timelapse

Московские центральные диаметры

Описание

По Москве проходит множество железнодорожных путей. Практически все радиальные направления связаны между собой соединительными ветками, но они нечасто используются электричками, в основном по ним следуют поезда дальнего следования и грузовые составы.

 

 

Сейчас электрички «упираются» в вокзалы. Чтобы попасть на другое направление, пассажирам приходится спускаться в метро и ехать на нужный вокзал.  

Московские власти совместно с ОАО «РЖД» планируют проложить маршруты для пригородных поездов через центр столицы. Проект получил название «Московские центральные диаметры» (МЦД).

МЦД будут представлять собой сеть маршрутов городского железнодорожного транспорта, которые свяжут между собой радиальные направления железной дороги и, по сути, образуют линии наземного метро.

В проекте также принимают участие правительство Московской области, АО «Центральная ППК» и ГУП «Московский метрополитен».

 

 

 

В конце 2019 года планируется запустить  МЦД по двум маршрутам – D1 «Одинцово – Лобня» и D2 «Нахабино – Подольск». Интервал движения поездов в часы пик составит 5-6 минут. Станции диаметров будут открыты для входа пассажиров с 5:30 утра до 01:00 ночи, без дневного технологического окна. 

На линиях будут внедрены единая навигация с обозначением диаметров, единый фирменный стиль общения с пассажирами и база забытых вещей.

Затем откроется еще три диаметра: «Зеленоград Раменское», «Апрелевка Железнодорожный» и «Пушкино  Домодедово». В дальнейшем могут быть рассмотрены другие маршруты. 

 

Первая линия: Из Одинцово в Лобню за 80 минут

 

Общая протяженность диаметра - 52 км

Время в пути - 80 минут

Количество остановочных пунктов - 24

К 2024 году число остановок вырастет до 28. Добавятся новые станции  - Славянский бульвар, Петровско-Разумовская, Дмитровская и Илимская. 

На первом этапе эксплуатации диаметр D1 будут обслуживать 15 современных поездов «Иволга». Пассажиропоток составит порядка 42,9 млн пассажиров в год. 

Со станций диаметра D1 можно будет сделать 8 пересадок на станции метро, МЦК и железнодорожные платформы других направлений. В перспективе число пересадок увеличится до 12.

 

Результат:

  • Сократит время в пути для пассажиров - жителей Московской области в среднем до 40 процентов. С 2 часов 40 минут до 1 часа 20 минут - при использовании общественного транспорта и с 1 часа 40 минут до 1 часа 20 минут - в случае использовании линии D1 вместо поездки на автомобиле.
  • Город станет ближе и для жителей более 20 московских районов. Время в пути сократится в два раза - с 1 часа 40 минут до 48 минут. 
  • До 12 процентов разгрузится северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской и Фиевскую линию метро.

 

Для запуска D1 реконструируют ж/д инфраструктуру:

  • Построены III и IV главные пути на учаске Москва - Одинцово Смоленского направления МЖД. Это позволило значительноо увеличить интенсивность движения поездов с сокращением интервалов до 3,5 минут в час пик.
  • Посторен новый остановочный пункт Инновационный центр «Сколково»
  • Реконструированы остановочные пункты - Фили, Сетунь, Немчиновка, Баковка, Одинцово и Рабочий Поселок.
  • Строятся новые остановочные пункты - Славянский бульвар, Петровско-Разумовская и Дмитровская, реконструируются платформы - Долгопрудная, Новодачная, Сетунь и Баковка.

 

В перспективе планируется:

  • Построить III и IV главных путей на участке Москва - Бутырская - Лобня Савеловского направления МЖД.
  • Завершение реконструкции конечных станций - Одинцово и Лобня.
  • Строительство нового остановочного пункта Илимская.

 

 

Вторая линия: Из Подольска – Нахабино за 2 часа

Общая протяженность диаметра - 80 км

Время в пути - 116 минут

Количество остановочных пунктов - 33

В перспективе количество остановочных пунктов увеличится до 38. 

На первом этапе эксплуатации диаметр D2 будут обслуживать 24 современных поезда «Иволга». Интервал движения составит до 5-6 минут в часы пик.

Пассажиропоток диаметра составит порядка 48,6 млн пассажиров в год. 

