timelapse

Нагатинский затон: новая точка роста Москвы

В октябре 2013 года на заседании правительства Москвы был утвержден проект планировки еще одной многофункциональной промышленной зоны - района Нагатинский затон на юге Москвы.

Согласно планам столичных властей, здесь появятся жилые кварталы, социальная инфраструктура и офисно-деловые центры. Будут созданы новые рабочие места недалеко от жилья, и многим жителям будущей застройки не придется ехать на работу в другие районы города, что позволит снизить транспортную напряженность в столице в часы пик.

История промзоны

Промзона расположена в районе Нагатинский затон, который имеет богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории Российского государства подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

В 1960 году они вошли в черту Москвы, и на месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли многоэтажные кварталы.

Село Нагатино дало имя современным районам Нагатинский затон и Нагатино-Садовники. Раньше в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены «на гати», то есть на настиле из бревен для проезда и прохода по топи. Отсюда, по одной из версий, и произошло название села.

Вокруг Нагатино исстари было много заливных лугов и озер, которые жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается еще в 1410 году. В Нагатино до сих пор существует «заводь» (или затон) - бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

15 мая 1933 года Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) в связи с сооружением канала Москва - Волга принял решение о строительстве в Нагатинской пойме судоремонтного предприятия. Это точка отсчета истории Московского судостроительного и судоремонтного завода (МСиСЗ).

Завод был введен в действие в 1936 году по адресу: ул. Речников, д. 7. Основным направлением его работы стало судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.

Возле завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории района. Расположение предприятия также создало предпосылки для образования учебных заведений - профессионально-технического училища, Московского речного техникума, Московского института водного транспорта (1979 г.) - для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую государственную академию водного транспорта.

Интересно, что названия некоторых улиц в районе Нагатинский затон тесно связаны с судостроительным производством: Судостроительная улица (примыкает к МСиСЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица.

Названия остальных улиц, набережных, мостов - Коломенская улица, Коломенская набережная, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки - отсылают нас к древним подмосковным селам, на территории которых расположился район Нагатинский затон.

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа «Москвич», так называемые речные трамвайчики. Одновременно предприятие строило крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

В 1930-е годы МСиСЗ ударно работал на индустриализацию страны, в 1940-е его деятельность была неразрывно связана с фронтом. В 1960 - 1970-е годы завод превратился по-настоящему в масштабное судостроительное предприятие, освоив серийное производство речных пассажирских теплоходов и толкачей-буксиров. Общее количество построенных на МСиСЗ судов - более 1800.

Суда, построенные на МСиСЗ в период с 1948 по 1993 г.

Наименование
судна

Годы выпуска

Количество

«Москвич»

1948 - 1958

283

«ОМ»

1952 - 1965

123

«МО»

1958 - 1966

132

«Речной»

1966 - 1975

88

«Заря»

1966 - 1976

556

«Москва»

1969 - 1996

323

«Московский»

1983 - 1995

50

«Луч»

1987 - 1993

31

В связи с финансовыми трудностями судоходных компаний в 1990-х годах наступил момент, когда продукция МСиСЗ не пользовалась спросом. В этих условиях руководство завода искало любые возможности загрузить работой квалифицированные кадры. Был выигран конкурс на строительство по государственному заказу понтонов для военных, а также катеров «Сайгак».

Пришедшая на завод в начале 2000 года новая команда принесла перспективную идею - освоить на заводе строительство современных яхт. В сложившихся новых рыночных условиях можно было сделать производство в Москве рентабельным только с продуктом, обладающим высокой добавленной стоимостью. Однако оставался риск невостребованности готового продукта. Чтобы освоить производство яхт, специалисты МСиСЗ прошли дополнительное обучение: с нуля было создано интерьерное производство, в корне изменен подход к качеству судокорпусных работ.

В 2003 году на воду была спущена яхта «Паллада», первый продукт новой производственной программы. К 70-летию Московского судостроительного и судоремонтного завода новый флот включал уже пять супер-яхт, за каждой из которых стояла индивидуальная история добросовестного труда и творческого подхода.

В 2005 году руководители предприятия объявили о создании международного консорциума. МСиСЗ стал основателем и ведущим партнером консорциума Timmerman Yachts, и яхты на заводе стали выпускать под этим брендом.