Группа компаний «Мосинжпроект» и ее сотрудники признаны победителями двух профессиональных конкурсов, организованных Тоннельной ассоциацией России (ТАР), сообщил генеральный директор холдинга Юрий Кравцов.
Оператор программы развития столичного метро стал победителем конкурса «На лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений» в номинации «Безопасность при строительстве и эксплуатации подземных сооружений».
«Награда присуждена за внедрение системы интерактивного управления технологическими параметрами проходки двухпутного перегонного тоннеля Большой кольцевой линии под действующей станцией «Печатники» столичной подземки», – сказал Юрий Кравцов.
Также в номинации «Технологии при проходке тоннелей и строительстве подземных сооружений открытым способом» этого конкурса за 2021 год победителем стало проектное подразделение холдинга – Институт «Мосинжпроект», удостоенный награды за разработку математического моделирования тонелепроходки и расчет параметра, влияющего на оседание земной поверхности.
Конкурс проводится каждый год Тоннельной ассоциацией России, в нем принимают участие около 25 профильных организаций из различных регионов страны, а также ряд зарубежных фирм.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Одновременно ТАР выбирает лучших специалистов отрасли по ряду номинаций в рамках ежегодного конкурса имени С.Н. Власова на звание «Инженер года Тоннельной ассоциации России».
«Ассоциация наградила не только группу компаний «Мосинжпроект», но и отметила в конкурсе на звание «Инженер года Тоннельной ассоциации России» специалистов холдинга, непосредственно работающих со сложными подземными объектами», – добавил Кравцов.
«Инженером года в области строительства метрополитенов в РФ» стал руководитель отдела по механизированной проходке и специальным видам работ АО «Мосинжпроект» Николай Островский, а звание «Инженер года в области проектно-конструкторских работ» было присвоено руководителю управления инжирингом объектов депо и транспортно-пересадочных узлов АО «Мосинжпроект» Денису Зубареву и руководителю направления геотехники и математического моделирования Юрию Сигуте.
Также в число победителей в номинации молодых (до 30 лет) инженерных кадров отрасли вошел главный инженер ООО «Институт «Мосинжпроект» Антон Тихонов.
Кроме того, ранее отмечалось, что звание «Инженер года в области строительства метрополитенов в РФ» было присвоено генеральному директору ООО «МИП-Строй № 1» Константину Маслакову, а первый заместитель генерального директора компании по производству и капитальному строительству Алексей Надыршин стал «Инженером года в области строительства городских и горных автомобильных и железнодорожных тоннелей».
Тоннельная ассоциация России – общероссийская общественная организация, действующая на территории Российской Федерации и в странах СНГ. ТАР объединяет более 80 организаций по проектированию, строительству и эксплуатации подземных сооружений.
Все о строительстве метро