Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Наталья» на полтора месяца раньше срока завершил проходку правого перегонного тоннеля между строящейся станцией «Пыхтино» и станцией «Рассказовка» Солнцевской линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Щит «Наталья» диаметром шесть метров прошел под землей более двух километров в зоне влияния автодорог и инженерных коммуникаций. Для контроля параметров работы ТПМК велись круглосуточные дежурства специалистов, а геодезические службы вели мониторинг поверхности грунта», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам главы Стройкомплекса, ранее «Наталья» прошла три тоннеля на южном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро и два тоннеля на желтой ветке: от «Рассказовки» до «Новопеределкино» и от станции «Раменки» до «Мичуринского проспекта».
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций московского метро) Юрий Кравцов отметил, что тоннель между «Пыхтино» и «Рассказовкой» залегает в грунтах со сложными гидрогеологическими условиями.
«Проходка велась в тугопластичных суглинках, водонасыщенных песках и в полутвердых глинах с прослоями тугопластичной консистенции под Боровским шоссе, автомобильной эстакадой, резервуаром очистных сооружений, действующей АЗС, а также под лесополосой парка «Рассказовка», – пояснил Юрий Кравцов.
По его словам, обе станции нового участка желтой ветки – «Пыхтино» и «Внуково» – активно строятся. «Пыхтино» готова уже на треть, здесь почти завершены земляные работы, на две трети выполнен монолит.
«На «Внуково» выполняются все виды работ, завершено устройство ограждающих конструкций, общестроительная готовность оценивается на 16%», – добавил руководитель холдинга.
Напомним, длина нового участка Солнцевской линии составит порядка 5 км. С его вводом улучшится транспортная доступность Новой Москвы, а Внуково станет первым в России аэропортом с собственной станцией метро.
Сегодня мэр Сергей Собянин принял участие в церемонии завершения проходки правого перегонного тоннеля между станциями «Пыхтино» и «Рассказовка».
«Продолжается строительство Солнцевской ветки метро. Закончили проходку от «Рассказовки» до «Пыхтино» – последний щит. И дальше пошли от «Пыхтино» до «Внуково». Два щита «Роза» и «Наталия» будут работать в течение года на проходку тоннелей. Надеюсь, что в этом году они пройдут полный путь, и в 2023 году жители Москвы получат метро до Внукова. Это будет первая в нашей стране линия метро, которая дойдет до аэропорта», – заявил Сергей Собянин.
Все о строительстве метро в Москве