Специалисты группы компаний «Моспроект-3» займутся продлением Сормовско-Мещерской линии метро в Нижнем Новгороде, сообщили в Стройкомплексе Москвы.
Холдинг определен единым поставщиком на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы стоимостью 19,4 млрд рублей.
Для ГК «Моспроект-3» новый участок Сормовско-Мещерской линии – уже второй объект нижегородской подземки, который возводится по поручению президента России Владимира Путина.
Ранее холдинг приступил к выполнению контракта на 35,5 млрд руб. по продлению Автозаводской ветки, став первым подрядчиком, который реализует проект метрополитена в составе федерального «инфраструктурного меню».
На участке Сормовско-Мещерской линии длиной 2,3 км специалистам ГК «Моспроект-3» предстоит спроектировать и построить конечную станцию неглубокого заложения «Сормовская».
Для строительства трехкилометрового участка Автозаводской линии с двумя станциями неглубокого заложения – «Оперный театр» и «Сенная» – холдинг задействует три тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК). Сейчас инженеры завершают работы по санации этих щитов.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
«Тоннелепроходческие комплексы обеспечены всеми необходимыми элементами, работы на объекте ведем с опережением графика – готовимся начать первую проходку», – пояснила генеральный директор ГК «Моспроект-3» Анна Меркулова.
Топ-менеджер добавила, что оба метропроекта позволят создать на период строительства более 5 тыс. рабочих мест в Нижнем Новгороде.
ГК «Моспроект-3» – инжиниринговый холдинг полного цикла, специалисты которого обладают уникальными компетенциями в сфере инфраструктурного строительства.
В частности, команда ГК обеспечивает реализацию беспрецедентной программы развития московского метрополитена. При участии инженеров холдинга в неустойчивых грунтах российской столицы возводятся станции глубокого и мелкого заложения, а также создан уникальный наземный участок метро в Новой Москве.
Кроме того, экспертами ГК для российских мегаполисов предложены концепции скоростного наземно-подземного транспорта, которые получили поддержку руководства страны.
Все о строительстве метро в Москве