28 апреля 2023 года после реконструкции для посетителей открылось здание обновленного Южного речного вокзала. Так завершился масштабный проект возрождения речных вокзалов столицы.
Южный речной вокзал находится в районе Нагатинский Затон по адресу: проспект Андропова, д. 11, корп. 2. Рядом расположен парк развлечений «Остров Мечты».
Здание в стиле позднего советского модернизма возвели в 1985 году по проекту Юрия Когана. По задумке архитектора вокзал напоминает многопалубный теплоход.
Однако по своему прямому назначению объект для речной навигации проработал недолго. В 2000-е годы на территории открылись ярмарка детских товаров и авторынок. Здание не соответствовало современным нормативам и пришло в аварийное состояние.
В 2021 году мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о модернизации вокзала. Ее целью было возвращение зданию исторического облика и основной транспортной функции.
По словам мэра, объект полностью реконструировали, очистили акваторию, оборудовали набережную, организовали пешеходные маршруты, благоустроили территорию.
В ходе работ специалисты усилили несущие конструкции здания, применив технологию внешнего армирования. Это позволило укрепить и увеличить несущую способность в кратчайшие сроки.
Кровля здания – эксплуатируемая, ее выполнили из оклеенного гидроизоляционного материала прочной тротуарной плитки.
Внутри вокзала сохранился оригинальный фрагмент кирпичной стены 1985 года. Лестницы выложены гранитом. Кроме того, были обновлены и воссозданы узнаваемые декоративные элементы: надпись «Москва» на фасаде, 14-метровый шпиль, компас и скульптуры, символизирующие пять морей, с которыми связана столица: Чёрное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое.
Скульптуры высотой 3,5 метра – художественные реплики, изготовленные с помощью 3D-сканирования по оригинальным чертежам – сначала из пенопласта, затем из силикона, а после из стеклопластика – современного огнестойкого материала.
Скульптуры практически не отличаются от оригиналов, однако весят почти в 12 раз меньше – 300 кг вместо прежних 3,5 тонны. Новый шпиль весом свыше 4,6 тыс. кг выполнен из стали и алюминия.
Фасады украсили электронные и прямоугольные часы, которые при необходимости могут служить экраном для демонстрации разной информации.
Архитектурно-художественное оформление отсылает к путешествиям по реке – это обыгрывается в световых решениях, мебели и отделочных материалах. Так, козырек у входа на вокзал выполнен из неровной нержавеющей стали, создающей эффект волны.
В помещениях вокзала создана безбарьерная среда – для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья установлены лифты.
Для оформления общественных зон использовано монументальное искусство с характерными чертами советского модернизма – эпохи проектирования вокзала.
Помимо этого, на вокзале пассажиры смогут увидеть 10 уникальных арт-объектов, а также исторические фотографии.
Для пассажиров и гостей здесь оборудованы:
Вдоль набережной организована зона отдыха. Горожане смогут располагаться на лавочках и наслаждаться видом водной глади. Также здесь установили 25 малых архитектурных форм.
Пять причальных зон вокзала смогут принимать суда разного класса – от небольших трамвайчиков до круизных теплоходов.
К зданию вокзала организованы удобные проезды и подъезды. Размещена остановка для туристических автобусов, а напротив объекта – автобусная остановка.
Первые речные трамвайчики появились в столице в 1931 году. Уже к 1933 году по Москве-реке ходило более 50 судов, которые пользовались популярностью у горожан.
15 июля 1937 года вместе с каналом Москва – Волга открылось два речных вокзала: Южный на Варшавском шоссе и Северный на Химкинском водохранилище. Вскоре речной флот в столице работал как полноценный общественный транспорт.
Однако в 1990-е годы он постепенно начал приходить в упадок. Воссоздание речного транспорта стартовало в последнее десятилетие. В планах правительства Москвы – возродить в столице регулярный речной городской транспорт.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве