Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Планета БКЛ
Все темы

Вместо депрессивных мест – точки притяжения: как ТПУ влияют на городскую жизнь

Темы в материале

Сегодня многие эксперты признают, что транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) не просто объекты, объединяющие разные виды транспорта, а ключевые элементы в модернизации городской инфраструктуры. В состав этих проектов современные архитекторы добавляют новый функционал - теперь это не просто удобные пересадки и парковки, но и офисы, медцентры, спортивные клубы, а значит ТПУ могут становиться новыми точками притяжения в районах.

Если для горожан ТПУ становится местом для досуга, работы и саморазвития, то для города – элементом, который меняет городскую среду. Но как максимально выгодно его использовать и создать проект, который спустя десятилетия будет все также актуален?

Об этом рассуждали эксперты сессии «Центры притяжения. Как современная инфраструктура ТПУ меняет городскую среду» в рамках «Российской строительной недели-2021».

Как ТПУ меняет город

Задумываться о проекте, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта, начали еще в 2000-е годы, и спустя 10 лет была сформирована программа по созданию ТПУ Москвы и Московской области совместно с министерством транспорта РФ.

Руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Игорь Бахирев рассказал о том, что теперь программа по созданию ТПУ должна транформироваться с появлением нового вида транспорта в Москве – городской железной дороги.

«За первый год работы Московского центрального кольца им воспользовалось 100 млн пассажиров. Сегодня МЦК интегрировано в целую систему транспорта города. Также в 2019 году мы запустили два первых Московских центральных диаметра. МЦК и МЦД позволили создать новые маршруты, появилась возможность экономить время в пути, разгрузить многие дорожные участки», – пояснил Игорь Бахирев.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
  • МЦД
Московские центральные диаметры: «наземное» метро

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области - новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда
  • стоимость проезда как в метро и МЦК
  • бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

Позже откроют еще три диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.

Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • Широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров
  • Плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении
  • «Теплые» поручни
  • Системы обеззараживания воздуха
  • Предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло
  • Адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.

МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.

Назад

В связи с этим начинает формироваться уже другой вид ТПУ и новые требования к прилегающим территориям: улучшаются пешеходные связи, создаются новые места притяжения, выполняется благоустройство общественных пространств, организуются рабочие места и многое другое. Всего 10 лет назад это были депрессивные прилегающие к ж/д районы, к которым было сложно проложить комфортный маршрут, а сегодня это совершенно другая городская территория, удобная и безопасная, отмечает эксперт.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Московское центральное кольцо
  • МЦК
Московское центральное кольцо

Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.

Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.

За 5 лет МЦК перевезло 633 млн пассажиров. 

Назад

Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.

Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад

Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад

По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.

В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.

В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».

Назад

Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка»), а также с использованием технологий SamsungPay, AndroidPay, ApplePay и банковских карт с бесконтактной оплатой.

В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
 

  • МЦК - метро;
  • Метро - МЦК;
  • метро - МЦК - метро;
  • МЦК - МЦД;
  • МЦД - МЦК.

Назад

МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.

Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад

Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», считает, что для успешной реализации проектов ТПУ следует учитывать мнение местных жителей. С их помощью получится создать место, которое сможет стать востребованным и для пассажиров общественного транспорта, и для района в целом.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?
  • ТПУ
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?

ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединяет в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Чаще всего пересадка с одного вида транспорта на другой осуществляется по приницпу «сухие ноги», то есть по крытому надземному или подземному переходам. Они защищают от дождя и холода и сокращают пассажирам время в пути.

 

Назад

Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты и создают рабочие места.

Для комфортного пребывания ТПУ оснащено лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты могут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.

 

Назад

Перехватывающие парковки расположены вблизи самых востребованных станций метрополитена, МЦК и МЦД. Они позволяют автомобилистам экономить время в пути: водитель может оставить здесь машину и пересесть на общественный транспорт.

В соответствии с условиями тарифа, парковками можно воспользоваться бесплатно с 05:30 до 02:00 при совершении не менее двух поездок на метро, МЦК или МЦД, первая из которых – от ближайшей к парковке станции.

Если автомобилист, припарковавшийся на перехватывающей парковке, не пользуется общественным транспортом, для него действует специальный тариф

Назад

На данный момент:

В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.

 

Назад

В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ – «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Площадь ТПУ - 15,5 га, пассажиропоток - 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли:

ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис».

В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).

Назад

В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).

Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.

Назад

«Ведь в чем проблема ТПУ, которые строили 10 лет назад? Изначально это транспортный и транзитный проект, и он не был рассчитан на местных жителей района. Но со временем в состав новых проектов начали включать разные объекты, вплоть до театров, и они во многом привязаны к конкретным районам. Мы предложили нашей строительной дирекции интегрировать нужные району объекты в ТПУ так, чтобы проект стал не только транспортным, но и социально значимым для местных жителей. Однако не стоит забывать, что ТПУ – это еще и инвестиционный проект, и он вынужден жить в условиях рыночной экономики», – пояснил эксперт.

 

ТПУ – инструмент эффективного города

Руководитель Архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев отметил, что конкуренция современных мегаполисов заключается в том числе и в развитии транспортной системы. Поэтому ТПУ становится сегодня важнейшим инструментом в этих соревнованиях. Кроме того, транспортные узлы могут повышать эффективность города за счет развития прилегающих территорий.

«Сейчас мы имеем усредненный уровень проектов ТПУ, которые, на мой взгляд, не очень эффективны. Город не может извлечь всю пользу этих территорий. Нам нужно пересматривать нормативные базы по их строительству. Прилегающая территория ТПУ – очень ценная. Ее нужно грамотно и эффективно осваивать. Считаю, что можно и нужно формировать торговую инфраструктуру возле ТПУ», – считает Тимур Башкаев.

 

 

Руководитель направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова рассказала, что в мировой практике ТПУ активно внедряют в городскую среду, грамотно распределяют пассажиропотоки и уделяют внимание благоустройству прилегающих территорий. За счет этого удается улучшить сразу несколько сфер города.

«К примеру, транспортный узел Kamppi Centre в Хельсинки находится вблизи достопримечательностей и является крупнейшим торговым центром Финляндии. Его пассажиропоток составляет 100 тыс. человек в день. Здесь произошел перезапуск всех центральных и туристических функций за счет правильного распределения потоков в транспортном узле. В Будапеште инфраструктура ТПУ находится под землей, а на поверхности – здания, чьи функции переформатировали: офисные помещения адаптировали под социальные и музейные нужды. Таким образом, здесь появилось больше зелени, это место стало более привлекательным», – отметила Наталья Трунова.

Очевидно, что городская транспортная инфраструктура Москвы становится более удобной для пассажиров: появились скоростные и почти бесшумные поезда, вагоны с бесплатным Wi-FI и зарядками для гаджетов, улучшенная навигация на дорогах, а для сохранения экологии запустили электробусы. ТПУ становятся уже неотъемлемой частью всей этой системы. Также они приобретают все большую значимость для улучшения жизни в районах города. Эксперты предполагают, что в будущем пассажиры начнут пользоваться городским транспортом не только для поездок на работу или учебу, но и для повышения комфортной жизни: больше посещать культурные мероприятия, совершать поездки в рамках образования или развлечений.

 

О судьбе железных дорог и необходимости ТПУ

Елизавета Бондаренко