timelapse
Все темы

Звезда с самоцветами, таинственные часы и множество мифов: как восстанавливают Северный речной вокзал

Описание

Началась реставрация Северного речного вокзала – символа Химкинского водохранилища. По окончании работ он превратится в современный транспортный комплекс. Закончить реставрацию планируется к середине 2020 года. Когда главную лестницу украшали пальмы и откуда взялась звезда на шпиле – читайте в нашем материале.

Изображения для сравнения

 

Северный речной вокзал называли «Портом пяти морей». В советское время он стал водными воротами столицы. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей.

Вокзал начали строить в 1932 году вместе с каналом им. Москвы и Химкинским водохранилищем. Работы закончились через пять лет – в 1937-м.

 

 

В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.

 

И вокзал, и корабль

 

 

Северный речной вокзал – главное парадное сооружение канала им. Москвы. Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали.

 

Если присмотреться, то вокзал напоминает корабль: Центральная часть с главным входом и башней – тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн – будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне – мачта, на которую еще не водрузили парус.

 

Фарфоровые медальоны

 

 

Центральная часть вокзала была украшена тремя парадными арками. На их колоннах разместили настоящие медальоны – 24 больших фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра каждый. Все по правилам симметрии – по 12 элементов со стороны парка и набережной.

Как рассказала эксперт-реставратор архитектурной керамики Надежда Поленова, они были изготовлены и расписаны вручную на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году в отделе особых экспериментальных заказов.

Рисунок каждого медальона неповторим. Здесь изображены знаковые объекты того времени: мавзолей им. Ленина, Кремль, здание метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанция и даже непостроенная сталинская высотка.

 

 

Сейчас разрушенные медальоны уже сняты с колонн. Их реставрируют: воссоздают исходную форму и расписывают.

«Я работала на многих знаковых объектах, но этот – архисложный, потому что мы работаем с фарфором. Если его неправильно установить, то он может треснуть. Так и случилось в 1937 году. Треснули все», – сказала Надежда Поленова.

 

 

Она уточнила, что сейчас восстанавливают один из самых поврежденных медальонов. «У него сохранность всего 50%. Но даже в таком состоянии мы с ним справимся, обязательно сохраним, чтобы он жил еще лет 30-40. Боремся за историю всеми силами», – заверила Надежда Поленова.

В реставраторские мастерские также отправлена и позолоченная надпись из медного сплава: «1933 Волга ≈ Москва 1937», которая размещалась над парадными арками Северного речного вокзала.

 

 

Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец

 

 

Там, где башня соединяется с центральной частью вокзала, в разные стороны света смотрели четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец.

К началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Их металлический каркас проржавел, многие части были утрачены: Северянин потерял ногу, Южанка – часть руки, а Краснофлотец – пальцы.

 

 

«Мы решили, что лучшим выходом из этой ситуации будет снять копии и изготовить новые скульптуры из того же материала. Эти статуи спасти уже невозможно», – пояснила ведущий архитектор Северного речного вокзала Ольга Кочубей.

Сейчас они находятся в специальном боксе рядом со зданием вокзала. У Северянина уже появилась нога, а Южанка без проблем держит кисть винограда. С них уже отлили основную форму, на очереди работа над деталями.

Выше статуй, в середине башни, находились одни из главных эмблем мореходства – якоря. В отличие от скульптур их покрывали бронзой, но цвет получился слишком светлый – якоря сливались с серыми стенами башни. И в 1937 году, когда они еще не были доделаны, поступило распоряжение покрыть их коричневой эмалью.

Сейчас они сняты и отправлены на реставрацию.

 

 

Сразу над якорями находятся часы – по циферблату на каждую из четырех сторон света. Внутри башни расположился механизм с курантами. Сами циферблаты были разработаны проектной бригадой Алексея Рухлядева специально для Северного речного вокзала. Их диаметр составляет почти 2,4 метра, а длина каждой стрелки – больше метра.

До нас циферблаты дошли в черном цвете, а стрелки и секундные деления имеют серый окрас. Но во время исследований специалисты обнаружили, что часы были позолоченные. Позолоту воссоздадут на стрелках, металлических пластинах под цифрами и секундных делениях.

 

 

Архитекторы также нашли в башне несколько звезд. После тщательного изучения архивов оказалось, что они располагались на циферблате. «Мы нашли их не в самом лучшем состоянии, но, думаем, их получится отреставрировать и вернуть на законное место», – уточнила Ольга Кочубей.

 

Звезда, которая флюгер

 

 

Звезда Северного речного вокзала – самая видная часть здания. Она располагалась на верхушке раздвижного шпиля. В период навигации – с апреля по октябрь – ее поднимали на высоту 75 метров. Поздней осенью, зимой и ранней весной шпиль был опущен. Это означало, что сезон не открыт.

Сама звезда сделана из металла и покрыта гальваническим способом золочения. В центре у нее с обеих сторон находилось два знака серпа и молота, посеребренных и инкрустированных самоцветами: топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем.

 

 

«Представляете, как это было красиво: золотая звезда, темный серп и молот и сияющие камни», – подчеркнула Ольга Кочубей.

Самоцветы сейчас находятся не в очень хорошем состоянии.

«За десятки лет они покрылись пылью, грязью, потускнели. Им придадут лоск, дополнят утраченные камни, а также расчистят места, куда они были вставлены – касты. И звезда снова засияет, как в 1937 году», – уточнила ведущий архитектор.

 

 

Главный вопрос, который сейчас стоит перед архитекторами – как восстанавливать золочение. Звезда очень большая и весит около тонны, поэтому ее невозможно перевезти в другое место. Ее придется либо полностью разобрать, либо построить огромную ванну и окунуть целиком.

«Пятиконечная» никогда не имела постоянного зафиксированного положения. Она была флюгером и вращалась вокруг оси по дуновению ветра.

«Сейчас механизм шпиля отправили на реставрацию. После окончания работ звезда, как и раньше, будет указывать начало и окончание судоходства», – сказал Юрий Иванов, главный инженер Северного речного вокзала.

 

Интересный факт Несмотря на распространенный слух о том, что звезда была взята со Спасской башни Московского Кремля, это не так. «Подключив архивные материалы и периодику, мы пришли к выводу, что звезда на момент постройки была в запасниках НКВД. Возможно, она была изготовлена как запасная или на одну из башен, но по какой-то причине не была установлена», – подчеркнула Ольга Кочубей. Сам Алексей Рухлядев писал в начале 1937 года, что «здание планируется украсить звездой по типу Кремлевских». Тогда на башнях Кремля были установлены первые советские звезды, собранные в 1935 году. Их сняли только в конце 1937-го. Позднее они выставлялись в парке Горького. Одну из них даже разместили в куполе павильона Космос на ВДНХ, но потом убрали. «Сейчас их звезду воссоздали в ходе недавней реставрации, а в качестве образца использовали нашу, с Северного речного вокзала. Дальнейшую историю подлинных звезд проследить пока не удалось», – сказала Ольга Кочубей.

 

 

Крыша-ресторан с видом на воду

 

 

В советское время крыша Северного речного вокзала была эксплуатируемая. На ней размещался ресторан: стояли столики, бегали официанты, гости наслаждались видом. Здесь проходили съемки фильмов «Волга-Волга» и «Новая Москва».

 

 

«Это было серьезное заведение, сюда все мечтали попасть. Мы предлагали вновь использовать крышу хотя бы как прогулочную зону. Но по требованиям пожарной безопасности и нагрузкам на конструкции это осуществить не удалось», – рассказала Ольга Кочубей.

 

 

Дельфины южной галереи

 

 

Фонтан с южной стороны здания по замыслу архитекторов должен напоминать гостям о Черном море и Крыме. Его создал скульптор Иван Ефимов. В центре чаши находился цветок, из которого спускалась вода, а над ним и вокруг него, по кругу, располагалась группа из девяти медных дельфинов. У каждого был свой шар, только сверху – стеклянные, а снизу – металлические.

«Это было настоящее произведение искусства. Но до нас не дошло ни одного подлинного дельфина, а только три, которые были уже воссозданы в период прошлых реставраций. Но у нас есть предположение, что внутри стеклянных сфер била вода и казалось, что шары вращаются», – подчеркнула Ольга Кочубей.

 

 

Сейчас мы видим только сам цветок. Основание и механизм разобрали, сняли облицовку с чаши и промаркировали гранитные камни лепестков.

«Мы воссоздадим фонтан таким, каким он был при строительстве вокзала. У нас есть исторические фотографии и план реставрации предыдущих лет. Сейчас скульпторы готовят 3D-модель», – подчеркнула ведущий архитектор.

Вокруг фонтана разобьют газоны, отреставрируют порталы и колонны. Вернут прямой выход из здания в галерею, к лестницам на второй этаж и крышу. Железные ворота, закрывающие проход из вокзала, также обновят.

 

Белые медведи северной галереи

 

 

Фонтан Север, по замыслу архитекторов, должен был отсылать гостей к освоению Арктики. Сверху располагался птичий базар: там гнездовались три железные гагары с размахом крыльев более метра и три небольшие утки. Всю композицию держали мраморные медведи – два больших и один маленький. Они стояли на гранитной чаше, из которой била вода.

 

 

«К сожалению, птицы не сохранились вообще. Да и сам фонтан дошел до нас нерабочим. Можно только предполагать по фотографиям, как он выглядел, что вода лилась еще и из центра и спускалась по медведям», – сказала Ольга Кочубей.

Из здания вокзала будет восстановлен прямой выход в галерею, где находится фонтан. Здесь пока только закрытая железная дверь, за которой скрывается лестница на второй этаж и крышу. 

 

Интересный факт В здании на самом деле не два фонтана, а четыре. Это – родники, которые расположены симметрично с южной и северной сторон вокзала. Они были выполнены в виде голов дельфинов или осетров. Из-за повреждений сложно сказать, кто там был на самом деле. Родники должны были символизировать отверстия, через которые вода утекала за борт корабля с палубы. Сейчас они отправлены на реставрацию.

 

Стены вокзала-корабля

 

 

Время не пощадило не только детали и элементы, но и сам вокзал. Сейчас там ведутся противоаварийные работы.

«Мы расчищаем старые слои штукатурки, затем будем чинить кладку, заново штукатурить стены и воссоздавать первоначальный облик здания», – сказал Юрий Иванов.

В процессе работ выяснилось, что при строительстве использовали специальную каменную штукатурку со слюдой – террозитовую.

«Здание не раз перекрашивали, поэтому мы нашли террозитовую штукатурку только во время исследований. Она имела разную фактуру: где-то гладкую, где-то рустованную, напоминающую кладку из крупных камней», – сказала Ольга Кочубей.

 

 

Сейчас работы идут и над дверями и окнами. Некоторые из них сохранились с 1937 года. По ним будут воссоздавать новые и обязательно деревянные. Только так можно вернуть зданию его первоначальный облик.

Вокзал будет полностью освещен. На «палубах» каждого этажа разместят плафоны. У этих открытых галерей потолок кессонированный, который состоит из углублений, балок и ячеек. В середине каждого кессона будет вставлен плафон-полусфера. На каждом этаже их появится несколько десятков.

 

 

Также создадут ночную подсветку, как это уже сделано со многими историческими постройками.

«Эти прожекторы мы не увидим – они будут скрыты, и только ночью будут создавать величественность речного порта», – подчеркнула Ольга Кочубей.

 

 

На крыше разместят еще 12 фонарей в виде ландышей. Раньше они совмещали в себе сразу три функции – освещение, декор и место для отдыха: в их основании установлены скамьи.

Сами фонари были выполнены из металла, бетона, оштукатуренной кирпичной кладки и стекла.

До нашего времени они дошли в плохом состоянии – металлические элементы были деформированы, большая часть стеклянных плафонов разбита или отсутствовала вовсе, а декоративная отделка разрушена и частично утрачена.

Сейчас каждый из фонарей ждет комплексная реставрация. Им вернут способность светить. Плафоны изготовят из молочного стекла – по 12 штук на каждый фонарь, заменят проводку, восстановят декор и укрепят конструктивное основание фонарей.

Лавочки под ними тоже воссоздадут, но использоваться они не будут. Как уже говорилось выше – на крышу посетителям вход воспрещен.

 

Главный зал

 

 

По лестнице из парка посетители вокзала сразу попадали в главный зал. Сегодня он требует реставрации, там все обтянуто пленкой.

 

 

Сквозь строительные леса можно увидеть большие плиты мрамора на стенах. Под потолком расположились гербы Советских Республик, по три штуки с четырех сторон. Причем над главным входом они выполнены в виде окон, гербы нарисованы на стекле.

Потолок сделан кессонами с живописью гризайл – это специальная техника, которая придает рисунку объем. Ею часто заменяют лепнину. После его расчистки и реставрации в некоторые кессоны повесят люстры.

Пол также выполнен из мрамора: в центре располагался наборный рисунок – четыре черных якоря в рамке из красного камня на белом фоне.

 

Интересный факт Справа от входа разместилась неприметная деревянная конструкция. Это настоящая историческая касса 1937 года. Реставраторы приняли решение восстановить ее и использовать не только для экскурсий, но и по назначению. Туда посадят кассира, который будет продавать билеты.

 

Зал-ресторан

 

 

Слева от главного зала расположился вход в ресторан с циферблатом над дверью. Мраморные стены с резными деревянными панелями, наборный паркет, кессонированный потолок с живописью гризайл и медальонами с изображением кораблей – таким был ресторан в советские годы, напрямую связанный со столиками на крыше. Именно отсюда официанты бежали по прямой лестнице рядом с фонтаном Юг с подносами еды.

«Когда специалисты расчищали поверхность, то за часами нашли рисунок. Но поскольку это был совсем маленький фрагмент, его закрыли и оставили циферблат», – добавила Ольга Кочубей.

Ресторан восстанавливать не будут: на вокзале разместят только кафе и зону буфета.

«По современным требованиям рестораны должны обеспечивать полный цикл. То есть половину цокольного этажа пришлось бы занять оборудованием: печами, холодильниками и др. Сейчас мы не можем этого позволить», – сказал Юрий Иванов.

 

Интересный факт В советское время зал ресторана активно функционировал. Но каждые 20 лет у него сменялось руководство. И каждый считал своим долгом сделать ремонт «под себя». При расчистке пола в зале ресторана нашли шесть слоев паркета, но исходный рисунок найти так и не удалось.

 

Зал ожидания

 

 

Он расположен симметрично к залу ресторана с правой стороны. Внутри не просто помещение – под потолком разместились балконы, на потолке – живопись в технике гризайль. На стенах – деревянные резные панели и рисованные панно, показывающие, как отдыхали и работали советские люди. На полу лежал наборный паркет с собственным рисунком.

 

 

Сейчас изображения и панели сняли и отправили на реставрацию. Пол тоже переместился в мастерские. Стены и потолки собираются расчищать и обновлять.

Залы ожидания и ресторана создавались как симметричные не только по расположению, но и по интерьерам. Однако проектировщики не стали делать точную копию: в каждом создали свою «изюминку».

Например, окна в ресторане круглые, в зале ожидания – шестиугольные, а деревянные панно различались по рисунку.

Кроме того, в залах ожидания и ресторана, а также по открытым галереям планировались эксплуатируемые световые потолки, то есть крыша должна была быть стеклянной, по которой могли бы ходить люди.

Ее даже начали делать, но на этапе строительства идею свернули и потолки сделали глухими. Все из-за недостатка технологий. В конце 1930-х годов не смогли создать такой потолок по нормам безопасности.

 

Зал Сталина

 

 

Слева от входа в зал ожидания расположился небольшой зал Иосифа Сталина. По некоторым источникам, это был личный кабинет главы СССР. Он заседал здесь и принимал людей, когда бывал на территории Северного речного вокзала.

Кабинет полностью сочетается с остальным зданием: на стенах – мрамор, на полу – наборный паркет, на потолке – кессоны с живописью гризайль. Все это сейчас передано в руки мастеров-реставраторов.

После окончания работ кабинет восстановят.

На каждой из четырех стен есть пустые круглые ниши, где должны были расположить панно.

«Есть предположение, что раньше их украшали портреты государственных деятелей. Но возможно, что в какой-то период они стали неугодными. Их сняли, места расчистили и оставили пустыми. У нас нет информации, кто был там изображен. Поэтому мы приняли решение оставить их такими, в качестве исторических элементов», – уточнила Ольга Кочубей.

 

Зал НКВД

 

 

Справа от кабинета Сталина небольшая дверь ведет еще в один зал – НКВД. Когда представители этого ведомства появлялись на территории вокзала, они заседали в этом помещении.

Сейчас тут реставраторы отливают капители и водометы для здания.

«К сожалению, зал до нас дошел совсем без живописи. Остались только кессонированные потолки. У нас нет данных о том, как он выглядел раньше, поэтому здесь пройдут только основные работы. Расписывать его заново не будем», – сказала Ольга Кочубей.

 

Второй этаж палубы корабля

 

 

С обеих сторон от входа расположились железные лестницы. Они ведут на второй этаж. Что примечательно, перила – исторические и подлежат реставрации. Скоро над ними начнут работать.

Второй этаж Северного речного вокзала был административный. Обычных посетителей туда не пускали. Сейчас там активно расчищают полы, потолки, стены. Стоит отметить, что это не единое пространство – этаж разделен на две части. Чтобы попасть в каждую из них, нужно подняться по определенной лестнице сбоку от входа.

 

 

Единственное место, куда допускались гости – детская комната. Там можно было оставить малышей на время. Она существовала недолго. У архитекторов даже нет точных данных, когда именно она прекратила свою работу. Сохранилась лишь одна фотография с упоминанием этого места.

Единственное, что осталось в этом помещении от 1937 года, – живопись. В советское время, когда комнату переделывали из детской, рисунок зашили гипсокартоном. Это его и спасло. Сейчас архитекторы заняты его расчисткой. 

Открытые «палубы» второго этажа

Галереи второго этажа не пощадило не только время, но и погода. Из-за воздействия осадков и солнца столбики ограждений быстро приходили в плохое состояние, поэтому их часто красили. В итоге во время исследований архитекторы не могли понять, что изображено на балясинах. Исходный вид удалось установить только по фотографиям.

 

 

Кроме того, полностью разрушился их внутренний каркас. Поэтому специалисты приняли решение отлить столбики заново и обмазать террозитовой штукатуркой.

Галереи с двух сторон переходят в лестницы на крышу, первая часть которых расположена перед выходами к фонтанам. Сейчас там перебирают гранитный камень ступеней и проводят гидроизоляцию.

Над галереями трудятся специалисты: стены пропитаны и усилены специальными составами, трещины заделаны. Полы выполнят по историческим фотографиям из наборного мрамора.

 

Трюм

 

 

Поскольку здание вокзала расположено на холме, со стороны парка кажется, что оно двухэтажное. На самом деле здесь три уровня. Самый нижний видно лишь со стороны канала им. Москвы.

Сюда никого не пускают – очень грязно и пыльно: убирают инженерные каналы и выравнивают пол. Затем проведут чистовую отделку.

После окончания работ в подвале создадут музей мореходства и Северного речного вокзала.

 

Спуск к воде

Когда гости проходят сквозь основной зал первого этажа, они попадают на главную лестницу. Интересно, что со стороны канала им. Москвы это уже не первый уровень, а второй.

 

 

Лестницу укрепили, гидроизолировали, перебрали гранитные камни ступеней. Перила тоже сохранились не в лучшем состоянии, но их можно восстановить.

Прямо на лестнице установят фонари с плафонами-шарами, которые восстановят по историческим фотографиям.

 

 

Интересный факт На исторических фотографиях видно, что около вокзала росли… пальмы. Что случилось с ними потом – неизвестно. Кроме того, в советское время с причала каждые полчаса уходил маленький теплоходик. «Он пересекал канал им. Москвы. Люди с той стороны могли спокойно садиться на него, переплывать и гулять в парке», – рассказал Юрий Иванов.

 

 

Вокзал для всех

 

 

 

И хотя архитекторы стремятся восстановить исходный облик здания, вокзал приспособят для маломобильных людей. Внутри установят лифты: они будут подниматься с цокольного этажа, а вдоль наружных лестниц сделают пандусы. Это обеспечит доступ во все части «порта».

Также организуют отдельные помещения, универсальные санузлы, специальные тактильные информационные таблички.

«Мы хотим, чтобы у всех была возможность путешествовать», – сказал Юрий Иванов.

Автор публикации Мария Купцова