С диаметра D2 можно будет сделать 11 пересадок на станции метро, МЦК и железнодорожные платформы других направлений. В перспективе количество пересадок увеличится до 15.

 

Результат:

  • Сократится время в пути для пассажиров - жителей Московской области в среднем до 30 процентов. С 3 часов 7 минут до 1 часса 56 минут - при использовании общественного транспорта. С 2 часов 20 минут до 1 часа 56 минут - в случае использования линии D2 вместо поездки на автомобиле.
  • Улучшится транспортное обслуживание жителей подмосковных Нахабино, Красногорска, Подольска и других близлежащих населенных пунктов.
  • Город станет ближе и для жителей порядка 30 московских районов. Время в пути сократится в разы - с 1 часа 30 минут до 1 часа 12 минут.
  • Снизится нагрузка на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской, южный участок Замоскворецкой и северный участок Калужско-Рижской линий.

 

Третья линия: Зеленоград-Раменское

 

Поезда для первых маршрутов МЦД

На первых двух маршрутах МЦД запустят поезда «Иволга». 90 процентов комплектующих поезда - российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности он соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходит их.

 

 

В отличие от традиционных пригородных поездов, «Иволги» будут эксплуатироваться по стандартной городской схеме. Им предстоит обслуживать мощные концентрированные пассажиропотоки при сравнительно небольших дальностях поездки.

«Иволга» - поезд-трансформер, в котором внутреннее пространство легко адаптируется под потребности каждого пассажира. Предусмотрены крепления для велосипедов, специальные места для хранения багажа, зоны для маломобильных пассажиров и комфортные решения для родителей с маленькими детьми, включая пеленальные столики в туалетных комнатах.

В поезде нет тамбуров, зато есть широкие дверные проемы, много поручней и места для прохода пассажиров, а не только для сидения. Оснастка салона обеспечивает удобный проезд как сидя, так и стоя. «Иволга» оборудована многоуровневой системой поручней с «теплым» покрытием и мягкими подвесными ручками. В межвагонном переходе установлен дополнительный вертикальный поручень.

 

 

Адаптивное освещение в вагонах меняется в зависимости от времени суток: утром в поезде светит яркий бодрящий свет, вечером - наоборот мягкий и успокаивающий.

Благодаря гибкой составности - от пяти до 12 вагонов - «Иволга» легко адаптируется к меняющемуся пассажиропотоку. В настоящее время для нужд МЦД закуплено 39 новых поездов, из них 26 проходят обкатку .

 

Wi-Fi, климат-контроль, плавный ход

Пассажиры поездов «Иволга» смогут бесплатно пользоваться Wi-Fi, а также заряжать телефоны и планшеты. Для этого в вагонах имеются USB-розетки в каждом кресле.

Пассажирские салоны оборудованы системами обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха, которые работают в автоматическом режиме. У наружных входных дверей оборудованы тепловые завесы.

 

 

В туалетах установлены сенсорные краны и автоматические сушилки для рук.

 

 

 

Безопасность для пассажиров и машинистов

«Иволга» оборудована цифровой системой управления и диагностики. Это надежный и безопасный поезд, который сам в режиме реального времени контролирует десятки параметров. Комплексная система видеонаблюдения и система контроля бдительности машиниста обеспечивают максимальную безопасность поездок.

 

 

В кабине машиниста установлена цифровая система управления поездом, более надежная по сравнению с используемой в электропоездах раньше. Она обеспечивает поддержку, сбор и сохранение информации о режимах движения электропоезда (в т.ч. с удаленным доступом), мониторинг технического состояния состава в режиме реального времени (с возможностью передачи онлайн).

 

 

Чтобы предотвратить скатывание, на «Иволге» установлен автоматический тормоз, способный удержать электропоезд на уклоне до 30%.

Кузова вагонов производятся из стойкой к коррозии стали, поэтому срок эксплуатации поезда составляет 40 лет. В интерьере используются современные пожароустойчивые и безопасные для здоровья пассажиров материалы.

 

Технические требования к новым поездам

Поезда развивают скорость 120 км в час, но при этом адаптированы под частые остановки. Вагоны обеспечивают максимальную вместимость пассажиров благодаря продуманной сбалансированности между числом сидячих и стоячих мест.

