timelapse
Все темы

Мосты-акведуки для кораблей: топ-10

Акведуки – сооружения, предназначенные для транспортировки воды по каналам, поднятым на опорах над долинами, реками, магистралями и железными дорогами.

В античные времена по ним доставляли воду от удаленного от города источника. Но есть так называемые водные мосты, по которым перемещаются небольшие суда.

Водные каналы намного тяжелее и масштабнее акведуков, ведь по ним должен идти довольно большой корабль. Лишь в XVII веке люди решились использовать для пропуска судов водные мосты. Постепенно в разных странах стали появляться самые грандиозные мостовые сооружения такого рода.

 

Акведуки строятся из камня, кирпича, железобетона или стали. Они состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы.

 

 

Река над рекой: Магдебургский водный мост

 

 

Магдебургский мост в Германии представляет собой водный канал, который буквально висит в воздухе над рекой. По нему передвигаются баржи и корабли. Этот уникальный мост-акведук используется только для переправы судов и пешеходов, наземный транспорт по нему не ходит. Он соединяет Среднегерманский канал со знаменитым каналом Эльба-Хафель. Аналогов ему нет в мире.

Началось строительство в 1997 году, а запустили мост в октябре 2003 года. Расходы на сооружение переправы оправдываются сокращением пути кораблей от Берлина до Ганновера и остальных сильно загруженных портов Рейна на 12 км.

До постройки моста суда делали большой крюк через Эльбу, а в летний период, когда уровень воды в реке существенно понижался, водное движение практически останавливалось. Теперь эти проблемы решены. Каждый год по мосту переправляется более 1,3 тыс. тонн разных грузов.

Длина моста через Эльбу  918 метров, из них 690 метров проходят по суше и 228 метров висят над водой. Глубина сооружения – 4,25 метра, ширина – 34 метра, максимальный пролет – 106 метров.

На постройку моста было затрачено 24 тыс. тонн стали и 68 тыс. кубометров бетона.

 

Минденский водный мост

 

 

Возле немецкого города Минден построен водный мост, по которому продолжается Среднегерманский канал. Он состоит из двух частей: моста, возведенного в 1914 году, и нового – постройки 1998 года. 

Новый мост строили 2 года и 9 месяцев. Его пришлось соорудить потому, что размеры старого моста не позволяли войти в него современным баржам. Им продолжают пользоваться только небольшие теплоходы и частные лодки.

Над сушей канал возвышается на 10 метров, а над рекой Везер – на 12 метров. Минденский акведук является вторым в Европе по длине, уступая только магдебургскому. 

 

Акведук Понткисиллте

 

 

Акведук Понткисиллте построили в Великобритании в 1795-1805 годах. С его помощью канал Эллесмер смог перешагнуть через долину реки Ди.

Для того времени строительство этого водного моста было огромным техническим достижением. И уже более двух столетий этот акведук остается самым высоким и длинным в Великобритании, а ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия.

Длина моста – 307 метров при глубине в 1,6 метра и ширине 3,4 метра. Он является элементом 18-километрового акведука.

Мост изготовлен из чугуна, а стянутый болтами желоб поддерживают выгнутые стальные ребра прочности. Над рекой Ди акведук проходит на высоте 38 м. 

Водный мост поддерживают 19 высоких пилонов из камня. Благодаря использованию железных конструкций при строительстве арок, последние получились легкими и изящными на вид, хотя и имеют большой запас прочности.

С появлением акведука, особенно в начале XIX века, резко возросла добыча руды, угля, известняка, выросло производство извести. Увеличилась добыча в сланцевых карьерах, расцвело сельское хозяйство. 

Сейчас по акведуку Понткисиллте уже не движутся баржи с полезными ископаемыми, он стал достопримечательностью и обслуживает туристов.

 
Акведук Бартон Свинг

 


В английском Манчестере есть подвижный водный мост Бартон Свинг, с помощью которого канал Бриджуотер пересекает Манчестерский канал. Построенный в 1894 году, он до сих пор работает исправно.

Раньше на месте поворотного моста находился обычный каменный акведук, из-за которого большие корабли не могли проходить по реке Ирвелл. Только подобное техническое решение смогло разрешить эту проблему транспортной развязки.

