Завершено строительство оборотного тупика за станцией «Аминьевская» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Сооружен однопутный отстойно-разворотный тупик, который предназначен для смены направления движения составов Большой кольцевой линии на участке от станции «Аминьевская» до «Проспекта Вернадского», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам заммэра, в дальнейшем однопутный тупик интегрируют в соединительную ветку к электродепо «Аминьевское», что позволит увеличить число поездов на линии и тем самым сократить время ожидания пассажиров на станциях.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
«БКЛ, как самая современная линия метро, включает большое количество технически сложных объектов и составных частей. Построенный тупик предназначен для съезда в строящееся электродепо «Аминьевское», которое будет обслуживать составы Большого кольца», – пояснил Бочкарёв.
Председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко добавил, что выдано заключение о соответствии объекта проектной документации и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
«Инспекторы вели постоянный надзор за строительством объекта. Специалисты подведомственного Центра экспертиз выполнили комплекс исследований качества выполненных работ», – отметил Игорь Войстратенко.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов уточнил, что в ходе строительных работ выполнена проходка тоннеля, уложены пути общей длиной 350 метров.
«Также смонтированы инженерные сети и системы безопасности. Оборотный тупик оснащен системами пожаротушения на случай возникновения внештатных ситуаций. На объекте установлено техническое оборудование и обустроена площадка для осмотра составов», – рассказал Юрий Кравцов.
Напомним, проект Большой кольцевой линии метро реализуется по поручению мэра Сергея Собянина. Длина БКЛ составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже доступны для пассажиров. Еще девять станций планируется открыть в этом году.
Большое кольцо свяжет существующие и перспективные линии московского метрополитена. У горожан появятся новые маршруты, которые позволят экономить до 45 минут в день, а линии метро разгрузятся до 25%.
Строительство метро в Москве