БКЛ

(БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ)

Крупнейший проект метростроения России
и мира

  • 70 км – самое длинное метрокольцо в мире
  • 31 станция
  • 3 электродепо
  • 10 лет строительства

Марьина Роща

открыта

2023

Рижская

открыта

2023

Сокольники

открыта

2023

Кленовый бульвар

открыта

2023

Нагатинский Затон

открыта

2023

Текстильщики

открыта

2023

Печатники

открыта

2023

Варшавская

открыта

2023

Каширская

открыта

2023

Новаторская

открыта

2021

Воронцовская

открыта

2021

Зюзино

открыта

2021

Каховская

открыта

2021

Проспект Вернадского

открыта

2021

Мичуринский проспект

открыта

2021

Аминьевская

открыта

2021

Давыдково

открыта

2021

Кунцевская

открыта

2021

Терехово

открыта

2021

Мнёвники

открыта

2021

Народное Ополчение

открыта

2021

Авиамоторная

открыта

2020

Лефортово

открыта

2020

Нижегородская

открыта

2020

Электрозаводская

открыта

2020

Деловой центр

открыта

2018

Шелепиха

открыта

2018

Хорошёвская

открыта

2018

ЦСКА

открыта

2018

Петровский парк

открыта

2018

Савёловская

открыта

2018

Справка

БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «лидера» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро длиной 57 км.

Протяжённость существующей Кольцевой линии Московского метро19,4 км с 12 станциями.

Это в 3,5 раза меньше БКЛ.

  • Полный оборот по кольцу – около 90 минут

  • Экономия в пути – до 45 минут

  • Порядка 50 пересадок

У каждой станции БКЛ – уникальный облик. Дизайн шести из них определили в ходе международных архитектурных конкурсов: «Мнёвники», «Терехово», «Марьина Роща», «Рижская», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар»

МЫ ПОСТРОИЛИ
БКЛ

20 тыс. человек участвовали в строительстве БКЛ

Рустам Черкесов,
генеральный директор ООО «Институт «Мосинжпроект»

Рустам Черкесов,
генеральный директор ООО «Институт «Мосинжпроект»

АРХИТЕКТУРА И РЕКОНСТРУКЦИЯ

Валерий Кивлюк,
исполняющий обязанности заместителя генерального директора АО «Мосинжпроект» по операционной деятельности

Валерий Кивлюк,
исполняющий обязанности заместителя генерального директора АО «Мосинжпроект» по операционной деятельности

РЕКОРДЫ ТОННЕЛЕПРОХОДКИ

Александр Мягков,
главный инженер АО «Мосинжпроект»

Александр Мягков,
главный инженер АО «Мосинжпроект»

ИНЖЕНЕРНАЯ НАЧИНКА БКЛ

Валерий Вязовой,
директор программы проектов, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Валерий Вязовой,
директор программы проектов, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Роман Евтушенко,
директор проекта, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Роман Евтушенко,
директор проекта, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

СЛОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Игорь Варфоломеев,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Игорь Варфоломеев,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

РЕКОНСТРУКЦИЯ КАХОВСКОЙ ЛИНИИ

Антон Васюхин,
главный специалист, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Антон Васюхин,
главный специалист, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«ВАРШАВСКАЯ»

Александр Волков,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Александр Волков,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Станция «САВЁЛОВСКАЯ»

Сергей Волков,
главный специалист по общестроительным работам, «МИПСТРОЙ 1»

Сергей Волков,
главный специалист по общестроительным работам, «МИПСТРОЙ 1»

ЭСКАЛАТОРЫ «ПЕЧАТНИКОВ»

Кирилл Глумов,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Кирилл Глумов,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«КЛЕНОВЫЙ БУЛЬВАР»

Дмитрий Дорожко,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Дмитрий Дорожко,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«КУНЦЕВСКАЯ»

Сергей Заусаев,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Сергей Заусаев,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«ТЕКСТИЛЬЩИКИ»

Александр Калюжный,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Александр Калюжный,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«МАРЬИНА РОЩА»

Артем Коротков,
директор по строительству объектов метро, «МИПСТРОЙ 1»

Артем Коротков,
директор по строительству объектов метро, «МИПСТРОЙ 1»

«ПЕЧАТНИКИ»

Иван Марков,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Иван Марков,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ» И «ТЕРЕХОВО»

Роман Модин,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Роман Модин,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«ЦСКА» И «ДАВЫДКОВО»

Захар Мороз,
заместитель директора по строительству, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Захар Мороз,
заместитель директора по строительству, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

ТОННЕЛИ НА ВОСТОКЕ БКЛ

Камиль Нуруллин,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Камиль Нуруллин,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«ПЕЧАТНИКИ»

