Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

На данный момент

Электродепо «Владыкино» планируется расширить.

Описание

Электродепо в Московском метрополитене работают как гаражи, где поезда отстаиваются ночью и куда прибывают на ремонт в случае поломки. С увеличением линий в московской подземке пропорционально растет и количество поездов, которые по ним курсируют. Это необходимо для того, чтобы сохранить существующий интервал движения поездов - в часы «пик» он составляет 30 секунд. Кстати, такого рекордного показателя не смогли достичь ни в одном метрополитене мира.

Строительство новых электродепо

Дефицит мест для стоянки поездов метро в Москве был всегда: новые электродепо не строились с 1996 года. Каждый год в Москве открываются новые станции метро, поэтому необходимость строительства депо стала очевидна. Сейчас в Москве насчитывается 20 действующих электродепо. Из них пять были построены с 2011 года:

  • «Братеево»;
  • «Лихоборы»;
  • «Митино»;
  • «Руднево»;
  • «Солнцево»;
  • «Нижегородское» (1 этап).

 

Депо «Митино» стало не только самым крупным в Москве, но и в Европе. В нем предусмотрено 50 канав для стоянки поездов и четыре ремонтные канавы. Здесь работают 2 тысячи человек. «Митино» рассчитано на полный цикл  ремонта подвижного состава. До этого самым большим электродепо для стоянки поездов было «Калужское», где предусмотрено 42 канавы.

 

 
 

ЭЛЕКТРОДЕПО «БРАТЕЕВО» ЗАМОСКВОРЕЦКОЙ ЛИНИИ

 

Для сравнения: электродепо «Братеево» рассчитано на стоянку 11 поездов. Зато оно самое большое по ремонту подвижного состава. Поезда здесь смогут разбирать до винтика и ремонтировать любые неполадки. Это по сути огромный ремонтный завод.

 

Реконструкция существующих электродепо

Многие электродепо морально устарели. Во-первых, они были рассчитаны на обслуживание «ежиков» (вагоны метро типа «Еж», выпускались в 1970-е годы), во-вторых, новый подвижной состав хоть и имеет те же восемь вагонов, но все же немного длиннее. Такие поезда не помещаются в старые ремонтные канавы. В-третьих, в некоторых электродепо недостаточно ремонтных канав. Поэтому поезда приходится чаще перегонять с место на место. Не хватает и комнат для отдыха локомотивных бригад.

 

СТАРЫЙ ТИП ПОЕЗДОВ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Реконструированы пять существующих электродепо:

  • «Владыкино»;
  • «Выхино»;
  • «Печатники»;
  • «Планерное»;
  • «Сокол».

 

Электродепо «Печатники»

Самым молодым депо Москвы были «Печатники». Когда в 2011 году началась его модернизация, депо прослужило порядка 20 лет. За 11 месяцев, в течение которых длились работы первой очереди реконструкции, мест для стоянки поездов стало больше на 15. Сегодня «Печатники» входят в тройку крупнейших электродепо Москвы.

 

ЭЛЕКТРОДЕПО «ПЕЧАТНИКИ» ЛЮБЛИНСКО-ДМИТРОВСКОЙ ЛИНИИ МЕТРО

 

 

Электродепо «Сокол» (1 этап)

Обслуживание поездов Замоскворецкой линии Московского метрополитена осуществляют электродепо «Сокол», «Замоскворецкое» и «Братеево». Ежедневно они выпускают на линии 79 составов.

В 2021 году электродепо «Замоскворецкое» будет переключено на обслуживание подвижного состава Большой кольцевой линии метро. Для замещения выбывающих мощностей по обслуживанию поездов Замоскворецкой линии было принято решение провести реконструкцию одного из старшейших московских электродепо «Сокол», открытого в 1938 году.

Всего за два года на месте старого завода по ремонту электроподвижного состава был построен современный отстойно-ремонтный корпус с веером путей, газовой котельной, тягово-понизительной подстанцией, компрессорной, очистными сооружениями, насосной системой автоматического пожаротушения с резервуаром.

Также был возведён новый административно-бытовой корпус для персонала. Реконструкция удвоила мощности электродепо «Сокол» – количество канав для отстоя и обслуживания поездов выросло до 46: к 24 существующим добавили 22 новые канавы.

После ввода в эксплуатацию нового корпуса для ночного отстоя в депо будут заезжать 30 поездов вместо 15.

В 1,5 раза увеличена производительность текущего ремонта – с 1 490 до 2 350 вагонов в год.

