В электродепо «Южное» завершается устройство системы автоматики и телемеханики движения поездов (АТДП), а также началось проведение ее испытаний на макете, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
«Система автоматики и телемеханики движения поездов, работающая на микропроцессорах, позволяет рационально и безопасно перераспределять поезда на веере путей, одновременно постоянно контролировать положения всех стрелок, входящих в маршрут, и определять готовность стрелочно-путевых и путевых участков к проезду», – сказал Рафик Загрутдинов.
Он уточнил, что впервые такое техническое решение, реализованное на микропроцессорах, было применено в электродепо «Сокол». Аналогичные системы, установленные в электродепо «Нижегородское» и «Аминьевское», также успешно зарекомендовали себя.
При помощи централизованного управления стрелками и сигналами на микропроцессорах можно оптимизировать скоростной режим ведения поездов, сократить межпоездные интервалы и время на то, чтобы задать их маршруты. В зависимости от технологической необходимости поезда будут направляться по парковым путям электродепо «Южное» на техобслуживание, мойку или ночной отстой.
Макетные испытания, к которым приступили по системе автоматики и телемеханики движения поездов, – один из этапов пусконаладки оборудования.
В ходе такой проверки моделируются все возможные варианты поездной ситуации, оценивается последовательность срабатывания аппаратуры. Напольное оборудование депо, включая стрелочные электроприводы, светофоры, рельсовые цепи, представлено в виде макета. Это позволяет получить наглядную и детальную картину.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Электродепо «Южное» строится в районе Братеево на юге Москвы для обслуживания подвижного состава Замоскворецкой линии метро. В новом депо на участке 13,6 га будут построены здания и сооружения общей площадью 78,5 тыс. кв. м, включая отстойно-ремонтный корпус, мотодепо и пост электрической централизации, компрессорную станцию, склад, административно-бытовой корпус и другие строения.
АО «Мосинжпроект» (подведомственный Департаменту строительства Москвы) – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро. С 2011 года с участием специалистов холдинга в Москве ввели свыше 160 км линий и 75 станций метро, построено и реконструировано 12 электродепо.
Сегодня продолжается строительство новых и реконструкция существующих электродепо для обслуживания подвижного состава стремительно развивающегося столичного метрополитена.
О строительстве электродепо «Южное»