timelapse

 

Исторический момент: первый участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро поехал! 26 февраля 2018 года для пассажиров открылись пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».

 

Цитата
«Участок очень важный. На каждой станции в течение суток будут проходить от 200 до 300 тысяч пассажиров. Это часть большого проекта Большой кольцевой линии метро, которое серьезно повлияет на изменение транспортной инфраструктуры города Москвы, разгрузит радиальные ветки метро, пригородных железнодорожных перевозок, действующей Кольцевой линии метро, создаст новые возможности для транспортного обслуживания москвичей. Все станции уникальны. Мы сохраняем традицию московского метро, чтобы станции были полезные и нужные не только с технической точки зрения, но и эстетически радовали глаз и привлекали людей», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Длина участка – 10,5 км. Открытие первых пяти станций Большого кольца улучшит транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, ТимирязевскийСавеловский, а также в деловом центре «Москва-Сити».

 

 

 

 

Уникальность Большого кольца метро

Большая кольцевая линия (БКЛ) метро – самый масштабный проект в истории метростроения в России и в мире. Длина нового кольца составит 69 км с 31 станцией (включая существующий участок «Каховская – Каширская») и двумя электродепо.

Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры – первый (станции внутри Кольца) и второй (сама Кольцевая линия).  

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на радиальные линии метро, 4 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД) Одинцово – Лобня и Подольск – Нахабино, 11 пересадок на линии железной дороги.

Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами (ТПУ) Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Нижняя Масловка», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Впервые о строительстве БКЛ заговорили в 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. 

Решение приступить к строительству БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы были начаты в ноябре того же года. 

На Большой кольцевой строятся в основном станции мелкого заложения. А значит, жители смогут быстрее спуститься к поезду и выйти на нужной станции. На посадку-высадку будет уходить меньше времени.

Есть и особенности, связанные с эксплуатацией поездов. Если при движении по радиальной ветке колесные пары поезда на поворотах изнашиваются в обе стороны, то на кольце – только с одной стороны, потому что поезд поворачивает все время в одном направлении.

С учетом такой специфики создаются дополнительные съезды, электродепо, технологические развороты, чтобы «загонять» туда поезда и периодически менять колесные пары местами, чтобы их износ проходил равномерно.

Стройка ведется в условиях плотной городской застройки. Поэтому некоторые дома и предприятия, попадающие в зону строительства станций, приходится укреплять и изолировать от шума. Чтобы горожане не жаловались на шум от проходящих поездов, используется технология виброзащиты. Благодаря этой системе горожанам будет максимально комфортно соседствовать с кольцом метро.

Первый участок Большого кольца: 5 станций метро

Третий пересадочный контур (ТПК) получил название Большая кольцевая линия метро. Его выбрали москвичи в системе «Активный гражданин».

«Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк» стали первыми станциями Большой кольцевой. До полного запуска кольца часть поездов будет ездить от «Раменок» до «Петровского парка», другая часть поездов будет следовать от «Делового центра» до «Петровского парка».

 

Рассмотрим детально каждую открытую станцию.

 

Станция метро «Деловой центр»

Расположение в центре делового центра «Москва-Сити»
Пересадка на станции «Выставочная» Филевской линии, «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, на станцию МЦК «Деловой центр»
Выходы в торгово-развлекательный центр «Афимолл» («Москва-Сити»), к «Экспоцентру» и на Краснопресненскую набережную

 

Это «близнец» станции метро «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. У обеих станций – общий дизайн. Платформу и колонны через каждые 7–8 метров облицевали алюминиевыми трехслойными панелями с поверхностью из нержавеющей стали. Архитектура металла в едином пересадочном комплексе из трех станций напоминает о бизнес-возможностях «Москва-Сити» – крупнейшего в России делового центра.

 

 

На алюминиевом реечном потолке есть световые ниши и голубые панели в цвет Филевской линии. Ограждения пешеходных балконов и витражи облицевали стеклом.

 

Небоскребы «Москва-Сити» защитили от вибрации метрополитена. Поезда подземки ходят по плите, «подвешенной» на специальных вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически полностью нейтрализует вибрационное воздействие на высотки, которые находятся на поверхности.

 

 

Из вестибюля станции «Деловой центр» пассажиры смогут попасть в торгово-развлекательный комплекс «Афимолл», не выходя на улицу.

 

Станция метро «Шелепиха»

Расположение Пересечение Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом
Пересадка на станцию «Шелепиха» Московского центрального кольца по принципу «сухие ноги», шаговая доступность от железнодорожной платформы Тестовская Смоленского направления МЖД

 

Солнечная или станция-пчелка. Именно так называют «Шелепиху» те, кто хотя бы раз видел ее дизайн. Все дело в цветовой гамме: в отделке применили белый, желтый и черный цвета.

