Готовность будущего депо «Южное» Замоскворецкой линии метро оценивается в 30%, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Продолжается строительство электродепо «Южное». Здесь ведутся монолитные работы по устройству железобетонных и металлоконструкций основных объектов комплекса – отстойно-ремонтного и административно-бытового корпусов. Завершены все подготовительные работы для строительства вспомогательных зданий и сооружений в составе комплекса», – сказал Андрей Бочкарёв.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
По словам заместителя мэра, на территории в 13,6 га разместится 33 здания и сооружения различного производственного назначения.
«Многофункциональный комплекс электродепо предназначен для ремонта и ночного отстоя подвижного состава Замоскворецкой линии московского метрополитена. Он обеспечит техническое обслуживание 30 составов в сутки и ночной отстой 25 электропоездов. Строительство объекта позволит создать более 1 100 рабочих мест», – добавил Бочкарёв.
Как отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (входит в Группу компаний «Мосинжпроект», выступающую оператором программы развития столичного метро) Константин Маслаков, при строительстве применяются специальные технологические решения, нетипичные для подобных объектов.
«В зоне строительства преобладают водонасыщенные грунты, в связи с этим при устройстве фундаментов части сооружений комплекса используются грунтоцементные сваи. Такая технология позволяет стабилизировать и укрепить грунт и обеспечить устойчивость будущего объекта», – сообщил Маслаков.
Руководитель «МИПСТРОЙ 1» также добавил, что на площадке продолжаются строительно-монтажные работы по устройству инженерных сетей методом микротоннелирования.
«Из пятна застройки вынесены сети тепло- и водоснабжения, обеспечивающие функционирование расположенного рядом электродепо «Братеево». Подведены сети постоянного электроснабжения. В ближайшее время планируем завершить прокладку внутриплощадочных инженерных сетей», – уточнил он.
Напомним, в настоящее время в Москве насчитывается 20 действующих электродепо. На разных стадиях реконструкции и строительства находятся шесть: «Нижегородское», «Южное», «Саларьево», «Владыкино», «Выхино», «Аминьевское», благодаря чему в столице будет создано 7 тысяч новых рабочих мест.
Строительство метро в Москве