Тоннель между станциями метро «Пыхтино» и «Рассказовка» пройден почти наполовину

Проходка тоннелей между станциями «Пыхтино» и «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии метро выполнена на 43%, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Длина перегона здесь составляет более двух километров. К настоящему моменту тоннелепроходческий комплекс «Роза» диаметром шесть метров проложил 1153 метра правого перегонного тоннеля, а щит «Наталия» – 717 метров соседнего, левого тоннеля», – пояснил Андрей Бочкарёв.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Заммэра уточнил, что на участке продления Калининско-Солнцевской линии до аэропорта расположатся две станции – «Пыхтино» и «Внуково», его длина составит порядка 5 км.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций московского метро) отметил, что работы ведутся на всех строительных площадках нового участка желтой линии метро.

«Основные монолитные конструкции станции «Пыхтино» выполнены на 50%, началось сооружение монолитных конструкций «Внуково», – уточнил Юрий Кравцов.

Он добавил, что строители приступили к покраске конструкций метромоста, расположенного на перегоне между станциями «Пыхтино» и «Внуково» через реку Ликова.

«Основные конструкции моста готовы. Для завершения работ остается выполнить монтаж металлоконструкций покрытия и декоративных элементов и устройство верхнего строения пути», – заключил Юрий Кравцов.

Продление Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внуково значительно улучшит транспортное обслуживание посетителей аэропорта и людей, живущих и работающих в Москве.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что завершить строительство обеих станций планируется в 2023 году.

«Метро Москвы придет в аэропорт Внуково. Так что это уникальный проект, который очень полезен и нужен для москвичей и жителей этих районов», – сказал Сергей Собянин.

Какие станции метро построят в Москве в ближайшие годы – в спецпроекте портала Стройкомплекса.

Строительство желтой ветки метро

Автор текста Информационная служба портала Стройкомплекса

Яндекс.Метрика