Китайская архитектура последних десятилетий – синтез традиционного и ультрасовременного. Использование природных материалов сочетается с новейшими технологиями, а строящиеся объекты могут быть как крупными, так и совсем небольшими. О пяти проектах бюро Alter Architects – в новом материале раздела «Уникальная архитектура».
Главная цель архитекторов этого бюро – достижение гармоничного сосуществования человека и природы. Согласно их концепции, любые архитектурные сооружения должны воздействовать на основные человеческие чувства и иметь следующие характеристики:
Цюйцзин – городской округ в китайской провинции Юньнань. Здание музея построено в 2015 году командой архитекторов бюро Alter Architects совместно с Hordor Design Group. Площадь музея превышает 18 тыс. кв. метров.
Крыша Музея истории Цюйцзин выполнена в форме перевернутой лестницы, которая описана архитекторами как «вертикальный пейзаж из бетона».
В обширную коллекцию исторических артефактов музея входит самая древняя ископаемая рыба в мире (Entelognathus primordialis) возрастом 419 млн лет и табличка Лунянь – первый известный объект в истории каллиграфии.
По замыслу архитекторов, войдя в музей зрители как бы поднимаются на бетонное плато, начиная свое знакомство с выставкой именно в этой стратегической точке пространства.
Вертикальная площадь определяется ступенями для процессий и вторящей ей эхом подвесной крышей. Ступенчатая подвеска огромной крыши представляет собой архитектурное заявление об «антигравитации».
Вертикальный пейзаж из бетона спускается с крыши на землю. По мере того, как зрители проходят далее, они проникают в ландшафт и достигают выставочной зоны, где пространство и человек сливаются в одно.
Задумка авторов проекта – не просто в уподоблении аналогиям места – террасному полю, ископаемому зерну или каллиграфическим штрихам, а в формальном выражении архитектуры, в диалоге между конкретным и абстрактным, знакомым и незнакомым.
Площадь построенного в 2019 году объекта составляет 2,6 тыс. кв. метров. Он расположен в портовом городе Сямынь на юго-восточном побережье Китая, который с 1842 по 1912 год находился под властью Британской империи.
Здесь замысел архитекторов бюро Alter Architects – в использовании во внутренней отделке панелей из особого природного материала, имеющего кристаллическую структуру.
Чтобы подчеркнуть натуральную красоту материала, архитекторы уделяют внимание организации освещения в здании.
Четырехугольная пирамида светового колодца простирается от крыши здания до потолка первого этажа, освещая музейный атриум в то время, как выставочное пространство на втором этаже и остальная часть помещений освещены лишь оставшейся частью светового люка здания и отраженным от наклонной внешней поверхности светового колодца светом.
Вертикальные каменные панели окружают горизонтальные, которые продолжают расти и образовывать различные демонстрационные залы окаменелостей. Структура здания представляет собой форму пронизанной декартовой сетки.
Ортогональная система колонн и балок по-разному освещена, что придает музейному пространству таинственный вид, напоминающий научно-фантастический фильм.
Демонстрационный культурный и спортивный центр китайско-французского экогорода Ухань площадью более 64,5 тыс. кв. метров построят к концу 2023 года.
Центр находится в переходной зоне между городским и природным пространством (вблизи расположен крупный промышленный одноименный город Ухань). Здание разделено на две части, культурный и спортивный центры, которые отделены друг от друга с восточной и западной сторон, а с центральной частью связаны через коридор.
Культурный центр расположен на западе, он включает профессиональный театр, библиотеку, музей науки и техники и многое другое. Спортивный центр находится на востоке, здесь оборудованы баскетбольная арена, бассейн и др.
Общий ландшафт состоит из озелененных крыш, террас, экологического и спортивного парков. Линейное и точечное озеленение закладываются в открытом пространстве вокруг здания и по обеим сторонам дороги.
Высаживаются вечнозеленые деревья, разбиваются газоны, а также применяется украшение живыми цветами, чтобы сформировать интегрированный рисунок озеленения из точек, линий и поверхностей.
Здесь снова ярко прослеживается цель архитекторов – создать город, охватывающий природу, проводящий интеграцию природы в город и ведущий к гармоничному сосуществованию человека и природы.
В ходе модернизации системы образования Китай отказывается от устаревшего менталитета, ориентированного на тестирование. Вместо этого здесь постепенно переходят на всестороннее обучение.
Спортивный центр построен по проекту бюро Alter Architects в июле 2019 года. Вместе со стадионом Пекинского технологического института создают вход в расширенный кампус.
Проект площадью более 15 тыс. кв. метров включает баскетбольный зал на 3 тыс. мест. Также здесь есть бассейн на 10 дорожек, помещения для занятий боевыми искусствами, тхэквондо, настольным теннисом и др.
Замысел проекта отвечает идее горизонтальности, заложенной в этом месте: с панорамным ландшафтом горной цепи Янь-Шань на заднем плане, современным постмодернистским кампусом на среднем и красивыми городскими парками на переднем.
Культурный центр WuliEpoch, построенный в 2018 году в Шицзиншане, занимает площадь почти 3 тыс. кв. метров.
Проект включает общественное пространство площадью около 1,5 тыс. «квадратов» и каток в 400 кв. метров.
При создании объекта целью архитекторов снова стало гармоничное сосуществование человека и природы. В то время как объект окружен великолепными видами гор, архитектура и дизайн интерьера также отличаются необычными решениями.
Вдохновляемые классическими китайскими домами, а также образом Великой Китайской стены, архитекторы решили применить камень в качестве материала.
Созданный благодаря этому единый тон со знаменитым сооружением древности придает проекту историческую значимость.
Проект интерпретирует и воплощает образы природы. Внутреннее пространство Центра изображает природу в цифровом виде.
Традиционный для искусства Китая образ осенней листвы представлен полем сверкающих деревянных ламинированных алюминиевых панелей.
Массив потолочных панелей меняет цвет с теплого желтого на белый, что напоминает об изменчивости природы. Намек на образ гор из традиционных полотен китайских мастеров создается различными изогнутыми массивами потолочных панелей.
Переработанные бетонные блоки собираются вместе таким образом, чтобы сформулировать отсылку к изогнутым природным поверхностям.
Созданные игрой освещения холмы и водопады показывают изменчивость и неподвижность природы (традиционная китайская идея двойственности Инь-Ян).
Автор: Иван Черепанов
Практикум «Дома А-класса» организовал выступление архитектора Сяоцзюнь Бу в рамках деловой программы выставки «АРХ Москва»
Источник информации и фото: архитектурное бюро Alter Architects, Практикум «Дома А-класса» и коммуникационное агентство Plan The Best
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве