
Промзона расположена в районе Нагатинский затон, который имеет богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории Российского государства подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.
В 1960 году они вошли в черту Москвы, и на месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли многоэтажные кварталы.
Село Нагатино дало имя современным районам Нагатинский затон и Нагатино-Садовники. Раньше в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены «на гати», то есть на настиле из бревен для проезда и прохода по топи. Отсюда, по одной из версий, и произошло название села.
Вокруг Нагатино всегда было много заливных лугов и озер, которыми жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается еще в 1410 году. В Нагатино до сих пор существует «заводь» (или затон) - бухта, залив со спокойной, стоячей водой.
15 мая 1933 года Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) в связи с сооружением канала Москва - Волга принял решение о строительстве в Нагатинской пойме судоремонтного предприятия. Это точка отсчета истории Московского судостроительного и судоремонтного завода (МСиСЗ).
Завод был введен в действие в 1936 году по адресу: ул. Речников, д. 7. Основным направлением его работы стало судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.
Возле завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории района. Расположение предприятия также создало предпосылки для образования учебных заведений - профессионально-технического училища, Московского речного техникума, Московского института водного транспорта (1979 г.) - для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую государственную академию водного транспорта.
Интересно, что названия некоторых улиц в районе Нагатинский затон тесно связаны с судостроительным производством: Судостроительная улица (примыкает к МСиСЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица.
Названия остальных улиц, набережных, мостов - Коломенская улица, Коломенская набережная, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки - отсылают нас к древним подмосковным селам, на территории которых расположился район Нагатинский затон.
Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа «Москвич», так называемые речные трамвайчики. Одновременно предприятие строило крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.
В 1930-е годы МСиСЗ ударно работал на индустриализацию страны, в 1940-е его деятельность была неразрывно связана с фронтом. В 1960 - 1970-е годы завод превратился по-настоящему в масштабное судостроительное предприятие, освоив серийное производство речных пассажирских теплоходов и толкачей-буксиров. Общее количество построенных на МСиСЗ судов - более 1800.
Суда, построенные на МСиСЗ в период с 1948 по 1993 г.
Наименование |
Годы выпуска |
Количество |
«Москвич» |
1948 - 1958 |
283 |
«ОМ» |
1952 - 1965 |
123 |
«МО» |
1958 - 1966 |
132 |
«Речной» |
1966 - 1975 |
88 |
«Заря» |
1966 - 1976 |
556 |
«Москва» |
1969 - 1996 |
323 |
«Московский» |
1983 - 1995 |
50 |
«Луч» |
1987 - 1993 |
31 |
В связи с финансовыми трудностями судоходных компаний в 1990-х годах наступил момент, когда продукция МСиСЗ не пользовалась спросом. В этих условиях руководство завода искало любые возможности загрузить работой квалифицированные кадры. Был выигран конкурс на строительство по государственному заказу понтонов для военных, а также катеров «Сайгак».
Пришедшая на завод в начале 2000 года новая команда принесла перспективную идею - освоить на заводе строительство современных яхт. В сложившихся новых рыночных условиях можно было сделать производство в Москве рентабельным только с продуктом, обладающим высокой добавленной стоимостью. Однако оставался риск невостребованности готового продукта. Чтобы освоить производство яхт, специалисты МСиСЗ прошли дополнительное обучение: с нуля было создано интерьерное производство, в корне изменен подход к качеству судокорпусных работ.
В 2003 году на воду была спущена яхта «Паллада», первый продукт новой производственной программы. К 70-летию Московского судостроительного и судоремонтного завода новый флот включал уже пять супер-яхт, за каждой из которых стояла индивидуальная история добросовестного труда и творческого подхода.
В 2005 году руководители предприятия объявили о создании международного консорциума. МСиСЗ стал основателем и ведущим партнером консорциума Timmerman Yachts, и яхты на заводе стали выпускать под этим брендом.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве