timelapse

Конкурс на проект развития промзоны "ЗиЛ" власти Москвы объявили в конце 2011 года. Он был задуман и реализован как международный, в нем приняли участие ведущие мировые бюро, а в состав жюри вошли известные урбанисты, транспортники и экономисты: Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города»; Саид Баткибеков, директор отдела по развитию инфраструктурных и государственных проектов «Тройка Диалог»; Маркус Аппенцеллер, архитектор, городской планировщик, партнер компании MLA+, специалист архитектурного бюро КСАР Architects&Planners; Эверт Верхаген, основатель компании REUSE; Александр Высоковский, декан Высшей школы урбанистики, руководитель магистерской программы «Управление развитием городов»; Хироки Мацуура, руководитель бюро Maxwan architects+urbanists.

Перед участниками конкурса стояла задача создать на территории ЗиЛа фактически новый район Москвы со всей необходимой инфраструктурой, привлекательный для жизни, отдыха и производства, а также со своей визитной карточкой.

К участию в конкурсе были приглашены 25 российских и иностранных бюро, из которых по портфолио были отобраны четыре компании: «Проект Меганом» (Россия), Uberbau GBR (Германия), Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды). В начале 2012 года они представили на суд жюри свои проекты реновации промзоны ЗиЛ.

Визуализация корпусов ЗиЛ после реконструкции (Uberbau).

Все четыре концепции предусматривали создание на ЗиЛе больших природных парков и прогулочных зон вдоль благоустроенных набережных Москвы-реки, а также развитие как внутренней, так и внешней системы общественного транспорта. Например, проектировщики из Valode&Pistre предлагали построить две пассажирские станции на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД) и новый автомобильный радиус вдоль железнодорожных путей. В Mecanoo Architecten в качестве главной транспортной артерии промзоны видели новую ветку метро. Uberbau GBR в своей презентации сделали ставку на организацию разветвленной системы внутрирайонных дорог, по которым планировалось организовать движение автобусов. В остальном идеи конкурсантов были достаточно разнообразны.

Трехмерная модель «Полустрова ЗиЛ».

В качестве основополагающей идеи в концепции компании Valode&Pistre было предложено создать на территории ЗиЛа крупный деловой район, напоминающий ММДЦ «Москва-Сити». По мнению французов, для такого большого мегаполиса, каким является Москва, одного делового района недостаточно. По задумке проектировщиков, здесь разместились бы офисы ведущих мировых корпораций, биржа, торговые площади. Центральный проспект ЗиЛа должен был стать улицей небоскребов, во главе с башней высотой 400 метров.

В концепции Mecanoo Architecten ЗиЛ становился большим технопарком - вспомогательной зоной для инновационного центра Сколково. Здесь предлагалось сосредоточить наукоемкие производства и вузы. Жилье в проекте занимало всего 38 тыс. кв. метров, тогда как культурные и развлекательные объекты - более 300 тыс. метров.

Проект по очистке и озеленению от Uberbau.

Немецкие архитекторы предложили возвести высотное здание со смотровой площадкой, с которой будет открываться шикарный вид на разные территории мегаполиса, а также Москву-реку. Кроме того, их концепция предусматривала строительство студенческого кампуса, деловых и торговых зданий, а также музейного комплекса, в который вошли бы экспозиции, посвященные советскому конструктивизму и истории ЗиЛа. Особое внимание немцы уделили транспортной составляющей. Они предложили построить новую магистраль, большие парковки, станцию метро и проложить автобусные линии. Для пешеходов предполагалось организовать несколько протяженных маршрутов, а для связи с внешним миром построить систему мостов через Москву-реку.Проектировщики из компании Uberbau предложили развивать промзону ЗиЛ по пяти основным направлениям. В частности, архитекторы ратовали за сохранение исторического наследия, предлагали создать сосновый парк, который призван был улучшить экологическую обстановку; на ЗиЛе по, их мнению, должны были появиться инновационный кластер, активные набережные, а также объекты линейного строительства. При этом зонировать территорию и выстраивать ее транспортную сеть и инфраструктуру предполагалось в зависимости от задач каждой зоны.

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Uberbau

«Проект Меганом» представил концепцию развития промзоны ЗиЛ, согласно которой на месте завода появится крупный культурный и образовательный центр с жилыми кварталами, а также большой парковой зоной, которая связала бы между собой Битцевский лесопарк и Лосиный остров. От Варшавского шоссе и станции метро «Нагатинская» до территории ЗиЛа предлагалось построить мост. Пожалуй, одним из самых неожиданных решений в концепции «Меганома» стал отказ от высотного строительства в пользу малоэтажных зданий, в особенности в части жилых районов. ЗиЛ, по мнению российских архитекторов, должен стать городком парков, бульваров и красивых набережных.

На главном бульваре предлагалось разместить магазины, кафе, галереи и театр, а в жилом квартале - всю необходимую для комфортного проживания инфраструктуру: школы, спортивные центры, супермаркеты. От офисов «Меганом» планировал отказаться вовсе, чтобы не создавать лишней нагрузки на транспортную сеть.

3d-модель территории ЗиЛ после реконструкциии от бюро «Проект Меганом».

Проект российской компании предусматривал построить на территории ЗиЛа 2,8 млн квадратных метров различной недвижимости, из которых 950 тыс. квадратных метров жилья, 800 тыс. квадратных метров образовательных учреждений, 460 тыс. квадратных метров производств. Оставшуюся площадь планировалось поделить между различными объектами социальной инфраструктуры.

Схема зонирования территории ЗиЛ (ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»).

Для того чтобы улучшить экологическую обстановку в районе, концепция предполагала вырыть небольшую сеть каналов, которая превратила бы промзону ЗиЛ в «московскую Венецию».

Члены жюри сошлись во мнении, что проекты Mecanoo Architecten и Valode&Pistre  слишком дороги в реализации и не очень реалистичны в нынешней градостроительной ситуации. А уникальная территория ЗиЛа должна быть застроена более нужными для Москвы объектами. Поэтому в финал конкурса прошли компании «Проект Меганом» и Uberbau GBR.

  Финалистам предложили доработать свои концепции в соответствии с замечаниями жюри. Впрочем, основной задачей конкурса было получить предложения по преобразованию территории ЗиЛа, которые могут быть преобразованы в реальные проекты, а не выбрать какую-то одну концепцию из предложенных и реализовать именно ее.

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» (ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»)