Шестиметровые колонны неправильной формы словно вытягивают станцию вверх. Платформа отделана гранитом, а стены – мрамором.

 

Цитата
«Станция «Шелепиха» стала частью транспортно-пересадочного узла. Пассажиры смогут по закрытому переходу перейти к поездам Московского центрального кольца, и им не надо будет выходить для этого на улицу», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

С запуском станции организуют связь с наземным городским транспортом, а в дальнейшем закончат строительство транспортно-пересадочного узла, который обеспечит прямую пешеходную связь с деловым центром «Москва-Сити».

 

 

 

Станция метро «Хорошёвская»

Расположение вдоль Хорошевского шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной

Пересадка

 

на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, в шаговой доступности станция «Хорошево» МЦК

Выходы на обе стороны Хорошевского шоссе, к улице Куусинена

 

В отделке станции использовали белый и фиолетовый мрамор по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую можно будет сделать пересадку. Для удобства пассажиров около «Хорошёвской» строится транспортно-пересадочный узел с перехватывающей парковкой, где личные автомобили могут «подождать» своих владельцев.

К открытию станции реконструировали вестибюль и подземные переходы станции «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской ветки.

Подвесной потолок на платформе станции «Хорошёвская» визуально увеличивает пространство зала и создает эффект парения в воздухе.

Станция получила букву «Ё» в названии. Пассажиры могут любоваться композициями по мотивам картин Казимира Малевича, Александра Родченко и других художников-конструктивистов прямо в вестибюлях.

 

В названии станции буква «Ё» будет прописана с двумя точками. Ранее подобную «привилегию» получила станция «Тропарёво».

 

 

Станция метро в этом районе уже существует, но Таганско-Краснопресненскую ветку необходимо было разгрузить. Столичной подземкой пользуются не только жители близлежащих домов, сюда приезжают жители соседнего района Хорошево – Мневники.

Интересный факт: на «Хорошёвской», как и на всех других станциях Большой кольцевой линии, установили специальные колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они удаляют дым с платформы.

 

 

Станция метро «ЦСКА»

Расположение на территории Ходынского поля, около стадиона ЦСКА

Пересадка

без пересадки, в шаговой доступности станция «Зорге» МЦК

Выходы ко Дворцу спорта «Мегаспорт» и в новый парк на Ходынском поле

 

Станцию оформили в фирменных цветах футбольного клуба ЦСКА – красном и синем. На потолок подвешена декоративно-художественная композиция, посвященная разным видам спорта Центрального спортивного клуба армии. Помимо футболистов, пассажиры могут рассмотреть спускающихся с неба парашютистов, спортсменов конников и парусников.

 

 

На платформе установили четыре бронзовые скульптуры – лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Их создала студия военных художников имени М.Б. Грекова. Скульптуры стоят на гранитных круглых постаментах-колоннах.

 

 

Как доставляли пятиметровые скульптуры на станцию? Их везли специальным поездом по перегонам от станции метро «Деловой центр». Вес каждой скульптуры составляет 1,5 тонны.

Павильоны входа и выхода со станции имеют неправильную овальную форму. Плавные линии вестибюлей напоминают холмы в парке. На кровле разбит парк. Первая очередь благоустройства завершена, вторую закончат в 2018 году.

 

Цитата
«Станция «ЦСКА» построена открытым способом на глубине 28 метров. Это как девятиэтажный дом, только под землёй», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

 

Станция метро «Петровский парк»

Расположение около реконструируемого стадиона «Динамо» на Ленинградском проспекте

Пересадка

на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии (переход через второй этаж станции временно закрыт)

Выходы на обе стороны Ленинградского проспекта, к стадиону «Динамо» и Петровскому парку

Основным цветом интерьеров «Петровского парка» стал зеленый. В отделке станции применили уральский мрамор и гранит. Пол станции выложен плитами из серого и черного гранита, а путевые стены отделали белым мрамором, необычные колонны в форме факелов – зеленым мрамором.

 

 

На станции метро «Петровский парк» есть специальные шторы. Они спрятаны на «балконах» станции около перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются лишь если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, которой не страшны дым, газ и огонь. В случае нештатной ситуации они экстренно отсекут «Петровский парк» от перехода на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии.

 

В связи с окончанием строительства станции «Петровский парк» для движения транспорта вновь открыли Театральную аллею, которая ранее была занята стройплощадкой.