Теперь небольшие суда могут одновременно перемещаться по обоим пересекающимся каналам. Но когда по Манчестерскому каналу движется крупное судно, то сухопутный поворотный мост одновременно поворачивается на 90 градусов и освобождает пространство над большим каналом, давая возможность судну миновать этот водный перекресток.
 

 

Бриарский мост-канал

 

 

Акведук в Бриаре – один из старейших во Франции. Многие современные каналы построены по его аналогии. Это гидротехническое сооружение связало между собой реки Сену и Луару. У Бриарского моста-канала очень солидная длина – 56 км при глубине 1,8 метра.

Строить его начали в далеком 1604 году, а закончили в 1642-м. Канал стал частью системы, соединяющей с бассейном Роны, после того как были построены Центральный и боковой Луарский канал. Над строительством канала трудились 6-12 тыс. человек.

Технический прогресс заставил в 1890-1896 годах построить через Луару еще один водный мост из стальных конструкций. Долгое время он был самым длинным на континенте – 662 метра при ширине 11,5 метра. Акведук опирается на мощные каменные опоры. 

С обеих сторон водного моста построено по обелиску с пилястрами, на которых изображены важнейшие французские города. Сверху их украшают фонари, а внизу виден нос корабля.

Такие же чугунные фонари распределены по всей длине канала. Когда кто-то движется по этому каналу на лодке, то у него возникает ощущение, что он находится в русле крупной реки.

 

Акведук Эйвон

 

 

Самым высоким и длинным в Шотландии судоходным акведуком является Эйвон. По нему протекает канал Юнион возле Linlithgow и West Lothian. Длина моста – 250 метров, высота – 26 метров. По длине он уступает только уэльскому акведуку Понткисиллте.

Мост имеет 12 арок, вода течет по чугунному желобу. По одной из его сторон проходит узкая пешеходная дорожка.

 

Акведук Хаверуд

 

 

Этот водный мост построили в Швеции. При его сооружении столкнулись с трудностями – из-за неподходящей почвы пришлось возводить над водопадом 30-метровый стальной мост. В 1860-е годы по акведуку доставляли воду в расположенное неподалеку селение. 

Сейчас акведук Хаверуд превратился в туристическую достопримечательность и своеобразный аттракцион, в котором задействованы и река, и водный мост, и железная дорога. 

 
Акведук Рингваарт Хаарлеммермеер

 


В западной части Нидерландов, возле городка Роелофарендсвеен, проложен канал Рингваарт. Он пересекается  с автомобильной трассой А4.

Это старейший в Голландии акведук, несмотря на то, что построен он был лишь в 1961 году. В 2006-м его расширили и под ним проложили еще пару дорог, одна из которых железная. Длина акведука выросла до 1,8 тыс. метра.

 

Акведук Понт дю Сарт

 

 

Этот водный мост в Бельгии является продолжением Центрального канала, возле города Хоуденг-Гоегнис. Он пересекает сверху автомобильную развязку дорог № 535 и № 55.

Бетонный акведук имеет длину 498 метров и значительную ширину – 46 м. Вес конструкции составляет 65 тыс. тонн, ее поддерживают 28 пилонов диаметром по 3 метра.

 
Акведук Велувемеер

 

 

 

Этот водный мост находится на востоке Голландии. С помощью этой уникальной конструкции голландцы соединили между собой два искусственных водоема.

Сначала власти намеревались построить здесь обыкновенный автомобильный мост, но этот проект оказался структурно неудобным и более дорогим. Поэтому над протокой, соединяющей водоемы, вместо классического моста появился универсальный мост, способный пропускать как автомобили, так и небольшие корабли.

Большие суда не смогут вписаться в геометрию канала. По расположенному под мостом подземному тоннелю проезжает около 30 тыс. автомобилей в день.

 

 

Уровень водоемов возле Велувемеера регулируется системой водохранилищ и плотин. Но даже в этом случае автомобильный тоннель порой затапливает водой (Нидерланды расположены ниже уровня моря).

Эта водная эстакада имеет ширину 25 метров, а длину – 19 метров, сообщает www.rukivnogi.com. Акведук проходит по границе, разделяющей материковую часть Нидерландов от самого большого в мире насыпного острова Флеволанд.

Вдоль проходящей поблизости трассы № 302 сделаны пешеходные дорожки, с которых удобно рассматривать местные пейзажи.