Технический осмотр поездов перед выходом на линию теперь будет проходить непосредственно в депо. Раньше эта процедура осуществлялась на специальных пунктах технического осмотра в оборотных тупиках Замоскворецкой линии, что создавало значительные трудности для персонала.

Благодаря реконструкции и расширению мощностей в депо «Сокол» появится порядка 100 новых рабочих мест. Всего же на объекте будет занято свыше 1 100 человек.

В новом административно-бытовом корпусе созданы комфортные условия для персонала. Машинисты смогут отдохнуть в номерах гостиничного типа со всеми удобствами. Имеются столовая и спортивный зал.

 

Где ведутся работы?

В 2022-2023 годы планируется построить ещё два электродепо – «Аминьевское» и «Южное» («Братеево-2»).

Таким образом, к концу 2023 года подвижной состав Московского метрополитена будут обслуживать 23 электродепо. Из них три депо – «Замоскворецкое», «Нижегородское», «Аминьевское» – будут работать в составе Большой кольцевой линии.

В 2024-2027 годы планируется провести реконструкцию электродепо «Новогиреево» Калининской линии, построить электродепо «Саларьево» («Столбово») Сокольнической линии, а также два электродепо в г. Троицке для обслуживания Троицкой линии метро.

В составе перспективных Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий метро предполагается строительство электродепо «Ильинское» и «Красный строитель» («Бирюлёвское») соответственно.

 

 

Как ремонтируют поезда метро?

Электродепо выглядит как ангар для поездов. Но сама коробка это лишь незначительная часть этого объекта. Главное - это технологии и комплекс инженерных сооружений, которые позволяют оперативно отремонтировать поезд.

 

 
 

ЭЛЕКТРОДЕПО «ПЕЧАТНИКИ»

 

Депо разделяются на две части. Отстойная часть - это канавы, где подвижной состав стоит и проходит плановый осмотр перед выходом на линию. Вторая часть - ремонтная. Здесь проводится ежедневный ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава, обычно он занимает один-два дня. Также в этих канавах проводят внеплановый ремонт. Регламентный срок метрополитена предусматривает, что поезд необходимо отремонтировать и выпустить на линию за 10 дней.

 

КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ПОЕЗДА МЕТРО

 

В каждом электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Зачем нужно обтачивать колеса? Дело в том, что тоннели в метро достаточно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют. Профиль колесной пары очень сложный, он имеет до 15 различных граней для того чтобы подвижной состав не сошел с рельсов.

Новые электродепо будут оборудовать самыми современными станциями для обточки колес. Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь здесь установят станки проходного типа (обточка проводится во время проезда поезда через станок. – Ред.).

 

 

Новые технологии в электродепо

Кстати, в новых электродепо внедряют дистанционные методы диагностики неисправностей. Это значит, что ремонтная бригада сможет подготовить план работ еще до прибытия поезда в депо. Эта система уже зарекомендовала себя в двух электродепо «РЖД», где обслуживаются скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка». В московском метро ее впервые внедрили в электродепо «Солнцево» и «Руднево».

Как работает метод дистанционной диагностики? На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков. Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона - своя. Если фиксируется какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Современные поезда метро типа «Русич» и сами оснащены большим количеством датчиков. Они занимаются тестированием всех систем и сигнализируют машинисту о любой неполадке. Машинист передает эту информацию в депо.

 

КАБИНА ПОЕЗДА ТИПА «РУСИЧ»

 

Причем некоторые агрегаты поезда до сих пор измерялись вручную. Например, износ колесной пары. Это отнимало у механиков много времени. Другое дело - система дистанционной диагностики. Если она определит износ колесной пары, то поезд сразу же отправят на станок для обточки колес (который, как упоминалось выше, будет проходным). При этом необходимые ремонтные показатели система сама передаст в депо на колесно-токарный станок: состав заводят на обточку, указывается нужный номер вагона, и станок начинает работу.

Комнаты для машинистов

В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Это важная составляющая часть любого проекта. Люди, которые работают на таком сложном транспортном объекте как метрополитен, должны иметь возможность отдохнуть и восстановить силы.

 

СПОРТЗАЛ В ЭЛЕКТРОДЕПО «БРАТЕЕВО»

 

Помимо комнат отдыха в депо оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медицинские кабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят медосмотр.

Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности. Их оснащают мягкими креслами и диванами, для расслабления применяют методы аромо-, свето- и музыкотерапии.

В депо обязательно оборудуют тренажерный зал, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме. В некоторых депо есть даже спортивные площадки. Например, в «Печатниках» создана площадка для игры в волейбол.

 

 

Еще больше фотографий электродепо Московского метрополитена