Специалисты группы компаний «Моспроект-3» приняли участие в работе совместного коллоквиума Австрийского общества по геомеханике и Австрийского национального комитета Международной тоннельной ассоциации. Мероприятие прошло в рамках корпоративной образовательной программы.
Ежегодный коллоквиум объединяет ведущих экспертов центральной Европы в сфере освоения подземного пространства и стал важным событием для мирового профессионального сообщества.
В этом году эксперты рассмотрели актуальные практики проходки тоннелей в условиях городской застройки, новые достижения в области механизированного тоннелирования, а также новаторские методы при изысканиях и в решении проблем, связанных с геологическими рисками.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
«Образовательная программа, реализуемая в холдинге, охватывает передовые знания мирового научного сообщества в транспортном строительстве. Это позволяет нам поддерживать высокий уровень оказываемых услуг по проектированию и строительству объектов, а также проводить профессиональные консультации для органов власти и потенциальных заказчиков», – прокомментировала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.
Напомним, ГК Моспроект-3 – ключевой участник масштабных градостроительных программ Москвы: расширение сети метрополитена, создание системы хордовых магистралей, формирование транспортного каркаса и др. Инженеры холдинга задействованы на самых сложных объектах и обеспечивают государственного заказчика передовыми технологическими разработками.
Ранее холдинг в партнерстве с бизнес-школой Сколково запустил образовательную программу для управленцев в инфраструктурном строительстве, провел серию интенсивов с отечественными, европейскими и североамериканскими учеными по проблематике карстовых явлений, совместно с техническим университетом Грац (TU Graz) реализовал курс по новому австрийскому методу тоннелирования (NATM).
Кроме того, в рамках Московского урбанистического форума прошло заседание экспертного центра ГК «Моспроект-3» по реализации инфраструктурных проектов на территории России и трендам мировой строительной индустрии.
Что такое Московский урбанистический форум?
Московский урбанистический форум (МУФ) – ежегодный крупнейший международный форум. Он посвящен проблемам развития больших городов.
Форум объединяет специалистов разных профессий из России и других стран – архитекторов, градостроителей, застройщиков, инвесторов, финансистов, журналистов, глав городов. На этой площадке они сообща ищут решение проблем мегаполисов: борьба с пробками, сохранение экологии, строительство жилья, дорог, метро и др.
Назад
Первый форум прошел 4-5 декабря 2011 года в гостинице Swissotel. Его организовала компания IRP Group. В 2012 году Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы создал некоммерческую организацию «Московский урбанистический форум». С тех пор она ежегодно отвечает за подготовку этого масштабного мероприятия.
В 2012-2016 годах форум проходил в московском Манеже, а в 2017-м его площадкой стал 75-й павильон на ВДНХ.
В 2018, 2019 и 2021 годах МУФ проходил в концертном зале «Зарядье», в 2023-м впервые мероприятия форума были организованы сразу на четырех городских площадках.

Назад
С 2013 года в программу форума входит Московский урбанистический фестиваль (Moscow Urban Fest), где жители и гости столицы могут посетить лекции, экспертные дискуссии и кинопоказы.

Назад
В 2019 году в программу форума был включен Конгресс Urban Health. Это конференция, посвященная здоровью городов и горожан. Основными темами стали улучшение экологии, увеличение количества парков и скверов, использование эко-материалов в строительстве, переработка мусора и др.

Назад
В 2023 году впервые мероприятия МУФа были организованы сразу на четырех городских площадках: в Зарядье, Гостином Дворе, выставочном зале «Манеж» и Лужниках. За время работы МУФ-2023 посетили свыше 7,5 млн человек.
В «Лужниках» проходило порядка 350 культурных, спортивных и развлекательных мероприятий ежедневно. Среди ключевых событий – концерты, приуроченные ко Дню Государственного флага и Дню города. Визитной карточкой площадки были ночные дискотеки по выходным.
Гостиный Двор на шесть недель превратился в интерактивное мультимедийное пространство с уникальной экспозицией, посвященной развитию здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы.
Более 800 мероприятий было организовано в парке и концертном зале «Зарядье». Ключевым событием стала деловая программа форума, включавшая пленарные заседания, круглые столы и выступления экспертов. Всего в ее рамках состоялось 42 сессии, которые посетили более 27 тыс. человек.
Выставка «Станция Манеж», прошедшая в рамках МУФ в ЦВЗ «Манеж», побила рекорды и стала самой популярной за всю историю площадки. За 23 дня ее посетили 226 тыс. человек. Она продемонстрировала, как открытие новых транспортных магистралей улучшило движение в московской агломерации.
Назад
Лучшие реализованные проекты «Моспроект-3» в 2020 году
Информационная служба портала