Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

Вместо депрессивных мест – точки притяжения: как ТПУ влияют на городскую жизнь

Темы в материале:

МЦК

МЦД

19 мар. 2021 г. 13:50

Сегодня многие эксперты признают, что транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) не просто объекты, объединяющие разные виды транспорта, а ключевые элементы в модернизации городской инфраструктуры. В состав этих проектов современные архитекторы добавляют новый функционал - теперь это не просто удобные пересадки и парковки, но и офисы, медцентры, спортивные клубы, а значит ТПУ могут становиться новыми точками притяжения в районах.

Если для горожан ТПУ становится местом для досуга, работы и саморазвития, то для города – элементом, который меняет городскую среду. Но как максимально выгодно его использовать и создать проект, который спустя десятилетия будет все также актуален?

Об этом рассуждали эксперты сессии «Центры притяжения. Как современная инфраструктура ТПУ меняет городскую среду» в рамках «Российской строительной недели-2021».

Открытие Международной специализированной выставки строительных, отделочных материалов и технологий RosBuild

09.03.21
1/20

Как ТПУ меняет город

Задумываться о проекте, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта, начали еще в 2000-е годы, и спустя 10 лет была сформирована программа по созданию ТПУ Москвы и Московской области совместно с министерством транспорта РФ.

Руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Игорь Бахирев рассказал о том, что теперь программа по созданию ТПУ должна транформироваться с появлением нового вида транспорта в Москве – городской железной дороги.

«За первый год работы Московского центрального кольца им воспользовалось 100 млн пассажиров. Сегодня МЦК интегрировано в целую систему транспорта города. Также в 2019 году мы запустили два первых Московских центральных диаметра. МЦК и МЦД позволили создать новые маршруты, появилась возможность экономить время в пути, разгрузить многие дорожные участки», – пояснил Игорь Бахирев.

 

Вопрос-ответ
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
  • вопрос 1 Что такое МЦД?
  • вопрос 2 Преимущества МЦД
  • вопрос 3 Первые диаметры
  • вопрос 4 Поезда МЦД
  • вопрос 5 Сколько стоит проезд?

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). 

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
  • плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
  • «теплые» поручни;
  • системы обеззараживания воздуха;
  • предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
  • адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.

МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». 

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.     

Назад

В связи с этим начинает формироваться уже другой вид ТПУ и новые требования к прилегающим территориям: улучшаются пешеходные связи, создаются новые места притяжения, выполняется благоустройство общественных пространств, организуются рабочие места и многое другое. Всего 10 лет назад это были депрессивные прилегающие к ж/д районы, к которым было сложно проложить комфортный маршрут, а сегодня это совершенно другая городская территория, удобная и безопасная, отмечает эксперт.

Вопрос-ответ
Московское центральное кольцо
Московское центральное кольцо
  • вопрос 1 Что такое МЦК
  • вопрос 2 Как работает МЦК
  • вопрос 3 Где проходит МЦК
  • вопрос 4 Поезда
  • вопрос 5 Оплата проезда
  • вопрос 6 Для маломобильных граждан

Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.

Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.

Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.

На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок. 

 

Назад

Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.

Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад

Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад

По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.

В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.

В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».

Назад

Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.

В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
 

  • МЦК - метро;
  • Метро - МЦК;
  • метро - МЦК - метро;
  • МЦК - МЦД;
  • МЦД - МЦК.

Назад

МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.

Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад

Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», считает, что для успешной реализации проектов ТПУ следует учитывать мнение местных жителей. С их помощью получится создать место, которое сможет стать востребованным и для пассажиров общественного транспорта, и для района в целом.

 

«Ведь в чем проблема ТПУ, которые строили 10 лет назад? Изначально это транспортный и транзитный проект, и он не был рассчитан на местных жителей района. Но со временем в состав новых проектов начали включать разные объекты, вплоть до театров, и они во многом привязаны к конкретным районам. Мы предложили нашей строительной дирекции интегрировать нужные району объекты в ТПУ так, чтобы проект стал не только транспортным, но и социально значимым для местных жителей. Однако не стоит забывать, что ТПУ – это еще и инвестиционный проект, и он вынужден жить в условиях рыночной экономики», – пояснил эксперт.

 

ТПУ – инструмент эффективного города

Руководитель Архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев отметил, что конкуренция современных мегаполисов заключается в том числе и в развитии транспортной системы. Поэтому ТПУ становится сегодня важнейшим инструментом в этих соревнованиях. Кроме того, транспортные узлы могут повышать эффективность города за счет развития прилегающих территорий.

«Сейчас мы имеем усредненный уровень проектов ТПУ, которые, на мой взгляд, не очень эффективны. Город не может извлечь всю пользу этих территорий. Нам нужно пересматривать нормативные базы по их строительству. Прилегающая территория ТПУ – очень ценная. Ее нужно грамотно и эффективно осваивать. Считаю, что можно и нужно формировать торговую инфраструктуру возле ТПУ», – считает Тимур Башкаев.

Руководитель направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова рассказала, что в мировой практике ТПУ активно внедряют в городскую среду, грамотно распределяют пассажиропотоки и уделяют внимание благоустройству прилегающих территорий. За счет этого удается улучшить сразу несколько сфер города.

«К примеру, транспортный узел Kamppi Centre в Хельсинки находится вблизи достопримечательностей и является крупнейшим торговым центром Финляндии. Его пассажиропоток составляет 100 тыс. человек в день. Здесь произошел перезапуск всех центральных и туристических функций за счет правильного распределения потоков в транспортном узле. В Будапеште инфраструктура ТПУ находится под землей, а на поверхности – здания, чьи функции переформатировали: офисные помещения адаптировали под социальные и музейные нужды. Таким образом, здесь появилось больше зелени, это место стало более привлекательным», – отметила Наталья Трунова.

Очевидно, что городская транспортная инфраструктура Москвы становится более удобной для пассажиров: появились скоростные и почти бесшумные поезда, вагоны с бесплатным Wi-FI и зарядками для гаджетов, улучшенная навигация на дорогах, а для сохранения экологии запустили электробусы. ТПУ становятся уже неотъемлемой частью всей этой системы. Также они приобретают все большую значимость для улучшения жизни в районах города. Эксперты предполагают, что в будущем пассажиры начнут пользоваться городским транспортом не только для поездок на работу или учебу, но и для повышения комфортной жизни: больше посещать культурные мероприятия, совершать поездки в рамках образования или развлечений.

 

МФК мирового уровня в ТПУ «Щёлковский»

О судьбе железных дорог и необходимости ТПУ

Елизавета Бондаренко

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • ТПУ
  • МЦК
  • транспортная инфраструктура
  • МЦД

Другие материалы по теме

Высотное здание-комплекс в составе Транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Электрозаводская"
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) ст. "Ходынское поле" (Третий пересадочный контур). 1 этап: Подземная часть объекта ТПУ. Зона попутного обслуживания пассажиров
28 мар. 2021 г.
Все объекты транспортно-пересадочного узла «Рассказовка» введут в эксплуатацию к 2023 году
Все объекты транспортно-пересадочного узла «Рассказовка» введут в эксплуатацию к 2023 году
26 мар. 2021 г.
Институт Генплана: интервал движения поездов на МЦД в черте города должен составлять три-пять минут
Институт Генплана: интервал движения поездов на МЦД в черте города должен составлять три-пять минут
25 мар. 2021 г.
Станции «Улица Новаторов» Троицкой линии метро и «Новаторская» БКЛ объединит ТПУ
Станции «Улица Новаторов» Троицкой линии метро и «Новаторская» БКЛ объединит ТПУ
23 мар. 2021 г.
Все объекты ТПУ «Рассказовка» будут введены к 2023 году
Все объекты ТПУ «Рассказовка» будут введены к 2023 году
20 мар. 2021 г.
Бочкарёв: вокзал в составе ТПУ «Нижегородская» откроют к маю
Бочкарёв: вокзал в составе ТПУ «Нижегородская» откроют к маю
9 мар. 2021 г.
ТПУ могут повысить эффективность работы города – эксперт
ТПУ могут повысить эффективность работы города – эксперт

Новости дня

Все новости
15 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: около 2,5 тысячи семей на севере столицы переехали в новые дома по программе реновации с начала года
15 дек. 2025 г. 12:00
В Измайлове началось строительство трех домов для проекта «Московские кварталы»
15 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: по проекту КРТ в Коммунарке построят жилье и создадут около 1,3 тысячи рабочих мест
15 дек. 2025 г. 10:00
В Метрогородке демонтировали первые дома по программе реновации
15 дек. 2025 г. 09:30
Владимир Ефимов: семь образовательных объектов построили в СЗАО с начала года
14 дек. 2025 г. 14:00
Владимир Ефимов: площадки для занятий спортом появятся по проекту КРТ в районе Новокосино
14 дек. 2025 г. 12:30
Владимир Ефимов: с начала года 3,7 тысячи семей переехали в квартиры по программе реновации в ВАО
14 дек. 2025 г. 11:20
Сергей Собянин: дороги вдоль путей МЦД-4 обновят в районе Очаково-Матвеевское

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика