15 апреля в «Доме на Брестской» состоялась первая в этом году встреча в рамках проекта Urban.ON, сообщил руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.
«Открыл сезон офлайн-встреч автор «Мостелеграмканала» Николай Мельников, чей ресурс, по мнению Time Out, вошел в список рекомендуемых и интересных телеграм-каналов о столице», – сказал Сергей Лёвкин.
В нем можно узнать интересные факты об уже привычных местах города, найти фотообзоры, как Москва выглядела раньше.
«В мероприятии приняли участие порядка 50 человек. Лекция, которая началась в 19:00, была посвящена развитию и строительству первой очереди метро, а также интересным фактам из жизни метростроевцев», – добавил Лёвкин.
По словам докладчика, подземка – не только тоннели. Это сложнейшая экосистема, которую нужно было создать в короткие сроки, не имея опыта строительства таких сооружений.
Было построено более 16 км тоннелей, 13 станций, 17 вестибюлей, смонтировано 15 эскалаторов, которые ранее в СССР никогда не собирали и в целом почти ничего о них не знали. Специалисты уложили свыше 21 тыс. кв. метров мрамора, использовали 88 тыс. тонн металла, 581 тыс. кубометров леса, 296 тыс. тонн цемента, 305 тыс. рулонов изоляционных материалов.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Метро строили не только мужчины, но и женщины: всего 75 тыс. человек. Они проделали колоссальную работу, а в первые дни после открытия в городе был большой праздник.
Директор ГБУ «Мосстройинформ» Юлия Куликова отметила, что посетители проявили большой интерес к обсуждаемой теме, оставили положительные отзывы и выразили желание продолжать подобный формат встреч.
«Анонсы следующих мероприятий в рамках проекта Urban.ON будут размещены на нашем сайте и в социальных сетях», – пояснила Куликова.
Выбраны темы для квестов в «Доме на Брестской»
У «Дома на Брестской» сменился сайт
Выставка об архитектуре Садового кольца в «Доме на Брестской»