Дмитрий Нелюбин,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Дмитрий Нелюбин,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«НОВАТОРСКАЯ»

Андрей Поздняков,
главный специалист производственного отдела, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Андрей Поздняков,
главный специалист производственного отдела, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«ЗЮЗИНО», «ВОРОНЦОВСКАЯ», «НОВАТОРСКАЯ»

Евгений Продан,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Евгений Продан,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

КРУПНЕЙШИЙ ТПУ МОСКВЫ

Сергей Чеботарь,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

Сергей Чеботарь,
руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»

«СОКОЛЬНИКИ»

КАК СТРОИЛИ
БКЛ

1 марта 2023 года было полностью запущено Большое кольцо метро.

Для пассажиров открыта 31 станция.

БКЛ стала самой протяжённой кольцевой линией метро в мире.

Улучшилось транспортное обслуживание 15 млн жителей Москвы и Московской области.

Для миллионов горожан стали ближе более 770 различных мест притяжения – парки, музеи, театры, спортивные комплексы, учебные и медицинские учреждения.

Здесь курсируют порядка 100 современных российских поездов «Москва-2020».

Проведен техпуск станций «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники».

Проведен техпуск станций «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники».

Проведен технический пуск участка станций «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики».

Проведен технический пуск станций «Варшавская» и «Каширская».

1 апреля состоялся пуск станций «Народное Ополчения» и «Мнёвники».

7 декабря открыли сразу 10 станций на участке от «Терехово» до «Каховской»: девять новых и одну реконструированную.

29 декабря была завершена проходка всех тоннелей на БКЛ.

27 марта открыли станции «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская».

31 декабря заработала «Электрозаводская». Все станции открытые в 2020-м году работали в составе Некрасовской линии метро.

На комплексную реконструкцию для включения в состав Большого кольца закрыли станции «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» бывшей Каховской линии метро.

26 февраля «поехал» первый участок с пятью станциями: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».

В декабре для пассажиров также открыли станцию «Савёловская».

В декабре для пассажиров также открыли станцию «Савёловская».

Началось строительство ещё нескольких отрезков Большой кольцевой линии – строители приступили к сооружению более 10 станций.

Стартовало строительство второго участка БКЛ метро от «Электрозаводской» до «Авиамоторной».

Завершилась проходка трех тоннелей на участках: от станции «Шелепиха» до соединительной ветви, которая связала БКЛ с Солнцевской линией; от станции «ЦСКА» до «Хорошевской» и на участке «Петровский парк» -«Савёловская».

Проведена уникальная операция по монтажу ТПМК в ограниченном пространстве на стройплощадке станции БКЛ метро «Петровский парк».

Перед метростроителями стояла задача спустить на 25-метровую глубину головную часть комплекса весом 150 тонн.

Строительство велось на всех 24-х площадках первого участка Большой кольцевой линии метро.

В строительных работах было задействовано 1400 человек.

1 августа стартовала первая проходка на БКЛ – тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Юлия» начал прокладывать путь в сторону станции «Деловой центр».

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о строительстве Большой кольцевой линии метро.

Строительство

При строительстве БКЛ закладывались технические возможности присоединить к ней новые радиальные линии метро – Рублёво-Архангельскую, Троицкую и Бирюлёвскую

Как строят тоннели метро?

В 1930-е годы первые станции московского метро строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – тоннелепроходческие механизированные комплексы. Они бывают двух видов: «десятки» и «шестерки».

Машина диаметром 6 метров прокладывает два однопутных тоннеля. 10‑метровый щит прокладывает двухпутный тоннель, где поезда разных направлений ходят навстречу друг другу по параллельным путям.

Станции глубокого и мелкого заложения

Большинство действующих с 1935 года станций московского метро – глубокого заложения. Их строили от 3 до 5 лет. С 2011 года стало больше станций мелкого заложения, глубина которых не превышает 30 метров. На строительство одной уходит примерно 2,5 года.

Станции глубокого заложения появляются там, где проходит большое количество инженерных коммуникаций, вынос которых требует больших финансовых затрат и времени. На БКЛ таких станций три: «Савёловская», «Рижская» и «Марьина Роща»

Двухпутные тоннели

Тоннели от «Мнёвников» до «Аминьевской» и от «Каширской» до «Текстильщиков» проложены 10‑метровыми щитами-гигантами. Их применение позволило сократить срок строительно-монтажных работ.

  • · Работали 33 тоннелепроходческих щита
  • · 4 щита-гиганта диаметром 10 метров
  • · 29 щитов диаметром 6 метров

АЛЬБОМ
СТРОИТЕЛЬСТВА

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ БКЛ