В вагонах выполнена планировка сидений по схеме 2+2, что наряду с большим числом мест для сидения, не менее 68 мест на промежуточный вагон, предусматривает большое число стоячих мест.

Особенности​

«Иволги» будут ходить в совмещенном режиме с пригородными электричками. 

 

Сложности реализации проекта​

  • Застройка будет вестись в плотной городской среде. Однако еще остались свободные технические коридоры, поэтому освобождать большое количество участков не придется.
  • В городе огромное число инженерных коммуникаций, которые придется перекладывать.
  • Необходимость реконструировать путепроводы через железнодорожные пути. На участке от Курского вокзала до станции Каланчевская отремонтируют три путепровода.
  • Необходимость корректировки улично-дорожной сети и маршрутов наземного транспорта.

 

Цитата
«Москва отличается от других мегаполисов тем, что 70 процентов пассажиров перевозятся рельсовым транспортом. В часы пик люди выбирают электрички, МЦК, метро. Поэтому их развитие - наш приоритет. С вводом центральных диаметров мы разгрузим радиальные направления городской подземки. Пассажирам станет комфортнее в метро и электричках», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

 

 

Демонстрационный павильон МЦД

На Киевской площади установили демонстрационный павильон Московских центральных диаметров. Там можно узнать все о новом наземном метро, понаблюдать за реализацией проекта и даже принять участие в проекте, предложив организаторам свои идеи для МЦД.

Чтобы детально познакомить жителей столицы с новым городским транспортом до его запуска, в павильоне МЦД применены самые современные технологии: виртуальная и дополненная реальность, проекции, мэппинг, голограммы и др.

Главный экспонат павильона – полноразмерный макет вагона нового поезда «Иволга», который будет перевозить пассажиров на первых двух диаметрах «Одинцово – Лобня» и «Нахабино – Подольск».

Здесь можно ознакомиться со всеми пассажирскими сервисами, которые будут реализованы на МЦД – Wi-Fi, USB-зарядки, велокрепления, информационные табло, телеэкраны.

Почувствовать себя машинистом поезда и проехать по первым двум диаметрам можно благодаря очкам виртуальной реальности.

С помощью системы проекторов (мэппинг-шоу), макет «Иволги» сможет менять цвет в зависимости от пожеланий гостей павильона. 

Огромный 20-метровый медиаэкран расскажет о всех видах городского транспорта Москвы и результатах работы транспортного комплекса столицы.

Фотокомната даст возможность стать лицом рекламной кампании МЦД. Снимок в стиле Duoton можно не только распечатать, но и отправить «Почтой России» в любую точку мира бесплатно.

Зона дополненной реальности позволяет посмотреть на карту МЦД с высоты птичьего полета, рассмотреть Москву и ее окрестности, а также «управлять погодой» над городом.

Составить индивидуальный ежедневный удобный маршрут с использованием МЦД поможет маршрутизатор. Он также посчитает, сколько времени сэкономит конкретный пассажир благодаря МЦД, и предложит, на что его можно потрать.

Еженедельно в павильоне будут проходить лекции историков, экскурсоводов, журналистов, путешественников и других известных людей. Они расскажут об истории, легендах и будущем транспорта Москвы и мира. 

Павильон МЦД будет работать на протяжении всего 2019 года ежедневно без выходных с 9:00 до 21:00.  Вход свободный.

 

Зарубежный опыт

Подобные проекты уже есть в других мегаполисах мира. Самый яркий пример – Париж. Во французской столице уже несколько десятилетий действует система городских и пригородных железных дорог RER (Réseau Express Régional d'Île-de-France).

Это скоростной общественный транспорт, обслуживающий Париж и пригороды. Система объединяет пригородные наземные железнодорожные линии (ранее существовавшие и вновь построенные и реконструированные) и подземные линии в границах Парижа, возникшие в 1960-1990 годах.

 

 

Всего в RER 257 станций (в том числе 33 в границах Парижа), его длина 616,5 км, в том числе 76,5 км (более 40 станций) находятся под землей. Системой пользуется около 780 млн пассажиров в год или 2,14 млн в день.

 

 

В Берлине подобная сеть называется S-Bahn, аналоги есть в Вене, Мумбаи и других крупных городах.

В Москве сеть железных дорог наиболее развита, поэтому эффект от полноценного их использования будет больше.