Московское центральное кольцо – одна из многих попыток (и единственная успешная) вернуть на Малое кольцо Московской железной дороги (МЖД) пассажиров. МЦК за время его существования интегрировали не только с метро. По сути, это 14-я наземная линия метрополитена, связанная со всеми радиальными железнодорожными направлениями, в том числе с Московскими центральными диаметрами (МЦД).
Движение по Московскому центральному кольцу запустили 10 сентября 2016 года. МЦК соединило между собой районы столицы, сделало их доступнее, снизило нагрузку на вокзалы и метро.
Длина «кольца» составила 54 километра (это половина длины Московской кольцевой автомобильной дороги). В первый день пассажиров приняли 26 станций, еще пять открылись в ближайшие месяцы.
Вокруг кольца растут жилые кварталы, бизнес-центры и в целом улучшается качество жизни. С момента его запуска совместно с РЖД обновлен парк поездов, дважды сокращен интервал движения и почти в два раза увеличено количество пересадок на метро и ж/д.
Станции МЦК — это полноценные транспортные узлы. Для удобства маломобильных пассажиров их оборудовали лифтами, подъемными платформами, пандусами, турникетами с широким проходом, а также эскалаторами. На всех платформах установлены тактильные плитки для пассажиров с плохим зрением.
Как и на станциях метро, на МЦК работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров, которые помогут сориентироваться, ответят на вопросы и сопроводят людей с ограниченными возможностями здоровья. Работают и стойки «Живое общение». Пассажиры могут обратиться к сотрудникам за ответами на любой интересующий их вопрос о метро и МЦК.
На МЦК регулярно появляются новые сервисы. Например, в «Ласточках» сделали «вагоны тишины»: в них не рекомендуется разговаривать и громко слушать музыку. Это помогает расслабиться и избежать стресса, побыть в тишине и зарядиться энергией. Идею реализовали после того, как москвичи поддержали ее в проекте «Активный гражданин».
Второе нововведение – сиденья с зелеными чехлами. Эти места предназначены для людей с неочевидными ограниченными возможностями, для тех, кому тяжело стоять.
Благодаря кольцу поездки по столице стали быстрее в среднем на 20 минут. Еще одной уникальной особенностью МЦК стало то, что оно связало садово-парковые ансамбли столицы: усадьбу Михалково, Ботанический сад, территории ВДНХ и Национального парка Лосиный остров, природный заказник Воробьёвы Горы и другие.
Запуск движения по кольцу дало новый импульс развитию заброшенных промышленных территорий столицы, а также позволило разрубить гордиев узел нависших над столицей транспортных проблем.
С 1908 года Московское центральное кольцо обслуживало промзоны и в основном выполняла функцию по перевозке грузов. Однако со временем многие промышленные территории вокруг этого кольца пришли в запустение, некоторые производства закрылись. Ряд промзон в лучшем случае использовались под склады. Сейчас эти территории активно реорганизуются, здесь строится жилье с социальными объектами, спортивные комплексы и др. И развивающимся территориям требуются удобные транспортные связи.
Запуск пассажирского движения по МЦК решает вопрос транспортного обеспечения промзон. Кроме того, кольцо связало пригородные железнодорожные поезда и электрички, которые идут в центр города, со станциями МЦК. Пассажиры могут, не доезжая до центра города, пересесть на поезда МЦК и двигаться дальше практически по всей территории Москвы.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве