Электродепо в московском метрополитене работают как гаражи, в которых поезда отстаиваются ночью и куда прибывают на ремонт в случае поломки. С увеличением линий в столичной подземке пропорционально растет и количество курсирующих по ним поездов. Это необходимо для того, чтобы сохранить интервал движения поездов – в часы «пик» он составляет 30 секунд. Такого рекордного показателя не смогли достичь ни в одном метрополитене мира.
Дефицит мест для стоянки поездов метро в Москве был всегда: новые электродепо не строились с 1996 года. Но в связи со стремительным и мощным развитием столичной подземки в последние годы необходимость создания таких объектов стала очевидна.
Полноценное функционирование метрополитена обеспечивается сопутствующей инфраструктурой для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Помимо выполнения своей основной функции – отстоя, планового обслуживания и мойки подвижного состава, депо являются базовыми предприятиями столичного метропролитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, а также служат для размещения персонала и оборудования разных служб подземки.
Сейчас в Москве действует 23 электродепо и один вагоноремонтный завод. 14 депо построили и реконструировали с 2011 года в рамках программы развития столичного метрополитена. В частности, возвели девять объектов:
Они принимают поезда шести линий и оборудованы всем необходимым для обеспечения эксплуатационного и технического обслуживания, периодических и внеплановых ремонтов вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
До 2030 года планируется открыть еще три:
Из последних открытых в городе объектов – электродепо «Южное» Замоскворецкой линии и «Столбово» Троицкой линии, строительство которых завершилось в 2025 году.
«Южное» стало частью самого большого в России и крупнейшего в Европе комплекса по ремонту, обслуживанию и эксплуатации вагонов метро. На 13,6 га земли было возведено 46 зданий и сооружений общей площадью 77,3 тыс. кв. м, в том числе:
Здесь установлено самое современное и технологичное оборудование для быстрого и качественного обслуживания поездов зеленой ветки.
Развернутая длина путей депо «Южное» составляет около 6,2 км, что можно сравнить с перегоном между станциями «Крылатское» и «Строгино» – самым протяженным в столичной подземке.
После выхода на проектную мощность на предприятии будет работать около 1,3 тыс. человек.
По своим масштабам «Южное» вместе с соседним вагоноремонтным заводом (депо «Братеево») превзошло предыдущего рекордсмена – депо «Митино». В целом здесь будут обслуживать до 2,4 тыс. вагонов в год.
При этом вагоноремонтный завод сконцентрируется на капитальном и среднем ремонте вагонов со всего метрополитена. Его мощности позволяют ремонтировать подвижной состав Замоскворецкой ветки, выполнять технически сложный ремонт вагонов типа «Номерной» и «Русич» с других линий метро. В общей сложности до 850 вагонов, 8,5 тыс. колес и более 6,4 тыс. двигателей в год – рекорд для аналогичных объектов в России.
Электродепо открылось в августе 2025 года для обслуживания Троицкой линии – первое на территории Троицкого и Новомосковского административных округов.
Его построили в районе Коммунарка между Ивановским прудом и ул. Василия Ощепкова, с южной стороны автомагистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
На участке в 15,8 га возвели свыше 50 зданий и сооружений общей площадью около 100 тыс. кв. м, в том числе:
С Сокольнической линией депо соединяют три ветки от перегонных тоннелей со стороны станций «Потапово» и «Новомосковская», благодаря чему можно будет выдавать составы сразу в обе стороны.
Основные технические характеристики электродепо:
Первоначально электродепо «Столбово» будет обслуживать поезда Троицкой линии метро. Затем его переключат на Сокольническую ветку – после ввода депо «Троицкое».
Электродепо выглядит как ангар для поездов. Но сама коробка – это лишь незначительная часть этого объекта. Главное – технологии и комплекс инженерных сооружений, которые позволяют оперативно отремонтировать поезд. Депо разделяются на две части:
Регламентный срок метрополитена предусматривает, что поезд необходимо отремонтировать и выпустить на линию за 10 дней.
В каждом депо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов.
Зачем нужно обтачивать колеса? Дело в том, что тоннели в метро достаточно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Профиль колесной пары очень сложный, он имеет до 15 разных граней для того, чтобы подвижной состав не сошел с рельсов.
В новых электродепо монтируют самые современные станции для обточки колес. Раньше в большинстве из них обточку можно было выполнить, только демонтировав колесную пару. Теперь здесь устанавливают станки проходного типа – то есть обточка проводится во время проезда поезда через станок.
В новых электродепо внедряют дистанционные методы диагностики неисправностей. Это значит, что ремонтная бригада сможет подготовить план работ еще до прибытия поезда в депо.
Ранее система уже зарекомендовала себя в двух электродепо РЖД, где обслуживаются скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка». В московском метро ее впервые внедрили в депо «Солнцево» и «Руднево».
Как работает метод дистанционной диагностики? На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков. Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если фиксируется какое-то отклонение от нормы, то в депо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.
Современные поезда метро типа «Русич» и сами оснащены большим количеством датчиков. Они занимаются тестированием всех систем и сигнализируют машинисту о любой неполадке. Машинист передает эту информацию в депо.
Некоторые агрегаты поезда до сих пор измерялись вручную. Например, износ колесной пары. Это отнимало у механиков много времени. Другое дело – система дистанционной диагностики. Если она определит износ колесной пары, то поезд сразу отправят на станок для обточки колес, который, как упоминалось выше, будет проходным.
При этом необходимые ремонтные показатели система сама передаст в депо на колесно-токарный станок: состав заводят на обточку, указывается нужный номер вагона и станок начинает работу.
В депо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Это важная составляющая часть любого проекта. Люди, которые работают на таком сложном транспортном объекте как метрополитен, должны иметь возможность отдохнуть и восстановить силы.
Помимо комнат отдыха там обустраивают душевые, раздевалки, столовые, медицинские кабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят медосмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности. Их оснащают мягкими креслами и диванами, для расслабления применяют методы аромо-, свето- и музыкотерапии.
В тренажерных залах работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме. На некоторых объектах есть даже спортплощадки.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве