всегда может проследить, на какой стадии рассмотрения находится его заявка. А это тоже большой плюс», –
Татьяна Тихонова
генеральный директор «РГ-Девелопмент»

Как подчеркивает Т. Тихонова, эффект от работы Правительства Москвы по снижению админбарьеров в строительстве очевиден: «В 2010 году застройщик тратил на административные процедуры 589 дней, сейчас — около 360 дней», – сказала она.

Перевод госуслуг в электронный вид серьезно облегчил деятельность застройщикам, отмечает председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. «Все госуслуги работают, причем успешно», – говорит она. По мнению эксперта, работа по снижению барьеров выгодна не только крупным застройщикам, но и мелким.  

 

Цитата
«У крупных компаний и раньше не было особых проблем с преодолением административных барьеров – у всех имелись свои способы решения соответствующих вопросов. То, чем сейчас целенаправленно занимается правительство Москвы – это обеспечение доступа на рынок для всех застройщиков, которые обладают ресурсами, необходимыми для реализации девелоперских проектов», –
Любовь Цветкова
председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы

Результаты рейтинга Doing Business

В 2018 году стали известны результаты ежегодного рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса». По направлению «Получение разрешений на строительство» Россия поднялась за год на 67 позиций, заняв 48 место среди 190 оцениваемых стран. За 2010-2018 гды Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка по показателю «Получение разрешений на строительство» на 131 позицию.

Обеспечить такую динамику в рейтинге удалось за счет проводимой Правительством Москвы последовательной работы, направленной на оптимизацию процедур в градостроительной сфере, развитие онлайн сервисов и электронных услуг в строительстве, исключение требования от заявителя документов, имеющихся в распоряжении органов власти, а также по обеспечению доступа застройщиков к информации об условиях и ограничениях использования территории, содержащейся в государственных информационных системах.

Основным фактором повышения позиции в рейтинге в 2018 году стал учет экспертами Всемирного банка реформ в области контроля качества и безопасности во время и после завершения строительства. Таким образом, по показателю «качество строительного контроля» Россия набрала 14 баллов из 15 возможных на основе анкетирования застройщиков Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, экспертами Всемирного банка учтена оптимизация проверок качества строительных работ в зависимости от категории риска строящегося объекта. Повысить качество контроля за объектами строительства также удалось за счет внедрения современных инструментальных методов проверки качества выполненных работ, в том числе неразрушающих методов контроля качества, которые позволяют оценить также и качество скрытых работ.

Кроме этого, повышение в рейтинге было обеспечено благодаря упрощению порядка проведения инженерных изысканий на базе созданной в Москве информационно-технологической инфраструктуры. В результате формирования в Москве электронных архивов изысканий – Геофонда и Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений, а также предоставления к ним доступа строительных организаций средний срок проведения изысканий значительно сократился, что было учтено экспертами Всемирного банка.

Также экспертами было учтено сокращение срока выдачи разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Изменения по сокращению срока выдачи разрешительных документов были приняты еще в 2016 году, но учтены экспертами Всемирного банка только спустя 2 года.

Согласно данным рейтинга Всемирного банка по сравнению с предыдущим годом срок получения разрешительной документации сократился на 44,5 дня и составил 194,5 дня, а стоимость снизилась на 0,2% и составила 1,3% от стоимости объекта.

Кроме этого, эксперты Всемирного банка отметили усилия Москвы, направленные на совершенствование процесса подключения к инженерным сетям.

 

Оценка проведенных реформ специалистами строительной отрасли

В рамках Московского урбанистического форума-2019 Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты масштабного социологического исследования мнения представителей московских строительных организаций об основных реформах по снижению административных барьеров в строительстве.

По результатам исследования были сделаны следующие основные выводы:

наибольший позитивный эффект проведенных реформ был отмечен от перевода услуг в строительстве и технологическом присоединении в электронный вид. Также отмечен рост позитивных оценок внедрения риск-ориентированного подхода в строительстве;

среди сетевых организаций наблюдается серьезное улучшение взаимодействия по сравнению с 2018 годом. Более 75% опрошенных высказали такую позицию по каждой из компаний;

представители строительной отрасли позитивно оценивают возможность группировки отдельных административных процедур, которые могли бы объединяться в зависимости от этапов строительства. Введение единой заявки существенно снизит как финансовые, так и временные издержки строителей.