Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Неоготика на Малой Грузинской: как создавали католический Кафедральный Собор в Москве

Описание

Можно ли в соборе, кроме органной музыки и церковного пения, услышать рок-композиции? Можно! В Москве действует Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Здесь проводят благотворительные концерты, проходят встречи молодежи и даже учат григорианскому пению… А архитектура здания заслуживает особого внимания.

 

В 1894 году выдано разрешение на строительство третьего в столице католического храма при условии, что возведут его вдалеке от центра города и без башен и наружных изваяний.

Однако его выполнили в неоготическом стиле, где основные элементы – башни, остроконечные арки, шпили и вертикальная направленность всего здания.

Изначально центром московских католиков был Милютинский переулок, где в конце XIX века располагалось два храма: во имя св. Людовика, который посещали преимущественно французы, итальянцы и испанцы, и во имя свв. Петра и Павла, в который ходили немцы, поляки, литовцы и другие выходцы из Центральной и Восточной Европы.

 

 

 

Со временем второй храм стал тесен, и польская часть паствы предложила построить третью церковь как филиал. Прошение было направлено губернатору Москвы в 1894 году.

В качестве подходящего места выбрана ул. Малая Грузинская, потому что в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Дополнительным фактором послужило то, что неподалеку располагался Брестский вокзал (сейчас – Белорусский), связывавший столицу с западными губерниями.

 

 

Первый проект здания католического храма представил русский и советский архитектор польского происхождения Фома Богданович-Дворжецкий, который ранее подготовил проект костела (католический храм) в Самаре. Его идею утвердили, несмотря на отклонения от поставленных условий. Строительство храма обошлось в 300 тыс. рублей золотом и возводили его 10 лет – с 1901 по 1911 год.

 

 

Богданович-Дворжецкий представил этот храм с небольшими декоративными башенками-шпилями, а также световым фонарем, увенчанным шпилем с крестом. Вытянутые стрельчатые окна дополняются обширной розой (большое круглое окно) над главным входом.

 

 

Трансепт (часть здания, пересекающая центральную часть – неф) придает собору в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово: пресвитерий с расположенным в нем алтарем символизирует голову, продольные нефы – туловище и ноги, а трансепт – раскинутые руки.

На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях – гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, благодаря которым восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России.

 

 

Просторное здание могло вместить до пяти  тыс. человек. Территорию храма в 1911 году окружила ограда, созданная Леоном Даукшем в том же неоготическом стиле.

Отделочные работы в филиале собора апостолов Петра и Павла продолжались до 1917 года, а в 1919 году церковь на ул. Малая Грузинская стала полноценным приходом. Однако в 1938 году, в результате государственной борьбы против религиозных организаций, богослужения здесь прекратились, интерьеры практически полностью уничтожены, освободившееся помещение отдано под общежитие.

Во время немецких бомбардировок несколько снарядов упало на здание, нанеся серьезные повреждения. После войны церковь утратила все остававшиеся на тот момент башенки и другие декоративные детали фасадов, а ее внутреннее пространство поделено на 4 этажа – здесь в 1950-х годах находился НИИ «Мосспецпромпроект».

 

 

 

В 1976 году разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. В 1990 году сформировался польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начавший борьбу за возвращение здания верующим. Поначалу мессу служили на ступенях собора, внутрь удалось войти только в 1996 году.

12 декабря отреставрированный Кафедральный собор освятили. Сейчас церковь имеет именно тот облик, который задумывал Фома Богданович-Дворжецкий.

 

 

Стрельчатые оконные проемы украшены витражами. Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути Иисуса Христа. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле. Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

 

 

Здесь также находится один из самых больших органов России: 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы. Этот инструмент 1955 года позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.

 

 

Сейчас в соборе служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни и мессы по армянскому обряду. Тридентские мессы служат вдеревянной Большой часовне, которую привезли из США в 1990-х годах. Кроме того, проводятся встречи молодежи, курсы катехизации (изучение основ христианской религии), благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок-музыки.

Также при соборе работают библиотека и церковная лавка, офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра».

 

 

История храма Христа Спасителя

 

Храм Святого семейства в Испании

 

Рижский Домский собор - главная святыня столицы Латвии

 

Собор Богоматери на Сицилии

 

Источники:  https://um.mos.ru, https://ru.wikipedia.org,
https://www.culture.ru, https://www.catedra.ru, https://basetop.ru