timelapse

Снижение административных барьеров в строительной отрасли

Описание

Для упрощения ведения бизнеса в Москве ведется работа по снижению административных барьеров в строительной отрасли. Чтобы как можно скорее выйти на реализацию того или иного строительного проекта, сокращаются сроки получения госуслуг и снижения стоимости их получения.

Помимо этой цели преследуется еще одна – улучшение позиций РФ в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Активная работа по снижению админбарьеров началась в 2016 году. Она была направлена на оптимизацию процедур и сокращение сроков их прохождения, перевод услуг в электронный вид, развитие онлайн-сервисов для застройщиков, формирование максимально понятной и прозрачной бизнес-среды.

 

 

Ключевые итоги 2016 года:

  • Основными направлениями работы по снижению административных барьеров стали: оптимизация процедур и сокращение сроков их прохождения, перевод услуг в электронный вид, развитие онлайн-сервисов для застройщиков, формирование максимально понятной и прозрачной бизнес-среды.
  • Год стал одним из самых активных по части реформирования административных процессов строительства в Москве. В 2016 году исключили пять избыточных процедур в строительной сфере. Кроме того, были исключены процедуры государственного строительного надзора для объектов с низким уровнем риска и процедуры согласования архитектурно-градостроительного решения для небольших нежилых объектов на окраине Москвы.
  • Началось формирование сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в электронном виде. Кроме того, осуществляется перевод Геофонда в части инженерных изысканий в электронный вид. Также кадастровый учет вновь возведенных объектов капитального строительства осуществляется на основании направления заявления Могосстройнадзора в орган кадастрового учета без участия бизнесмена.
  • В 2016 году переведены в электронный вид три госуслуги: согласование специальных технических условий, выдача технического заключения о соответствии документации Сводному плану инженерных сетей и подземных сооружений, предоставление информации из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.
  • В рамках работ по сокращению сроков присоединения к инженерным сетям 22 марта 2016 года на заседании президиума Правительства Москвы был одобрен подготовленный Департаментом градостроительной политики столицы проект постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в правовые акты города Москвы». Этот проект отменяет необходимость получения разрешения на строительство на некоторые виды сетей инженерно-технического обеспечения.
  • В целях снижения административного давления на бизнес и снижения издержек застройщиков Стройкомплексом принято новаторское решение о включении в состав ГПЗУ информации о подземных коммуникациях и сооружениях, а также о предварительных технических условиях подключения к сетям.
  • В 2016 году запущен онлайн-сервис для застройщиков «Калькулятор процедур». Любой желающий может зайти на сайт и воспользоваться простым алгоритмом расчета необходимой документации для строительства того или иного объекта. С помощью этого сервиса можно оперативно получить всю информацию о пошаговой реализации строительного проекта в Москве. Для этого нужно выбрать тип объекта, его параметры, характеристики территории и другие градостроительные условия и ограничения, необходимость подключения к сетям, в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства. В результате можно узнать, сколько займет весь цикл строительства: от предпроектной подготовки до ввода объекта в эксплуатацию.
  • За два последних года количество процедур резко сократилось — с 36 до 14. Показатель стоимости административных строительных процедур за этот период удалось уменьшить на четверть. По данным Всемирного банка, административные барьеры в городе снизились в два раза с 2014 года.
  • В 2016 году было проведено исследование ВЦИОМ. Оно показало, что участники рынка не только знают о реформах, но и ощущают положительный эффект от них (см. вложенную презентацию).
  • Запущена программа «Работа над ошибками» – серия обучающих семинаров для застройщиков по разбору реформ, изменений и часто возникающих ошибок

 

СТРОИМ ПРОСТО – портал для застройщиков

Информационный портал «Строим просто» – первая онлайн-площадка для информирования деловой и отраслевой аудитории об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы. Сайт доступен на русском и английском языках.

Специалистам и застройщикам этот портал актуален и полезен, в первую очередь, специализированным разделом «Путеводитель по услугам». В нем есть не только перечень государственных услуг, которые может получить застройщик для строительства своих объектов, но и подробная инструкция и видео прохождения процедур, регламенты, правовые документы, необходимые контакты органов, предоставляющих услуги.

На сайте доступна актуальная лента новостей Москвы и России о реформировании в сфере прохождения админпроцедур. Пользователи могут авторизоваться на сайте через свои аккаунты в социальных сетях, поделиться записью у себя на странице, задать вопрос и получить на него ответ в сервисе обратной связи.

Также все желающие могут подписаться на информационный дайджест, который формируется и рассылается два раза в месяц. Мониторинг содержит вышедшие в СМИ новостные материалы по теме снижения админбарьеров, в том числе заявления федеральных и московских спикеров об изменениях в этой сфере.

