Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) – прямой инструмент повышения эффективности работы города, сообщил руководитель архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев в рамках недели Rosbuild-2021.
«Сейчас мы имеем один усредненный уровень проектов ТПУ, которые, на мой взгляд, не очень эффективны. Город не может извлечь полную пользу этих территорий. Нам срочно нужно пересматривать нормативные базы по их строительству. Кроме того, прилегающая территория ТПУ – очень ценная. Ее нужно грамотно и эффективно осваивать, ведь транспортная система способствует быстрому развитию города», – сказал Тимур Башкаев во время форсайт-сессии «Центры притяжения. Как современная инфраструктура ТПУ меняет городскую среду».
В свою очередь, руководитель Транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Игорь Бахирев отметил, что железная дорога не так давно стала новым видом транспорта для города, а для прилегающих территорий станций разрабатывают подробные проекты благоустройства.
«Об этом городском виде транспорта мы заговорили недавно, с момента открытия Московского центрального кольца. Повышение потенциала железной дороги в городе – наша основная задача. За первый год работы МЦК им воспользовалось 100 млн пассажиров. Сегодня МЦК интегрировано в целую систему транспорта города. Это позволило создать новые маршруты, появилась возможность экономить время в пути. Мы наблюдаем положительный градостроительный эффект», – пояснил Игорь Бахирев.
Московское центральное кольцо
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Назад
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Назад
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

Назад
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад
Он добавил, что вблизи станций МЦК и Московских центральных диаметров (МЦД) начали очень активно развивать территории: улучшились пешеходные связи, появились новые места притяжения, рабочие места и др. Поэтому строительство ТПУ – один из способов улучшения транспортной инфраструктуры города.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Возвращаясь к теме строительства ТПУ и развития прилегающих территорий, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» Алексей Расходчиков добавил, что главная задача ТПУ – обеспечить удобную пересадку, чтобы человек смог быстро и комфортно пересесть на другой вид транспорта.
«В 2010 году в Москве построили первые пересадочные узлы, и они были не совсем удачные. Мы решили пересмотреть эти проекты, провели социологические исследования в районах и выяснили, что в каждом – своя проблема. Где-то не хватает школ, рабочих мест, парковок и др. Поэтому мы добавили в наши проекты ТПУ разные объекты, которые во многом необходимы району», – пояснил Алексей Расходчиков.
Он считает, что в будущем ТПУ станут более удобными и многофункциональными объектами.
Карта строительства ТПУ