timelapse
Все темы

Канал имени Москвы: поит, снабжает водой и освещает столицу

Описание

Канал имени Москвы соединяет столицу с Волгой. Это уникальное сооружение. Канал не самотечный, а «энергетический»: воду для переброски из Волги поднимают насосами по пяти ступеням со шлюзами. Каждый шлюз – уникальное произведение архитектурного искусства сталинских времен.

Канал поставляет в Москву около 60% потребляемой воды и важные грузы с Волги – стройматериалы, лес, уголь и зерно. Его водные ресурсы работают на нескольких ГЭС и дают электроэнергию – в том числе, для подъема воды. По каналу ходят пассажирские теплоходы до Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону.

 

 

Длина канала – 128 км, ширина по поверхности – 85 метров, по дну – 45 метров, глубина – 5,5 метра. На нем 11 шлюзов, 10 плотин, восемь гидроэлектростанций (ГЭС), семь железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два тоннеля, две тросовые паромные переправы для автотранспорта – всего более 240 гидротехнических сооружений.

 

 

Особенно красивы и оригинальны шлюзы 7, 8 и 9, а также Карамышевская плотина. У входа в канал им. Москвы лицом к шлюзу стоит гранитный Ленин. Рост Владимира Ильича вместе с постаментом – 37 метров. Раньше напротив Ленина располагался Сталин, но при Хрущеве эту статую уничтожили.

 

 

В 1930-е годы Москву-реку у Кремля можно было перейти вброд, городу критически не хватало воды. Работа над строительством канала им. Москвы началась в 1932 году и длилась 4 года и 8 месяцев.

 

 

Для сооружения канала был создан крупнейший строительный лагерь сталинской эпохи Дмитлаг. Заключенные копали землю вручную, перебрасывая ее лопатами по цепочке, возили на деревянных тачках. В советской литературе упоминалось, что при строительстве применялся 171 экскаватор, 160 паровозов, тысячи автомобилей.

 

 

У каждого шлюза – особый облик. Их башни имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Например, башни одного из шлюзов увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба.

 

 

На 128-километровой трассе канала построено восемь шлюзов: один на реке Волге в Дубне, пять — на северном склоне канала, два – на южном склоне. Три были созданы на Москве-реке для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы.

 

 

Судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. К примеру, это нужно для проведения ремонта. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.

 

 

Максимальная скорость движения по воде внутри самого канала – не более 12 км/час. Скорость низкая для того, чтобы берега не размывались от волн. По водохранилищам ограничения скорости нет.

По каналу им. Москвы ходят двух- и трехпалубные теплоходы. Путешествия начинаются с причалов Северного речного вокзала. Самые популярные направления – Углич, Кострома, Ярославль. Круизы занимают от трех до пяти дней.

 

 

Источник: welcome.mosreg.ru