Пользователям портала доступен раздел «Клуб экспертов», в котором специалисты делятся мнением о вопросах реформирования в области административных процедур, дают рекомендации и оценки действий властей города.

Кроме того, читатели сайта «Строим просто» имеют доступ к разделам «Инфографика», «Видео» и «Фото». Здесь собраны все визуальные материалы по теме, есть возможность посмотреть видео-обзоры прошедших мероприятий, ознакомиться с информацией в формате фотографий и информационно-графических материалов.

Чтобы всегда быть на связи, пользоваться функционалом сайта офлайн и иметь возможность изучать материалы, разработано специальное мобильное приложение «Строим просто», которое доступно для скачивания как на платформу IOS, так и на Android.

 

Строить в Москве становится проще

 

 

Одним из приоритетов работы московского правительства в последние годы является упрощение административных процедур в строительстве. Это привело к повышению инвестиционной привлекательности города как по данным российских и зарубежных рейтингов, так и по мнению экспертов.

Целенаправленная работа московского правительства в этом направлении привела к качественным изменениям в строительной отрасли, а 2016 год стал одним из самых активных по реформированию административных процессов в сфере строительства в Москве.

Несколько лет назад застройщики были вынуждены проходить около 100 процедур, чтобы получить возможность построить и сдать в эксплуатацию жилой дом, при этом только третья часть этих требований была обязательной. В среднем на это уходило около 20 млн руб. и примерно 1000 дней. Больше всего времени занимало документальное оформление коммуникаций.

Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу создать благоприятный деловой климат в столице, в частности, путем сокращения админбарьеров при согласовании разрешительной проектной документации на строительство объектов.

Работа по упрощению получения разрешений на строительство (оптимизация процедур и сокращение сроков их прохождения, перевод услуг в электронный вид, развитие онлайн-сервисов для застройщиков) в Москве способствовала повышению показателей нашей страны в рейтинге Всемирного банка, оценивающего условия для ведения бизнеса. Со 156 места в 2014 году Россия поднялась на 115-е по показателю «получение разрешения на строительство» и на 22 позиции улучшила показатели по индикатору «ведение бизнеса».

2016 год для участников строительного рынка российской столицы стал прорывным в сфере работы по снижению админбарьеров. Была разработана и утверждена дорожная карта по снижению административных барьеров в строительстве (1 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документ в новой редакции). Она четко обозначила задачи, стоящие перед каждым ведомством, и ожидаемые результаты. Помимо прочего, в документе прописана необходимость информационного обеспечения градостроительной деятельности.

В связи с этим в Москве прошла масштабная информационная кампания по освещению и обсуждению данной темы как в рамках крупных отраслевых мероприятий (Российский информационно-строительный форум, Московский урбанистический форум, EXPOreal), так и в рамках специально организованных событий (Urban Talks, Московский центр урбанистики «Город»).

Публичное обсуждение позволило определить реальное место админбарьеров на карте проблем строительной отрасли, выявить иные факторы, негативно влияющие на строительство в Москве, а также развить обратную связь между властью и обществом по вопросам градостроительного развития.

 

Меньше процедур – ниже стоимость

 

 

Результатом целенаправленной работы по сокращению админбарьеров в строительстве для Москвы стало исключение в 2016 году из перечня обязательных пяти процедур при оформлении градостроительной документации. Это привело к снижению стоимости согласования проектов и сокращению сроков.

Общий срок прохождения админпроцедур сократился с 239 до 215 дней, а их количество снизилось в 2,5 раза (с 36 до 14 процедур). Показатель стоимости административных строительных процедур удалось уменьшить на четверть.

Кроме того, были исключены процедуры государственного строительного надзора для объектов с низким уровнем риска (так называемых эталонных объектов) и процедуры согласования архитектурно-градостроительного решения для небольших нежилых объектов на окраине Москвы.

Одним из эталонных объектов столицы является складской комплекс в Саларьево Новой Москвы, решение о строительстве которого компания Podium Market приняла весной 2016 года.

К реализации проекта Podium Market приступила в апреле того же года, выбрав под строительство участок площадью 1,25 тыс. кв. м. Площадь складского комплекса составила 1,3 тыс. кв. м. Проект предусматривал благоустройство и озеленение территории.

С учетом всех проведенных Правительством Москвы реформ по снятию административных барьеров в строительстве, подобные объекты можно построить за «9 шагов». Это позволяет значительно сократить сроки строительства жилых домов высотой не более трех этажей, складов и производственных зданий (не более двух этажей) площадью 1,5 тыс. кв. м.

Если раньше для возведения таких объектов требовалось 21 согласование, то теперь – всего 9. Работа городских властей и инвестора строится по принципу «одного окна» – одна экспертиза заменяет 10 подобных, а четыре вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор.

Таким образом, оформить большую часть документов можно через интернет, а весь процесс согласования занимает менее четырех месяцев.

 

Интернет ускоряет строительство

 

 

Сокращению сроков и стоимости согласования проектной документации также способствует перевод  государственных услуг в сфере строительства в электронный вид.

Подать заявление на предоставление разрешения на строительство и всю документацию застройщик может через портал mos.ru. Результаты рассмотрения обращения также передаются заявителю в электронном виде.

С 29 ноября 2016 года проверить достоверность определения сметной стоимости объектов капитального строительства можно только через интернет. По словам председателя Москомэкспертизы Валерия Леонова, это еще один шаг к полному циклу оказания услуг в сфере строительства онлайн.

 

Цитата
«Снижение административных барьеров благодаря переходу на электронную форму взаимодействия – одно из приоритетных направлений деятельности Стройкомплекса Москвы. Это позволяет сделать процедуру оказания госуслуг более прозрачной, оптимизировать работу заказчиков. Возможность пройти этот обязательный этап согласования через портал делает эту услугу более доступной для заявителей. Чтобы получить ее, теперь не нужно лично обращаться в ведомство», –
Валерий Леонов
Председатель Москомэкспертизы

Его слова подтверждают и девелоперы. Генеральный директор «РГ-Девелопмент» Татьяна Тихонова отмечает, что процедура выдачи разрешений на строительство стала проще благодаря вводу электронного документооборота. Срок выдачи таких разрешений сократился, а подать заявку и документы можно удаленно из любой точки мира. 

 

Цитата
«Сотрудники компании не будут тратить время на поездки в инстанции, а человеческий ресурс – один из самых важных для оптимального менеджмента. Кроме того, теперь в личном кабинете девелопер всегда может проследить, на какой стадии рассмотрения находится его заявка. А это тоже большой плюс», –
Татьяна Тихонова
генеральный директор «РГ-Девелопмент»

Как подчеркивает Т. Тихонова, эффект от работы Правительства Москвы по снижению админбарьеров в строительстве очевиден: «В 2010 году застройщик тратил на административные процедуры 589 дней, сейчас — около 360 дней», – сказала она.

Перевод госуслуг в электронный вид серьезно облегчил деятельность застройщикам, отмечает председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. «Все госуслуги работают, причем успешно», – говорит она. По мнению эксперта, работа по снижению барьеров выгодна не только крупным застройщикам, но и мелким.  

 

Цитата
«У крупных компаний и раньше не было особых проблем с преодолением административных барьеров – у всех имелись свои способы решения соответствующих вопросов. То, чем сейчас целенаправленно занимается правительство Москвы – это обеспечение доступа на рынок для всех застройщиков, которые обладают ресурсами, необходимыми для реализации девелоперских проектов», –
Любовь Цветкова
председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы

Инженерия онлайн

 

 

Новаторским решением для Москвы стало включение в состав Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) информации о подземных коммуникациях и сооружениях, а также о предварительных технических условиях подключения к сетям.

В рамках этой работы в 2016 году началось формирование Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в электронном виде и перевод Геофонда в части инженерных изысканий в электронный вид.

Также стоит отметить, что кадастровый учет вновь возведенных объектов капитального строительства в столице осуществляется на основании направления заявления Могосстройнадзора в орган кадастрового учета без участия инвестора.

До конца 2016 года такие госуслуги, как согласование специальных технических условий (СТУ), выдача технического заключения о соответствии документации Сводному плану инженерных сетей и подземных сооружений, предоставление информации из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве, также стали доступны застройщикам онлайн.

Формирование Сводного плана значительно упрощает процесс подключения к инженерным сетям. В документ включены не только существующие подземные коммуникации и сооружения Москвы, но и проектируемые. Это дает застройщикам представление о предусмотренных в дальнейшем коммуникациях и позволяет планировать строительство объектов на несколько лет вперед.

Напомним, в рамках работы по сокращению сроков присоединения объектов к инженерным сетям в марте 2016 года на заседании президиума Правительства Москвы был одобрен подготовленный Департаментом градостроительной политики столицы проект постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в правовые акты города Москвы». Он отменяет необходимость получения разрешения на строительство на отдельные виды сетей инженерно-технического обеспечения.

 

«Калькулятор застройщика» в помощь инвестору

 

 

Еще одним важным результатом 2016 года по снижению админбарьеров является разработка онлайн-сервиса для застройщиков «Калькулятор процедур в строительстве». Любой желающий может зайти на сайт и воспользоваться простым алгоритмом расчета документации для строительства объекта.

Сервис позволяет оперативно получить исчерпывающую информацию обо всех шагах реализации строительного проекта в Москве. Для этого нужно выбрать тип объекта, его параметры, характеристики территории и иные строительные условия и ограничения, необходимость подключения к сетям, в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства.

«Калькулятор процедур» автоматически подсчитает, сколько времени займет весь цикл строительства – от предпроектной подготовки до ввода объекта в эксплуатацию.

«Калькулятор процедур» столичные власти представили застройщикам летом 2016 года. И только за первые четыре месяца работы нового сервиса онлайн-разработкой воспользовались более тысячи раз. 

 

Цитата
«Изначально мы открыли доступ к сервису физическим и юридическим лицам, зарегистрированным на московском портале госуслуг, но затем для более широкого и быстрого охвата было решено временно открыть доступ для всех пользователей интернета. Результат – двукратное увеличение количества запусков сервиса «Калькулятор процедур»», –
Сергей Лёвкин
Руководитель Департамента градостроительной политики

Этот сервис также предоставляет застройщику информацию о порядке прохождения строительных процедур в зависимости от того, какой объект планируется построить. Он может быть полезен и обычным жителям города, так как с его помощью можно получить всю информацию по объектам индивидуального жилищного строительства.

***

Большинство участников строительного рынка Москвы не только знают о проводимых реформах, но и ощущают положительный эффект от них. Таковы данные исследования, проведенного в 2016 году Всероссийским центром изучения общественного мнения.

В частности, лидерами по позитивным оценкам стали перевод услуг сетевых компаний в электронный вид и перевод основных госуслуг в сфере строительства (от оформления ГПЗУ до ввода объекта в эксплуатацию) в электронный вид.

Респонденты также положительно относятся к отмене избыточных процедур при согласовании проектно-сметной документации и к отмене постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в Москве».

Участники строительного рынка справедливо ожидают, что устранение админбарьеров приведет к снижению себестоимости строительства за счет сокращения простоев и снижения сроков строительства объектов, а также к повышению качества возводимых объектов без снижения безопасности объектов.

 

2017 год

Сроки прохождения процедур постоянно сокращаются. Так, только в 2017 году с 30 до 14 дней сократились сроки выдачи Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), с 28 до 14 — проведение итоговой проверки государственного строительного надзора, с 30 до 20 — проведение госэкспертизы проектной документации повторного использования, с 30 до 15 — оценка достоверности сметной стоимости проектной документации повторного использования. В общей сложности прохождение этих административных процедур теперь занимает 55 дней.

 

Востребованные услуги: 90% документов подано онлайн

 

 

В 2013 году власти Москвы провели масштабное реформирование сферы предоставления госуслуг в строительстве. Подача заявлений и документов стала доступна в электронном виде, что значительно упростило работу московских застройщиков. За три года спрос на онлайн-услуги вырос, и на сегодня количество заявлений, предоставляемых в электронном виде, стремится к отметке в 90%. 

Москва сделала также большой шаг в сфере оптимизации получения услуг ресурсоснабжающих организаций.

 

Цитата
«В прошлом году было подано более 30 тысяч заявлений на получение государственных услуг в сфере строительства. Из них порядка 25,5 тысячи – в электронном виде. То есть, за три года мы достигли очень высокого уровня востребованности онлайн-услуг, порядка 85% от общего объема», –
Сергей Лёвкин
Руководитель Департамента градостроительной политики

По словам С. Лёвкина, в этом году ожидается еще более высокий спрос на электронные сервисы, поскольку существенно расширился список услуг и возможностей, предоставляемых онлайн.

 

Цитата
«С прошлого года в Москве обеспечена возможность обращения за ГПЗУ совместно с включением технических условий и подключением к сетям водоснабжения и водоотведения. В наших планах обеспечить такую возможность и по остальным сетям. Мы сейчас ведем работу с ресурсоснабжающими организациями по отработке взаимодействия. Хочу подчеркнуть, что первый квартал 2017 года показал, что электронные услуги остаются в приоритете для московских застройщиков: из поданных 7378 заявлений в электронном виде поступило 90% (6629) документов», –
Сергей Лёвкин
Руководитель Департамента градостроительной политики

С АО «Мосводоканал» уже налажено взаимодействие по части предоставления услуг в электронном виде. Свою деятельность по технологическому присоединению организация осуществляет со второго полугодия 2013 года.

Основными этапами подключения являются: подача заявления заявителем, подготовка проекта договора «Мосводоканалом», подписание договора обеими сторонами, в том числе заявителем, выполнение условий договора и фактическое присоединение.

На семинаре «Работа над ошибками» заместитель начальника службы технологических присоединений Управления по перспективному развитию и присоединениям Алексей Авдонин заявил, что подключение строительных объектов осуществляется на основании заявлений с приложением комплекта необходимых материалов.

«Обращение может быть направлено любым доступным способом, в том числе при очном обращении. «Мосводоканал», являясь клиентоориентированной организацией, стремится организовать дистанционные каналы взаимодействия. С 1 марта 2016 года заявителям доступна подача документов в электронном виде через портал госуслуг, что позволяет более оперативно отслеживать все этапы подготовки договора», – отметил А. Авдонин.

На начало 2018 года «Мосводоканалом» было принято более 4 тыс. заявлений. Заявителям необходимо предоставить пакет документов для заключения договора, который включает копии учредительных документов, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории, топографическую карту участка в масштабе 1:500, баланс водопотребления и водоотведения, сведения о составе и свойствах сточных вод, информацию о сроках строительства и сведения о назначении объекта.

«Большое число поданных заявлений позволило выявить наиболее часто встречающиеся ошибки». Зачастую заявление подается от имени физического лица, подрядной или проектной организации, не являющейся правообладателем участка. Стоит обратить внимание, что заявление может быть подано либо физическим лицом по доверенности, либо проектной организацией на основании соответствующего договора, либо подрядной организацией, но от имени организации, являющейся правообладателем земельного участка», – пояснил А. Авдонин.

Представитель ОА «Мосводоканал» подчеркнул, что с документами, подтверждающими полномочия лица на их подписание, зачастую прикладываются документы, подтверждающие право на подачу заявления, но не на право подписания заявления. Кроме того, часто правоустанавливающие документы подаются без нотариального заверения, а это нарушение норм действующего законодательства. 

«В случае соблюдения комплектности документов и отсутствия замечаний сроки подготовки договоров составляют не более 30 дней при применении стандартизированных ставок тарифов, то есть когда подключаемая нагрузка не превышает 250 м3 в сутки и когда не требуется создание сетей и водопроводной организации диаметром, превышающим 250 мм. В других случаях проект договора выдается в течение 10 дней после утверждения оплаты органом исполнительной власти в индивидуальном порядке», – заключил он. 

Напомним, сейчас в электронном виде доступны 14 строительных услуг. Такой формат подачи документов позволяет оперативно подать заявление без необходимости стоять в очередях в любое время. Ежегодно отмечаеся рост подачи заявок онлайн. С 2013 года объем подачи электронных документов вырос на 73%.

 

Тезисы по рейтингу Всемирного банка

  •  Правительство Москвы совместно с федеральными структурами ведут постоянную работу, направленную на сокращение админбарьеров. На сегодня все госуслуги в строительстве переведены в электронный вид, такой практикой не может похвастаться ни одна страна мира. В ближайших планах – перевести услуги ресурсоснабжающих организаций в электронный вид.
  •  Строительная отрасль динамична и подвержена постоянным изменениям. Позитивные нововведения происходят быстро, поэтому бизнесу необходимо время на то, чтобы их почувствовать и приспособится. Тем более, время необходимо для получения эффекта от реформирования, пока механизмы взаимодействия отлаживаются.
  •  Скорость проведения положительных реформ в сфере снижения административных барьеров выше, чем скорость учета их в рейтингах. 
  •  Отношение застройщиков к проводимым реформам в 2016-2017 годах исследовал ВЦИОМ, который каждый год опрашивает 1 тысячу руководителей и топ-менеджеров строительных московских компаний. Более половины экспертов отметили положительный эффект каждой из реализуемых реформ. Наибольшую пользу застройщики почувствовали от перевода госуслуг в электронный вид (76,2% респондентов), а также от включения в состав ГПЗУ данных о прохождении инженерных коммуникаций и технических условий подключения к ним (68,3%).
  •  За прошедший год эксперты отметили снижение количества админбарьеров в строительстве, что подтверждает оптимальность выбранного курса в отношении реформирования строительного регулирования. Претензии респондентов можно разделить на две категории: сбор одинаковых документов в разные организации и повторные согласования и получение разрешений.
  •  Неодобрение реформ чаще всего связано с отсутствием информации о проводимой деятельности. Информированность о реформах и их поддержка намного выше среди респондентов, посещавших семинары «Работа над ошибками». Эти мероприятия оказывают прямое влияние на информирование целевой аудитории. Дальнейшее участие работников строительной отрасли в этих семинарах положительно скажется на их восприятии программы снижения админбарьеров.